Художественно-эстетическое развитие
Характеристика возрастных возможностей
В младшем дошкольном возрасте эстетическое отношение к миру более многогранно. Это уже не только отношение к природе и окружающей предметной среде, но и к миру людей — к себе, родным, сверстникам, другим взрослым. Ребенок начинает видеть и оценивать свою внешность, приучается следить за чистотой рук, лица, одежды, учится аккуратно есть. Он начинает понимать, что красиво, а что безобразно в общении и отношениях людей. Эстетическое и нравственное объединяются в сознании и поведении конкретного ребенка. Младший дошкольник обладает более широкими возможностями как в приобщении к искусству, художественным образам, так и в овладении художественной деятельностью. Его отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, элементарное осознание их содержания. Слушая яркую, энергичную, четко организованную ритмически музыку марша, ребенок прежде всег
воспринимает ее общее приподнятое настроение и улавливает связь с определенным характером движения. В системе художественных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью и сенсорными способностями формируется художественное мышление. Ребенок сравнивает художественные образы между собой, соотносит их с соответствующими явлениями жизни и приходит к своим первым обобщениям.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» Образовательные задачи Четвертый год жизни: формировать привычку к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению со взрослым; развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову, желание участвовать в соответствующих игровых действиях, отвечать на простые вопросы, высказывать свое отношение к персонажам, вступать в ролевой диалог; вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников выразительное чтение или рассказы воспитателя;
учить следить за развитием действия в коротких стихотворениях, потешках, сказках с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, действия), передавать словами, действиями, жестами содержание произведения; поддерживать стремление повторять ритмически организованные строки и воспроизводить небольшие стихотворения; помогать узнавать героев литературных произведений и их действия при многократном чтении и рассказывании, драматизации, в иллюстрациях в знакомых и незнакомых книгах, игрушках (колобок, волк, козлята, Маша, медведь, лиса и др.). Пятый год жизни: развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики — сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание; расширять и обогащать мир ребенка представлениями о близком и далеком, сказочных героях и их характерах, реалистических событиях, поступках взрослых и детей, задавать вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его; знакомить как с разнообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями; привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях; создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений
изведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений;
— с помощью высокохудожественных иллюстраций учить следить за развитием действия, понимать и воспроизводить текст, представлять ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития его воображения; — развивать умение слушать и воспринимать художественную речь; — обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность, конструирование и др.; — вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры — бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту книгу.
Содержание психолого-педагогической работы
Для детей младшего дошкольного возраста предпочтительны следующие жанры художественной литературы: малые формы фольклора, сказки прозаические и поэтические, рассказы, стихи. Воспитатель знакомит детей как с отдельными произведениями, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. К 4—5 годам детям начинают читать произведения несколько большего объема — чтение с продолжением на следующий день. Читают детям ежедневно, выбирая для этого удобное время и соответствующие произведения (перед сном, перед едой, на прогулке и др.). Эмоциональная притягательность литературных образов для ребенка возрастает: — если художественное содержание доступно его восприятию; — литературный образ достаточно неопределенный; — художественное произведение преподносится ярко и выразительно; — ребенок выражает смысл художественного текста во внешних действиях; — импровизирует на основе литературных произведений. Педагогическая работа проводится в двух взаимосвязанных направлениях. Первое — организация восприятия самоценного художественного произведения как целостного и завершенного эстетического объекта. Воспитатель неоднократно читает одно и то же произведение, организует драматизацию и театрализацию, просмотр видеофильмов. Дети читают наизусть стихи (целиком или частично), усиливая выразительность чтения элементами драматизации. Они могут сами, когда захочется, взять понравившиеся им книги. Необходимо, чтобы воспитатель и сам искренне демонстрировал детям свои литературные предпочтения.
