Эпохи мезолита и неолита
Именно в мезолите человек переходит от присваивающего способа добычи средств пропитания к производящему. Он начинает осваивать земледелие и скотоводство. Этому способствовало и появление первых металлических орудий. Еще одним достижением мезолита является получение огнеупорной глины. Появляются новые виды изобразительного искусства — украшения поверхностей глиняных сосудов. В основном этим стали заниматься земледельцы. Орнамент, которым украшали поверхность посуды, заметно усложняется в эпоху неолита. Неолит знаменуется появлением таких видов искусства, как обработка металлов, керамика. В это время изобрели лук и стрелы, стала создаваться глиняная посуда. Первые металлические изделия были коваными. На территории России нашли металлические изделия, датированные седьмым тысячелетием до новой эры. А около пяти тысяч лет назад стали делать ножи, крючки из меди. Их обнаружили на Урале. Четыре тысячи лет назад появляются первые художественные отливки, причем очень искусные. Бронзовый век Изобразительное искусство бронзового века характеризуется прежде всего тем, что в изображениях, создаваемых художниками прошлого, постепенно исчезает образ животного. Основным объектом для изобразительного искусства становятся геометрические фигуры. Одной из ярких культур того времени считается Майкопская культура. Она принадлежит народу, проживавшему на Северном Кавказе в третьем тысячелетии до новой эры. Одной из наиболее значимых и известных достопримечательностей является Майкопский курган. Он представляет собой погребение племенного вождя. Погребение очень богатое, в нем находились золотые и серебряные украшения, а также серебряный сосуд, на котором был изображен горный хребет. Майкопский курган был обнаружен в городе Майкопе в 1897 г.
Еще одно важное достоинство бронзового века — появление металлургии и металлообработки. Это явление относится к последнему этапу бронзового века. Очаги металлургии были обнаружены на северо-западе Кавказа. Железный век Наравне с предметами из бронзы начинают появляться предметы из железа. С этим связано все большее развитие производства. Как следствие такого развития, произошел переход от пастушеских племен к кочевому скотоводству. Но не все племена занимались скотоводством. Жизнь многих племен основывалась прежде всего на земледелии. Но во времена железного века это было уже плужное земледелие. В этот период изменяется социальная структура племен. Важной особенностью железного века является развитие художественных ремесел. В основном это изделия из золота, серебра и бронзы. Большой прогресс был и в архитектуре. В железном веке появились такие сооружения, как крепости, предназначенные для укрепления поселений. Их строили чаще всего из грубо отесанных камней. В конце первобытной эпохи появляются такие виды поселений. 1. Неукрепленные поселения, к ним относятся селища и стоянки. Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам. Селища относятся к памятникам бронзового и железного веков. 2. Укрепленные поселения. Это такие поселения, как городища, распространенные в эпоху неолита и в железном веке. Помимо поселений, в первобытную эпоху были распространены и погребения. Погребения бывают двух видов: 1) грунтовые погребения, они строились без каких-либо надмогильных сооружений; 2) погребения с надмогильными сооружениями. К ним относятся курганы, гробницы и мегалиты. Погребения — это настоящие памятники культуры. Рассмотрим их более подробно.
Очень интересны курганы Ямной культуры. Под Ямной культурой понимают общность археологических культур, относящихся к неолиту и раннему бронзовому веку (вторая половина третьего — начало второго тысячелетия до новой эры). В основании курганов находился пояс из каменных блоков или плит. Этот пояс принято называть кромлехом. Зачастую такие плиты покрывали резным геометрическим узором. Сверху на этот каменный пояс надевался деревянный шатер, под землей находилась деревянная основа. Очень часто, помимо всей этой конструкции, над курганами ставились и каменные надгробия в виде изваяния человека — каменные бабы. Это очень значимое явление, поскольку начинает появляться образ человека в искусстве. Другой вид погребений — мегалиты, мегалитические погребения. Они представляют собой более сложные конструкции, нежели курганы. Мегалиты бывают двух видов. Дольмены — сооружения из больших камней, представляющие собой огромный ящик, который сверху накрывался плоской плитой. Такие конструкции были распространены прежде всего в приморских районах Европы и Азии, а также на севере Африки. В переводе с бретонского языка дольмен — это «стол-камень». Менгиры — сооружения, представляющие собой длинный камень (от четырех метров), который врывали в землю. Менгир в переводе с бретонского языка означает «длинный камень». Такие мегалитические погребения были распространены на западе Европы, в Северной Африке, Сибири, на Кавказе и в Индии. Можно выделить еще одну разновидность мегалитических погребений. Поскольку камни ставились по-разному, иногда из них выстраивали целые аллеи. Например, в Карнаке во Франции поставлены 2683 менгира в виде протяженных аллей. А иногда менгиры ставят по кругу, тогда их принято называть уже кромлехом. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура первобытной эпохи была основой для дальнейшего развития всей мировой культуры. Все древние культуры опирались прежде всего на то, что уже было привнесено первобытными народами. Культура Древнего мира На смену эпохе первобытного общества приходит период, который в историографии принято называть Древним миром. Его культура основывается прежде всего на культуре первобытных предшественников.
