Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование элементарных математических представлений




Образовательные задачи

Четвертый год жизни Количество и счет:

— учить различать количественные группы предметов и определять слова­ми (один — много, много — мало — один);

— учить находить, каких предметов в комнате много, а каких по одному;

— показывать, как следует сравнивать две группы предметов и выяснять (определять) количественные отношения (больше, меньше, поровну, оди­наково) без счета и называния числа;

— пользоваться при определении количественных отношений приемами наложения и приложения: последовательно накладывать один предмет на другой (или прикладывать один к другому).

 

Величина: учить определять величину предметов контрастных размеров (длин­ный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, легкий — тяжелый, большой — маленький).

Форма: знакомить с формой предметов (обследовать форму треугольника, круга, прямоугольника осязательно — двигательным и зрительным путем).

Ориентировка в пространстве: учить различать пространственные направления в непосредственной близости от себя (спереди — сзади, далеко — близко и др.).

Ориентировка во времени: учить понимать контрастные части суток (утро — вечер, день — ночь).

Пятый год жизни

Количество и счет:

— учить считать до 5—10 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы);

— показывать, как образовывать разные количественные группы предметов, называя их тем или иным числительным;

— учить при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже существитель­ное с числительным (два гриба, две елочки, четыре медвежонка) и отно­сить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;

— учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и на­званному числу, считать по осязанию, на слух.

Величина: учить выстраивать сериационные ряды, выкладывая предметы в ряд по длине, высоте и ширине в возрастающем (от самого меньшего до самого большого) и убывающем (от самого большого к самому меньшему) порядке, сначала на 3—4 предметах и со значительной разницей в размере (1—2 см), а затем на большем количестве (5—7 и т.д.) и с небольшой разницей в размере (0,5 см).

Форма:

— учить различать и называть круг, овал, а также треугольник, квадрат, пря­моугольник, шар, куб;

— выделять и обозначать словом форму реальных предметов (мяч — это шар, блюдо — овальное, тарелка — круглая, картина — прямоугольная) и частей человеческого тела (голова круглая, глаза овальные, зрачки круг­лые, уши овальные, а у некоторых животных треугольные).

Ориентировка в пространстве: различать не только направления (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево), но и двигаться в указанном направле­нии, определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе («Слева от меня мяч, справа от меня Саша», «Дерево далеко, карандаш близко»).

Ориентировка во времени: учить различать части суток и ориентироваться в последовательности названий ближайших дней (сегодня, завтра, вчера), вспо­миная, что было вчера, что происходит сегодня и что будет завтра.

Содержание психолого-педагогической работы

Количество и счет. Дети учатся определять, где один предмет, где много, где мало, где их несколько, сами составляют группу из предметов по одному, по два, по три, т.е. кто сколько принесет, чтобы составить группу под общим названием «много». При этом взрослый фиксирует внимание детей на том, как они дей-

 

 

ствовали («Эти собрали "много" из предметов по одному, этот собрал, принося "по два"» и т.д.).

Детям дают возможность определять количественные отношения, последо­вательно накладывая один предмет на другой (или прикладывая один к друго­му). Действуя таким способом, они учатся различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов.

Дети видят образование количественных групп в пределах 5^-10 и более, только сопоставляя две группы предметов («Один, два, всего два гриба. Один, два, три, всего три ежа. Три больше, два меньше»). При этом воспитатель вначале предъяв­ляет детям предметы, названия которых выражены словами только мужского или только женского рода («Тут три зайчика, а тут три грибка. Один, два, три. Три зайчика. Один, два, три — три грибка. Три и три поровну. Одна, две, три, четыре матрешки. Одна, две, три косынки. Четыре больше, три меньше» и Т-Д),

При последующих «встречах» с теми же ситуациями слова, обозначающие предметы, могут быть любого рода («Одна, две, три белки, один, два. три ореха. Белок и орехов поровну»).

