Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная база оценки финансового состояния предприятия

 

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности предприятия является финансовая отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами-пользователями информации о деятельности предприятия.

Финансовые отчеты должны объективно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств субъекта. Для достоверного представления требуется справедливое отображение результатов операций, прочих событий и обстоятельств в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов.

Элементами финансовой отчетности, связанными с оценкой финансового положения, являются активы, обязательства и капитал. [2]

Активы – ресурсы, контролируемые индивидуальным предпринимателем или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод.

Актив – это ресурс:

- контролируемый компанией;

- от которого ожидаются поступления в компанию будущих экономических выгод;

- стоимость, которого может быть достаточно достоверно определена.

Ресурс – будущий учетный объект экономики, как таковой, не подлежит признанию в качестве какого-либо элемента финансовой отчетности до тех пор, пока он не будет идентифицирован с каким-либо экономическим элементом – активом, обязательством или собственным капиталом.

Идентификация – это установление соответствия распознаваемого ресурса своим отличительным признакам, в результате которого ресурс будет признан каким-либо экономическим элементом.

Контроль над активом означает, что компания имеет законное юридическое право на получение экономических выгод, поступающих от актива, и может запретить доступ к нему других участников рынка, т.е. такой контроль возможен, если актив юридически защищен, имеется надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование ресурсам и законных прав на него обладателем актива.

Будущие экономические выгоды – эти выгоды могут включать: выручку от продаж, работ, услуг или экономию затрат, без явного увеличения дохода в той деятельности, где предполагается использование актива. [6, c. 42]

Обязательства – это существующая на отчетную дату реальная задолженность организации, погашение которой приведет к уменьшению экономической выгоды в виде оттока ресурсов, чтобы удовлетворить претензии другой стороны. Обязательства могут возникать в силу действия договора или правовой нормы. Погашение обязательств может осуществляться различными способами:

- оплатой;

- передачей других активов;

- предоставлением услуг;

- замещением данного обязательства другим;

- обменом обязательства на капитал;

- снятием требования со стороны кредитора.

Существует также будущее обязательство, которое определяется решением руководства организации приобрести активы в будущем и не является причиной для появления настоящею обязательства.

Однако в некоторых случаях компания может признать в качестве долга будущие выплаты. Это характерно для тех случаев, когда они базируются на ежегодных закупках или носят постоянный характер.

Капитал – остаток, образующийся в результате вычета стоимости признанных обязательств из стоимости признанных активов. В бухгалтерском балансе раздел «Капитал» может быть разделен на подкатегории. Например, у акционерного общества подкатегории могут быть следующими: средства, внесенные акционерами, нераспределенная прибыль и прибыль или убыток относимые на счета капитала напрямую.

Результатом деятельности является взаимосвязь доходов и расходов субъекта, представленная в отчете о прибылях и убытках. Прибыль часто используется как критерий результатов деятельности или как основа для других критериев, таких как доход на инвестиции или прибыль на акцию. Элементами финансовых отчетов, непосредственно связанными с измерением прибыли, являются доходы и расходы. Они определяются следующим образом:

1) Доход – увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале. Доходы могут включать в себя поступления средств от обычных видов деятельности субъекта, в том числе доходы от реализации продукции и оказания услуг, вознаграждения, дивиденды и роялти. Прочие доходы представляют собой поступления, удовлетворяющие определению дохода, которые могут возникать или не возникать в процессе обычной деятельности субъекта. При признании прочих доходов в отчете о прибылях и убытках они обычно представляются отдельно, так как информация о них полезна при принятии экономических решений. [6, c. 43]

2) Расходы – уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале. Выплата дивидендов не является расходом. Определение расходов включает убытки, а также те расходы, которые возникают в ходе обычной деятельности субъекта. Расходы, возникающие в ходе обычной деятельности субъекта, включают, например, себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг, заработную плату и амортизацию основных средств. Они обычно принимают форму оттока или уменьшения активов, например денежных средств и их эквивалентов, запасов, основных средств. Убытки – это другие статьи, которые подходят под определение расходов и могут возникать или не возникать в ходе обычной деятельности субъекта. При признании прочих убытков в отчете о прибылях и убытках они обычно представляются отдельно, так как информация о них полезна при принятии экономических решений.

Признание дохода и расхода в отчете о прибылях и убытках напрямую связано с признанием и измерением активов и обязательств. Признание представляет собой процесс отражения в бухгалтерском балансе или в отчете о прибылях и убытках статьи, которая соответствует определению одного из элементов и удовлетворяет следующим критериям:

1) существует вероятность того, что любая будущая экономическая выгода, связанная со статьей, будет получена или потеряна субъектом;

2) фактические затраты или стоимость статьи могут быть надежно измерены.