Под Древним миром принято понимать античный период в истории Греции и Рима, а также Древний Восток, в который входят такие страны, как Египет, Индия, Китай, Двуречье (Месопотамия) и др. Остановимся на культуре Древнего Востока. Древний Восток Культура Древнего Востока представлена культурами нескольких стран. Например, таких как Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия. У культур этих стран есть много схожих черт, но есть и ряд отличий, обусловленных различными факторами, например географическим местоположением. Рассмотрим культуру Древнего Египта. Древний Египет Древний Египет — очень значимая страна не только для Древнего Востока, но и для всего мира, поскольку именно Древний Египет стал первым государством на Земле, которое разрослось до великой державы, став впоследствии огромной и мощной империей, также первой в мире. В этой империи существовали законы, которые были незыблемыми и непостижимыми, вся власть принадлежала правящему классу, которому подчинялся весь остальной египетский народ. Так откуда же появились столь мощная империя и египтяне? Здесь очень много споров. Но большинство египтологов склонны к двум мнениям. 1. Древние египтяне были выходцами из Азии. Об этом свидетельствуют их язык и черты характера. 2. Древние египтяне — родственники негритянских народов. В пользу этой версии выступает египетский культ мертвых, их поклонение животным и неодушевленным предметам (фетишизм). Но кто бы ни оказался прав, в любом случае уже к четвертому тысячелетию до новой эры на берегах реки Нил образовалась еги 28петская народность, там же стали сформировываться первые признаки государственности. Каким же было государство в Древнем Египте? Главой государства в Египте был фараон, которому принадлежали абсолютная власть, весь Египет со всеми его многочисленными ресурсами. Такими абсолютными правами фараона наделяла прежде всего религия древних египтян. Именно согласно религии человек должен беспрекословно подчиняться фараону, иначе ему грозят ужасные последствия.
Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи разнообразных богов. Главным был бог Солнца, который в зависимости от времени суток имел разные имена (Ра, Атум и т. д.). Именно боги и наделили фараонов согласно египетской религии безграничной властью. Но несмотря на свою божественность, не все фараоны были довольны таким образом мышления египтян, их поклонением огромному количеству богов. А именно, существовавшее многобожие никак не могло способствовать укреплению египетского государства, его централизации. Все это вылилось в религиозную реформу. Суть ее была в том, что египетский фараон Аменхотеп IV (1368—1351) объявил истинным богом солнечный диск. Ему он дал имя бога Атона, себя же назвал Эхнато-ном, что в переводе означало «угодный богу Атону». Следующим этапом его реформ было закрытие храмов, в которых поклонялись другим богам, все имущество этих храмов было конфисковано. Как следствие, появилось множество недовольных. Жрецы не хотели мириться с изменениями в религиозной жизни. Поэтому эти реформы Эхнатона оказались недолговечными, вскоре были восстановлены культы старых богов. Религия египтян очень сильно повлияла на их культуру. Особенное место в искусстве Древнего Египта занимала архитектура, а наиболее значительная профессия — архитектор, который непрерывно следил за строительством на грандиозных стройках, характерных для Египта того времени. Интересен тот факт, что если жилища древних египтян строились из недолговечных материалов, таких как кирпич-сырец, то различные религиозные сооружения возводились из прочного камня. Этим и объясняется то, что они смогли простоять и до наших времен. Архитектура Древнего Египта уже не представляется без главного своего достояния культуры — пирамид. Пирамиды представляли собой постройки для богов. Они воздвигались из крепких камней. Строительство пирамид было настолько грандиозным делом, что трудно представить, насколько оно было разорительно для казны государства, сколько человеческого труда было затрачено, насколько многочисленны были людские потери. По учению египетских жрецов, душа человека была бессмертна. В Древнем Египте большую роль играл заупокойный культ. Согласно ему со смертью погибает только материальная основа человека, т. е. его тело. И чтобы нематериальная основа человека, его душа, продолжала жить, необходимо создать для этого наиболее благоприятные условия, т. е. постараться сохранить тело умершего человека. Так возникло новое искусство — изготовление мумий. А для мумии должно быть специально отведенное место — усыпальница. В качестве таких усыпальниц, в которых тело человека находилось бы под мощной защитой от всего постороннего, и строились грандиозные пирамиды. Согласно верованию египтян тело соединялось с душой ровно через семьдесят дней после смерти, покойник оживал и отправлялся в Страну вечности. Но несмотря на то что, по вероучению, душа каждого человека бессмертна, пирамиды строились только для знати и конечно же — для фараонов.
