Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы модернизации и аналитичности финансовой отчетности

 

В Республике Казахстан продолжается интенсивное развитие экономики и, как следствие, возникает необходимость пересмотра ранее действовавших нормативных актов и разработка новой законодательной базы. Одной из таких систем, находящихся в процессе реформирования, является бухгалтерская учетная система Республики Казахстан. Целью введения МСФО в отечественную систему бухгалтерского учета как основы информационной базы является сведение к минимуму национальных различий отчетности и обеспечение надежности информации для принятия решений различными пользователями. [6, c. 3]]

В течение последних лет в Казахстане проводится реформа системы бухгалтерского учета. Две главные задачи реформы: создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе); создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению).

Задачами реформы являются:

- создать систему стандартов учета и отчетности, которые гарантировали бы предоставление полезной информации пользователям, в первую очередь – инвесторам;

- обеспечить согласованность реформ с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Использование МСФО предполагает:

- превращение экономики Казахстана в органическую составляющую мировой хозяйственной системы (макроэкономическая установка на привлечение иностранных инвестиций, выход казахстанских хозяйствующих субъектов на мировые рынки капитала, совместный бизнес);

- возможность использовать мировой опыт формулирования правил, принимаемых большинством государств, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики.

С точки зрения бизнесмена, который пытается наладить в Казахстане производство, реализовать проект или установить партнерские отношения с казахстанским предприятием, МСФО выполняют две важные функции: они позволяют оценить и передать информацию. Прежде чем вложить капитал, инвестор должен оценить степень риска и уметь управлять им. Немаловажный момент – возможность информировать инвесторов и / или высшее руководство о меняющемся финансовом положении предприятия.

В Казахстане существуют риски, которые выходят за рамки обычных параметров коммерческого анализа рентабельности. Налоговые обязательства выражены недостаточно четко, и контроль за их исполнением осуществляется нерегулярно. Другими словами, наблюдается отсутствие качественной отчетности, информационной прозрачности и, в конечном итоге, ответственности.

Компании, использующие МСФО, смогут найти новые источники капитала и привлечь новых партнеров для повышения своей эффективности. Эти предприятия получат доступ к информации о финансовом состоянии потенциальных иностранных партнеров и дополнительный инструментарий, позволяющий усовершенствовать выбор таких партнеров.

Среди причин, по которым для казахстанских компаний важно использовать МСФО, можно отметить следующие:

- любым предприятиям, стремящимся в среднесрочной перспективе привлечь финансовые ресурсы путем продажи акций или получения кредитов, отчетность в соответствии с МСФО предоставит понятную информацию о финансовых показателях за предыдущие периоды, а также значительные преимущества. Возобновление крупного кредитования возможно при использовании высококачественных стандартов. Предприятия, составляющие отчетность согласно МСФО в течение двух и более лет, окажутся первыми претендентами на получение кредитов;

- всем казахстанским предприятиям необходимо провести анализ своей коммерческой деятельности с целью повышения ее эффективности в условиях экономического спада. При анализе финансовых результатов именно МСФО обеспечивают достоверную базу для признания доходов и затрат, оценки активов. Переход на МСФО существенно расширит возможности руководства компаний в области управления и предоставит значительное преимущество перед конкурентами. Национальное законодательство служит стержнем государственного регулирования бухгалтерского учета. Национальное законодательство – совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы.

Как известно, 28.02.2007 г. был принят новый Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234-III, который вступил в силу с 24.03.07 г. и обозначил очередной этап в реформировании учетной системы Республики Казахстан. Кроме этого, уполномоченный орган Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита – Министерство финансов Республики Казахстан подготовило ряд нормативных актов, регулирующих внедрение этой системы, формальный срок применения которой определен с 01.01.2008 г. [6, с. 24].

Основными документами реформированной национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2008 года считаются:

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года №234.

2. Национальные стандарты финансовой отчетности НСФО №1 и НСФО №2, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке.

3. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» от 22 июня 2007 года №221.

4. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 23 мая 2007 года №185.

5. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм регистров бухгалтерского учета» от 21 июня 2007 года №215.

6. Приказ Министерства Финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм первичных учетных документов» от 21 июня 2007 года №216.

7. Международные стандарты финансовой отчетности и интерпретации к ним:

- Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ – IAS);

- Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО – IFRS);

- интерпретации ПКИ (SIC и IFRIC).

8. Концепции по подготовке и составлению финансовой отчетности по НСФО и МСФО.

9. Организационно-распорядительные корпоративные документы субъекта, в т. ч. учетная политика, инструкции, указания, руководства, приказы, положения и т.п., касающиеся формирования и применения системы учета и отчетности в конкретной деятельности, разработанные и утвержденные в установленном порядке.