Считая предметы в пределах 5—10 (и в больших пределах в зависимости от успехов группы), дети учатся называть числительные по порядку. \тсазывая на предметы, расположенные вначале в ряд, а затем и по-разному (по кругу, квадра­ту, трапеции, кучкой), относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе, согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительными.

Детям предоставляется возможность:

— действовать с предметами при определении равенства и неравенства групп, ориентируясь на количество входящих в них предметов (без счета и с называнием числительных, под счет);

— упражняться в воспроизведении на слух того или иного количества зву­ковых сигналов, в определении равенства или неравенства количества хлопков и кубиков, кружков и квадратиков и т.д.;

— считать и отсчитывать предметы из большого количества по образцу, на­званному числу, считать по осязанию, на слух (с закрытыми глазами);

— самим устанавливать равенство и неравенство групп предметов, опре­деляя их численность, когда предметы в группах находятся на различ­ном расстоянии друг от друга, расположены не в ряд, а по кругу, квад­рату или в виде любой другой фигуры, а также когда они различны по величине.

Воспитатель выясняет и обсуждает с детьми, чего у всех нас и у каждого из них по два (уха, глаз, рук, ног, бровей, щек, висков, коленок, локтей, пяток, ладоней и т.д.), чего только по одному (рот, нос, лоб, шея, живот, затылок, спина, лицо и т.д., голова одна), по пяти (пальцев рук и ног, ногтей на пальцах рук и ног).

Величина. Используя интерес детей к размеру окружающих предметов, их величине, воспитатель создает условия для сравнения их по длине, высоте, ши­рине и обозначения словом соответствующих параметров: длиннее, короче, оди­наковые (равные по длине), выше, ниже, одинаковые (равные по высоте), толще, тоньше, одинаковые (равные по толщине), глубже, мельче, одинаковые (равные по глубине), легче, тяжелее, одинаковые (равные по весу), больше, меньше, оди­наковые (равные по величине).

Маленькие дети определяют величину предметов контрастных размеров (длинный, короткий) и одинаковых (равные, одинаковые по длине).

 

На пятом году жизни детям предлагается выстраивать ряды предметов от самого короткого (низкого, узкого) до самого длинного (высокого, широкого) и наоборот (от самого длинного до самого короткого и т.д.). Они учатся рас­кладывать предметы в возрастающем или убывающем порядке вначале на 3— 4 предметах и со значительной разницей в размере (1—2 см), а затем и на большем количестве (5—7 и т.д.) и с небольшой разницей (0,5 см).

При работе с величиной предметов взрослый не забывает о том, что для условного обозначения величины движения рук не должны быть стереотип­ными. Так, произнося слово «большой» («большая», «большое»), взрослые обыч­но разводят руки в горизонтальной плоскости. В то же время следует предла­гать, например, круговое движение или движение по вертикали.

Форма. Дети обследуют форму осязательно-двигательным и зрительным пу­тем. Учатся находить знакомые формы в окружающих предметах, а также на себе («узнают себя»: голова круглая, глаза овальные, зрачки круглые, уши оваль­ные, а у животных треугольные, лицо овальное), на одежде (платье, кофточке, рубашке) есть кружки, квадратики, треугольники.

Организуя восприятие предметов, воспитатель учит выделять и обозначать словом форму реальных предметов (мяч — шар, кубики — кубы, блюдо — оваль­ное, тарелка — круглая, портрет, картина — прямоугольные, солнце, луна — круг­лые, месяц, как долька).

Ориентировка в пространстве. При движении в разных видах деятельности трехлетние дети учатся различать и указывать пространственные направления (от себя вперед, назад, сзади, направо, налево, слева, в непосредственной близо­сти или в ближайшем окружении).

Четырехлетние — уже не только могут указывать, но и двигаться в указан­ном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Кроме того, они определяют положение того или иного предмета, пока в основном по отноше­нию к себе, говоря при этом: «Впереди меня мяч, позади — паровоз», «Справа от меня Алена, а слева — Женя», «Далеко от меня — Галина, а близко — Милу-ся», «Вверху — потолок, а внизу — пол». Воспитатель инициирует практическую ориентировку детей, организуя их движение в разных направлениях, перестра­ивая детей и меняя каждый раз соседей каждого.