Самая первая пирамида для фараона Джосера (2780—2680) была воздвигнута около пяти тысяч лет назад, ее архитектором был Имхотеп (около XVIII до н. э.). Его будут чтить как великого царского зодчего и мудрого мага еще многие поколения после него. Всего существовало около ста пирамид, из них дошла до нас только часть. Наиболее знаменитой и грандиозной является пирамида фараона IV династии Хеопса (Хуфу). Она находится в египетском городе Гизе. Ее размеры огромны: высота составляет 146,6 м, а площадь — около 55 000 кв. м. Ее строили из огромнейших известняковых камней, масса которых достигала 3 т. По подсчетам ученых, на строительство пирамиды Хеопса было затрачено 2 300 000 таких камней. Внутри пирамида представляет собой систему ходов, внутренние стены покрыты отполированными плитами. Помимо пирамиды Хеопса, в Гизе расположены другие известные пирамиды: фараона Хефрена и фараона Михерина. Все эти три пирамиды в Гизе являются одним из семи чудес света. Ко второму тысячелетию до новой эры происходят некоторые изменения в строительстве пирамид. Они перестают быть такими грандиозными и становятся менее разорительными, поскольку строятся уже не из камней, а из кирпича. Многочисленные грабежи пирамид привели к тому, что к первому тысячелетию пирамиды стали заменять тайными усыпальницами, хотя и их продолжали грабить. Одними из наиболее известных таких усыпальниц являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, представляющий собой скальную гробницу, и заупокойный храм царицы Хатшепсут, расположенный на трех скальных террасах в долине Дейр-эль-Бахри и сооруженный Се-ненмутом. Помимо архитектуры, богатый вклад в культуру Древнего Египта внесло изобразительное искусство. Очень часто перед дворцами или храмами ставились различные обелиски. Они были тонкими и высокими, часто сверху покрывались медью. Обелиски нередко расписывали иероглифами. Иероглиф представляет собой рисуночное символическое письмо, которое очень характерно для культуры Древнего Египта. Именно из египетского иероглифического письма и появилось слоговое письмо. Еще одним широко используемым изображением в Древнем Египте было каменное изображение существа с телом льва и головой человека. Такие статуи чаще всего ставились перед заупокойными храмами и назывались сфинксами. Перед пирамидой фараона Хефрена стоит самый большой из сфинксов, который был создан в первой половине третьего тысячелетия до новой эры. Длина этого изваяния — около 57 м. Позже, в шестнадцатом веке до новой эры, между лапами «отца трепета», как называли сфинкса за страх, который он внушал, был возведен храм. Кроме этих памятников, существовали еще многие шедевры искусства, всевозможные статуи, стелы и другие монументы, изображавшие египетских правителей и их семьи. Именно в Древнем Египте был создан один из самых прекрасных женских образов — скульптурный портрет царицы Нефертити, которая была женой фараона Аменхотепа IV (1368—1351). Согласно верованиям древних египтян портретные статуи являются двойниками умерших людей. Поэтому скульптурный портрет, получил широкое распространение в Египте в древние века. Все памятники культуры (росписи, портреты и т. д.) в Древнем Египте отличались чувством гармонии, стремлением к прекрасному, к целостности. Эта тяга к целостности и обусловливает тот факт, что в Древнем Египте были распространены архитектурные ансамбли, представлявшие собой некий синтез всевозможных видов искусства. Скульпторы, зодчие, живописцы работали сообща, создавая целостные произведения искусства, многим из которых нет равных и по сей день. У зодчих был очень необыкновенный подход к делу создавая свои памятники архитектуры, они не забывали и про очень мелкие детали, учитывали многие характеристики, такие как географическое расположение, освещенность в разное время суток и др. Это давало порой необыкновенные эффекты. Недаром зодчим часто приписывали магические силы, некоторых обожествляли. Рассматривая изобразительное искусство Древнего Египта, не обратить внимания на его декоративно-прикладную часть. Ведь уровень, на который поднялось декоративно-прикладное искусство в то время, был очень высоким. В первую очередь это касается различных предметов посуды. Появляются всевозможные блюда и сосуды из