Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доклассический период




Самыми древними цивилизациями, существовавшими на тер­ритории Греции, были минойская и микенская (ахейская). Уже на рубеже третьего и второго тысячелетий до новой эры на остро­ве Крит появляются первые города, зарождается новая цивилиза­ция, названная по имени известного царя Миноса минойской.

Археологические раскопки показали, что жизнь минойского народа была сконцентрирована вокруг дворцов, состоящих из различных сооружений. Эти дворцы постоянно разрастались, все более и более украшались, становились настоящими произведе­ниями искусства. Дошедшие до нас чудесно выполненные фрески, оружие, бронзовые статуэтки говорят о высоком уровне развития, о расцвете минойской культуры. Но природная катастрофа (из­вержение вулкана на острове Фера), различные вторжения воин­ственных чужаков привели к краху минойской цивилизации, ко­торая уступило место другой цивилизации, микенской. Эти две культуры вследствие их близкого географического расположения были очень взаимосвязаны. Вот почему в Микенах, как и в ми-нойской цивилизации, жизнь сосредотачивалась вокруг дворцов. Но в микенской культуре преобладал некий воинственный настрой. Это проявлялось и в более укрепленных стенах дворцов, и в изо­бражениях на фресках. Если, скажем, основными сюжетами ми-нойских фресок были сцены из жизни и быта с изображениями животных и растений, то на микенских фресках преобладали сю­жеты с военными сценами, эпизодами охоты и т. п.

Микенская цивилизация перестала существовать в XI в. до н. э., когда на территорию этой цивилизации пришли греческие племе­на — дорийцы. Это время знаменуется расцветом в Греции желез­ного века, начинается новый период, названный по имени вели­кого древнегреческого поэта Гомера гомеровским периодом. Именно его знаменитые и великолепные поэмы «Илиада» и «Одис­сея» и дали возможность узнать об этом времени.

Гомеровский период не отличается величием архитектуры и изобразительного искусства. Согласно произведениям Гомера, даже знать живет в деревянных домах или домах из необожженно­го кирпича, тогда как несколько веков до этого были так распрост­ранены дворцы. Но были культурные достижения и во времена гомеровского периода. К примеру, о большом мастерстве свиде­тельствуют керамические вазы, расписанные чудесным орнамен­том в виде геометрических фигур, статуэтки из бронзы, террако­товые фигурки.

Гомеровский период закончился с началом нового этапа — Великой колонизации, которая проходила в период VIII—V вв. до н. э. Начался новый период, архаический.

Начинается развитие наук, особенно стоит отметить астроно­мию и геометрию. Здесь большую роль сыграло египетское влия-

ние. Это влияние сказалось и в греческом искусстве. Архитектура и скульптура Древней Греции архаического периода берут свое начало именно в Древнем Египте.

Происходят изменения и в социальной структуре общества. На смену родовой общине приходят города-государства, которые называются полисами. Самые крупные из них: Афины, Фивы, Спарта и др. Первоначально отдельно функционирующие поли­сы начинают объединяться под общим названием Эллада. Фор­мируются так называемые центры, которыми являются святили­ща, появляется общий, единый для всех полисов пантеон богов. Верховным богом стал Зевс-громовержец. Его Гера была влады­чицей неба, было множество их детей (Афина — богиня мудро­сти, Аполлон — бог света, покровитель искусств, Афродита — бо­гиня красоты и любви и др.), которым поклонялся народ. Но греки поклонялись не только богам. Существовало множество мифов о греческих героях (Геракле, Персее и т. д.).

Важнейшим явлением архаического периода Древней Греции было начало Олимпийских игр, посвященных Зевсу. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. и проходили с тех пор с периодичностью раз в четыре года.

Помимо Олимпийских игр, проводились и другие: раз в два года в честь Посейдона (повелителя морей) проводились Ист-мийские игры, раз в четыре года устраивались Пифийские игры, на которых состязались спортсмены и музыканты в честь бога Аполлона.

