Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и правила составления финансовой отчетности

 

Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность.

Принцип начисления исходит из того, что доходы и расходы организации отражаются в учете по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, этот принцип предполагает:

- признание результата операции по мере ее совершения (реализации);

- отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;

- формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.

Применение принципа начисления обеспечивает признание доходов и расходов по мере возникновения экономических выгод и потребления ресурсов. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только о прошлых сделках, включающих оплату и поступление денежных средств, но и о будущих обязательствах заплатить денежные средства и будущих поступлениях денежных ресурсов.

Принцип непрерывности деятельности предполагает, что организация действует и будет продолжать действовать в обозримом будущем. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов, если же существует намерение ликвидации или банкротства или необходимость, то финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:

- отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;

- производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;

- осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.

При составлении финансовой отчетности руководство должно оценивать способность организации продолжать свою деятельность. Финансовая отчетность должна составляться на основе принципа непрерывности деятельности, если только руководство организации не намеревается или не имеет причину рассматривать вероятность того, что организация будет ликвидирована или прекратит свою деятельность.

Когда руководство в процессе формирования мнения осведомлено о существенных неопределенностях, связанных с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации осуществлять свою деятельность в дальнейшем, эти неопределенности должны раскрываться в Пояснительной записке.

Когда финансовая отчетность составляется не на основе принципа непрерывности деятельности, этот факт должен раскрываться так же, как и та основа, на которой составляется финансовая отчетность, и причина, по которой организация не считается непрерывно действующей.

При оценке того, выполняется ли принцип непрерывности деятельности, руководство организации должно учитывать всю имеющуюся информацию на будущее, которая должна охватывать, по крайней мере, двенадцать месяцев с отчетной даты.

Когда организация произвела удачные операции и имеет в своем активе свободный доступ к финансовым ресурсам, заключение о том, что принцип непрерывности деятельности выполняется, достигается без проведения подробного анализа. В других случаях руководству, возможно, потребуется рассмотреть факторы, сопряженные с текущей и предполагаемой рентабельностью, графиками погашения обязательств и дополнительными источниками финансирования, прежде чем оно утвердится в применимости принципа непрерывности деятельности организации.

При составлении финансовой отчетности необходимо учитывать ее основные качественные характеристики. [2]

Качественные характеристики предъявляются к финансовой отчетности с целью получения полезной для пользователей информации. Основными качественными характеристиками являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Понятность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям, однако для этого пользователи должны иметь достаточные знания о бизнесе, экономической деятельности и бухгалтерском учете и желание изучать информацию с должным старанием.

При этом необходимо учитывать, что информация о важных вопросах, которые должны быть отражены в финансовой отчетности, не должна исключаться только из-за того, что может оказаться слишком сложной для понимания определенными пользователями.

Понятность не обязательно означает простоту. Она означает, что отчеты должны соответствовать возможностям и знаниям определенных пользователей.

Например. Отчеты о комплексной экономической деятельности, предназначенные для пользователя-эксперта, могут быть крайне сложными. Отчеты по простым вопросам, предназначенные для пользователей, имеющих небольшие базовые знания или не имеющих их вовсе, должны быть простыми и доступными к пониманию. [6, c. 20]

Уместность. Для обеспечения полезности информации, она должна быть уместной для пользователей, принимающих решения. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.

Например. Пользователи-акционеры (участники) заинтересованы в определении прогнозов относительно дивидендов. Значит, необходима информация или расчеты распределения дохода в резервный капитал, расчеты средневзвешенной стоимости акций и т.д. Если в течение отчетного периода возникли доходы и расходы от нестандартных или редко встречающихся операций, необходимо обязательно раскрыть обстоятельства их совершения. Эта информация будет уместна для того, чтобы пользователи представляли себе, что. например, доход, полученный от такой операции, в следующем отчетном периоде вероятно не возникнет.

Уместность информации определяется следующими признаками: существенностью, своевременностью и рациональностью.

