Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпохи мезолита и неолита




Именно в мезолите человек переходит от присваивающего способа добычи средств пропитания к производящему. Он начи­нает осваивать земледелие и скотоводство. Этому способствова­ло и появление первых металлических орудий.

Еще одним достижением мезолита является получение огне­упорной глины. Появляются новые виды изобразительного ис­кусства — украшения поверхностей глиняных сосудов. В основ­ном этим стали заниматься земледельцы.

Орнамент, которым украшали поверхность посуды, заметно усложняется в эпоху неолита. Неолит знаменуется появлением таких видов искусства, как обработка металлов, керамика. В это время изобрели лук и стрелы, стала создаваться глиняная по­суда.

Первые металлические изделия были коваными. На террито­рии России нашли металлические изделия, датированные седь­мым тысячелетием до новой эры. А около пяти тысяч лет назад стали делать ножи, крючки из меди. Их обнаружили на Урале. Че­тыре тысячи лет назад появляются первые художественные от­ливки, причем очень искусные.

Бронзовый век

Изобразительное искусство бронзового века характеризуется прежде всего тем, что в изображениях, создаваемых художниками прошлого, постепенно исчезает образ животного. Основным объектом для изобразительного искусства становятся геометри­ческие фигуры.

Одной из ярких культур того времени считается Майкопская культура. Она принадлежит народу, проживавшему на Северном Кавказе в третьем тысячелетии до новой эры. Одной из наиболее значимых и известных достопримечательностей является Май­копский курган. Он представляет собой погребение племенного вождя. Погребение очень богатое, в нем находились золотые и се­ребряные украшения, а также серебряный сосуд, на котором был изображен горный хребет. Майкопский курган был обнаружен в городе Майкопе в 1897 г.

Еще одно важное достоинство бронзового века — появление металлургии и металлообработки. Это явление относится к по­следнему этапу бронзового века. Очаги металлургии были обна­ружены на северо-западе Кавказа.

Железный век

Наравне с предметами из бронзы начинают появляться пред­меты из железа. С этим связано все большее развитие производства. Как следствие такого развития, произошел переход от пастуше­ских племен к кочевому скотоводству. Но не все племена зани­мались скотоводством. Жизнь многих племен основывалась преж­де всего на земледелии. Но во времена железного века это было уже плужное земледелие. В этот период изменяется социальная структура племен.

Важной особенностью железного века является развитие ху­дожественных ремесел. В основном это изделия из золота, сереб­ра и бронзы.

Большой прогресс был и в архитектуре. В железном веке по­явились такие сооружения, как крепости, предназначенные для укрепления поселений. Их строили чаще всего из грубо отесан­ных камней.

В конце первобытной эпохи появляются такие виды поселений.

1. Неукрепленные поселения, к ним относятся селища и стоян­ки. Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам. Селища относятся к памятникам бронзового и железного веков.

2. Укрепленные поселения. Это такие поселения, как городи­ща, распространенные в эпоху неолита и в железном веке.

Помимо поселений, в первобытную эпоху были распростра­нены и погребения.

Погребения бывают двух видов:

1) грунтовые погребения, они строились без каких-либо над­могильных сооружений;

2) погребения с надмогильными сооружениями. К ним отно­сятся курганы, гробницы и мегалиты.

Погребения — это настоящие памятники культуры. Рассмот­рим их более подробно.

Очень интересны курганы Ямной культуры. Под Ямной куль­турой понимают общность археологических культур, относящих­ся к неолиту и раннему бронзовому веку (вторая половина третье­го — начало второго тысячелетия до новой эры). В основании курганов находился пояс из каменных блоков или плит. Этот пояс принято называть кромлехом. Зачастую такие плиты покры­вали резным геометрическим узором. Сверху на этот каменный пояс надевался деревянный шатер, под землей находилась дере­вянная основа.

Очень часто, помимо всей этой конструкции, над курганами ставились и каменные надгробия в виде изваяния человека — ка­менные бабы. Это очень значимое явление, поскольку начинает появляться образ человека в искусстве.

