Опыт применения сестринского процесса в различных регионах Российской Федерации
В сентябре 2001 года на заседании правления Межрегиональной ассоциации медицинских сестер (МАМС) были определены регионы для проведения эксперимента по внедрению сестринского процесса, которыми явились Удмуртия, Омская, Ленинградская, Самарская и Архангельская области. При внедрении сестринского процесса в различных клиниках преследовались следующие цели: – улучшение качества сестринской помощи; – создание системы профессионального ухода за пациентами в отделениях; – улучшение условий пребывания пациента в стационаре; – повышение профессионализма медицинской сестры; – повышение престижа профессии медицинской сестры; – улучшение условий труда медицинской сестры на основе внедрения новых медицинских технологий; – внедрение научной организации труда; – снижение числа осложнений. Результаты внедрения сестринского процесса в Самарской областной клинике кардиологического диспансера отразились на многих показателях работы отделений: увеличилось число пациентов, которым было проведено необходимое лечение; увеличился оборот койки; по отзывам пациентов улучшился уход и возросло качество лечения. За время внедрения сестринского процесса со стороны пациентов не поступило ни одного нарекания. В отделениях клиники была введена должность медицинской сестры – координатора, основной задачей которой являлось управление и координация деятельности сестринского персонала по осуществлению сестринского процесса, организация взаимодействия с другими службами диспансера. Сами медицинские сестры стали получать больше удовлетворения от своей работы, повысилась их самооценка, возросло ощущение собственной значимости.
По отзывам врачей, значительно улучшилось уход за пациентами, которые с введением сестринского процесса находились под постоянным медицинским наблюдением, врач получает более полную информацию о самочувствии пациента. В рамках этой программы был разработан пакет необходимой сестринской документации, который включал: 1. Положение об организации сестринского процесса в лечебно – профилактическом учреждении; 2. Должностную инструкцию палатной медицинской сестры; 3. Карту действий медицинской сестры по уходу за пациентом; 4. Карту проблем пациента, 5. Стандартные листы сестринского ухода при основных заболеваниях; 6. Анкету для пациентов. Клиническое внедрение сестринского процесса было осуществлено и на базе гинекологического отделения Курганской областной больницы. Этому предшествовала большая подготовительная работа, включающая разъяснение содержания сестринского процесса медицинским сестрам и врачам отделения, подготовка новых должностных инструкций для медицинских сестер отделения, разработку сестринской документации, нового штатного расписания. Для осуществления сестринского процесса в отделении были организованы 2 сестринские бригады, каждая из которых обслуживала по 20 пациенток. Введена должность медицинской сестры – координатора и определены её должностные инструкции. В отделении большое внимание уделялось обеспечению высокой культуры общения и соблюдению должного внешнего вида. Помня о том, что медицинская сестра не просто исполнитель назначений врача, а творчески мыслящий, активный член лечебной бригады, они изменили стиль общения сестры с пациентками. В обязанность медицинских сестер входило объяснение пациенткам целей назначения препаратов и схем лечения, смысла соблюдения предписанного режима. В рамках своей компетенции медицинская сестра могла давать советы по режиму дня и диете. Для этого было проведено обучение медицинского персонала психологии общения.