Ориентировка во времени. Как и все люди, маленькие дети живут во времен­ном пространстве. И чередование частей суток (утро, день, вечер, ночь), дней (се­годня, завтра, вчера) становится предметом их разговоров. Дети будут еще долго путать — утро это или день, вечер или уже ночь, завтра было или только еще будет. Проще всего дается «сегодня». Но в любом случае к «путанице» детей надо относиться с симпатией, помня, что самое главное — разговоры детей и взрослых с детьми, в процессе которых и уточняются все эти представления.

В младшем дошкольном возрасте в качестве основных условий развития элементарных математических представлений выступают:

— организованная взрослыми деятельность детей (игры с дидактическими материалами, дидактические и подвижные игры, конструирование и др.):

— повседневное взаимодействие и общение взрослых с детьми, в ходе кото­рых дети постигают пространственные, временные и количественные от­ношения.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с размером предмета и отношением «Часть — целое» осуществляется в процессе конструирования.

 

 

Ребенок понимает смысл решения задач на определение длины, ширины, вы­соты (широкая машина не въезжает в узкие ворота, их нужно расширить; что­бы построить домик, нужны стены, крыша, окна, имеющие разные простран­ственные характеристики).

Умение определять положение предметов относительно себя лучше разви-зать в процессе дидактических игр «Угадай, что впереди, что сзади?», в подвиж­ных играх «Кто дальше прокатит мяч?», «Куда пойдешь и что найдешь?» и др., в несложных играх типа лабиринта «Где спрятался зайчик?», -«Помоги Мишке найти свой дом» и др.

Количественные отношения детьми этого возраста познаются в ходе игр-занятий с разрозненными, но качественно дополняющими друг друга объекта­ми (каждой чашке подбирают блюдце, кастрюле — крышку, каждого зайца уго­щают одной морковкой, под каждую елку «сажают» грибок и др.). а также в дидактических играх «Лото», «Домино», в подвижных играх «Самолеты взлете­ли», «Поезд» и др. В ходе таких игр и игр-занятий дети практически устанавли­вают равенство-неравенство групп предметов. Постепенно в этот процесс вклю­чается счет, с помощью которого дети учатся выделять количество среди дру­гих свойств предметов.

Важный момент развития элементарных математических представлений детей пятого года жизни — формирование представлений о сохранении ко­личества (количество не зависит от других свойств предметов: размера, цвета, формы, их пространственного расположения). Для развития представлений о сохранении количества можно организовывать игры-занятия и дидактичес­кие игры «Утка с утятами», «Помоги маме собрать детенышей». «Куклы пля­шут» и др. Например, при подготовке к обеду дежурные дети раскладывают столовую посуду: тарелки, ложки, вилки, чашки. Воспитатель напоминает им, что на столах должно быть столько комплектов посуды, сколько детей будет обедать.

Важно использовать для развития элементарных математических представ­лений повседневные жизненные ситуации.

Взрослые дают возможность каждому ребенку и всем детям группы осваи­вать собственными руками, ногами, ушами, глазами пространство, в котором они живут. Если взрослый говорит: «До окна идти дальше, чем до двери», то каждый ребенок именно доходит до цели, и может быть, не один раз.

Если речь заходит о широком—узком, взрослые должны дать детям почув­ствовать и это: пощупать, сравнить предметы.

Большую роль в развитии элементарных математических представлений иг­рает речь взрослого. Когда ребенок ощупывает предмет, взрослый приговарива­ет и своей интонацией поддерживает тот смысл, в который погружает детей («А этот во-о-от какой длинный. А этот вот какой короткий»).

Взрослый не требует, чтобы дети повторяли слова, которые он употребляет. Главная его забота — насыщать жизнь детей грамотной речью.