Другой вид погребений — мегалиты, мегалитические погребе­ния. Они представляют собой более сложные конструкции, неже­ли курганы.

Мегалиты бывают двух видов.

Дольмены — сооружения из больших камней, представляю­щие собой огромный ящик, который сверху накрывался плоской плитой. Такие конструкции были распространены прежде всего в приморских районах Европы и Азии, а также на севере Африки. В переводе с бретонского языка дольмен — это «стол-камень».

Менгиры — сооружения, представляющие собой длинный ка­мень (от четырех метров), который врывали в землю. Менгир в переводе с бретонского языка означает «длинный камень». Та­кие мегалитические погребения были распространены на западе Европы, в Северной Африке, Сибири, на Кавказе и в Индии.

Можно выделить еще одну разновидность мегалитических по­гребений. Поскольку камни ставились по-разному, иногда из них выстраивали целые аллеи. Например, в Карнаке во Франции по­ставлены 2683 менгира в виде протяженных аллей. А иногда мен­гиры ставят по кругу, тогда их принято называть уже кромлехом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культура первобытной эпохи была основой для дальнейшего развития всей

мировой культуры. Все древние культуры опирались прежде все­го на то, что уже было привнесено первобытными народами.

Культура Древнего мира

На смену эпохе первобытного общества приходит период, ко­торый в историографии принято называть Древним миром. Его культура основывается прежде всего на культуре первобытных предшественников.

Под Древним миром принято понимать античный период в истории Греции и Рима, а также Древний Восток, в который входят такие страны, как Египет, Индия, Китай, Двуречье (Месо­потамия) и др. Остановимся на культуре Древнего Востока.

Древний Восток

Культура Древнего Востока представлена культурами несколь­ких стран. Например, таких как Древний Египет, Древняя Месо­потамия, Древний Китай, Древняя Индия. У культур этих стран есть много схожих черт, но есть и ряд отличий, обусловленных различными факторами, например географическим местополо­жением.

Рассмотрим культуру Древнего Египта.

Древний Египет

Древний Египет — очень значимая страна не только для Древ­него Востока, но и для всего мира, поскольку именно Древний Еги­пет стал первым государством на Земле, которое разрослось до ве­ликой державы, став впоследствии огромной и мощной империей, также первой в мире. В этой империи существовали законы, кото­рые были незыблемыми и непостижимыми, вся власть принадле­жала правящему классу, которому подчинялся весь остальной египетский народ.

Так откуда же появились столь мощная империя и египтяне? Здесь очень много споров. Но большинство египтологов склонны к двум мнениям.

1. Древние египтяне были выходцами из Азии. Об этом свиде­тельствуют их язык и черты характера.

2. Древние египтяне — родственники негритянских народов. В пользу этой версии выступает египетский культ мертвых, их по­клонение животным и неодушевленным предметам (фетишизм).

Но кто бы ни оказался прав, в любом случае уже к четвертому тысячелетию до новой эры на берегах реки Нил образовалась еги 28петская народность, там же стали сформировываться первые признаки государственности.

Каким же было государство в Древнем Египте?

Главой государства в Египте был фараон, которому принадле­жали абсолютная власть, весь Египет со всеми его многочисленны­ми ресурсами. Такими абсолютными правами фараона наделяла прежде всего религия древних египтян. Именно согласно рели­гии человек должен беспрекословно подчиняться фараону, иначе ему грозят ужасные последствия.

