Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура первобытных народов




Первобытность— это детство всего человечества. Именно на первобытную эпоху приходится большая часть истории челове­чества. Несмотря на это, наши знания об этих далеких временах очень скудны.

Одно из наиболее ярких событий того времени — переход че­ловека от стадии умелого (Homo habilis)к стадии разумного (Ho­mo sapiens). Этот переход не произошел в одночасье, ему надо бы­ло преодолеть долгий и сложный путь. До сих пор ученые спорят о том, как же все происходило, когда появился человек разумный, как он расселился по всему земному шару.

Многие склонны думать, что человек произошел от африкан­ских обезьян 8—5 млн лет назад, поскольку обезьяны раздели­лись на две ветви. В одной были человекообразные обезьяны, так21ие как шимпанзе; в другой — австралопитеки, предковая форма человека.

Чем же человек стал отличаться от обезьяны? Все дело в том, что для человека окружающий его мир является объектом его мыс­ли и речи. Образование сообществ с определенными целями при­вело к образованию человечества. Как результат — возникнове­ние искусства.

Огромный срок первобытной эпохи делает логичным ее пе­риодизацию. Периоды первобытного мира:

1) каменный век (2 млн — 6 тыс. лет назад). Он в свою оче­
редь делится на:

а) древний, другое название — палеолит, он состоит из
нижнего, среднего и верхнего (позднего);

б) средний (мезолит);

в) новый (неолит);

2) медный век (4—3 тыс. лет до н. э.);

3) бронзовый век (начало 1-го тысячелетия до н. э.);

4) железный век (с начала 1-го тысячелетия до н. э.).

Одно из наиболее ярких достижений первобытного челове­ка — его овладение такими навыками, как земледелие и ското­водство. Это произошло около десяти тысяч лет назад. Как же лю­ди прокармливали себя до этого? Их добыча средств пропитания на тот момент не сильно отличалась от животных привычек.

Существовали три способа добычи еды:

1) собирательство;

2) охота;

3) рыболовство.

Интересен тот факт, что уже в палеолите у людей того време­ни прослеживаются разумные решения проблем. К примеру, не­смотря на то, что орудия для охоты были очень примитивными, не умереть с голоду помогала блестящая тактика, с помощью ко­торой они охотились на животных. Только в начале мезолита по­являются лук и стрелы, а значит, главным качеством охотника те­перь является не сила и тактика действий, а меткость. В это же время усовершенствовалась техника рыболовства, появились такие приспособления, как крючки и сети, которые используют­ся по сей день.

В эпоху мезолита появляются первые признаки того, что люди переходят от присвоения к земледелию. Об этом свидетельствуют

такие находки, относящиеся к эпохе мезолита, как серпы, зерна ячменя, пшеницы и др.

Помимо земледелия, люди стали осваивать и другой вид про­изводящего хозяйства — животноводство. Ученые склонны утверждать, что именно земледельцы и начали первыми приру­чать животных.

Все это способствовало облегчению жизни человека и, как следствие, росту человеческого рода.

Теперь человек не просто часть природы. Он сам способен из­менить окружающий его мир, в частности, посредством искус­ства.

Уже в каменном веке были обнаружены первые признаки то­го, что человек начинает выражать себя с помощью различных видов искусства. В 1836 г. французский геолог, археолог Эдуард Лар-те (1801—1871)в гроте Шаффо в департаменте Вьенн, обнаружил пластинку, на которой была сделана гравировка. Э. Ларте был ос­нователем палеонтологии, он открыл Ориньякскую культуру. Так называется культура позднего палеолита в Западной Европе. Сох­ранились разнообразные женские фигурки из кости и камня. Эти статуэтки, говорящие о культе матери-прародительницы, называ­ются венерами. Интересно, что в различных удаленных областях земного шара (Италия, Австрия, Россия, Франция) найдены схо­жие венеры.

Но все же основной в искусстве была тема охоты. А главным объектом творчества были звери. Различные найденные изобра­жения зверей первобытной эпохи указывают на то, что охотники очень досконально изучили различные повадки животных. По­стигая окружающий мир, человек очень точно сумел изобразить животных на гравюрах, в скульптурах из камня, дерева или глины. Зато изображений людей было несравненно мало, поскольку сам человек не пользовался таким большим вниманием, как окружаю­щий его мир.

В первобытную эпоху для передачи своих чувств и видений люди начинают пользоваться всевозможными символами. Сим­волы того времени могут быть не только реалистичными и понят­ными, но и крайне условными. Эти символы несут большую эсте­тическую нагрузку, которая передает чувства и мнения автора.

Рассмотрим культуры различных эпох первобытного мира в отдельности и более подробно.

Эпоха палеолита

Искусство никогда не стоит на месте, оно развивается. Это связано в первую очередь с тем, что человек постоянно узнает что-то новое, познает окружающий мир все больше и больше. А искусство как раз и отображает полученные человеком знания различными средствами.

Так и в эпоху палеолита искусство не стояло на месте. Ученые обычно выделяют три этапа в изобразительной деятельности, ко­торые характеризуются различными художественными формами.

Этапы в изобразительном искусстве палеолитаследующие:

1) натуральнее творчество.Этот этап основан на создании на­туральных макетов. В основном это различные изобразитель­ные композиции из туш убитых животных, их костей и т. д.;

2) искусственно-изобразительная форма.Натуральные макеты уступают место другим природным материалам, в основном это глина. Здесь встречаются скульптуры, профильные конту­ры, барельефы и другие композиции;

3) верхнепалеолитическое изобразительное творчество.Это раз­
личные росписи на стенах пещер, гравировки на костях и т. д.
Натуральное творчествочаще всего сопровождалось совокуп­
ностью обрядовых действий. Они проводились с тушей и шкурой
убитого животного. Потом делался натуральный макет, когда на
природный холмик накидывалась шкура животного, а сверху оде­
валась звериная голова.

Постепенное накопление творческого опыта привело к тому, что люди начинают использовать искусственные материалы. Это выразилось на следующем этапе, в искусственно-изобразительной форме, когда стали создаваться объемные скульптуры, постепен­но упростившиеся до барельефного изображения, когда выпук­лое объемное изображение выступает над плоским фоном.

Яркие образы в объемном изображении, уже цветные, появ­ляются на третьем этапе — в верхнепалеолитическом изобразитель­ном творчестве. Главными образцами изобразительного искусства этого периода являются пещерные росписи. Одни из первых та­ких росписей относятся к позднему палеолиту. Палитра того вре­мени не очень богата. В ней всего четыре цвета: черный, белый, желтый и красный.

Но изобразительное творчество — это еще не все искусство эпохи палеолита. Одним из ярких примеров служит развитие му­зыкального искусства.

Здесь также выделяют три основных этапа:

1) имитация звуков природы, когда голосом подражают услы­шанным мотивам;

2) искусственная интонационная форма, когда исполняются мотивы, при этом высота звука, положение тона остаются за­фиксированными;

3) интонационное творчество — многозвучные мотивы (в два

или три голоса).

Следует отметить одну важную особенность искусства палео­лита. Все культурные памятники этого периода выполняли не толь­ко эстетические функции искусства, но и использовались в ре­лигиозных и магических обрядах, были для человека неким ориентиром в природе.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.