хрусталя, алебастра. Большое развитие получило изготовление украшений. Изысканной формы, с изящной отделкой украшения изготовляли из различных материалов. В основном это были золото, драгоценные камни и т. д. Важная особенность изобразительного искусства Древнего Египта — выполнение и сохранение его основных принятых канонов. Техника, стиль, пропорции и другие аспекты изобразительного искусства были неизменными века и даже тысячелетия. Что же происходило в Древнем Египте с письменностью? До нас дошло очень мало текстов того времени. В основном это различные молитвы и записи, связанные с ведением хозяйства. Они относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Но надо предполагать, что существовали и более древние тексты. Интересно произведение «Беседа разочарованного со своей душой». Оно значимо тем, что является очень абстрактным сочинением. В нем человек, не нашедший смысла в своей жизни, ду- мает мает о самоубийстве. Его же душа, наоборот, пытается от этого всячески отговорить. Вообще литература Древнего Египта очень разнопланова, существовали произведения абсолютно разных жанров: повести, поучения, песни, заклинания, автобиографии и др. Возникновение письменности принято относить к тридцатому веку до новой эры, это связывают прежде всего с тем, что того требовало государственное устройство Египта. Выделяют три этапа развития письменности в Древнем Египте: 1) иероглифическое письмо; 2) иератическое письмо (деловая скоропись); 3) демотическое письмо (народная скоропись). Стоит отметить и то, что именно в Древнем Египте появился такой вид искусства, как музыка. Ее появление связано прежде всего с различными ритуальными обрядами и празднествами, которые и привели к возникновению танцев, пантомим и т. д. Музыка, появившаяся тогда, стала разделяться на: 1) культовую; 2) народную; 3) придворную. Очень часто на египетских фресках второго тысячелетия до новой эры можно встретить изображения различных музыкальных инструментов (барабанов, арф, лир и др.). Это говорит о том, что музыка играла огромную роль в жизни египтян. Недаром музыкантов считали родственниками фараонов, они пользовались в обществе большим почетом и уважением. Различные жизненные ситуации и надобности привели к развитию в стране и науки, без которой потом уже не виделось никакого дальнейшего существования. Прежде всего это математика. Ведь как без математики, без вычисления площадей и объемов можно создать такое грандиозное сооружение, как пирамида? Наблюдая за небесными светилами, египтяне создали совершенно точный календарь. Он, как и современный, состоял из 365 дней, но отличался тем, что в нем было всего три, а не четыре сезона, в каждом из которых было по три месяца. Другая заслуга древних египтян — это часы, они были водяными, солнечными. Большие достижения были и в медицине. Стали создаваться лечебники, в которых были вполне реальные рецепты и несколько колдовских. Появились учения о кровообращении, учение о главном органе — сердце. В Древнем Египте существовало несколько видов врачей: 1) «утробные»; 2) зубные; 3) глазные. Появился и такой вид медицинской деятельности, как хирургия. Помимо вышеперечисленных наук, развивались такие гуманитарные науки, как география и история. Все это культурное развитие привело к тому, что в Древнем Египте стали появляться первые школы. Сначала это были школы для писцов, которые находились при дворе фараона, потом в школу стали отдавать всех мальчиков в возрасте от пяти до шестнадцати лет. В школе их обучали письму, чтению, спорту, этикету и т. д. Появились военные школы и др. Культура Древнего Египта очень богата и разнообразна. Она внесла огромный вклад в культуру всего человечества. Древняя Месопотамия Месопотамию принято называть также Двуречьем в силу ее географического расположения. Поскольку к Месопотамии относятся земли, расположенные между двумя реками: Тигром и Евфратом. Месопотамию стали заселять около сорока тысяч лет до новой эры. К VII тысячелетию до н. э. на территории стали появляться первые поселения Месопотамии. Первые города появились в середине IV тысячелетия до н. э. К третьему тысячелетию до новой эры появилось около двадцати городов-государств. Это были Ур, Урук, Аккад, Лагаш, Киш, Умма, Вавилон и