Стремление к высокой культуре ухода, доброжелательность, незамедлительное оказание медицинской помощи и качественное выполнение назначений врача прививались молодым медицинским сестрами непосредственно в процессе работы. Были разработаны формы сестринской медицинской документации для осуществления сестринского процесса, которые включали: 1. Сестринскую историю болезни; 2. Стандарты ухода за пациентками; 3. Карту сестринского ухода и наблюдения за пациенткой; 4. Лист динамического наблюдения за пациентками после операции; 5. Анкету, заполняемую пациентками при выписке; 6. Карту оценки работы палатной медсестры. Результаты нововведения показали, что увеличилась пропускная способность отделения, сократилась средняя продолжительность лечения, возросла хирургическая активность и сократился процент послеоперационных осложнений. Эти показатели напрямую были связаны с внедрением сестринского процесса, что позволило повысить качество сестринского ухода и культуру работы отделения в целом. Анализ работы медицинских сестер, участвующих в эксперименте, проводился на основании изучения 100 сестринских историй болезни, а также 200 анкет, заполненных пациентками при выписке. Процентное соотношение проблем пациенток было следующим: 78% составили физиологические проблемы; 22% – психологические. Естественно, физиологические проблемы были преобладающими, однако, количество выявленных психологических проблем у пациенток хирургического отделения указывает на необходимость проведения медицинской сестрой большой работы и в этом направлении. При определении физиологических проблемна первом месте стояли проблемы, связанные с операцией, которые распределились следующим образом: 1. ограничение движения – 32%, 2. боли – 21%, 3. слабость – 18%, 4. нарушение функции мочеиспускания – 12%, 5. запоры и метеоризм – 8, 8%, 6. другие проблемы – 8,2%. В указанных проблемах четко было отражено состояние организма на конкретный период времени. Естественно, что медицинская сестра должна решать эти проблемы совместно с врачом, но определённую часть из них, как своевременное обезболивание, адекватное восполнение организма пациентки жидкостью она может решать самостоятельно.
Выявленные психологические проблемы, распределились следующим образом: 1. страх перед операцией – 38%, 2. тоска по дому – 29%, 3. плохой сон – 16,5%, 4. снижение настроения – 14,8%, 5. чувство одиночества – 1,7%. Необходимо подчеркнуть огромную роль медицинской сестры в реформировании сестринского дела, а также благотворное влияние, которое оказало внедрение сестринского процесса на качество сестринской помощи в гинекологическом отделении больницы. Работа старшей медицинской сестры гинекологического отделения Курганской областной больницы Н.Б. Ивановой и Л.П. Раковой по реализации сестринского процесса в 1999 году была удостоена почетного диплома 1 степени журнала «Главная медицинская сестра». Аналогичный эксперимент по осуществлению сестринского процесса был проведен в неврологическом отделении для грудных детей Вологодской областной детской больницы. В неврологическом отделении, развернутом на 40 коек, до 30% пациентов имели диагноз детского церебрального паралича. Экспериментальной площадкой был определен сестринский пост с нагрузкой 4-6 пациентов на одну медицинскую сестру. Была введена должность медицинской сестры – координатора. Медицинская сестра сама детально оценивала состояние пациента, составляла план сестринского ухода. Медицинская сестра – координатор получила новые возможности для контроля деятельности медицинских сестер по уходу. Лечащие врачи стали использовать дополнительную информацию о пациентах, полученную сестрами. В ходе эксперимента повысилось качество ухода, осуществляемого родственниками, при этом все мамы были вовлечены в процесс ухода за ребенком. Медицинская сестра обсуждала с мамой проблемы ребенка и обучала ее элементам ухода, включая обучение методике массажа, гимнастики и так далее. Результаты эксперимента были признаны положительными. Благодаря внедрению сестринского процесса улучшились показатели работы отделения, сократился средний срок пребывания пациентов в отделении на 4 койко-дня.