Большой вклад древние греки внесли в становление такой науки, как философия. Именно в одной из развитых областей Греции, Ионии, во времена архаического периода зародилась та­кая философская наука, как натурфилософия. В Ионии жили та­кие мыслители, как Анаксимен (585—525 гг. до н. э.), Фалес (624— 546 гг. до н. э.) и др.

Больших высот достигла и математика. Здесь основная заслу­га принадлежит древнегреческому философу, математику Пифа­гору Самосскому (540—500 гг. до н. э.). Он занимался изучением целых чисел и пропорций. Внес большой вклад также в астроно­мию и теорию музыки.

В литературе архаики лидирующую позицию занимает лири­ческая поэзия. Если в гомеровский период преобладал эпос, то

теперь все внимание перенесено на внутренние переживания че­ловека. Значительное место занимают такие поэты, как Сафо (при­мерно 610—580 гг. до н. э.), Анакреонт (вторая половина VI в. до н. э.), Алкей (рубеж VII—VI вв. до н. э.).

В шестом веке до новой эры появляется новый литературный жанр — басня. Ее появление прежде всего связано с именем Эзопа.

В архаический период появляется греческий театр, истоками которого были хороводы в честь Диониса, когда из общего хора стали выделять действующих лиц, ставших впоследствии актерами.

Для искусства периода архаики характерен поиск прекрасно­го, некоего эстетического идеала. Вот почему основными видами скульптуры стали:

1) курос — обнаженный молодой человек;

2) кора — молодая девушка в длинных одеждах с улыбкой,

названной позже архаической.

В архаический период большое развитие получила архитекту­ра. Прежде всего это храмы и скульптуры, образующие единые ансамбли.

Для храмов характерно наличие ордеров двух видов:

1) строгий и геометрически правильный дорический;

2) более декоративно насыщенный ионический.
Помимо архитектуры, в архаический период наступает рас­
цвет керамики. Были придуманы три вида росписи сосудов:

1) чернофигурная техника (красная глина раскрашивалась в черный цвет, затем расписывалась различными сюжетами);

2) краснофигурная техника (отличалась более детальной про­рисовкой);

3) аттическая техника (с изображением сцен из жизни и быта народа). Архаическая культура наложила отпечаток на следующий этап

развития культуры — классический период.

Классический период

Начало классического периода утверждается с победой греков в долгих греко-персидских войнах, которые длились в период 500—449 гг. до н. э. В этот период центром Греции становятся Афины.

Большое значение в классический период придавалось воспи­танию и образованию граждан. Огромную роль играло физиче-49

ское воспитание. В школах обязательными дисциплинами были танцы и гимнастика. Помимо физического воспитания, много времени уделялось и духовному совершенствованию. Огромное значение имели появившиеся в классический период стран­ствующие философы, называемые софистами. Их могли нанять за деньги для обучения различным дисциплинам.

Благодаря софистам, которые умели блестяще вести дискус­сии и споры, в классический период формируется такой раздел философии, как диалектика. Ее родоначальником стал великий мыслитель Сократ (470—399 гг. до н. э.).

Заметно расширились знания о природе. Греческий ученый Демокрит (ок. 460 — ок. 360 гг. до н. э.) ввел новое и очень прогрессивное для того времени понятие атомов как неделимых частиц.

Медицина классического периода связана прежде всего с име­нем известного и в наши дни врача Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.). Он ввел в медицину ряд новшеств, отказался от всяких религиозных предрассудков при выявлении причинности заболе­вания. Ввел понятие этических норм врача, который, во-первых, не имеет права навредить пациенту. И по сей день во многих стра­нах мира, становясь врачами, люди дают клятву Гиппократа, так называемый кодекс врачей.

В классической литературе выделилось преобладание двух жанров: комедии и трагедии. Это повлияло и на театр.