Измерение – процесс определения денежных величин, по которым субъект должен измерять активы, обязательства, доходы и расходы в своих финансовых отчетах. Для измерения необходимо избрать базу измерения. В НСФО №2 указаны две распространенные базы измерения это – историческая стоимость и справедливая стоимость: [5]

1) для активов исторической стоимостью является сумма уплаченных за них денежных средств или эквивалентов денежных средств, или справедливая стоимость встречного возмещения, переданного для приобретения актива в момент его приобретения. Для обязательств исторической стоимостью является сумма поступлений денежных средств или эквивалентов денежных средств или справедливая стоимость немонетарных активов, полученных в обмен на обязательство в момент возникновения обязательства;

2) справедливая стоимость – это сумма, на которую может быть обменен актив или произведен расчет по обязательству между хорошо осведомленными, независимыми сторонами, желающими совершить такую операцию.

Оценка финансового состояния проводится путем изучения динамических данных за ряд лет, поскольку данные отчетности, рассматриваемые изолированно, не обеспечивают пространственной и временной сопоставимости.

Основным инструментом экспертной оценки финансово-хозяйственной деятельности организации является анализ, базой для которого выступает финансовая отчетность. Оценка финансового состояния включает логический анализ отчетности, а также количественный анализ, построенный на расчете финансовых коэффициентов (ликвидности, оборачиваемости активов, структуры капитала и обязательств). Ценную информацию о финансовом состоянии предприятия можно получить путем сравнения аналитических показателей. С этой целью составляется сравнительный, аналитический баланс, который строится на основе бухгалтерского баланса предприятия путем дополнения его показателями структуры статей актива и пассива в динамике.

Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности повышения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.

Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Наряду с общей характеристикой финансового состояния анализируются показатели финансовой устойчивости предприятия. Финансовая устойчивость оценивается по соотношению собственных и заемных средств в активах и пассивах предприятия, темпам накопления собственных средств в результате хозяйственной деятельности, соотношению долгосрочных и краткосрочных обязательств компании, обеспечению оборотных средств собственными источниками и др.

Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показателей, характеризующих изменения:

- структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;

- эффективности и интенсивности его использования;

- платежеспособности и кредитоспособности предприятия;

- запаса его финансовой устойчивости.

Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отношений с ним. Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

- общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

- аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

- аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь финансовую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Детализация процедурной стороны анализа финансового состояния зависит от поставленных целей, а также различных – факторов информационного, временного, методического, кадрового и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

- экспресс-анализ финансового состояния;

- детализированный анализ финансового состояния.

Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор бухгалтерской отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа – принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению.

Проверка готовности отчетности к чтению носит менее ответственный и в определенной степени технический характер. Эту работу часто приходится делать, работая с отчетностью небольших предприятий, где нет достаточной культуры и традиций подготовки годового отчета.

Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей; выверяется правильность и ясность заполнения отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги; проверяются взаимная увязка показателей отчетных форм и основные контрольные соотношения между ними и т.п.

Финансовая отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, состоящий из баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денег, отчета об изменениях в капитале, пояснительной записки. Отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Некоторые наиболее важные балансовые статьи расшифровываются в сопутствующих формах. Расшифровку других показателей при необходимости можно найти в аналитическом учете.

Цель второго этапа – ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. Составляя первое представление о динамике приведенных в отчетности и пояснительной записке данных, необходимо o6ращать внимание на алгоритмы расчета основных показателей. Поскольку расчет некоторых аналитических показателей (например, рентабельность, доход на акцию, доля собственных оборотных средств и т.п.) может сопровождаться осознанным или неосознанным разночтением, многие западные фирмы приводят в соответствующем разделе годового отчета алгоритмы для некоторых показателей. Такую практику целесообразно использовать и в Казахстане.

Анализируя тенденции основных показателей, необходимо принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции. Кроме того, не стоит забывать, что и сам баланс, являясь основной отчетной и аналитической формой, не свободен от некоторых ограничений.

Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

Следовательно, только на основе финансового анализа, выявления сильных и слабых сторон в финансовом положении предприятия, в его производственно-хозяйственной деятельности можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложившейся ситуации. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы – чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам, Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

В качестве объекта исследования было выбрано АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод». АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод» находится по адресу: г. Караганда ул. Гоголя, 75. Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация пива.

Организационно-правовая форма предприятия – акционерное общество. АО является юридическим лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеет самостоятельный баланс, банковские счета, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных финансовой отчетности. На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества предприятия и их источниках, устанавливаются взаимосвязи между показателями.


