Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Образовательные задачи
Четвертый год жизни: — развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обиходац — формировать первичные представления о труде взрослых; — знакомить с отдельными, предметами мебели, одежды, утвари; — развивать интерес ко всему живому, природе в целом, объектам живой и неживой природы, наиболее ярко выраженным сезонным явлениям; — воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой. Пятый год жизни: — продолжать развивать представления об устройстве человеческого жилья (в городе и деревне), предметах домашнего обихода; — формировать первичные представления о труде взрослых, хозяйственной деятельности (в доме, на улице, городе, деревне); — более расширенно и углубленно знакомить с предметами мебели, одеждой, домашней утварью, транспортом и учить правильному поведению на улице;
— развивать элементарные представления о вежливом поведении (уметь здороваться, прощаться, извиняться, предлагать свою помощь); — воспитывать стремление узнавать новое, задавать вопросы об устройстве и назначении различных приспособлений, сделанных руками человека; — развивать и поддерживать интерес к природе как первоначальную основу экологического образования; — формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с ней; — показывать, как человек приспособился жить в разных климатических зонах, как использует свои изобретения для защиты от погодных условий, поддержания жизни; — учить замечать происходящие в природе суточные и сезонные изменения, явления (дождь, распускание листьев, цветков, появление первоцветов, красота капелек дождя на листьях или деревья в инее, прилетают или улетают птицы), в группе, живом уголке — изменения во внешнем виде растений и поведении животных, выделять интересные объекты;
— формировать представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие — в озерах, третьи — на лугу), помогать устанавливать элементарные причинно-следственные связи в природе: между явлениями природы («С первым теплом появляются растения, насекомые, прилетают птицы, осенью птицы улетают на юг, так как им нечего есть зимой», «Чтобы сохранить животных, нужно беречь их места обитания»), между состоянием объектов природы и окружающей среды («Растениям нужны вода, свет, почва, животным — вода, пища» и т.д.); — инициировать проявления эмоционально-положительного отношения к окружающему, стремление поделиться своими впечатлениями со взрослыми и другими детьми, способность любоваться красотой природы, сопереживать живым существам; — воспитывать бережное отношение к природе, предметам, сделанным человеческими руками, не сорить, убирать за собой, не расходовать лишние материалы и ресурсы зря, выключать свет; — формировать элементарные умения предвидеть положительные и отрицательные последствия своего поведения по отношению к объектам природы («Если вовремя не покормить птичку, рыбку, они могут погибнуть», «Если не полить растение — оно завянет» и т.д.). Содержание психолого-педагогической работы На четвертом году жизни детей знакомят с тем, что люди должны в определенное время есть, пить, спать и что им для этого нужно, дают первые представления о том, что взрослые работают, дети ходят в детский сад, школьники учатся, побуждают ребенка говорить, как его зовут, сколько ему лет, называть имена других детей, рассказывать о своих игрушках, занятиях в течение дня.