Одним из выдающихся авторов трагедий считается Эсхил (525— 456 гг. до н. э.). Его трагедии пронизаны стремлением к доброте, патриотизмом. Ярким примером является его произведение «Прометей прикованный».

Темы борьбы человека с тяжелой действительностью, своей судь­бой и карой были подняты в литературных произведениях дру­гого не менее значительного трагика Софокла (496—406 гг. до н. э.). Герои его произведений были людьми, близкими к идеалу, таки­ми, какими Софокл хотел видеть всех людей.

Появление нового литературного жанра — психологической драмы — связано с именем Еврипида (ок. 485 — ок. 406 гг. до н. э.). Наиболее известные его произведения «Федра» и «Медея», в них основной конфликт происходит между разумом и сердцем, меж-ду рассудком и желаниями. Очень часто этот конфликт заканчи­вается гибелью главного героя.

Великолепны памятники архитектуры, относящиеся к клас­сическому периоду. Появляется новый ордер — коринфский. Для него характерна отделка в виде листвы.

Ярким примером архитектурных достижений является афин­ский Акрополь, скалистый холм длиной 300 м и шириной 170 м, на котором был построен комплекс сооружений. В этот комплекс входят:

1) Пропилеи (437—432 гг. до н. э.) — парадные ворота, их ар­хитектором был Мнесикл;

2) Парфенон (447—436 гг. до н. э.) — главный храм, построен­ный в честь богини Афины по проекту архитекторов Иктина и Калликрата, в 432 г. был дополнен статуями, метопами и фризами, созданными древнегреческим скульптором Фидием;

3) Храм Ники Аптерос (443—420 гг. до н. э.) — храм Бескрылой Победы, построенный по проекту архитектора Калликрата;

4) Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.) — храм Афины и Посейдо­на, выполненный в ионическом стиле со знаменитым порти­ком кариатид (опор в виде фигур женщин), ведущим к следую­щему храму;

5) Храм Афины Паллады — городской храм;

6) Святилище Посейдона-Эрехтея. Помимо этих храмов, на территории афинского Акрополя были

великолепнейшие статуи (отлитая Фидием статуя Афины Прома-хос).

В 431 г. до н. э. началась Пелопоннесская война между Афина­ми и Спартой. Она разделила весь классический период на два этапа: до войны и после. Период до войны принято называть эпо­хой расцвета, период, начавшийся с Пелопоннесской войной, назвали эпохой кризиса полиса.

Война не могла не сказаться на образе жизни и мыслях людей. Главной целью людей стал поиск счастья.

На этой почве в эпоху кризиса полиса формируются две фило­софские школы:

1) киническая, признававшая счастьем для человека его ду­ховную свободу. Ее основателем был древнегреческий фило­соф Антисфен (ок. 450 — ок. 360 гг. до н. э.);

2) гедоническая — видела высшее благо в наслаждении. Осно­вана древнегреческим философом Аристиппом (вторая поло­вина V в. — начало IV в. до н. э.).

Развитию философии способствовали два выдающихся фило­софа, жившие в эпоху кризиса полиса, — Платон и Аристотель.

Платон (ок. 427 — ок. 347 гг. до н. э.) был учеником Сократа. Он основал в Афинах новую школу — академию. Он развивал тео­рию о мире идей и мире вещей, которые являются отражением идей. Считал, что познание есть не что иное, как душевное воспо­минание об идеях. Его знаменитый проект — идеальное государ­ство, представляющее собой иерархию трех сословий:

1) правители-философы (правители-мудрецы);

2) воины и различные чиновники;

3) крестьяне, торговцы и ремесленники. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был учеником Платона. Его

называют философом-энциклопедистом за его произведения, ко­торые можно условно разделить на четыре группы:

1) работы, посвященные естественным наукам («Физика», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «Исто­рия животных», «О частях животных», «О возникновении жи­вотных», «О движении животных», «О небе»);

2) работы, посвященные логике («Категории», «Об истолко­вании», «Топика» и «Аналитика»);

3) труды о начале бытия («Метафизика»);

4) работы, посвященные политическим, общественным, го­сударственным, историческим и т. п. проблемам («Политика», «Поэтика», «Риторика» и т. д.).