др. Большая часть этих городов была основана шумерами. Вот почему культуру Древней Месопотамии (Двуречья) принято называть также Шумерской культурой. Одним из наиболее значимых достижений культуры Древней Месопотамии считается изобретение письменности. Это достижение относится к IV тысячелетию до новой эры. Это значит, что именно шумерская письменность является самой древней. Многие культурные ценности и достижения шумеров были наследованы народом города Аккада. Вследствие чего влияние этого города на культуру Месопотамии в целом стало огромным. Поэтому целесообразнее под культурой Двуречья понимать Шу-мерско-Аккадскую культуру. Остановимся на ней более подробно. Как было сказано выше, огромную роль в истории цивилизации и конкретно древних народов играла письменность Месопотамии. Но стоит отметить, что шумерская письменность отличалась от письменности Аккада. Она более древняя. Шумерская письменность развивалась в несколько этапов. Сначала все было очень примитивно. Мысли фиксировались немыслимыми современному человеку способами, например завязыванием узелков на веревках или высечения рубцов на стволах деревьев. Затем появилось рисуночное письмо, когда предметы и понятия тщательно и подробно изображались с помощью рисунков. Постепенно этот способ заметно упростился. Рисуночное письмо превратилось в схематичное письмо. То есть пропала подробность в описании, конкретные рисунки заменялись символами. Такое выражение своих мыслей было далеко от идеала, поскольку очень многие понятия было практически невозможно изобразить, они заменялись похожими, терялась суть «написанного». Итак, стали появляться идеограммы, которые передавали суть изображаемого слова. К примеру, нарисованный глаз мог означать глаголы «видеть» или «смотреть». Такое письмо получило название идеографическо-ребусного. Для этого письма был характерен клинообразный вид написанного. Вот почему шумерскую письменность очень часто называют клинописью. Клинописью писали следующим образом: на мягкой сырой глине палочками делались соответствующие углубления, с помощью которых получались символы, имеющие клинообразную форму. Клинопись, появившаяся в Шумере, стала позже применяться и в аккадском языке. А затем распространилась и дальше, дойдя даже до Сибири и Персии. Во второй половине второго тысячелетия до новой эры клинопись признали как международный вид письменности. Впоследствии картинная письменность уступила место другому виду письменности, когда с помощью символов передавались не конкретные предметы или действия, а звуки. Сначала появились знаки для обозначения слогов, затем стали появляться алфавитные знаки. И к середине первого тысячелетия до новой эры клинопись полностью становится алфавитным письмом. Но не только письменность является единственным достижением культуры Месопотамии. Огромную роль сыграла она в развитии математики. Именно здесь возникли сложные системы счета. Другая наука, берущая начало в Древнем Двуречье, — астрономия. Именно в Месопотамии возникли первые научные мысли, которые легли в основы астрономии. Великолепны литературные достижения народов Междуречья. Ими были созданы первые библиотечные каталоги. Такие литературные жанры, как поэма и элегия, впервые появились в Месопотамии. Стоит отметить и монументальное искусство Двуречья, на которое отпечаток наложила местная религия. Примером архитектурных достижений являются храмы Месопотамии. Их роль в жизни людей была огромной. На их территории работали тысячи крестьян и рабов, храмы вели торговлю, в них была развита культурная жизнь: имелись свои школы и библиотеки. Архитектурные формы, взявшие начало в Древней Месопотамии, стали основой архитектуры Древнего Рима и впоследствии — Европы средних веков. Древняя Индия Культура Индии очень самобытна, поскольку шла своими путями. В ней есть неповторимость и своеобразность, отличающиея индийскую культуру от культур других стран. Истоки культуры Индии уходят далеко, в третье тысячелетие до новой эры, когда на территории полуострова Индостан в долине реки Инд появилась хараппская цивилизация. Вообще развитие культуры Древней Индии можно поделить на несколько этапов, которые соответствуют и историческому развитию Индийского государства: 1) Древнейшая Индия. Здесь