Педагог формирует элементарные представления о домах, в которых живут люди, приготовлении пищи, посуде, одежде, о том, что предметы и вещи продаются в магазине. Воспитатель показывает ребенку существующие в окружающем мире закономерности и зависимости, учит наблюдать и обобщать происходящее («Если холодно — нужно теплее одеться», «Если темно — нужно зажечь свет», «Если
порвалась варежка — ее нужно зашить»). Ребенок учится замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных поступков («Чтобы съесть суп, нужно взять ложку; если ззять маленькую ложку, суп придется есть долго, поэтому столовая ложка для супа, а чайная — для запеканки», «Если приготовить маме к празднику открытку и подарок, она будет рада»). Воспитатель расширяет представления ребенка об окружающих его предметах. Он организует представления ребенка о мире так, чтобы тот видел сходные и различные свойства предметов (в кофейнике варят кофе, в кастрюле варят суп, кашу, компот, кисель, в чайнике кипятят воду). Воспитатель формирует у детей первые представления о взаимосвязях в природе на простейших примерах из ближайшего окружения («Растениям на клумбе нужны вода, свет, тепло, почва, к ним прилетают разные насекомые — бабочки, стрекозы, жуки, пчелы», «В почве живут дождевые черви, которые рыхлят землю», «Деревья поливает дождик и они хорошо растут»), о простых связях между погодными явлениями и их последствиями («Во время дождя бывает сыро, песок становится мокрым, появляются лужи» и т.д.). Знакомит детей с некоторыми признаками сезонных явлений (зимой выпадает снег, снег бывает разным (рыхлым, плотным), вода на морозе замерзает, поэтому можно строить ледяные горки; весной ярче светит солнышко, становится больше птиц, на огородах сажают овощи, на клумбах — цветы; летом тепло и даже жарко, на клумбах расцветают цветы; осенью становится прохладнее, с деревьев опадают желтые листья, идут дожди, в детском саду собирают урожай с огорода и т.д.). Он также организует наблюдения за сезонными изменениями по ряду признаков (становится холодно, желтеют листья, идет дождь, светит солнце, тает снег, бегут ручьи, появляются первые цветы, опадают.листья и т.д.), что способствует развитию у детей первых обобщенных представлений о временах года.
Дети и воспитатель отмечают результаты своих наблюдений в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, игре). Воспитатель предлагает им послушать фрагменты детских музыкальных произведений, напоминающих шум дождя, пение птиц, слушает с ними звуки природы. Воспитывает у детей эмоциональное отношение к природе («Посмотрите, какие красивые цветы выросли у нас в уголке природы», «Давайте покормим нашу птичку, а то она проголодалась», «Давайте польем растение, а то оно может засохнуть»). В этом возрасте дети нередко причиняют вред живым объектам. Поэтому зоспитатель должен обращать внимание детей на то, что к живым существам нужно относиться бережно, он формирует доброжелательное и одновременно осторожное отношение к животным, растениям, предупреждает об отрицательных последствиях вмешательства в природу («Если в лесу, на лугу рвать цветы, исчезнут многие насекомые — бабочки, жуки»). Знакомит детей с некоторыми правилами поведения в природе («Не нужно бросать мусор, срывать цветы, ломать веточки»), объясняет, почему этого нельзя делать. При этом запрещающим правилам всегда должна быть альтернатива («Нельзя рвать цветы, но можно их нюхать и рассматривать», «Нельзя ловить бабочек, но можно любоваться ими», «Нельзя разрушать палкой муравейник, но можно наблюдать за жизнью <гуравьев, их передвижениями по дорожкам»).
Воспитатель объясняет, почему нужно беречь воду, свет, создает условия для формирования у ребенка навыков рационального использования ресурсов (показывает, как и когда нужно закрывать водопроводный кран, какой струйкой можно помыть руки, полить растения). На пятом году жизни воспитатель формирует у детей первоначальные представления о том, что они живут в России, в определенном городе или селе, знакомит с 1—2 достопримечательностями этого места, флагом России, учит узнавать его, обсуждает, какие праздники отмечаются в разное время года, как к ним нужно готовиться, поддерживает наиболее яркие традиции и обычаи.
