Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и функции культуры




Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции куль­туры, ее феномена.

1. Человеко-творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название — гуманистическая. Все рассмотренные ниже функции так или иначе являются следствиями гуманистической функции.

2. Передача накопленного социального опыта. Здесь речь идет главным образом об историзме культуры. Поскольку культура значима тем, что она преемственна, т. е. передается из поколения в поколение. Эти передачи опыта ведутся различными способа­ми: с помощью устных преданий, посредством памятников ис­кусства, литературы, религии, философии, науки и т. д. Причем передается не весь накопленный опыт поколения, а только луч­шие его образцы. Человечеству необходимо делать все возмож­ное, чтобы эта преемственность никогда не прекращалась, по­скольку это может привести к ужасным последствиям. Существует такое понятие, как аномия. Оно как раз и обозначает разрыв этой самой преемственности. Как следствие аномии, человечество те­ряет свою социальную память, историческое сознание. Этот эф­фект получил название феномена манкуртизма.

3. Гносеологическая функция. Она связана со способностью познавать, а это познание приводит к накоплению богатого опы­та и знаний об окружающем мире.

4. Нормативная функция. Она заключается в том, что культура регулирует различные стороны общественной и личной жизне­деятельности людей. Это регуляция ведется за счет таких систем, как мораль и право.

5. Семиотическая (знаковая) функция. К ней относятся различ­ные знаковые системы культуры. Например, языки, знаковые системы в естественных науках (биология, физика, химия, мате­матика, тригонометрия).

6. Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культу­ра — это система ценностей материальных и духовных, по кото­рым уже можно судить о степени культурности человека, а следо­вательно, о его нравственности и интеллекте.

Методы и проблемы изучения культуры

Культура — сложная и многоуровневая система, поэтому и изу­чение ее не является единообразным.

Существует несколько подходов к анализу культуры:

1) технологический (оценивает уровень развития производ­ства);

2) деятельностный (философия, живопись);

3) ценностный;

4) генетический;

5) структурный;

6) символический. В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на

вопрос: что такое культура?

Одно из направлений — пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский писатель и философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо. В его понимании человек — это со­вершенное существо, а самую благоприятную для него форму жизни — видел в естественной среде, на лоне природы. И так как культура, по мнению Руссо, проводит границу между человеком и природой, ее он считал основным злом. Выступая за равенство всех людей, он обвинял культуру вместе со всякими религиями, искусством и науками в том, что они этому равенству препятст­вуют.

Сторонником Ж. Ж. Руссо был немецкий философ Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры как истинной природы

17 человека. Культура, по его мнению, есть зло, которое не может дать свободы, а лишь порабощает человека. С этим порабоще­нием культурой был согласен австрийский врач-психиатр и пси­холог, основатель психоанализа З. Фрейд. Он видел источник различных душевных страданий и отклонений людей в том, что им необходимо подстраиваться под окружающий мир с его куль­турными нормами.

В своих работах немецко-американский философ, психолог и социолог Эрих Фромм как раз и отталкивался от фрейдовско­го психоанализа, добавив к нему теорию отчуждения К. Марк­са (1818—1883).

ХХ век ознаменовался сразу тремя теориями развития культу­ры: О. Шпенглера, А. Швейцера, М. Вебера.

Согласно теории немецкого философа О. Шпенглера, рацио­налистическая цивилизация привела к деградации духовных цен­ностей культуры. По мнению Шпенглера, культура есть орга­низм, срок жизни которого примерно тысяча лет. Согласно этому всю мировую историю О. Шпенглер поделил на восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-рим­скую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру майя.

Теория немецкого ученого Макса Вебера (1864—1920) отрица­ла крах культуры Западной Европы. По мнению философа, на смену одним ценностям неизбежно приходят другие, что и случи­лось в Западной Европе.

Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875— 1965) своей работой «Распад и возрождение культуры» поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также отмечал упадок западноевро­пейской культуры, приведший к ее кризису. Но в то же время А. Швейцер в отличие от О. Шпенглера не считал, что это необра­тимый процесс. Он верил, что ситуацию можно поправить.

Интересна концепция исследования культуры социолога Пи-тирима Александровича Сорокина (1889—1968). Он выделял три основных типа культур:

1) идеальный;

2) чувственный;

3) идеалистический.