Вне занятий взрослый наблюдает за свободной речью детей, поддерживает неожиданные, «не по теме» высказывания детей и, конечно, ни в коем случае не прерывает их разговоров.

Народные сказки, загадки, потешки, считалки, песни, хороводы, обязательно бытуют и на математических занятиях (в них заложен ритм, пересчет, образные числовые представления).

 

 

Дидактическая игра

Образовательные задачи

 

Четвертый год жизни:

развивать сенсорные способности детей, умение узнавать и называть цвет, величину, форму предметов (красный кубик, большая машина, круглое яблоко);

— обучать умению находить сходство и различие в предметах, группировать их по выделенным свойствам и назначению (кубики красного цвета, раз­ные машины, игрушки, зверушки);

— уточнять представления об окружающем (предметах быта, растительном и животном мире);

— развивать умение сравнивать две группы по количеству входящих в них предметов;

— приобщать к самостоятельным играм с дидактическими материалами.

Пятый год жизни:

формировать умения находить общее и различное в предметах, сравни­вать и группировать их по выделенным свойствам и назначению;

— развивать умение систематизировать предметы, различные по размеру;

— выявлять представления об основных эталонах формы и цвета;

— расширять и уточнять представления о количественных (равенстве — нера­венстве групп предметов с помощью счета) и пространственных отноше­ниях (далеко — близко, вверху — внизу, сзади — спереди, слева — справа);

— обогащать и активизировать словарный запас и речевое общение;

— приобщать к действиям в соответствии с правилами игр;

— воспитывать интерес к самостоятельным дидактическим играм.

Содержание психолого-педагогической работы

Дидактическая игра как деятельность и форма организации образователь­ного процесса используется для познавательного и прежде всего интеллекту­ального развития дошкольника.

Развивающая игра — это практика детей, в ходе которой они используют свой познавательный опыт для решения новых задач, а также обобщают и рас­ширяют его в новых условиях.

На четвертом году жизни познавательное развитие осуществляется в процессе игр с дидактическими материалами. Например, в играх «Цветик-семицветик», «Сде­лай букет», «Собери фигуры», «Дороги» можно развивать способность выделять и называть такие признаки предметов, как форма, цвет, размер и назначение.

В этом возрасте дети могут группировать предметы по одному из выделен­ных признаков, а затем выполнять игровые задания, ориентируясь не только на одно, но и на два свойства: цвет и форму, форму и величину и др. Например, в игре «Подбери окошки» дети выбирают каждой зверушке, которая живет в доме, ее окно. Каждое окно имеет свой цвет, обозначенный цветом рамы, и форму.

Постепенно у детей следует развивать способность устанавливать взаимо­связи предметов по цвету, форме, размеру, на основе которой им легче выделить количественные отношения.

 

Детей пятого года жизни, опираясь на приобретенный ими ранее познава­тельный опыт, в процессе дидактических игр можно учить не только группиро­вать предметы по качественным признакам, но и по назначению и давать вы­деленной группе обобщающее название (посуда, одежда, обувь, животные, рас­тения).

Особое внимание в этом возрасте следует уделять развитию у детей умения систематизировать предметы по возрастанию и убыванию степени проявления заданного свойства.

Постепенно в ходе дидактических игр дети овладевают общим способом упорядочивания предметов по выделенному свойству. Например, в игре «Кто быстрее соберет пирамидку» дети учатся общему способу упорядочивания пред­метов по величине в возрастающем и убывающем порядке. Для этого воспита­тель, наблюдая за игрой детей с новыми пирамидками, может предложить им: «А я могу собрать пирамидку с закрытыми глазами. Показать?» Собирает пира­мидку из 5 рассыпанных колец и просит детей догадаться, как он это сделал. Выслушав детей, он объясняет способ: каждый раз выбирать на ощупь из ко­лец самое большое и нанизывать его на стержень. После этого предлагает де­тям собрать пирамидку этим способом. В начале сборку начинают с самого большого кольца, а затем, наоборот, с самого маленького. В процессе таких игр у детей развивается умение ориентироваться не только на результат, но и спо­соб его достижения. Таким образом развивается элементарное представление об обратимости своих действий, что важно для их интеллектуального развития.

