Периоперативный процесс – как единый процесс активного ведения пациента в сестринском процессе
Любая операция – стрессовое состояние, является ли это большим хирургическим вмешательством, или небольшой операцией. Поступая, в стационар на оперативное лечение пациент испытывает стресс: он ограничен в свободе, в привычках, в общении, тревожится за исход операции. Он так же ощущает острую потребность в человеке, способном позаботиться о нем, решить его проблемы. Конечно, палатные медсестры, готовят пациента к операции, ухаживают за ним в послеоперационном периоде, но чаще всего это лишь исполнение распоряжений и назначений врача. Реализация сестринского процесса повышает роль и ответственность медицинской сестры в осуществлении периоперативного процесса, как единого процесса активного ведения пациента. Периоперативный процесс включает в себя три периода: 1. Предоперационный – начинается с беседы с пациентом в отделении и заканчивается оценкой его состояния в операционном блоке; 2. Интраоперационный период – охватывает промежуток времени с момента перемещения пациента на операционный стол и до перевода его в реанимационное отделение или отделение по профилю; 3. Послеоперационный период – время с момента помещения пациента в реанимационное отделение или отделение по профилю. Знакомство пациента с операционной медицинской сестрой начиналось накануне оперативного вмешательства, осведомленность об условиях, в которые он попадает, и положительно влияла на его психологический настрой, что не могло не сказаться на результате операции. Предоперационная беседа пациента с операционной сестрой способствовала достижению доверия между ними, так как именно она руководила процессом подготовки операционной, аппаратуры и многого другого, следила за соблюдением асептики и антисептики операционной бригады.
Операционные, сестры уже в предоперационном периоде, используя выработанную нами карту периоперативного процесса, проводили обследование пациента, выявляли проблемы и решали их на протяжении всего периоперативного процесса совместно с другими медсестрами отделения, врачами и вспомогательными службами. Операционные сёстры при осуществлении периоперативного процесса оценивали физиологический и эмоциональный статус пациента, степень подготовки его к операции, давали рекомендации палатным сестрам, общались с пациентом накануне оперативного вмешательства. Операционная медицинская сестра несла как моральную, так и юридическую ответственность за пациента, поскольку самостоятельно руководила принятием решений и действиями, связанными с его состоянием. Знание диагноза, состояния пациента, сопутствующих заболеваний и плана предстоящей операции давало операционной медицинской сестре возможность подготовиться к вероятным экстремальным ситуациям возникающим, во время операции и помогало, хирургической бригаде в выборе правильных решений. Предоставление пациенту информации о том, что будет иметь место в периоперативном процессе, помогало снизить его беспокойство. Демонстрация заботливого отношения к пациенту также повышало и чувство доверия к медицинскому персоналу. Пациент видел участие в его лечении не только палатных и процедурных медсестер, но и операционных сестер. Это положительно сказывалось на эмоциональном состоянии пациента. Операционная сестра накануне оперативного вмешательства планировала: – количество и ассортимент расходных материалов, – количество и соответствие хирургического инструментария, – количество операционного белья и материала, – наличие дополнительных приспособлений,
– наличие необходимой аппаратуры. Эти данные она заносила в Перечень расходных материалов для проведения оперативного вмешательства. Операционные сестры и в послеоперационном периоде продолжали контролировать состояние пациента, отмечая выявленные факты, и заносили их в карту периоперативного процесса. Проблемами пациента выявленными в ходе сестринского обследования являлись: – боли в области повреждения, – отек, – общая слабость, – нарушение сна, – беспокойство и страх перед предстоящей операцией (боязнь умереть во время операции) – беспокойство по поводу своего заболевания, – лихорадка, – дефицит знаний о хирургическом вмешательстве, – ограничение самообслуживания. Выявленные проблемы пациента в предоперационном периоде формировались в сестринские диагнозы и расписывались в план сестринских вмешательств, например: 1. если сестринский диагноз формулировался как «боль в области повреждения», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий: – максимальный покой, – контроль применения обезболивающих средств, – создание удобного положения. 2. если сестринский диагноз формулировался как «беспокойство и страх перед предстоящей операцией», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий: - беседа с пациентом, - контроль применения успокаивающих средств. 3. если сестринский диагноз формулировался как «ограничение самообслуживания», то план независимых сестринских вмешательств состоял из следующих мероприятий: – помощь пациенту в транспортировке на операционный стол, – контроль за укладкой пациента на операционном столе. В интраоперационном периоде операционная медицинская сестра выявляла новые проблемы и формулировать новые сестринские диагнозы, например «нарушение целостности кожных покровов вне операционного разреза». В таком случае сестринский план включал: – контроль за правильным расположением пациента на операционном столе, – поддержание целостности кожных покровов (устранение чрезмерного давления фиксирующего ремня). 2. При формулировании сестринского диагноза «Риск развития кровотечения» сестринский план включал:
– контроль наличия анализов: а) на группу крови, б) на резус фактор, в) на время свертывания крови, г) на длительность кровотечения, – проведение контроля совместимости крови донора и пациента (биологическая проба), – комплектацию набора инструментов для остановки кровотечения и гемостатических средств, – проверку диатермокоагуляционной электрохирургической аппаратуры. Эти данные отражались медицинской сестрой в Карте периоперационного процесса и в Перечне расходных материалов. В послеоперационный периоде операционная сестра контролировала состояние кожных покровов, наличие асептической повязки и гипсовой лангеты, устройства для активного дренирования ран. Когда все запланированные в предоперационном и интраоперационном периодах мероприятия были выполнены, операционная медицинская сестра планировала новые мероприятия для решения выявленных проблем после операции. Например, при диагнозе «боль в послеоперационной ране» она осуществляла: – максимальный покой, – создание удобного положения, – контроль за своевременностью применения и характером обезболивающих препаратов. При постановке сестринского диагноза «Страх возникновения боли при перевязках», сестринские вмешательства включали: – беседу с пациентом, – контроль за обезболиванием при перевязке. Оценка эффективности проводимых сестринских вмешательств в отделении оценивалась операционной сестрой по следующей схеме: а) температура тела нормальная (повышена) б) послеоперационные швы: – чистые – сухие – гиперемированы в) устройство для активного дренирования ран функционирует (не функционирует) г) общее эмоциональное состояние: – хорошее – удовлетворительное Оценка этих параметров производилась на 1-е, 3-е и 5-е сутки после операции. Ведение такой карты операционными сестрами позволило: 1. улучшить качество оказания сестринской помощи пациентам; 2. создать единую команду врач – медицинская сестра; 3. повысить интерес к работе операционных медсестер; 4. вести учет расходных материалов, необходимых для оперативного вмешательства; 5. ответственно относиться к каждому оперативному вмешательству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|