2. Состав и содержание форм Финансовой отчетности АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод»

Содержание учетной политики по представлению финансовой отчетности АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод»

 

В 3 разделе учетной политики АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод» представлено содержание и структура финансовой отчетности, а также порядок составления и представления финансовой отчетности. Данный раздел учетной политики регулируется международным стандартом финансовой отчетности №1 «Представление финансовой отчетности».

Финансовая отчетность предназначена для представления информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денег АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод», полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность обеспечивает информацию о следующих показателях АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод»:

1) активах;

2) обязательствах;

3) капитале;

4) доходах и расходах, включая чистые доходы и убытки;

5) движении денег.

За подготовку и достоверное представление финансовой отчетности ответственность несет руководитель предприятия, либо лицо им уполномоченное, и главный бухгалтер предприятия.

Финансовая отчетность АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод» включает в себя:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет об изменениях в капитале;

4) отчет о движении денег;

5) информацию об учетной политике;

6) пояснительную записку.

Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денег, а также соответствовать всем требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

Финансовая отчетность составляется на основе допущения о непрерывности деятельности предприятия. Предприятие составляет финансовую отчетность согласно методу начисления, за исключением информации о движении денег. Операции и события признаются тогда, когда они произошли, отражаются в бухгалтерских записях и представляются в финансовой отчетности тех периодов, к которым они относятся. Расходы признаются в отчете о доходах и расходах на основе непосредственного сопоставления между понесенными затратами и конкретными статьями полученных доходов Применение МСФО не допускает признания в бухгалтерском балансе статей, которые не отвечают определению активов и обязательств.

При составлении финансовой отчетности должна быть выделена следующая информация:

- полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами; местонахождение – юридический адрес; вид деятельности; организационно-правовая форма;

- отчетная дата или период, на которую или за который составляется финансовая отчетность;

- валюта отчетности;

- уровень точности, использованный при представлении цифр.

Содержание и форматы бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах, отчета об изменениях в капитале, отчета о движении денег, применяются от одного отчетного периода к другому.

По каждому показателю, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денег, должны быть приведены данные за предшествующий период. В случае если данные предшествующего отчетного периода несопоставимы с данными за отчетный период, то они подлежат реклассификации. Каждая реклассификация должна быть раскрыта в пояснительной записке.

Хозяйственные операции оцениваются, и отчеты по ним ведутся в национальной валюте Республики Казахстан – тенге. Финансовая отчетность АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод» составляется в национальной валюте Республики Казахстан; единица измерения устанавливается в тысячах тенге.

Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год – с 01 января по 31 декабря.

Предприятие представляет годовую финансовую отчетность собственнику, органам государственной статистики по месту регистрации; органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией.

Бухгалтерский баланс АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод» содержит в себе сведения об имеющихся у него активах, собственном капитале и обязательствах. Активы и обязательства классифицируются как долгосрочные и текущие. Нематериальные активы и основные средства представляются с учетом амортизационных отчислений. Товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, авансы выданные представляются за вычетом сумм уменьшения стоимости до величины возможной чистой цены продаж для ТМЗ и созданных резервов по сомнительным долгам для дебиторской задолженности.

Отчет о доходах и расходах составляется методом «по видам затрат» и включает следующие статьи:

1) доход от реализации услуг по основной деятельности;

2) себестоимость реализованных услуг;

3) валовой доход (убыток);

4) расходы периода:

5) расходы по реализации;

6) административные расходы;

7) расходы в виде вознаграждения;

8) доход (убыток) от основной деятельности;

9) доход (убыток) от неосновной деятельности:

10) доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения;

11) корпоративный подоходный налог;

12) доход (убыток) от чрезвычайных событий;

13) чистая прибыль (убыток).

Отчет о движении денег позволяет оценить изменения в финансовом состоянии АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод», обеспечивая пользователя информацией о поступлении и выбытии денег за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Пояснительная записка включает в себя раскрытие информации, которая не представлена в финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления. Записка составляется в следующем порядке:

- заявление о соответствии международным стандартам, т.е. что финансовая отчетность была подготовлена в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета и честно представляет все существенные результаты деятельности АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод»;

- информация о системе внутреннего контроля бухучета;

- вспомогательная информация для статей, представленных в форме финансовой отчетности в том же порядке, в каком представлены статьи;

- прочие раскрытия, в том числе условные события, договорные обязательства и прочие финансовые и нефинансовые раскрытия;

- фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.