Религия играла большую роль в жизни древних египтян. Они были язычниками, т. е. поклонялись не одному, а многим богам. По некоторым сведениям, насчитывалось от сотни до тысячи раз­нообразных богов. Главным был бог Солнца, который в зависи­мости от времени суток имел разные имена (Ра, Атум и т. д.). Именно боги и наделили фараонов согласно египетской религии безграничной властью. Но несмотря на свою божественность, не все фараоны были довольны таким образом мышления египтян, их поклонением огромному количеству богов. А именно, сущест­вовавшее многобожие никак не могло способствовать укрепле­нию египетского государства, его централизации. Все это выли­лось в религиозную реформу. Суть ее была в том, что египетский фараон Аменхотеп IV (1368—1351) объявил истинным богом сол­нечный диск. Ему он дал имя бога Атона, себя же назвал Эхнато-ном, что в переводе означало «угодный богу Атону». Следующим этапом его реформ было закрытие храмов, в которых поклоня­лись другим богам, все имущество этих храмов было конфискова­но. Как следствие, появилось множество недовольных. Жрецы не хотели мириться с изменениями в религиозной жизни. Поэтому эти реформы Эхнатона оказались недолговечными, вскоре были восстановлены культы старых богов.

Религия египтян очень сильно повлияла на их культуру.

Особенное место в искусстве Древнего Египта занимала архи­тектура, а наиболее значительная профессия — архитектор, кото­рый непрерывно следил за строительством на грандиозных строй­ках, характерных для Египта того времени.

Интересен тот факт, что если жилища древних египтян строи­лись из недолговечных материалов, таких как кирпич-сырец, то различные религиозные сооружения возводились из прочного камня. Этим и объясняется то, что они смогли простоять и до на­ших времен.

Архитектура Древнего Египта уже не представляется без глав­ного своего достояния культуры — пирамид. Пирамиды представ­ляли собой постройки для богов. Они воздвигались из крепких камней.

Строительство пирамид было настолько грандиозным делом, что трудно представить, насколько оно было разорительно для казны государства, сколько человеческого труда было затрачено, насколько многочисленны были людские потери.

По учению египетских жрецов, душа человека была бессмерт­на. В Древнем Египте большую роль играл заупокойный культ. Согласно ему со смертью погибает только материальная основа человека, т. е. его тело. И чтобы нематериальная основа человека, его душа, продолжала жить, необходимо создать для этого наибо­лее благоприятные условия, т. е. постараться сохранить тело умершего человека. Так возникло новое искусство — изготовле­ние мумий. А для мумии должно быть специально отведенное место — усыпальница. В качестве таких усыпальниц, в которых тело человека находилось бы под мощной защитой от всего по­стороннего, и строились грандиозные пирамиды. Согласно веро­ванию египтян тело соединялось с душой ровно через семьдесят дней после смерти, покойник оживал и отправлялся в Страну вечности. Но несмотря на то что, по вероучению, душа каждого человека бессмертна, пирамиды строились только для знати и конечно же — для фараонов.

Самая первая пирамида для фараона Джосера (2780—2680) бы­ла воздвигнута около пяти тысяч лет назад, ее архитектором был Имхотеп (около XVIII до н. э.). Его будут чтить как великого цар­ского зодчего и мудрого мага еще многие поколения после него.

Всего существовало около ста пирамид, из них дошла до нас только часть.

Наиболее знаменитой и грандиозной является пирамида фа­раона IV династии Хеопса (Хуфу). Она находится в египетском городе Гизе. Ее размеры огромны: высота составляет 146,6 м, а площадь — около 55 000 кв. м. Ее строили из огромнейших из­вестняковых камней, масса которых достигала 3 т. По подсчетам ученых, на строительство пирамиды Хеопса было затрачено 2 300 000 таких камней. Внутри пирамида представляет собой систему ходов, внутренние стены покрыты отполированными пли­тами.

Помимо пирамиды Хеопса, в Гизе расположены другие из­вестные пирамиды: фараона Хефрена и фараона Михерина. Все эти три пирамиды в Гизе являются одним из семи чудес света.

Ко второму тысячелетию до новой эры происходят некоторые изменения в строительстве пирамид. Они перестают быть такими грандиозными и становятся менее разорительными, поскольку строятся уже не из камней, а из кирпича.

Многочисленные грабежи пирамид привели к тому, что к пер­вому тысячелетию пирамиды стали заменять тайными усыпаль­ницами, хотя и их продолжали грабить. Одними из наиболее из­вестных таких усыпальниц являются заупокойный храм фараона Ментухотепа I, представляющий собой скальную гробницу, и заупокойный храм царицы Хатшепсут, расположенный на трех скальных террасах в долине Дейр-эль-Бахри и сооруженный Се-ненмутом.