На основе счета, в том числе и на занятиях по формированию математичес­ких представлений, дети постепенно учатся выделять количественные отноше­ния и сравнивать количественные группы предметов.

В процессе игр с правилами типа лото, домино (например, «Найди столько же», «Сосчитай» и др.) у детей совершенствуются умения сравнивать группы по количеству входящих в них предметов. Начинает закрепляться представле­ние о сохранении количества. В процессе таких игр, как «Помоги завдюхе со­брать своих зайчат», «Утка с утятами», они начинают понимать, что количество не зависит от формы расположения и размера объектов.

В ходе игр «Что справа?», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Где чей дом?» продолжают развиваться представления о пространственных отношениях и уме­нии двигаться в указанном направлении.

Игры «Разложи по порядку», «Репка», «Теремок» помогают формировать у детей представление о последовательности изменений ситуации, с чем связано их понимание временных и пространственных отношений.

Помочь детям «открыть» количественные, пространственные отношения мож­но с помощью предметного моделирования, которое помогает наглядно их про­демонстрировать. Для этого необходимо, чтобы дети умели символически обо­значать объекты и оперировать этими символами. Можно организовывать игры, в процессе которых дети учились бы различать обозначающее и обозначаемое. Это лучше делать через хорошо знакомую детям игру. Например, когда боль­шинство детей еще не умеют считать до пяти, воспитатель включается в игру, отражающую семейный быт. Он может предложить поиграть в знакомую игру «Чаепитие». Вокруг маленького столика дети усаживают четырех кукол — гос­тей. Вместе определяют, что нужно поставить на стол столько чашек, блюдец и ложечек, сколько гостей пригласили. Как это сделать? Дети предлагают свои

 

варианты. Выслушав их, воспитатель объясняет: чтобы не забыть, сколько пред­метов посуды надо поставить для гостей, можно обозначить их количество с помощью фигур (количество гостей — четырьмя прямоугольниками, блю­дец — четырьмя квадратами, чашек — четырьмя кружками, ложек — четырьмя треугольниками). Договариваются, кто какую чайную посуду принесет. Дети берут свои фигуры и выполняют игровые задания. После этого проверяют: у всех ли гостей есть весь набор посуды. Выполняют эти задания дети легко, поскольку на занятиях математикой при ознакомлении с окружающим они это уже делали.

Постепенно дети начинают понимать, что количество можно обозначить с помощью совокупности фигур или других предметов.

Познавательное развитие в дидактических играх осуществляется в процессе взаимодействия взрослого с детьми, а также детей между собой. Основная зада­ча заключается в том, чтобы создать условия для перевода детей от игр, в кото­рых ведущая роль принадлежит взрослому, к играм, где он — равноправный участник, самостоятельным играм. Особую ценность в развитии самостоятель­ных игр младших дошкольников имеют дидактические материалы, построен­ные на основе принципа автодидактизма, в которых заложены способы конт­роля и оценки результата игровой деятельности. Например, собрать предметы из элементов разной величины, собрать предмет (или его часть) в соответ­ствии с величиной и формой рамки (отверстия), пазла, найти пару к заданному объекту и др.

Организовывать развивающие игры несложно, достаточно принести интерес­ную игрушку или другой новый материал и привлечь к нему внимание — дети тут же собираются вокруг воспитателя. Его задача заключается в том, чтобы лич­но заинтересовать игрой каждого ребенка. Дети с удовольствием включаются в совместную игру со взрослым, так как остро нуждаются в общении с ним.

Специфика дидактической игры как формы организации образовательного процесса заключается в том, что детям предоставляется право свободного вы­бора и добровольного в ней участия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...