Идеальный тип основан на сверхчувственном абсолюте, по­этому к нему в основном относятся духовные культурные цен-

ности. Второй тип — чувственный — во главу всего ставит мате­риальное. Его потребности чисто физические. Идеалистический тип является синтезом идеального и чувственного типов культуры.

Стоит заметить, что аналогичные типы имеет процесс развития общества. Первый тип, идеальный, относится скорее к античному миру. Он действует до XIII в. На смену ему приходит идеалисти­ческая культура. Она сохраняется до XIV в., затем идет чувствен­ная культура, в ХХ в. она приходит в упадок.

Большое влияние на понимание культуры оказал русский уче­ный-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863— 1945). Он ввел новое понятие «ноосфера», означающее «сфера раз­ума», а также изучил влияние ее на различные процессы, которые происходят на нашей планете.

Другой яркий представитель изучения явления культуры — Карл Ясперс (1883—1969), немецкий философ, представитель ре­лигиозного экзистенциализма. В то время в Европе господствова­ла теория культурных циклов, он же не был ее сторонником и ввел новое понятие — осевое время. Этой осью служит время около 500 лет до н. э. С наличием этой оси он связывает крупнейший переворот в истории.

Существует ряд наук, которые позволяют изучать историю культуры. К таким наукам относятся:

1) хронология — наука об измерении времени, которая позво­ляет устанавливать даты исторических событий;

2) метрология — историческая дисциплина, которая занимает­ся изучением развития систем мер, денежного счета и т. п.;

3) геральдика — дисциплина, изучающая гербы;

4) палеография — историческая дисциплина, занимающаяся изучением памятников древней письменности;

5) генеалогия — историческая дисциплина, которая изучает происхождение и историю родственных связей, составляет родословные и т. д.

ЛЕКЦИЯ № 2. Культура от древних до новейших времен

Смена культур

В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры дол­жен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена куль­тур. На первый взгляд может показаться, что конкретная культу­ра стремится к наибольшей устойчивости, которая бы привела к ее длительному существованию. Но между тем в истории мы на­блюдаем, что определенная культура — явление временное.

Значит, изучая историю культуры, необходимо не забывать рассматривать ее как направленный процесс. Каково же это на­правление? Оно как раз и связано с историзмом культуры. Направ­ленность культуры определяется как некое ее развитие во време­ни от прошлого к будущему. С таким взглядом на культуру мы сможем не просто рассмотреть ее в определенный момент време­ни, но и определять ее движение, преобразование, а также срав­нивать различные временные состояния.

Но как было отмечено выше, одна конкретная культура может не только двигаться во времени, но и смениться другой конкрет­ной культурой.

Причин здесь может быть две:

1) внешние обстоятельства, такие как экологическая катастро­фа, политический кризис, завладение другой культурой и т. д.;

2) культурная реформа, основанная на преемственности

культур.

С первой причиной все более или менее ясно, поэтому оста­новимся на рассмотрении второй — на культурной реформе. Ведь на первый взгляд установившаяся культура не бывает единствен­ной. Помимо нее, всегда будет еще целый ряд более мелких культур, которые могут влиять на основную культуру. Иногда эти мелкие культуры могут находиться даже в оппозиции к главенствующей

культуре. Это приводит к ее видоизменениям. Примером может послужить появившаяся как бы в оппозиции средневековой куль­тура Возрождения. Несмотря на свои расхождения, эта культура вобрала в себя часть признаков оппозиционной культуры, таких как мистицизм, номинализм и т. д.

Но не всегда реформы культур проходят тихо и спокойно, когда культуры, заимствуя что-то новое, изменяются, переходят на новые этапы. Иногда конфликт между культурами является источником культурной революции. История знает ряд таких примеров.

В 1966—1976 гг. в Китае случилась культурная революция, которая привела страну к огромному кризису. Культурная рево­люция произошла в Европе в XV—XVI вв. вследствие церков­ных реформ. Результатом ее стало возникновение новой ветви христианской религии — протестантизма.

С точки зрения временной, исторической классификации куль­туры выделены эпохи:

1) первобытная;

2) античность;

3) средневековая культура;

4) культура нового времени;

5) культура новейшего времени. Это конечно же не все культурные эпохи, но значимые.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...