Существенность информации определяется ее наличием и достоверностью.

Своевременной считается информация, полученная в период времени, позволяющий принять адекватное управленческое решение.

Рациональной можно назвать такую информацию, стоимость обеспечения которой меньше выгоды, полученной от ее использования.

Надежность.

В целях достижения полезности информации она также должна быть надежной. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи могут принять ее как правдиво представленную. Надежная информация по своей сути должна быть достоверной.

Информация может быть уместной, но ненадежной по своему характеру или представлению, и тогда ее признание может быть дезориентирующим.

Пользователь должен иметь возможность в высокой степени доверять представленной ему информации. Это не обязательно означает, что информация должна быть фактически правильной, но она должна быть максимально заслуживающей доверия и правдивой.

Например. Организации предъявлен иск, который может быть оспорен, сумма иска может быть не признана в балансе полностью или частично, но в пояснительной записке необходимо раскрыть всю информацию по рассматриваемому событию.

Желательно, чтобы информация прошла независимую проверку, например независимым официальным аудитором, в этом случае значительно повышается уровень ее достоверности. Однако не проверенная (или не проверяемая) информация лучше, чем вообще ее отсутствие.

Надежная, достоверная информация имеет следующие основные признаки:

- нейтральность – информация должна быть нейтральной в целях обеспечения ее надежности. Финансовые отчеты не являются нейтральными, если информация в них представлена таким образом, что позволяет достичь заранее предполагаемой цели. Иными словами, информация в отчетах не должна быть сфабрикованной, фальсифицированной и субъективной, а должна отражать только те факты, которые реально имели место. Она должна быть свободной от субъективности при принятии решений заинтересованными пользователями с целью получения предопределенных результатов;

- осмотрительность – это соблюдение в процессе принятия решений достаточной меры осторожности в оценке активов и пассивов. При этом предполагается, что актив или доход не преувеличены, а обязательства и затраты не занижены. Это означает, что признание доходов происходит только при условии фактического получения выгоды или при наличии высокой степени уверенности в ее получении, а признание расходов и потерь происходит по мере появления реальной возможности их возникновения;

- полное представление – информация должна полностью отражать факты хозяйственной деятельности, т.е. баланс должен полностью представлять все сделки, которые приводят к возникновению активов и обязательств, а Пояснительная записка должна раскрывать всю информацию, которую невозможно представить в балансе;

- преобладание сущности над формой – информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделок и иных фактов хозяйственной деятельности, сколько их экономическую сущность. В случае несоблюдения этого принципа считается, что пользователь финансовой отчетности введен в заблуждение. Это связано с тем, что юридическая и экономическая сущность события может не совпадать.

Суть принципа – приоритет имеет экономическое событие, а не юридический документ, его подтверждающий. Это не означает, что в содержании всех документов экономическое содержание не совпадает с юридической сущностью. [6, c. 21]

Например. Бухгалтер выписал чек на получение денег в банке, подписал его у руководителя. В обычных условиях отражение этой операции производится при получении выписки банка. Но требования принципа таковы, что в учете эта операция должна отражаться сразу после подписания чека.

Например. Не погашенные в реальный срок суммы кредиторской задолженности в бухгалтерском учете числятся до того момента, когда истечет срок исковой давности на условиях и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Однако бывает так, что заранее известно, что долг не будет погашен, но он продолжает числиться в учете только потому, что не истекло 3 года. В этом случае предприятие должно списать задолженность для достоверного представления своего финансового положения, не дожидаясь истечения этого срока.

Если четко, и не задумываясь, следовать этому принципу, то для отражения в учете теряют свое назначение такие документы, как акты выполненных работ, оказанных услуг, счета, накладные и т.п. Многие бухгалтеры не отражают в учете факт выполнения каких-либо работ только потому, что заказчиком еще не подписан акт об их выполнении, несмотря на то, что факт реализации уже свершился, то есть возникает разница между экономической и юридической сущностью. В этом случае, следуя этому принципу бухгалтер обязан отразить в учете результат на основании свершившегося факта, а не оформленного документа.