можно выделить два периода: а) хараппская культура; б) ведическая культура; 2) Магадхо-Маурийская эпоха; 3) Кушано-Гуптская эпоха. Рассмотрим каждую эпоху более подробно. Хараппская культура Различные археологические находки свидетельствуют о высоком уровне культуры живших там народов. Было обнаружено, что уже в третьем тысячелетии до новой эры здесь были высокоразвитые поселения городского типа с очень грамотной расстановкой и архитектурой зданий. К примеру, для удобства прохода телег и перемещения углы домов на перекрестках делали закругленными. Дома в основном строились из кирпича, были двухэтажными. Важным достижением хараппской культуры была городская канализационная система. В домах того времени уже были своеобразные ванные комнаты для омовения. Существовали городские бани, воздух в которых подогревался, здесь имелись бассейны. Помимо высокого уровня архитектурных навыков, во времена хараппской культуры большое развитие получили многие виды различных ремесел, таких как обработка металла, работа с камнем, медью, бронзой. Об этом свидетельствуют найденные орудия труда, ювелирные украшения, оружие, различные декоративные изделия. В Хараппе была развита и письменность. В основном она представляла собой рисуночное письмо, в котором насчитывалось около четырехсот пиктографов. Стали появляться и слоговые знаки. Уже в начале второго тысячелетия до новой эры ученые фиксируют упадок культуры Хараппа, которая вскоре и вовсе исчезла в результате природной катастрофы. По мнению большинства геологов, такой природной катастрофой было сильнейшее землетрясение, повлекшее за собой и другие катаклизмы. Несмотря на свой крах, хараппская культура послужила некой отправной точкой для всего дальнейшего развития культуры Древней Индии. Ведическая культура Родоначальниками ведической культуры явились племена ариев, которые вторглись на территорию Индии в середине второго тысячелетия до новой эры. На начальном этапе они не отличались высокой культурой, далеко не ушли от кочевого образа жизни, занимались в основном скотоводством. Затем появилось и земледелие, которое заметно развилось благодаря появившимся орудиям труда. Так как основными занятиями племен ариев были скотоводство и земледелие, очевидно, что большую часть населения составляли сельские жители. Городов же не было, существовали только укрепленные пункты, главной задачей которых являлась защита населения от врагов. У ариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке (санскрите). Эти произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоариев. Существовало четыре сборника вед. 1. Сама-Веда. Это сборник, состоящий из песнопений и ритуалов индоариев. 2. Риг-Веда. Сборник, представляющий собой книгу, составленную из гимнов индоариев. 3. Яджур-Веда. В этом сборнике были собраны молитвенные формулы, по которым совершались жертвоприношения. 4. Атхарва-Веда. Это сборник различных песнопений и ритуалов ариев. До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества. Но затем жрецы их записали, дополнив каждый сборник своим ритуальным комментарием. Такие ритуальные комментарии назывались брахманами. Впоследствии брахманами стали называть высшую касту в Индии. Помимо брахманов, веды стали дополняться и религиозно-философскими комментариями. Это были: 1) араньяки. В переводе с санскрита — «ленные книги». Это комментарии, предназначенные для отшельников, уходящих в леса; 2) упанишады. В переводе с санскрита — «сокровенное знание». Эти комментарии ставили по окончании веды. Всего их насчитывалось около двухсот, среди них десять считаются главными. Священными книгами, служившими людям помощниками при решении различных вопросов, являлись «Махабхарата» (что означает «Великая война потомков Бхараты») и «Рамаяна» («Сказания о подвигах Рамы»). Это две поэмы, огромные по своему размеру, содержащие стихи, легенды, предания, трактаты на различные темы (от религии до ведения хозяйства). Героями этих поэм являются Кришна и Рама. Ведические литературные достижения настолько велики, настолько они всеобъемлющие, поражающие отточенностью своей формы, что можно сделать вывод, насколько был развит народ, были велики философские познания людей. Ведические сборни-ки являются настоящими энциклопедиями знаний по