В процессе трансформации бухгалтерского учета при переходе на МСФО, предприятию необходимо пересмотреть учетную политику и график документооборота, отражающий движение первичных документов, поскольку информация о фактах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могли иметь существенное влияние на мнение пользователей финансовой отчетности, в соответствие с МСФО должна быть надежной, нейтральной, осмотрительной, полной и отражать экономическое содержание событий и операций.

Дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности необходимо осуществлять в целях повышения качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с МСФО по следующим основным направлениям:

– подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности;

– упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опыта;

– участие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита.

Необходимость перехода на Международные стандарты финансовой отчетности определяется общей политикой государства и стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в Казахстане [19, с. 4].

Следовательно, интегрирование Казахстана в мировую экономику требует включения норм или отдельных документов международных общественных организаций в казахстанское право и придания им статуса нормативных правовых актов Республики Казахстан [20, с. 1].

В связи с этим в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года №234 была введена статья 16, из которой следует, что МСФО должны стать составной частью национального законодательства Республики Казахстан, а определенные статьей 2 закона субъекты предпринимательства обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с этими стандартами.

У всех пользователей отчетности есть определенные ожидания в части содержания информации в финансовой отчетности. Для эффективного выполнения бухгалтерским учетом свойственных ему задач финансовая отчетность должна удовлетворять таким требованиям как профессионализм, прозрачность, независимость, актуальность, стандартность, а также соответствовать принципам и основным качественным характеристикам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Мировой опыт показывает, что такие качественные характеристики как понятность, уместность, надежность и сопоставимость, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием международных стандартов или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Экономическая перспектива применения МСФО заключается в более эффективном распределении капитала, более широком выборе капиталовложений и росте их рентабельности, упрощается выход на мировой рынок, появляется возможность снижения затрат на привлечение капитала. Что в следствие приведет к развитию новых бизнес структур, появлению новых рабочих мест, снижению безработицы, повышению конкурентоспособности казахстанских организаций на международных рынках, к экономическому росту страны в целом [29, с. 7].

Таким образом, внедрение МСФО обусловлено интеграцией Казахстана в мировую экономику и вступлением в ВТО, направлено на усиление казахстанских организаций на международных рынках [30].

В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете вне связи с изменениями в экономике и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Так, согласно действующему законодательству переход на МСФО затрагивает все организации, но при этом необходим более взвешенный подход. В силу комплексности и методологической сложности, МСФО практически не применимы для субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, как известно, последнее время идет активный процесс совершенствования самих стандартов, который еще не закончен – в МСФО регулярно вносятся существенные изменения, отслеживать которые мелкие компании просто не в состоянии. В этой связи финансовую отчетность в соответствии с МСФО целесообразно составлять только субъектам крупного предпринимательства и акционерным обществам.

Таким образом, фактическое внедрение МСФО в Республику Казахстан осуществляется вне правового поля и в любой момент может быть оспорено третьими лицами.

Среди большого количества вопросов и сложностей переходного периода реформ в 2006–2009 гг. можно выделить наиболее существенные, которые будут тормозить процесс перехода и освоения МСФО, а именно:

- отсутствие комплекта переведенных на официальный язык РК МСФО и ПКИ в установленном ст. 16 Закона РК от 28.02.07 г. №234 порядке;

- сложность восприятия словесных выражений и терминов МСФО при использовании переводов первоисточников на государственный и официальный языки РК и значительное количество новых терминов, без изучения которых невозможно продолжать освоение системы МСФО;

- в процессе признания и оценки активов, обязательств и элементов капитала, как правило, требуется одновременное применение нескольких стандартов, согласно отсылкам или требованиям, указанным в самих стандартах, что значительно затрудняет и увеличивает период процесса изучения;

- дефицит квалифицированных кадров, адекватно воспринимающих требования МСФО и умеющих находить достаточно обоснованные компромиссные решения при формировании учетной политики, а также свободно владеющих принципами профессионального суждения;

- неудовлетворительное состояние бухгалтерского учета у большинства компаний (отсутствие рабочей учетной политики, отсутствие в учете и отчетности отдельных существенных статей, которые необходимо будет восстанавливать, неверное признание и оценка некоторых статей не только по правилам МСФО, но и даже по КСБУ);

- недостаточное количество квалифицированных консультантов аудиторских компаний, способных грамотно и в то же время в доступной форме донести до основной массы пользователей правила конверсии и осуществить трансформацию в конкретных условиях, а в дальнейшем обеспечить сопровождение постановки учета.

В связи с изложенным, внедрение МСФО в нашей республике требует решения следующих задач:

- объективной оценки состояния и перспектив разработки стандартов;

- изменения нормативной базы бухгалтерского учета;

- расширения системы обучения и повышения квалификации;

- развития механизмов стимулирования к применению.

Таким образом, предполагаются следующие мероприятия по дальнейшему развитию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Казахстане:

- обеспечение принятия проектов законов Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности»;

- разработка упрощенных стандартов финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессиях;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров бухгалтерского учета и аудита, а также пользователей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами;

- развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

- расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.