Однако воспринимать это как возможность отказа от оформления документов ни в коем случае нельзя, т. к. в юридическом и налоговом аспекте эти документы необходимы для подтверждения действий или событий. Поэтому в практической деятельности достаточно сложно следовать этому принципу и в таком случае необходимо прибегать к профессиональному суждению для своевременного принятия решения и, может быть, нарушать этот принцип.

Сопоставимость

Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность организации за разные периоды для того, чтобы определять тенденции и динамику в ее финансовом положении и результатах деятельности. Кроме этого, также должна быть предоставлена возможность сравнивать финансовую отчетность разных организаций с тем, чтобы оценивать их относительное финансовое положение, результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Таким образом, оценка и отражение финансовых результатов от аналогичных операций и других событий должны осуществляться по методологии, единой как для одной организации на протяжении ее существования, также и для сравнения разных организаций.

Важным условием сопоставимости как качественной характеристики является то, что пользователи информируются о вариантах учетной политики, использованной при подготовке финансовой отчетности, любых изменениях в ней и результатах этих изменений. Пользователи должны уметь определять различия между вариантами учетной политики для аналогичных операций и других событий, применяемых организацией из периода в период, а также другими организациями. [6, c. 22]

Информация, содержащаяся в финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других предприятий, для идентификации динамики финансового положения и результатов деятельности. Поэтому измерение и отражение всех хозяйственных операций должны проводиться последовательно, в соответствии с выбранной учетной политикой.

Вышеизложенные принципы и характеристики исключительно важны для подготовки финансовой отчетности и должны быть использованы по возможности в комплексе, особенно если данные такой отчетности будут влиять на принятие управленческих или инвестиционных решений.

Составлению отчетности предшествует значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному графику. Эти обстоятельства придают особое значение отчетности, в основе которой лежит бухгалтерская информация. Вот почему функциональная роль современного бухгалтера состоит не только в фиксировании хозяйственных операций, но и в планировании, контроле и разработке, а также подготовке экономических решений по улучшению деятельности своего предприятия.

При составлении отчетности следует придерживаться таких правил:

- все хозяйственные операции, проведенные в отчетный период, а также результаты инвентаризации, нужно отражать полностью;

- данные аналитического учета необходимо привести в соответствие с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца;

- показатели финансовых отчетов и балансов должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учетов;

- данные вступительного баланса должны совпадать с данными утвержденного заключительного баланса. Если на отчетный период были изменения, то причины этого следует объяснить;

- если в отчетности текущего или прошлого года были обнаружены искажения, то производятся изменения в отчетности соответствующего отчетного периода;

- осуществлять надлежащее оформление оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации.

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств не менее одного раза в год. [7]

Результаты инвентаризации имущества оформляется сличительной ведомостью, а расчетов с дебиторами и кредиторами – актом сверки расчетов. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в следующем порядке:

- излишки подлежат оприходыванию и зачислению в доход предприятия;

- убыль (потери) ценностей в пределах установленных норм естественной убыли списывается на расходы предприятия;

- недостача, а также потери сверх норм естественной убыли (бой, порча и лом ценностей) относятся на виновных лиц.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Перед составлением годовой финансовой отчетности, кроме инвентаризаций всех статей баланса необходимо:

- обеспечить полное поступление в бухгалтерию документов из цехов (отделов), складов, от подотчетных лиц и т.д.;

- включить все расходы за отчетный период в себестоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг);

- полностью отразить в учете расходы периода;

- списать остаток неиспользованного резерва по сомнительным долгам и прочим резервам;

- списать соответствующие суммы доходов и расходов будущих периодов, падающих на данный отчетный период;

Проверенные данные Главной книги и других регистров (машинограмм) служат основанием для заполнения бухгалтерского баланса и других форм финансовой отчетности.