За заслуги Аристотеля прозвали эталоном мудрости. Его влия­ние на философию и на развитие человеческой мысли в целом было огромным.

Высокого мастерства в эпоху кризиса полиса достигает рито­рика. Главным образом это заслуга Исократа (436—338 гг. до н. э.) и Демосфена (384—322 гг. до н. э.). Их речи были образцами выс­шего литературного умения.

Несмотря на кризис, не стоит на месте и архитектура. Здесь наметилось преобладание коринфского стиля (театр Диониса в Афи­нах, мавзолей в Галикорнасе, театр в Эпидавре и др.).

Скульптура тоже претерпела изменения. Она приобрела боль­шую драматичность по сравнению со скульптурой эпохи расцве-

52 та. Скульптуры стали передавать внутреннюю жизнь изобра­жаемого героя, наметилась некая сюжетность («Отдыхающий Гермес», «Афродита Книдская», «Геракл», «Александр Македон­ский» и др.). Выдающимися скульпторами эпохи кризиса полиса были Скопас, Лисипп, Пракситель и др.

52 та. Скульптуры стали передавать внутреннюю жизнь изобра­жаемого героя, наметилась некая сюжетность («Отдыхающий Гермес», «Афродита Книдская», «Геракл», «Александр Македон­ский» и др.). Выдающимися скульпторами эпохи кризиса полиса были Скопас, Лисипп, Пракситель и др.

С походом Александра Македонского (356—323 гг. до н. э) на Восток начинается новая культурная эпоха Древней Греции, сме­нившая классический период. Это так называемая культура эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма

В этот период греческая культура начинает выходить за терри­торию греческого государства. Это происходит под влиянием все новых и новых завоеваний Александра Македонского.

Одной из главных заслуг культуры эпохи эллинизма становит­ся исчезновение границ, которые до этого были между наукой и техникой, т. е. между теорией и практикой. Во многом это за­слуга древнегреческого ученого, математика и механика Архиме­да (287—212 гг. до н. э.). Свои знания и открытия он применял при создании своих технических устройств и приборов. Он создал винтовой насос, оборонительные орудия и метательные машины.

В эпоху эллинизма жил и другой выдающийся ученый, созда­тель элементарной геометрии Евклид (около 365—300 гг. до н. э.).

Благодаря таким крупным ученым-мыслителям, как Арис­тарх Самосский (320—250 гг. до н. э.), Эратосфен (ок. 320—250 гг. до н. э.) и Гиппарх Александрийский (190—125 гг. до н. э.), произо­шел подъем астрономии и географии.

Изменения в жизни людей способствовали ряду преобразова­ний в философии.

Появились две новые философские школы:

1) эпикурейство («Сад»Эпикура),создатель школы — древне­
греческий философ Эпикур (ок. 335—262 гг. до н. э.), по мне­
нию которого высшая цель человека — блаженство, душевный
покой, отсутствие всяких страданий и страхов;

2) стоицизм — основателем был древнегреческий философ
Зенон (ок. 490—430 гг. до н. э.). Приверженцы этой школы счи­
тали, что идеальная норма поведения человека — апатия и бес­
страстие, когда действия никак не зависят от чувств.
Среди памятников архитектуры стоит выделить такие знаме­
нитые сооружения, как Фаросский маяк в Александрии, являю­
щийся одним из семи чудес света, Башня ветров в Афинах. Среди

статуй — Колосс Родосский, также одно из семи чудес света Вене­ра Милосская, Ника Самофракийская.

Значение культуры Древней Греции огромно. Ее и сейчас на­зывают самой человечной из культур, «золотым веком» челове­чества


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...