Согласно данным В.В. Кануриной (2001 г.) внедрение сестринского процесса в городской клинической больнице №36 г. Москвы так же потребовало ввести в штат некоторых отделений больницы должность медицинской сестры – координатора. Главной задачей медицинской сестры – координатора являлось внедрение в деятельность сестринского персонала нейрохирургического отделения современного сестринского процесса и его осуществление в отношении наиболее тяжелых пациентов. Медицинская сестра – координатор работала под непосредственным руководством заведующего отделением и старшей медицинской сестры и по сути являлась заместителем старшей медицинской сестры по внедрению сестринского процесса. Рабочий день медицинской сестры – координатора, как правило, начинался с ее участия в сдаче дежурства ночной медицинской сестрой на утренней конференции, при этом уточнялось состояние пациентов, выполнение назначений. Обязательно уточнялась информация о вновь поступивших в отделение пациентах. На утренней конференции медицинская сестра – координатор информировала врачей и медицинских сестер о состоянии сестринского ухода за пациентами отделения. После этого медицинская сестра – координатор совместно с палатными медицинскими сестрами обходила вновь поступивших пациентов. На основе обхода заполнялся лист «Первичный осмотр пациента», позволяющий оценить тяжесть состояния пациента и его потребности в сестринском уходе. Затем медицинская сестра-координатор совместно с медицинской сестрой составляла «План сестринского ухода». Для получения объективной информации о состоянии пациента палатная медицинская сестра 8 раз в сутки отмечала в «Листе динамического наблюдения» основные параметры состояния пациента и выполнение важнейших лечебных мероприятий. Медицинская сестра – координатор очень быстро, органически вошла в организационную структуру взаимодействия медицинских работников отделения, пациентов и их социально значимых лиц. Должность медицинской сестры – координатора облегчила труд врачей и старшей медицинской сестры, а палатные сестры имели возможность больше времени уделить пациенту, что улучшило качество ухода. По данным результатов суточного хронометрирования рабочего времени были сделаны следующие выводы: 1. должность медицинской сестры – координатора освободила старшей медицинской сестре 2 часа рабочего времени; 2. лечащим врачам – 1 час 30 минут; 3. палатной медсестре – 2 часа 30 минут.
Медицинская сестра-координатор совместно с заведующим отделением определяла основные направления деятельности и планировала этапы внедрения современного сестринского процесса в отделении, обсуждала итоги, трудности и нерешенные проблемы в работе. Вместе они регулярно обходили тяжелых пациентов отделения, обсуждали и корригировали планы сестринского ухода за ними. Для унификации сестринского ухода за пациентами отделения были разработаны стандарты сестринского ухода, адаптированные для данного отделения. Медицинская сестра – координатор играла главную роль во внедрении этих стандартов в практику. Взаимодействие медицинской сестры – координатора с лечащими врачами носило характер партнерских отношений. Они совместно обсуждали план ухода за каждым тяжелым пациентом, а также необходимость его коррекции. Медицинская сестра – координатор сама назначала профилактические мероприятия по предупреждению различных осложнений у пациентов (пневмоний, пролежней, контрактур и другие). Это экономило у лечащих врачей отделения до 1 часа 30 минут их рабочего времени. Подобная работа медицинской сестры – координатора существенно повысила престиж медицинской сестры, превращая их из помощников, исполнителей врачебных назначений в партнеров лечащих врачей. Весьма большое значение имело взаимодействие медицинской сестры – координатора со старшей медицинской сестрой отделения. По существу, старшая медицинская сестра делегировала медицинской сестре – координатору часть своих обязанностей по внедрению в отделении современного сестринского процесса, превратив её как бы в своего заместителя. Медицинская сестра – координатор докладывала старшей медицинской сестре о результатах контроля за работой палатных медицинских сестер по осуществлению ими сестринского процесса, а также совместно со старшей медицинской сестрой разрабатывала мероприятия по ликвидации выявленных недостатков. В ряде случаев старшая медицинская сестра совместно с медицинской сестрой – координатором проверяла полноту и правильность выполнения плана сестринского ухода палатными медицинскими сестрами. Одним из существенных разделов деятельности медицинской сестры – координатора в отделении являлось взаимодействие с палатными сестрами. Медицинская сестра – координатор не только определяла содержание сестринского ухода, но и обучала этому палатных медицинских сестер. Поэтому медицинская сестра – координатор должна не только хорошо знать основы сестринского процесса, правила ухода за пациентами, но и обладать необходимыми педагогическими навыками. Таким образом, литературные данные свидетельствуют о значительной клинической и экономической эффективности внедрения в клиническую практику сестринского процесса, необходимости введения в штат медицинского персонала должности медицинской сестры – координатора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|