Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Коммуникация»




Образовательные задачи

Четвертый год жизни

Речевое общение:

— налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях из жизни ре­бенка, об интересующих его предметах и явлениях, объектах живой и не­живой природы;

— стимулировать инициативные высказывания, обращения к взрослому с просьбами и предложениями;

— учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов, игрушек, картин, иллюстраций;

— привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок;

— строить высказывания, состоящие из 2—3 предложений;

 

 

— помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы-заместители, условные действия.

Словарь:

— обогащать словарь в связи с расширением ориентировки в окружающем;

— пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (суще­ствительными, глаголами, прилагательными, наречиями), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи);

— активизировать антонимы — слова с противоположным значением (боль­шой — маленький, хороший — плохой, далеко — близко);

— активизировать глаголы, придающие речи динамизм, организующие син­таксическую структуру предложения и создающие основу для коротких текстов повествовательного характера.

Грамматический строй речи:

— учить грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек, образуя отдельные трудные формы слов;

— развивать понимание и употребление предлогов (в, на, за, под);

— побуждать образовывать уменьшительно-ласкательные наименования, гла­голы совершенного и несовершенного вида;

— учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия жи­вотных и их детенышей в единственном и множественном числе (утка — утки, утенок — утята);

— содействовать построению предложений разной грамматической структуры. Звуковая культура речи:

— учить говорить громко, не торопясь, четко произносить слова;

— формировать умение вслушиваться в звучание слов;

— учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые соглас­ные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

— готовить к правильному произношению шипящих звуков;

— побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно про­изводить выдох через рот.

Пятый год жизни

Речевое общение:

формировать умение общаться со взрослыми на темы, выходящие за пре­делы непосредственно воспринимаемой ситуации» й способность к нала­живанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодея­тельной сюжетно-ролевой игре;

— учить поддерживать беседу, вести содержательный разговор, инициатив­но высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и пред­ставления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и дру­гих видах деятельности;

— при рассматривании картин, игрушек, предметов поощрять вопросы об интересующем ребенка явлении, высказывания и суждения в форме не­большого текста-описания или повествования (3—4 предложения), во­влекать в инсценирование коротких сказок.

Словарь:

— обогащать и активизировать словарь в процессе расширения представ­лений об окружающем мире и обогащения тематики общения детей со

 

 

взрослыми и сверстниками, организуя речевые ситуации, словесные игры, наблюдения, рассматривание картин, предметов и т.д.;

— пополнять словарь точными глаголами, меткими прилагательными, обоб­щающими наименованиями (игрушки, посуда, овощи, фрукты, мебель), на­речиями (высоко — низко, далеко — близко), антонимами (добрый — злой, хороший — плохой);

— учить оперировать словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию;

— поощрять многочисленные детские вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях;

— поддерживать пробуждение лингвистического отношения к слову (игры со звуками, рифмами, словотворчество), подводить к пониманию слов: «слово», «звук», «предложение».

Грамматический строй речи:

— совершенствовать грамматический строй речи в связи с обогащением словаря и расширением ситуаций обшения (рассказы из своего опыта, по картинке, игрушке, набору игрушек и др.);

— побуждать грамматически изменять новые слова, согласовывать их в пред­ложении по аналогии с известными, образовывать некоторые трудные формы: родительный падеж множественного числа существительных (нос­ков, гольфов, варежек), повелительное наклонение глаголов (нарисуй, спой, поскачи), формы глаголов (хотеть, лежать, ехать, бежать);

— упражнять в правильном использовании предлогов (под, около, между);

— активизировать словообразование названий детенышей животных, пред­метов посуды и др., обращать внимание на разные способы образования слов (сахарница, молочник, масленка);

— совершенствовать структуру простого предложения, способствовать ис­пользованию сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, предложений с прямой и косвенной речью.

Звуковая культура речи:

— совершенствовать восприятие речи и ее произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребенка быть ус­лышанным и понятым;

— совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слы­шать одинаковые звуки в ряду из 3—4 слов, подбирать 2—3 слова с задан­ным звуком, слышать выделенный звук);

— уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, добиваться правильного произношения всех звуков родного язы­ка (включая свистящие, шипящие и сонорные);

— совершенствовать дикцию (отчетливое произнесение слов и словосочетаний);

— развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

Содержание психолого-педагогической работы

Содержание речевого воспитания младших дошкольников составляют по­знание и обозначение словом явлений окружающей действительности, нала­живание взаимоотношений и речевого общения с окружающими, элементар­ное осознание языка (его звукового состава, словаря, грамматического строя).

 

Ребенок знакомится с многообразными объектами и явлениями, их свой­ствами, действиями, состояниями, строением и обозначающими их словами: названиями разных профессий, овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, одеж­ды, деталей и частей предметов, названиями действий и состояний («Мама ра­ботает учительницей, она готовит обед, стирает, гладит белье»), определениями I«Мама добрая, умная, красивая, любимая»).