Помимо архитектуры, богатый вклад в культуру Древнего Египта внесло изобразительное искусство.

Очень часто перед дворцами или храмами ставились различ­ные обелиски. Они были тонкими и высокими, часто сверху по­крывались медью. Обелиски нередко расписывали иероглифами. Иероглиф представляет собой рисуночное символическое пись­мо, которое очень характерно для культуры Древнего Египта. Именно из египетского иероглифического письма и появилось слоговое письмо.

Еще одним широко используемым изображением в Древнем Египте было каменное изображение существа с телом льва и го­ловой человека. Такие статуи чаще всего ставились перед заупо­койными храмами и назывались сфинксами. Перед пирамидой фараона Хефрена стоит самый большой из сфинксов, который был создан в первой половине третьего тысячелетия до новой эры. Длина этого изваяния — около 57 м. Позже, в шестнадцатом веке до новой эры, между лапами «отца трепета», как называли сфинкса за страх, который он внушал, был возведен храм.

Кроме этих памятников, существовали еще многие шедевры искусства, всевозможные статуи, стелы и другие монументы, изо­бражавшие египетских правителей и их семьи.

Именно в Древнем Египте был создан один из самых прекрас­ных женских образов — скульптурный портрет царицы Неферти­ти, которая была женой фараона Аменхотепа IV (1368—1351).

Согласно верованиям древних египтян портретные статуи яв­ляются двойниками умерших людей. Поэтому скульптурный порт­рет, получил широкое распространение в Египте в древние века.

Все памятники культуры (росписи, портреты и т. д.) в Древнем Египте отличались чувством гармонии, стремлением к прекрас­ному, к целостности. Эта тяга к целостности и обусловливает тот факт, что в Древнем Египте были распространены архитектурные ансамбли, представлявшие собой некий синтез всевозможных видов искусства. Скульпторы, зодчие, живописцы работали сооб­ща, создавая целостные произведения искусства, многим из ко­торых нет равных и по сей день. У зодчих был очень необыкно­венный подход к делу создавая свои памятники архитектуры, они не забывали и про очень мелкие детали, учитывали многие харак­теристики, такие как географическое расположение, освещен­ность в разное время суток и др. Это давало порой необыкновен­ные эффекты. Недаром зодчим часто приписывали магические силы, некоторых обожествляли.

Рассматривая изобразительное искусство Древнего Египта, не обратить внимания на его декоративно-прикладную часть. Ведь уровень, на который поднялось декоративно-прикладное искус­ство в то время, был очень высоким. В первую очередь это касается различных предметов посуды. Появляются всевозможные блюда и сосуды из хрусталя, алебастра. Большое развитие получило из­готовление украшений. Изысканной формы, с изящной отделкой украшения изготовляли из различных материалов. В основном это были золото, драгоценные камни и т. д.

Важная особенность изобразительного искусства Древнего Египта — выполнение и сохранение его основных принятых ка­нонов. Техника, стиль, пропорции и другие аспекты изобрази­тельного искусства были неизменными века и даже тысячелетия.

Что же происходило в Древнем Египте с письменностью? До нас дошло очень мало текстов того времени. В основном это раз­личные молитвы и записи, связанные с ведением хозяйства. Они относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. Но надо пред­полагать, что существовали и более древние тексты.

Интересно произведение «Беседа разочарованного со своей душой». Оно значимо тем, что является очень абстрактным сочи­нением. В нем человек, не нашедший смысла в своей жизни, ду- мает мает о самоубийстве. Его же душа, наоборот, пытается от этого всячески отговорить.

Вообще литература Древнего Египта очень разнопланова, су­ществовали произведения абсолютно разных жанров: повести, поучения, песни, заклинания, автобиографии и др.