различным темам (медицина, математика, геометрия, земледелие, астрономия, ремесла, военное дело и т. д.). Первоначальное многобожие индоариев постепенно свелось к одному течению — брахманизму, согласно которому творцом вселенной является Брахма, появившийся из золотого яйца, расколотого силой его мысли. Брахманизм очень повлиял на индийскую религию. К примеру, сохранилась такая теория, как сансара (по-другому — метемпсихоз), по которой душа все время перерождается. То есть после смерти человека она не умирает, а вселяется в другого человека или в какое-либо существо. Здесь, согласно брахманизму все зависит от кармы человека, которая предопределена свыше, а также складывается из поступков и деяний человека. Чем карма лучше, чем лучше человек вел себя при жизни, тем лучше будет его последующая жизнь. Если же человек вел неправедную жизнь, то согласно теории брахманизма в следующей жизни его ждут тяжелые наказания. К примеру, пьяница превратится в моль, вор станет крысой, а душа убийцы перейдет в тело хищного животного. Уже к середине первого тысячелетия до новой эры на территории современной Индии будет существовать множество рабовладельческих государств, которые будут постоянно враждовать между собой. Победу в этих постоянных войнах одержит государство Магадха, в котором во второй половине первого тысячелетия до новой эры сформируется династия Маурьев. Династия Маурьев просуществует вплоть до второго века до новой эры. Государство Магадха стало первой в истории Индии рабовладельческой державой. Главной религией, базирующейся на брахманизме, становится джайнизм, который впоследствии вырастет в целую идеологию рабовладельческих держав. Пророком этой религии является Джайна (Джина-победитель). Он со своими последователями создает церковные организации, монастыри и храмы. Характерной особенностью новой религии являлся аскетизм, т. е. подавление в себе различных желаний, склонность к одиночеству, отказ от многих благ и т. д. Все это нужно было для того, чтобы достичь главного результата всей жизни сторонника джайнизма — нирваны. Под нирваной понимается высшее состояние духа, совершенная его удовлетворенность. Своим стремлением к аскетизму с последующей нирваной джайнизм поставил под сомнение основные ведические ценности и брахманизм, поскольку согласно джайнизму путь к спасению открыт всем без исключения, а по брахманизму — только избранным, к кому относились брахманы-жрецы. Помимо джайнизма, в шестом веке до новой эры появилась еще одна религия, также ставшая поперек брахманизму. Этой религией, ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Ее основатель — Сиддхартха Гаутама (примерно 560—480 гг. до н. э.). Проводя жизнь в роскоши и богатстве, не зная бед, в двадцать девять лет, узнав, что не у всех жизнь настолько беззаботна, как у него, он предался аскетизму. После долгих раздумий Сиддхартха Гаутама впал в нирвану и стал Буддой, что означает «пробужденный к новой жизни». Он стал передавать свои знания ученикам, его учения и сложились в новую религию — буддизм. Буддизм — это нечто среднее между брахманизмом и джайнизмом. В центре буддизма стоят «четыре благородных истины»: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страдания — стремление к наслаждению; 3) чтобы прекратить страдания, необходимо уничтожить желания; 4) ведение восьмеричного пути, т. е. срединного пути между В Магадхо-Маурийскую эпоху высокого уровня достигли многие виды искусства. В частности, архитектура и изобразительное искусство. Наиболее известными памятниками архитектуры являются: 1) стамбахи, представляющие собой монолитные столбы; 2) ступы — культовые буддийские сооружения полусферической формы; 3) пещерные храмы, позже уступившие место чайтья — храмам для молений с продолговатыми залами, рядами колонн и ступой. Высокого уровня достигла и литература династии Маурьев. Появились первые грамматики санскритского языка. Династия Маурьев просуществовала два столетия, пока сыновья Ашока не раздробили все государство и династии не при- шел конец. Ее сменили новые династии — сначала династия Ку-шанов, на смену которой пришла династия Гуптов. Вместе с этим начался новый период развития культуры Древней Индии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|