Второе направление предполагает создание условий для развития у детей воображения в процессе творческого преобразования отдельных художественных образов и синтеза нескольких образов. Воспитатель подбирает произведения на основе сходства или противоположности образов, сюжетов. Литературные впечатления обыгрываются в различных видах детской деятельности, воспитатель создает условия для активного эмоционального, игрового «проживания» детьми сказочных событий, ярких выразительных образов. Например, дети знакомятся не только с традиционной сказкой «Колобок», но и с ее вариантами, авторскими сказками, написанными по ее мотивам, рисуют, проигрывают эти сюжеты.
Знакомясь с циклами рассказов, объединенных одними и теми же персонажами, дети не только стремятся к новым встречам со знакомыми героями, но и вспоминают, прогнозируют, досочиняют происходящие с ними события. Воспитатель читает детям веселые стихи-перевертыши, дающие им возможность эдновременно почувствовать комизм ситуации и свою компетентность, укрепиться в знаниях о жизни. С помощью небылиц дети приобретают опыт внеситуативной речи, учатся строить предложения разной грамматической конструкции. Они с удовольствием вступают в игру: придумывают путаницы, «распутывают» нелепицы сверстников, пытаются аргументировать свои высказывания. Особую радость детям приносят загадки, они расширяют представления о явлениях и предметах окружающего мира, об их признаках и свойствах, помогают увидеть необыкновенное в обычных предметах, обогащают речь меткими словами, яркими сравнениями. Иллюстрации — одно из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действия и понимать текст. В связи с этим необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках. Дети 3—4 лет чаще всего воспринимают текст только в связи с конкретной картинкой, т.е. текст озвучивает картинку. Поэтому некоторые произведения должны непременно представляться ребенку без зрительной опоры для развития его воображения, умения слушать и воспринимать художественную речь. В особенности это касается произведений с высокой неопределенностью и выразительностью образов (малые формы фольклора, стихи).
Рекомендуемые произведения Четвертый год жизни Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки, пословицы и поговорки. «Солнышко, ведрышко», «Радуга-дуга», «Дождик-дождик, полно лить», «Сорока-сорока», «Сидит белка на тележке», «Жили у бабуси», «Заяц Егорка», «Дедушка Ежок», «Божья коровка», «Расти, коса», «Тили-бом! Тили-бом!», «Огуречик, огуречик», «Кисонька-мурысенька», «Мыши водят хоровод», «А баю, баю, баю, лежит Ваня на краю» и др. Поэзия: В. Жуковский «Птичка», А. Блок «Зайчик», М. Лермонтов «Спи, младенец...» (из стихотв. «Казачья колыбельная»), А. Кольцов «Дуют ветры...» (из стихотв. «Русская песня»), А. Плещеев «Сельская песня», А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); К. Чуковский «Телефон», «Мойдодыр», «Федо-рино горе», «Айболит»; 3. Александрова «Мой Мишка», А. Барто, из цикла «Игрушки», А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая», В. Берестов «Коза», «Петушки», «Бычок», «Веселое лето»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый»; С. Михалков «Песенка друзей», Н. Саконская «Где мой пальчик?», И. Токмакова «Медведь» и др. Стихи Г. Лагздынь, Саши Чёрного, Н. Пикулевой, Э. Мошковской, И. Токмаковой, Б. Заходера, В. Лунина и др. Проза: «Репка», «Колобок» (рус. сказка в обр. К. Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (рус. сказка в обр. М. Булатова), «Волк и козлята» (рус. сказка в обр. А. Толстого), «Заюшкина избушка» (рус. сказка в обр. О. Капицы), «Кот, петух и лиса» (рус. сказка в обр. М. Боголюбской), «Теремок» (рус. сказка в обр. Е. Чарушина), «Рукавичка» (укр. сказка в обр. Е. Благининой), «Пых» (белорус, сказка, пер. Н. Мялика), «Ленивая Бручо-лина» (итал. сказка в обр. Л. Вершинина), Л. Толстой «Три медведя», бр. Гримм «Сладкая каша» (нем. сказка, пер. Н. Жбанковой) и др.
Л. Толстой «Был у Пети и у Миши...», «Пришла весна, потекла вода...», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», «Козел», «Конь», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Павлова «Земляничка», В. Сутеев «Кто сказал "мяу"?», С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке», Е. Чарушин «Волчишко», «Корова», «Баран» и др.