Возникновение письменности принято относить к тридцато­му веку до новой эры, это связывают прежде всего с тем, что того требовало государственное устройство Египта.

Выделяют три этапа развития письменности в Древнем Египте:

1) иероглифическое письмо;

2) иератическое письмо (деловая скоропись);

3) демотическое письмо (народная скоропись). Стоит отметить и то, что именно в Древнем Египте появился

такой вид искусства, как музыка. Ее появление связано прежде всего с различными ритуальными обрядами и празднествами, ко­торые и привели к возникновению танцев, пантомим и т. д. Му­зыка, появившаяся тогда, стала разделяться на:

1) культовую;

2) народную;

3) придворную. Очень часто на египетских фресках второго тысячелетия до

новой эры можно встретить изображения различных музыкаль­ных инструментов (барабанов, арф, лир и др.). Это говорит о том, что музыка играла огромную роль в жизни египтян. Недаром му­зыкантов считали родственниками фараонов, они пользовались в обществе большим почетом и уважением.

Различные жизненные ситуации и надобности привели к раз­витию в стране и науки, без которой потом уже не виделось ника­кого дальнейшего существования.

Прежде всего это математика. Ведь как без математики, без вычисления площадей и объемов можно создать такое грандиоз­ное сооружение, как пирамида?

Наблюдая за небесными светилами, египтяне создали совер­шенно точный календарь. Он, как и современный, состоял из 365 дней, но отличался тем, что в нем было всего три, а не четыре се­зона, в каждом из которых было по три месяца.

Другая заслуга древних египтян — это часы, они были водя­ными, солнечными.

Большие достижения были и в медицине. Стали создаваться лечебники, в которых были вполне реальные рецепты и несколь­ко колдовских. Появились учения о кровообращении, учение о главном органе — сердце.

В Древнем Египте существовало несколько видов врачей:

1) «утробные»;

2) зубные;

3) глазные.

Появился и такой вид медицинской деятельности, как хи­рургия.

Помимо вышеперечисленных наук, развивались такие гума­нитарные науки, как география и история.

Все это культурное развитие привело к тому, что в Древнем Египте стали появляться первые школы. Сначала это были шко­лы для писцов, которые находились при дворе фараона, потом в школу стали отдавать всех мальчиков в возрасте от пяти до шестнадцати лет. В школе их обучали письму, чтению, спорту, этикету и т. д. Появились военные школы и др.

Культура Древнего Египта очень богата и разнообразна. Она внесла огромный вклад в культуру всего человечества.

Древняя Месопотамия

Месопотамию принято называть также Двуречьем в силу ее географического расположения. Поскольку к Месопотамии от­носятся земли, расположенные между двумя реками: Тигром и Ев­фратом.

Месопотамию стали заселять около сорока тысяч лет до новой эры. К VII тысячелетию до н. э. на территории стали появляться первые поселения Месопотамии. Первые города появились в се­редине IV тысячелетия до н. э. К третьему тысячелетию до новой эры появилось около двадцати городов-государств. Это были Ур, Урук, Аккад, Лагаш, Киш, Умма, Вавилон и др.

Большая часть этих городов была основана шумерами. Вот по­чему культуру Древней Месопотамии (Двуречья) принято назы­вать также Шумерской культурой.

Одним из наиболее значимых достижений культуры Древней Месопотамии считается изобретение письменности. Это дости­жение относится к IV тысячелетию до новой эры. Это значит, что именно шумерская письменность является самой древней.

Многие культурные ценности и достижения шумеров были наследованы народом города Аккада. Вследствие чего влияние

этого города на культуру Месопотамии в целом стало огромным. Поэтому целесообразнее под культурой Двуречья понимать Шу-мерско-Аккадскую культуру. Остановимся на ней более подробно.

Как было сказано выше, огромную роль в истории цивилиза­ции и конкретно древних народов играла письменность Месопо­тамии. Но стоит отметить, что шумерская письменность отлича­лась от письменности Аккада. Она более древняя.