В пояснительной записке раскрывается информация

- о структуре АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод»;

- о нематериальных активах и основных средствах;

- о товарно-материальных запасах;

- о дебиторской задолженности в разрезе:

- о краткосрочных финансовых инвестициях, деньгах и их денежных эквивалентов в разрезе:

а) денег на банковском счете в тенге;

б) денег на банковском счете в иностранной валюте;

в) депозитов в банках;

г) аккредитивов;

д) денег в кассе,

- об уставном капитале;

- о расчетах с бюджетом и накопительными пенсионными фондами;

- о прочей кредиторской задолженности;

- об оказанных услугах по основной деятельности;

- о прочих доходах в том числе:

а) от реализации ценных бумаг;

б) от реализации основных средств;

в) по курсовой разнице;

г) прочих,

- о себестоимости реализованных услуг;

- о расходах периода в том числе:

а) о налогах;

б) о расходах по оплате труда;

в) об износе и амортизации;

г) о расходах на ремонт;

д) о формировании резерва по сомнительной дебиторской задолженности;

ж) о прочих;

- о прочих расходах в том числе:

а) о себестоимости реализованной продукции;

б) о стоимости реализованных ценных бумаг;

в) о списании основных средств и незавершенного строительства;

г) о курсовой разнице;

д) о прочих,

- о корпоративном подоходном налоге;

- о событиях чрезвычайного характера.

Таким образом учетная политика АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод» описывает принципы, условия, правила и практику, основы оценки, используемые для ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности, а также раскрывает вопросы, которые помогают в понимании способа отражения операций и событий в отчетных финансовых результатах деятельности и финансового состояния АО «ИП Эфес Караганда пивоваренный завод».

 

2.2 Бухгалтерский баланс, его структура и содержание

 

В рыночной экономике бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта на определенную дату. Из баланса они узнают, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных и денежных средств, которым организация способна распоряжаться.

По балансу определяют, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами – акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др., или ему угрожают финансовые затруднения.

Далее, по балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы и который отражается в виде чистой прибыли.

На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование организации, осуществляется контроль за движением денежных потоков в соответствии с полученным доходом.

Данные бухгалтерского баланса также широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а также органами государственного управления, поскольку, отражая совокупность имущественных отношений данного хозяйствующего субъекта, балансы отдельных организаций дают богатый материал для изучения особенностей современной экономической жизни. Ряд сложных проблем современной хозяйственной политики невозможно решить без внимательного анализа баланса.

В бухгалтерском балансе должны быть раскрыты итоговые суммы долгосрочных, краткосрочных активов, капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств.

Активы, обязательства, капитал разделены в структуре баланса, чтобы показать их взаимосвязь и сфокусировать внимание пользователя на важных подразделах.

Актив классифицируется как краткосрочный, когда:

- он содержится главным образом в коммерческих целях или в течение короткого срока, и его предполагается реализовать в течение двенадцати месяцев;

- он является активом в виде денежных средств или их эквивалентов.

Все прочие, активы, как правило, классифицируются как долгосрочные.

Международные стандарты бухгалтерского учета предусматривают исключение для «запасов» и определяют, что даже когда их не ожидается реализовать в течение 12 месяцев, они все равно классифицируются как «краткосрочные активы» в бухгалтерском балансе.

Бухгалтерский баланс представляет пользователю финансовой отчетности возможность:

- подсчитать уровень рентабельности;

- оценить структуру активов организации;

- определить ликвидность и финансовую устойчивость.

Для того чтобы оценить риски и будущее движение, денежных средств, бухгалтерский баланс должен быть проанализирован, определена ликвидность и финансовая устойчивость организации.

Форма бухгалтерского баланса, утверждена Приказом Министра Финансов РК от 23 мая 2007 года №184 как типовая форма бухгалтерского баланса для организаций публичного интереса (кроме финансовых организаций). [11]

По структуре баланс содержит статьи по степени убывания ликвидности, поэтому в активе и в пассиве баланса разделы начинаются с краткосрочных активов и пассивов.

Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности и применяется он для обобщения показателей о состоянии, размещении, использовании средств предприятия, источниках их образования на определенную дату. Структурно баланс представляет собой таблицу, в левой стороне которой отражаются активы, а в правой – обязательства и собственный капитал предприятия.

 

Таблица 1 – Структура бухгалтерского баланса

Активы Сумма Обязательства и капитал Сумма
I. Текущие активы   I. Текущие обязательства  
II. Долгосрочные активы   II. Долгосрочные обязательства  
    III. Капитал  

Структура баланса, составленного в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Министра финансов РК от 23.05.2007 №185, будет иметь свои особенности, связанные с его построением по принципу убывания ликвидности. Например, по активной стороне баланса на первой позиции будут отражены краткосрочные активы, а затем уже долгосрочные активы. [12]

В основе баланса лежит следующее основное тождество: стоимость активов = стоимость всех обязательств + собственный капитал предприятия.