Познавая причинно-следственные, временные, пространственные, количе­ственные и другие отношения, ребенок одновременно постигает способы их выражения в грамматических формах и конструкциях (единственное и множе­ственное число, падеж существительных, время и вид глаголов, сложноподчи­ненные предложения с придаточными причины, времени, цели и пр.). Ребенок осваивает многообразие грамматических средств (окончания -ов, -ев, -ей, нуле­вое в родительном падеже множественного числа, суффиксы -онок, -ниц, -ник, -тель, -щик в словообразовании). Например, в дидактической игре «Чего не стало?» использует грамматические формы (кисточек, ручек, фломастеров, нож­ниц, карандашей, тетрадей, блокнотов), в игре «На прогулку» выбирает себе чет­вероногих друзей (мышонка, лягушонка, лисенка, медвежат, ежат, бельчат), уст­раивая чаепитие куклам, ставит на стол чайник, сахарницу, молочник и задумы­вается (Для сахара — сахарница, а для конфет?.. — конфетница? для сухарей?.. — сухарница?»).

Дети учатся выражать причинные, временные и другие отношения в разно­образных сложноподчиненных предложениях. Так, в игре «Бывает — не быва­ет» они замечают нелепицы и, объясняя, почему нельзя сказать «кошечки зала­яли», «курочки заквакали», «волки по небу летают», используют в речи прида­точные предложения причины с союзом «потому что». В игре «Что для чего?» объясняют, зачем нужны ножницы, кисточка, ложка, употребляя придаточные предложения цели с союзом «чтобы».

Разговаривая, ребенок экспериментирует со словом и грамматическими фор­мами, познает их свойства. Дети усваивают взаимосвязь слов с противополож­ным значением (антонимы: большой — маленький, сильный — слабый, ум­ный — глупый), близких по значению слов (синонимы: мишка, мишутка, мед­вежонок, Топтыгин, кошка, киска, котя-коток), слов в словообразовательной паре (у лисы — лисенок, у лося — лосенок, для хлеба — хлебница, для сахара — сахарница, делал — сделал, читал — прочитал, ел — съел). Знакомятся с много­значными наименованиями (ручка у девочки, куклы, школьника, утюга, ящика, кастрюли, ножка у мальчика, стула, гриба, цветка, птички).

Для младшего дошкольника по-прежнему общение со взрослым выступает как основной источник развития языка, форм и функций речи.

Не менее важны для полноценного развития ребенка совместные игры со сверстниками. Играя рядом, дети испытывают радость от присутствия сверст­ника и его внимания к себе, комментируют свои игровые действия. Возникают совместные игры-развлечения, в которых дети словом обозначают роли, пред­меты-заместители, игровые действия, договариваются о совместных действиях, развитии сюжета, ведут несложный ролевой диалог. В самодеятельных играх развивается детское коммуникативное творчество.

Важную роль выполняют совместные игры детей, организованные взрослы­ми — народные, сюжетно-дидактические, театрализованные, дидактические. Они могут быть с широким общеразвивающим содержанием и узкодидактические

 

(фонетические, лексические, грамматические). Игры с широким общеразвива-ющим содержанием оказывают комплексное воздействие на речь: побуждают детей вступать в речевое взаимодействие (диалог), привлекают внимание к со­беседнику, его внешнему виду, голосу, характеру изображаемого им персонажа, вызывают ориентировку на звуковую сторону речи (звукоподражания) и ее лексический состав (образные выразительные слова), учат развивать сюжет, соотносить слово и выразительное действие, движение. Таковы народные игры («У медведя во бору», «Дед Мазай и зайцы», «Гуси-лебеди»), сюжетно-дидакти-ческие игры («Магазин», «Почта», «Выставка игрушек»), разнообразные игры по мотивам сказок и литературных произведений (игры-инсценировки, игры-драматизации), по мотивам произведений изобразительного искусства («ожив­ление» картины).

Словесные дидактические игры направлены на более дифференцированное решение задач речевого развития: активизацию глаголов, прилагательных, обоб­щающих наименований («Летает — не летает», «Узнай на вкус», «Съедобное — несъедобное», «Во саду ли, в огороде»), формирование способов словообразова­ния («На прогулку», «Угадай по описанию», «Чаепитие»), отработку правильно­го произношения того или иного звука («Узнай на ощупь», «Чудесный мешо­чек», «Узнай по голосу»).

Особый вид — словесные игры детей (на пятом году жизни) с карточками, на которых напечатаны слова: папа, мама, сынок и др. Дети изображают, как будто они их читают, ведя рукой под словом слева направо. С карточками организуют­ся игры «Найди пару», «Кого не стало?», «Летает — не летает», «Придумай пред­ложение», позволяющие развивать элементарные представления о слове и пред­ложении, произвольно строить предложения разной грамматической структуры.

Особое значение имеют самодеятельные игры детей со звуками, рифмами, словами, своеобразное экспериментирование с языком, спонтанно возникаю­щее в процессе организованных игр. Велика роль языковых игр в произведени­ях фольклора, авторского словотворчества, игр в перевертыши.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...