Шумерская письменность развивалась в несколько этапов. Сначала все было очень примитивно. Мысли фиксировались не­мыслимыми современному человеку способами, например завя­зыванием узелков на веревках или высечения рубцов на стволах деревьев. Затем появилось рисуночное письмо, когда предметы и понятия тщательно и подробно изображались с помощью ри­сунков. Постепенно этот способ заметно упростился. Рисуночное письмо превратилось в схематичное письмо. То есть пропала по­дробность в описании, конкретные рисунки заменялись символа­ми. Такое выражение своих мыслей было далеко от идеала, по­скольку очень многие понятия было практически невозможно изобразить, они заменялись похожими, терялась суть «написан­ного». Итак, стали появляться идеограммы, которые передавали суть изображаемого слова. К примеру, нарисованный глаз мог оз­начать глаголы «видеть» или «смотреть». Такое письмо получило название идеографическо-ребусного. Для этого письма был харак­терен клинообразный вид написанного. Вот почему шумерскую письменность очень часто называют клинописью.

Клинописью писали следующим образом: на мягкой сырой глине палочками делались соответствующие углубления, с по­мощью которых получались символы, имеющие клинообразную форму. Клинопись, появившаяся в Шумере, стала позже приме­няться и в аккадском языке. А затем распространилась и дальше, дойдя даже до Сибири и Персии. Во второй половине второго ты­сячелетия до новой эры клинопись признали как международный вид письменности.

Впоследствии картинная письменность уступила место друго­му виду письменности, когда с помощью символов передавались не конкретные предметы или действия, а звуки. Сначала появи­лись знаки для обозначения слогов, затем стали появляться алфа­витные знаки. И к середине первого тысячелетия до новой эры клинопись полностью становится алфавитным письмом.

Но не только письменность является единственным достиже­нием культуры Месопотамии. Огромную роль сыграла она в раз­витии математики. Именно здесь возникли сложные системы счета.

Другая наука, берущая начало в Древнем Двуречье, — астро­номия. Именно в Месопотамии возникли первые научные мыс­ли, которые легли в основы астрономии.

Великолепны литературные достижения народов Между­речья. Ими были созданы первые библиотечные каталоги. Такие литературные жанры, как поэма и элегия, впервые появились в Месопотамии.

Стоит отметить и монументальное искусство Двуречья, на ко­торое отпечаток наложила местная религия. Примером архитек­турных достижений являются храмы Месопотамии. Их роль в жизни людей была огромной. На их территории работали тыся­чи крестьян и рабов, храмы вели торговлю, в них была развита культурная жизнь: имелись свои школы и библиотеки.

Архитектурные формы, взявшие начало в Древней Месопота­мии, стали основой архитектуры Древнего Рима и впоследст­вии — Европы средних веков.

Древняя Индия

Культура Индии очень самобытна, поскольку шла своими пу­тями. В ней есть неповторимость и своеобразность, отличающиея индийскую культуру от культур других стран.

Истоки культуры Индии уходят далеко, в третье тысячелетие до новой эры, когда на территории полуострова Индостан в доли­не реки Инд появилась хараппская цивилизация.

Вообще развитие культуры Древней Индии можно поделить на несколько этапов, которые соответствуют и историческому раз­витию Индийского государства:

1) Древнейшая Индия. Здесь можно выделить два периода:

а) хараппская культура;

б) ведическая культура;

2) Магадхо-Маурийская эпоха;

3) Кушано-Гуптская эпоха. Рассмотрим каждую эпоху более подробно.

Хараппская культура

Различные археологические находки свидетельствуют о высо­ком уровне культуры живших там народов. Было обнаружено, что

уже в третьем тысячелетии до новой эры здесь были высокоразви­тые поселения городского типа с очень грамотной расстановкой и архитектурой зданий. К примеру, для удобства прохода телег и перемещения углы домов на перекрестках делали закругленны­ми. Дома в основном строились из кирпича, были двухэтажными. Важным достижением хараппской культуры была городская ка­нализационная система. В домах того времени уже были своеоб­разные ванные комнаты для омовения. Существовали городские бани, воздух в которых подогревался, здесь имелись бассейны.