Активы предприятия – все хозяйственные средства предприятия, которые сгруппированы в балансе по составу и их размещению. Это основные средства в виде зданий, сооружений, оборудования, товарно-материальных запасов, нематериальных активов, а также дебиторской задолженности, представляющей собой временно отвлеченные средства и долги других предприятий. Дебиторская задолженность считается активом, несмотря на то, что фактически, скажем, денежные средства или товарно-материальные запасы находятся на дату составления баланса у других предприятий. Это может быть оплата за товары, еще не полученные, или услуги, не оказанные, или, наоборот, товар отгружен, а оплата за него не поступила. В таких случаях предполагается с большой долей уверенности, что дебиторская задолженность будет погашена путем поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ или поступления выручки за отпущенный товар.

В правой стороне баланса предприятия отражаются источники образования средств (активов) предприятия. Это обязательства и капитал. Обязательства представляют собой долг предприятия или его задолженность по кредитам банков, кредиторскую задолженность перед другими хозяйствующими субъектами, по налогам и т.д. Обязательства показывают сумму временно находящихся в распоряжении предприятия средств, за счет которых сформированы активы предприятия. Допустим, предприятие погасило задолженность перед банком денежными средствами, в таком случае происходит уменьшение активов и соответственно уменьшается долг предприятия, при этом на равнозначные суммы. Очевидно, что итоги баланса также изменятся без нарушения равенства его правой и левой сторон.

Из изложенного следует, что активы, обязательства и капитал, отражаемые в балансе, взаимосвязаны, так как всякая операция учитывается на двух счетах, т.е. в активах баланса появляется какая-то денежная сумма, соответственно в разделе обязательств и собственного капитала отражается и источник образования этих средств.

Изменения могут произойти и внутри актива, когда средства переходят из одной формы в другую. Например, предприятием приобретен компьютер, это значит, что денежные средства на его покупку были списаны со счета, а на эту же сумму в составе основных средств появился компьютер.

Капитал представляет собой уставный капитал, неоплаченный капитал, которые формируются в соответствии с законодательством и учредительными документами, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), представляющий собой результат деятельности предприятия за отчетный период.

Активы, обязательства и капитал баланса имеют несколько разделов, которые группируют экономически однородные по составу средства. Общий итог баланса называется валютой баланса, при этом итоговая сумма по активам обязательно равна сумме, отраженной в итоге обязательств и капитала баланса. Собственно поэтому он и называется балансом. Понятно, что в случае несоответствия этих двух показателей можно сказать, что баланс составлен неверно. Возникающие в деятельности предприятия финансово-хозяйственные операции не нарушают равенства итогов баланса, так как существующая двойная запись операций предназначена для отражения взаимной связи объектов учета.

В балансе предусмотрены графы, позволяющие определить изменения, происшедшие за отчетный период, как по статьям активов, так и по их источникам. В этих графах отражаются показатели на начало и на конец года.

Классификация видов баланса производится по признакам:

1) время составления;

- вступительные (с них начинается ведение учета в организации);

- текущие (составляются в течение всего времени существования организации);

- ликвидационные (формируется при ликвидации организации);

- разделительные (формируется при разделении крупной организации на более мелкие);

- объединительные (формируется при объединении нескольких организаций в одну более крупную);

- сонируемые (составляются, когда организация приближается к банкротству).

2) источник составления;

- инвентарные (только на основании описи средств или инвентаря);

- книжные (только на основании книжных записей без инвентаризации);

- генеральные (на основании учетных записей и данных инвентаризации).

3) объем информации;

- единичные (отражают деятельность только одной организации);

- сводные (отражают деятельность нескольких организаций);

Разновидностью сводного баланса является консолидированный баланс – объединение балансов юридически самостоятельных организаций, но зависимых в экономическом и финансовом отношении.

4) характер деятельности;

- по основной деятельности;

- по не основной деятельности;

5) форма собственности;

- государственные;

- кооперативные;

- частные;

- и др.

Рассмотрим порядок построения бухгалтерского баланса на предприятии АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод». До его составления необходимо сверить обороты и остатки по всем синтетическим счетам в учетных регистрах с данными аналитического учета. Для сопоставимости данных балансов на начало и конец года номенклатура статей утвержденного баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой и группировкой разделов и статей, утвержденных для баланса на конец года (если имели

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...