Организация должна четко выделять каждый из финансовых отчетов и примечаний к ним и отделять их от прочей информации, содержащейся в том же документе. Помимо этого, организация выделяет следующую информацию и повторяет ее в случаях, где таковое необходимо для понимания представляемой информации:

1) название организации и любые изменения в ее названии, произошедшие с конца прошлого отчетного периода;

2) указание, охватывает ли финансовая отчетность отдельную организацию или группу организаций;

3) дата окончания отчетного периода и периода, охватываемого финансовыми отчетами;

4) валюта отчетности;

5) там, где уместно – степень округления, использованного при представлении сумм в финансовых отчетах.

Оценка элементов финансовой отчетности – определение денежных сумм, по которым данные элементы признаются и фиксируются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. [2]

Бухгалтерский баланс представляет активы, обязательства и капитал субъекта по состоянию на определенную дату.

Бухгалтерский баланс, должен включать в себя следующие суммы:

1) денежные средства и эквиваленты денежных средств;

2) торговую и прочую дебиторскую задолженность;

3) финансовые активы;

4) запасы;

5) основные средства;

6) нематериальные активы;

7) биологические активы;

8) инвестиции, учтенные по методу долевого участия;

9) итоговая сумма долгосрочных активов, классифицированных как предназначенные для продажи, и активов, включенных в группы на выбытие и классифицированных как предназначенные для продажи;

10) торговую и прочую кредиторскую задолженность;

11) финансовые обязательства;

12) обязательства и активы по текущим налогам;

13) отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы;

14) обязательства, включенные в группы на выбытие, классифицируемые как удерживаемые для продажи.

15) оценочные обязательства;

16) доля меньшинства, представленная отдельно от капитала акционеров материнской организации;

17) капитал, относимый на акционеров материнской организации.

Отчет о прибылях и убытках должен включать в себя все статьи доходов и расходов, признанных за период

Отчет о прибылях и убытках, должен включать в себя следующие суммы:

1) доход;

2) затраты на финансирование;

3) долю прибыли или убытка от инвестиций в ассоциированную организацию и совместную деятельность, учитываемых по методу долевого участия;

4) расходы по уплате налогов;

5) единую сумму, составляющую итоговую сумму из прибыли или убытка после налогов от прекращенной деятельности и прочего дохода или убытка после налогов, признанного при измерении справедливой стоимости, за вычетом затрат на продажу или выбытие активов;

6) прибыль или убыток.

Отчет об изменениях в капитале содержит прибыль или убыток за период, статьи доходов и расходов, признанных напрямую в составе капитала за период, влияния корректировок ошибок и изменений в учетной политике за период, и – в зависимости от формата отчета об изменениях в капитале, которого придерживается субъект – суммы инвестиций, произведенных владельцам капитала субъекта, и суммы дивидендов и иных распределений выплаченных им за период.

Организация представляет отчет об изменениях в капитале, показывая непосредственно в самом отчете:

1) прибыль или убыток за период;

2) каждую статью дохода и расхода за период;

3) общую сумму доходов и расходов за период;

4) по каждому компоненту капитала влияние изменений в учетной политике и корректировки ошибок. [5]

Отчет о движении денежных средств содержит в себе информацию об изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств субъекта за период с подразделением таких изменений на изменения от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

В отчете о движении денежных средств организация показывает потоки денежных средств за период, классифицированные по принадлежности к операционной деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности.

Потоки денежных средств от операционной деятельности преимущественно извлекаются из основной приносящей доход деятельности предприятия. Таким образом, как правило, они являются результатом операций и других событий, учитываемых при определении прибыли или убытка. Примерами потоков денежных средств от операционной деятельности являются:

1) денежные поступления от продажи товаров и предоставления услуг;

2) денежные поступления от роялти, сборов, комиссионных вознаграждений и прочая выручка;

3) денежные платежи поставщикам за товары и услуги;

4) денежные платежи служащим и от их лица;

5) денежные платежи или возмещения налога на прибыль, за исключением случаев, когда они могут быть отнесены к инвестиционной или финансовой деятельности;

6) поступления денежных средств и платежи в рамках инвестиционных договоров, договоров займа и иных договоров, удерживаемых для заключения сделок или в торговых целях, которые рассматриваются как запасы, приобретенные специально для перепродажи.