Помимо высокого уровня архитектурных навыков, во времена хараппской культуры большое развитие получили многие виды различных ремесел, таких как обработка металла, работа с кам­нем, медью, бронзой. Об этом свидетельствуют найденные ору­дия труда, ювелирные украшения, оружие, различные декоратив­ные изделия.

В Хараппе была развита и письменность. В основном она пред­ставляла собой рисуночное письмо, в котором насчитывалось около четырехсот пиктографов. Стали появляться и слоговые знаки.

Уже в начале второго тысячелетия до новой эры ученые фик­сируют упадок культуры Хараппа, которая вскоре и вовсе исчезла в результате природной катастрофы. По мнению большинства геологов, такой природной катастрофой было сильнейшее земле­трясение, повлекшее за собой и другие катаклизмы.

Несмотря на свой крах, хараппская культура послужила некой отправной точкой для всего дальнейшего развития культуры Древ­ней Индии.

Ведическая культура

Родоначальниками ведической культуры явились племена ариев, которые вторглись на территорию Индии в середине вто­рого тысячелетия до новой эры.

На начальном этапе они не отличались высокой культурой, далеко не ушли от кочевого образа жизни, занимались в основ­ном скотоводством. Затем появилось и земледелие, которое за­метно развилось благодаря появившимся орудиям труда.

Так как основными занятиями племен ариев были скотовод­ство и земледелие, очевидно, что большую часть населения состав­ляли сельские жители. Городов же не было, существовали только

укрепленные пункты, главной задачей которых являлась защита населения от врагов.

У ариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится к литературе. Важными памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеин­дийском языке (санскрите). Эти произведения, названные ведами, дали название всей культуре индоариев.

Существовало четыре сборника вед.

1. Сама-Веда. Это сборник, состоящий из песнопений и ритуа­лов индоариев.

2. Риг-Веда. Сборник, представляющий собой книгу, состав­ленную из гимнов индоариев.

3. Яджур-Веда. В этом сборнике были собраны молитвенные формулы, по которым совершались жертвоприношения.

4. Атхарва-Веда. Это сборник различных песнопений и ритуа­лов ариев.

До появления письменности веды передавались из уст в уста, были частью устного творчества. Но затем жрецы их записали, дополнив каждый сборник своим ритуальным комментарием. Та­кие ритуальные комментарии назывались брахманами. Впослед­ствии брахманами стали называть высшую касту в Индии.

Помимо брахманов, веды стали дополняться и религиозно-философскими комментариями. Это были:

1) араньяки. В переводе с санскрита — «ленные книги». Это ком­ментарии, предназначенные для отшельников, уходящих в леса;

2) упанишады. В переводе с санскрита — «сокровенное знание». Эти комментарии ставили по окончании веды. Всего их на­считывалось около двухсот, среди них десять считаются глав­ными. Священными книгами, служившими людям помощниками

при решении различных вопросов, являлись «Махабхарата» (что означает «Великая война потомков Бхараты») и «Рамаяна» («Ска­зания о подвигах Рамы»). Это две поэмы, огромные по своему размеру, содержащие стихи, легенды, предания, трактаты на раз­личные темы (от религии до ведения хозяйства).

Героями этих поэм являются Кришна и Рама.

Ведические литературные достижения настолько велики, на­столько они всеобъемлющие, поражающие отточенностью своей формы, что можно сделать вывод, насколько был развит народ, были велики философские познания людей. Ведические сборни-ки являются настоящими энциклопедиями знаний по различным темам (медицина, математика, геометрия, земледелие, астроно­мия, ремесла, военное дело и т. д.).