Пятый год жизни Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки. «Божья коровка», «Дождик-дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!», «Стучит, бренчит», «Гуси вы, гуси», «Ножки, ножки, где вы были?», «Тень-тень, потетенъ», «Жил у бабушки козел», «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик погулять» (по Ф.Б. Миллеру) и др.
Поэзия: А.К. Толстой «Колокольчики мои» (отрывок), К. Бальмонт «Росинка», А. Плещеев «Осень наступила» (в сокращении), А. Блок «Ветхая избушка...», «Спят луга...», С. Дрожжин «Улицей гуляет...» (из стихотв. «В крестьянской семье»), И. Суриков «Зима», А. Майков «Голубенький, чистый...» (из стихотв. «Весна»), «Ласточка примчалась...», «Колыбельная песня», А. Пушкин «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне...»), «У лукоморья...» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»), В. Брюсов «Спи, мой мальчик...», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Н. Матвеева «Она умеет превращаться», М. Карем «Лгунишки». «Шире круг», С. Михалков «Где очки?», «Рисунок», «Дядя Степа — милиционер». С. Маршак «Пудель», стихи из цикла «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке». В. Берестов «Искалочка», 3. Александрова «Таня пропала», Е. Серова «Похвалити». А. Введенский «Сны», Л. Квитко «Ручеек»; И. Токмакова «Плим», «Дождик». «Где спит рыбка?»; Е. Благинина «Дождик, дождик...», «Посидим в тишине», Саша Чёрный «Приставалка», К. Чуковский «Путаница», «Закаляка», «Радость», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», Р. Сеф «На свете все на все похоже...», Б. Заходер «Волчок», «Кискино горе», Д. Хармс «Очень страшная история», Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» и др. Проза: «Смоляной бычок» (рус. сказка), «Жихарка» (рус. сказка в обр. И. Карнауховой), «Гуси-лебеди» (рус. сказка в обр. М. Булатова), «Заяц-хваста» (рус. сказка в обр. А. Толстого), «Коза-дереза» (рус. сказка), «Петушок и бобовое зернышко» (рус. сказка в обр. О. Капицы), «У страха глаза велики» (рус. сказка в обр. М. Серовой), «Лисичка-сестричка и волк» (рус. сказка в обр. М. Булатова), «Снегурочка» (рус. сказка), «Зимовье зверей» (в пер. И.Соколова-Микитова), «Три поросенка» (англ. сказка в обр. С. Михалкова); «Пирог» (норвеж. сказка, обр. М. Абрамовой), «Два жадных медвежонка» (венгер. сказка в обр. А. Красновой и В. Важдаева), Ш. Перро «Красная Шапочка» (в обр. А. Введенского, под ред. С. Маршака), С. Прокофьева «Великие холода», «Маша и Ойка», Л. Толстой «Спала кошка...», «Собака шла по дощечке...», «Хотела галка пить...», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», В. Сутеев «Мышонок и карандаш», В. Бианки «Лесной колобок — колючий бок»; С. Козлов «Необыкновенная весна», «Такое дерево», «Как Ослику приснился страшный сон», «Дружба»; Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился», Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; Н. Абрамцева «Дождик», «Чудеса, да и только», «Как у зайчонка зуб болел»; Е. Чарушин «Сказка, которую Никита сам рассказал», «Томка», «Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка не показался глупым», Ю. Коваль «Иней», «Дед, баба и Алеша», В. Бианки «Первая охота», В. Берестов «Как найти дорожку», В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают», М. Пришвин «Ребята и утята», Д. Хармс «Сказка», М. Зощенко «Глупая история», В. Драгунский «Он живой и светится...», Г. Остер «Эхо»; Г. Цыферов «В медвежачий час», «Град», «Как ослик купался», «Не фантазируй»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Д. Радович «Кроко-докодил», Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» (пер. с англ. Н. Шерешевской), А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переск. Б. Заходера) и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|