Заключение

 

Под финансовой отчетностью понимают систему итоговых показателей, комплексно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия за истекший период. Она служит источником информации для анализа, прогнозирования, контроля и управления деятельностью предприятий всех форм собственности и организационно-правового статуса.

Сущность отчетности заключается в том, что она представляет собой совокупность сведений о результатах деятельности предприятия за определенный период времени, сгруппированных в определенном порядке.

Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки к ним.

Целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении и результата к деятельности за отчетный период.

Разным пользователям финансовой информации о деятельности предприятия необходимы следующие данные:

– инвесторы – требуют информацию о том, насколько адекватен получаемый ими доход степени рискованности сделанных инвестиций; должны ли они продавать, покупать или продолжать держать свою долю в активах предприятия: будет ли способно предприятие удовлетворить их ожидания в отношении выплачиваемых дивидендов;

– кредиторы – требуют информацию о возможностях погашения займов и выплаты процентов;

– поставщики – требуют информацию о способности предприятия во время погасить кредиторскую задолженность;

– покупатели – заинтересованы в том, какой период времени предприятие сможет продолжать свою деятельность, особенно в тех случаях, когда они имеют долгосрочные связи в части кооперированных поставок:

– служащие – заинтересованы в стабильности и рентабельности деятельности предприятия; для оценки своих перспектив занятости, перспектив получения различных финансовых и других льгот и выплат от предприятия, продолжения дальнейшей работы по найму, а как акционеры в стабильном получении дивидендов;

– правительство и его органы – заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики в отношении предприятий, включая налоговые меры, а также для сбора статических данных:

– общественность – заинтересована в получении информации, имеяв виду возможность получения рабочих мест, развитии данного населенного пункта, региона.

Финансовая отчетность должна достоверно представлять финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, движение денег и изменения в капитале организации.

В дипломной работе были рассмотрены формы представления финансовой отчетности АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод». Такими формами являются:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет об изменениях в капитале.

Финансовые отчеты взаимосвязаны, так как они отражают различные аспекты одних и тех же фактов хозяйственной жизни.

Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются, когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не когда получены или выплачены.

Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод» является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря.

По результатам оценки показателей финансовой отчетности АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод» можно сделать следующие выводы:

- состояние финансовой устойчивости предприятия можно охарактеризовать, как не удовлетворительное, потому что показатели финансовой устойчивости имеют тенденцию к понижению или принимают значения ниже рекомендуемых. Однако показатели ликвидности и платежеспособности имеют устойчивую тенденцию к повышению, и их значение на 2007 год выше нормативных показателей;

- значение коэффициента утраты платежеспособности больше 1 означает наличие у предприятия возможности не утратить платежеспособность в течение ближайших трех месяцев;

- ликвидность предприятия АО ИП «Эфес Караганда пивоваренный завод» характеризуется следующими соотношениями: величина коэффициента текущей ликвидности увеличивается к концу 2007 года, что связано с увеличение оборотных средств в сравнении с ростом краткосрочных обязательств;

- деловая активность предприятия имеет не удовлетворительные значения показателей: оборачиваемость активов на предприятии характеризуется уменьшением в сравнении с предыдущим годом: – на 51 день увеличился период оборота оборотных средств предприятия;

- динамика показателей эффективности деятельности предприятия характеризуется следующим: в 2007 году рентабельность реализованной продукции составила 5,9%, капитала 8,4%, текущих активов – 9,4%, а совокупных активов – 3,9%.

В связи с интенсивным развитие экономики Республики Казахстан, возникает необходимость пересмотра ранее действовавших нормативных актов и разработка новой законодательной базы. В частности одной из таких систем находящихся в процессе реформирования, является бухгалтерская учетная система Республики Казахстан.

Главными задачами реформы системы бухгалтерского учета является:

- создание отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики (полезность при управлении и финансовом и экономическом анализе)

- создание отчетности, понятной зарубежным инвесторам (и, соответственно, способствующей их привлечению).

Поэтому проблемами модернизации и аналитичности финансовой отчетности является повышение качества, прозрачности и сопоставимости информации, формируемой в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Следовательно необходимо вести дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в следующих направлениях:

– подготовка и переподготовка специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета, аудитом финансовой отчетности;

– упрощение порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;

– изменение системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международного опыта;

– участие в международном процессе развития бухгалтерского учета и аудита.

– расширение сферы контроля на качество финансовой отчетности, подготовленной по МСФО.

Таким образом роль финансовой отчетности значительно повышается. Современный квалифицированный бухгалтер обязан составить финансовую отчетность в соответствии с действующими нормативными актами и требованиями, чтобы она выполняла отведенную ей роль – обеспечение пользователей информацией – дающей достоверные и полные представления об имущественном и финансовом положении предприятия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...