Первоначальное многобожие индоариев постепенно свелось к одному течению — брахманизму, согласно которому творцом вселенной является Брахма, появившийся из золотого яйца, рас­колотого силой его мысли. Брахманизм очень повлиял на индий­скую религию. К примеру, сохранилась такая теория, как сансара (по-другому — метемпсихоз), по которой душа все время пере­рождается. То есть после смерти человека она не умирает, а все­ляется в другого человека или в какое-либо существо. Здесь, со­гласно брахманизму все зависит от кармы человека, которая предопределена свыше, а также складывается из поступков и дея­ний человека. Чем карма лучше, чем лучше человек вел себя при жизни, тем лучше будет его последующая жизнь. Если же человек вел неправедную жизнь, то согласно теории брахманизма в сле­дующей жизни его ждут тяжелые наказания. К примеру, пьяница превратится в моль, вор станет крысой, а душа убийцы перейдет в тело хищного животного.

Уже к середине первого тысячелетия до новой эры на террито­рии современной Индии будет существовать множество рабовла­дельческих государств, которые будут постоянно враждовать между собой. Победу в этих постоянных войнах одержит государ­ство Магадха, в котором во второй половине первого тысячеле­тия до новой эры сформируется династия Маурьев. Династия Маурьев просуществует вплоть до второго века до новой эры.

Государство Магадха стало первой в истории Индии рабовла­дельческой державой. Главной религией, базирующейся на брах­манизме, становится джайнизм, который впоследствии вырастет в целую идеологию рабовладельческих держав. Пророком этой религии является Джайна (Джина-победитель). Он со своими последователями создает церковные организации, монастыри и храмы.

Характерной особенностью новой религии являлся аскетизм, т. е. подавление в себе различных желаний, склонность к одино­честву, отказ от многих благ и т. д. Все это нужно было для того, чтобы достичь главного результата всей жизни сторонника джай­низма — нирваны. Под нирваной понимается высшее состояние духа, совершенная его удовлетворенность.

Своим стремлением к аскетизму с последующей нирваной джайнизм поставил под сомнение основные ведические ценно­сти и брахманизм, поскольку согласно джайнизму путь к спасе­нию открыт всем без исключения, а по брахманизму — только из­бранным, к кому относились брахманы-жрецы.

Помимо джайнизма, в шестом веке до новой эры появилась еще одна религия, также ставшая поперек брахманизму. Этой ре­лигией, ставшей впоследствии мировой, является буддизм. Ее ос­нователь — Сиддхартха Гаутама (примерно 560—480 гг. до н. э.). Проводя жизнь в роскоши и богатстве, не зная бед, в двадцать де­вять лет, узнав, что не у всех жизнь настолько беззаботна, как у не­го, он предался аскетизму. После долгих раздумий Сиддхартха Гаутама впал в нирвану и стал Буддой, что означает «пробужден­ный к новой жизни». Он стал передавать свои знания ученикам, его учения и сложились в новую религию — буддизм.

Буддизм — это нечто среднее между брахманизмом и джай­низмом.

В центре буддизма стоят «четыре благородных истины»:

1) жизнь есть страдание;

2) причина страдания — стремление к наслаждению;

3) чтобы прекратить страдания, необходимо уничтожить же­лания;

4) ведение восьмеричного пути, т. е. срединного пути между
двумя религиями: брахманизмом и джайнизмом.
Во время правления Ашока (273—232 гг. до н. э.) буддизм ста­
новится государственной религией.

В Магадхо-Маурийскую эпоху высокого уровня достигли мно­гие виды искусства. В частности, архитектура и изобразительное искусство.

Наиболее известными памятниками архитектуры являются:

1) стамбахи, представляющие собой монолитные столбы;

2) ступы — культовые буддийские сооружения полусфериче­ской формы;

3) пещерные храмы, позже уступившие место чайтья — хра­мам для молений с продолговатыми залами, рядами колонн и ступой. Высокого уровня достигла и литература династии Маурьев.

Появились первые грамматики санскритского языка.

Династия Маурьев просуществовала два столетия, пока сы­новья Ашока не раздробили все государство и династии не при-

шел конец. Ее сменили новые династии — сначала династия Ку-шанов, на смену которой пришла династия Гуптов. Вместе с этим начался новый период развития культуры Древней Индии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...