Объясняет, что относится к миру природы, а что сделано руками человека. Обсуждает с детьми, как устроена жизнь людей в городе или деревне. Воспитатель показывает, где и как переходят улицу, рассказывает о правилах поведения на улице. Проводя экскурсии в библиотеку, магазин, на почту, он рассказывает и показывает, как организован труд людей, что и для чего делают в этих местах. В разных видах деятельности (рисовании, конструировании, слушании художественной литературы и др.) воспитатель знакомит детей со спецификой зданий и их устройством в городе и селе. Учит детей, как нужно вести себя на участке детского сада, в лесу, парке, магазине, гостях, на общественной детской площадке, народном празднике, дне рождения у друга, в поликлинике, театре или цирке, транспорте, во время поездки, похода, путешествия. В этом возрасте воспитатель подробно знакомит детей с сезонными явлениями, делая акцент на взаимосвязях природных явлений («Осенью становится холодно, идут частые дожди, дуют ветры, опадают листья, исчезают бабочки, жуки, комары», «Некоторые птицы улетают, так как им нечем питаться, некоторые звери делают запасы или готовятся к зимней спячке, меняют окраску, чтобы быть незаметными на снегу», «Зимой мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий, большинство деревьев и кустарников остается без листьев», «Зимующие птицы часто прилетают к жилищу человека, чтобы найти еду», «Весной теплеет, тает снег, вырастают трава, листья, распускаются цветы, к цветам прилетают бабочки и жуки», «Летом солнечно, тепло, много трав, цветущих растений, созревают ягоды, фрукты, много бабочек, жуков, стрекоз и птиц, зверей, которые находят самый разный корм»). Воспитатель формирует представления о том, что человек тесно связан с природой («Ему нужны чистый воздух, чистая вода, люди любуются растениями, наблюдают за животными. Он должен выполнять определенные сезонные работы в каждое время года: весной — обрабатывать почву, сажать зерновые (хлеб) и прочие растения, ухаживать за кустами и деревьями. Летом — косить сено, сначала растить, а потом собирать урожай, беречь лес от пожара, тушить пожары, поливать растения. Осенью — собирать урожай овощей и фруктов, готовить землю к зиме. Зимой — расчищать дороги от снега, посыпать их песком, сбивать сосульки, обогревать дома. Круглый год человек заботится о самом себе, своем доме и одежде, о домашних животных и растениях. Для всех работ у него есть специальные инструменты и приспособления»).
Воспитатель рассказывает детям, что смена сезонов связана и с годовым циклом праздников, которые отмечают в детском саду, дома, в городе. Объясняет, как мы живем от праздника к празднику, как готовимся к ним, какие традиции существуют.
Объясняет на примере парка (леса, луга, озера), как животные, растения связаны между собой и с окружающей средой («На дубе вырастают желуди, кото-эые едят белки, птицы, кабаны, лесные мыши, лесных мышей ловит сова, лиса» и т.д.). Предупреждает попытки детей пугать птиц, ловить животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор на территории детского сада, в парке, сквере и объясняет, почему это нельзя делать, приводит альтернативные варианты действий шаблюдать за животными; наслаждаться растениями — нюхать и рассматривать цветы; любоваться красотой и чистотой участка). Обращает внимание на красоту природы в любое время года, учит детей замечать все, что происходит вокруг («Посмотрите, какие необычные облака плывут по небу», «Давайте найдем на клумбе самый красивый цветок», «Посмотрите, как интересно ползает дождевой червяк», «Давайте поищем одинаковые снежинки» и т.д.). Формирует представления о среде обитания домашних и диких животных I «Домашние живут с человеком (петух, кцэочка, цыплята, собака в будке, лошадь), за ними люди ухаживают (кормят, поятв содержат в чистоте)»). Рассматривает с детьми картинки с изображением домашних и диких животных, их детенышей. Объясняет, что дикие животные живут не с человеком, а в природных условиях «Волк, заяц, еж, лиса, медведь -— в лесу», «Лягушки, дикие утки — в озере» и т.д.). Нельзя по своей прихоти ловить животное в лесу, на лугу и приносить его домой, з детский сад, так как место диких животных — в природе. Дети знакомятся с природой на занятиях и в другие режимные моменты (на прогулках, во время экологических праздников, природоохранных акций, про-ектно-исследовательской деятельности и т.д.), на основе организации деятельности самих детей. Воспитатель обращает их внимание на целесообразность действий, на то, какой вариант поведения самый лучший (предлагает альтернативные решения, а дети совместно принимают оптимальное). При случае обращает внимание на правила поведения в разных ситуациях и поддерживает их соблюдение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|