Некоторые операции, такие как продажа единицы оборудования, могут привести к возникновению прибыли или убытка, который включается в результат деятельности. Однако движение денежных средств, связанное с такими операциями, является движением денежных средств от инвестиционной деятельности.

Денежные потоки от инвестиционной деятельность представляют собой затраты, произведенные с целью формирования ресурсов, предназначенных для генерирования будущего дохода и потоков денежных средств.

Примерами движения денежных средств от инвестиционной деятельности являются:

1) выплаты денежных средств для приобретения основных средств (включая самостоятельно произведенные средства), нематериальных активов (включая капитализированные затраты на разработку) и прочих долгосрочных активов;

2) денежные поступления от продажи основных средств, нематериальных и других долгосрочных активов;

3) денежные платежи для приобретения долевых или долговых инструментов других субъектов и долей участия в совместной деятельности;

4) денежные поступления от продажи долевых или долговых инструментов других субъектов и долей участия в совместной деятельности;

5) авансовые платежи денежных средств и кредиты, предоставленные другим сторонам;

6) поступления денежных средств от возврата авансов и кредитов, предоставленных другим сторонам;

7) денежные платежи по фьючерсным и форвардным контрактам, опционам и свопам, кроме случаев, когда эти контракты удерживаются для заключения сделок или в торговых целях, или эти платежи классифицируются как деятельность по финансированию;

8) денежные поступления от фьючерсных и форвардных контрактов, опционов и свопов, кроме случаев, когда эти контракты удерживаются для заключения сделок или в торговых целях или поступления классифицируются как деятельность по финансированию.

Примерами движения денежных средств от финансовой деятельности являются:

1) денежные поступления от эмиссии акций или других долевых инструментов;

2) денежные платежи владельцам для приобретения или выкупа акций субъекта;

3) денежные поступления от выпуска необеспеченных облигаций, займов, векселей, обеспеченных облигаций, закладных и других краткосрочных и долгосрочных заемных средств;

4) денежные погашения взятых в кредит сумм;

5) денежные платежи арендатора для уменьшения непогашенной задолженности по финансовой аренде.

Организация должна отчитываться о движении денежных средств от операционной деятельности, используя либо:

1) прямой метод, при котором раскрывается информация об основных видах валовых денежных поступлений и платежей;

2) косвенный метод, при котором прибыль или убыток корректируется с учетом результатов операций немонетарного характера, любых отложенных или начисленных прошлых или будущих денежных поступлений или платежей от операционной деятельности и статей доходов или расходов, связанных с движением денежных средств от инвестиционной или от финансовой деятельности.

При использовании косвенного метода чистое движение денежных средств от операционной деятельности определяется путем корректировки прибыли или убытка с учетом следующего:

1) изменений в запасах и операционной дебиторской и кредиторской задолженности в течение периода;

2) немонетарных статей, таких как амортизация, оценочные обязательства, отсроченные налоги, нереализованные прибыли и убытки от операций в иностранной валюте, нераспределенные прибыли ассоциированных организаций и доля меньшинства;

3) всех прочих статей, результатом которых является движение денежных средств от инвестиционной или финансовой деятельности.

Пояснительная записка в международной практике является одной из основных форм в составе отчетности, так как в ней раскрываются все пояснения, события и операции, которые невозможно отразить в финансовой отчетности, но они играют существенную роль для принятия решений пользователями.

Включена записка и в финансовую отчетность субъектов РК, однако ее структура и содержание не регламентированы ни одним нормативным актом или рекомендациями, поэтому оформление этого документа и его содержание зависят не только от требований НСФО или МСФО в части раскрытия, но и от уровня квалификации специалистов и желания руководства на объяснение отдельных статей отчетности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...