Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кушано-Гуптская эпоха




Культура династии Кушанов (I—III вв. н. э.) характеризуется наличием двух школ искусств:

1) гандхарской (с ее антропоморфным изображением Будды);

2) матхурской (основное направление — светская скульптура). В четвертом веке нашей эры Кушанская держава распалась

и уступила место державе Гуптов, явившейся последней рабовла­дельческой державой на данной территории.

Период правления Гуптов знаменателен расцветом материаль­ной культуры. Так, заметно развились земледелие, различные ре­месла (изготовление украшений, оружия), распространилось шелководство, стали появляться тончайшие ткани из шелка и хлоп­ка, высокого уровня достигла металлургия.

Помимо этого, успехов добились изобразительное искусство и архитектура. Наиболее распространенными сооружениями бы­ли здания из камня, пещерные храмы с множеством скульптур, росписей на стенах, резьбой. Изобразительное искусство чаще всего использует сюжеты из жизни Будды, мифологические те­мы, а также великолепные узоры, изображения природы и быта.

Изменения во власти повлекли за собой и изменения в рели­гиозных воззрениях. Если при династии Кушанов главной религией по-прежнему был буддизм (но Будда теперь не просто учитель, он божество), то после краха Кушанской династии завершился и расцвет буддизма, который постепенно уступил место индуизму.

Главным толчком к принятию новой веры послужил прежде всего социальный строй, который сформировался при Гуптах. Речь идет о сложившемся в результате социального неравенства кастовом строе. Касты представляли собой группы людей, кото­рых объединяли одинаковые социальные функции, которые они выполняли, их профессии и т. п. И именно новая религия (ин­дуизм) признавала наличие таких каст.

Главная черта индуизма — почитание триады богов, к которой относились:

1) Брахма — бог-творец. По мнению индусов, он являлся соз­дателем Вселенной;

2) Вишну — бог-охранитель, хранитель мирового порядка;

3) Шива — бог-разрушитель, «хозяин животных». Он пред­ставлялся индусам воплощением космической энергии. Но несмотря на огромное значение религии в жизни людей,

огромную роль играли научные познания. Большое развитие по­лучила астрономия. Именно древнеиндийские астрономы стали делить год на двенадцать месяцев, в каждом из которых было по тридцать дней. Впервые стали появляться теории о шарообразно­сти Земли и о ее вращении вокруг собственной оси.

Помимо астрономии, заметных успехов достигла и математи­ка. Еще во времена хараппской культуры была сформулирована десятичная система счисления, которой люди пользуются и по сей день. Выделились такие науки, как алгебра, тригонометрия и геометрия.

Религия древнеиндийского народа повлияла на развитие та­ких наук, как медицина и химия. Особенно развилась хирургия, при операциях стали пользоваться огромным числом инструмен­тов, применялось обезболивание. Среди медиков можно выде­лить наиболее выдающихся врачей: жившего в V—IV вв. до н. э. Джаваку и жившего уже в I веке н. э. Чарака. Эти медики благодаря своим заслугам были известны даже за пределами своей страны.

Значимость культуры Древней Индии для мировой культуры огромна, ее вклад колоссален и незаменим и для современного мира.

Древний Китай

Китай — огромная по своим размерам страна, государствен­ность в которой возникла во втором тысячелетии до новой эры.

Для культуры Древнего Китая характерны самобытность и не­повторимость.

На начальном этапе своего развития китайцам был свойстве­нен культ природы и предков. Китайцы верили, что все в мире из­меняется под действием двух главных сил: Света и Тьмы.

С появлением государственности появился и новый культ — обо­жествление власти царя. По мнению древних китайцев, царь — сын бога на земле, а Китай — Поднебесная.

Все эти воззрения позже сформировались в систему трех ос­новных религий, к которым относились даосизм, монизм и конфу­цианство.

Даосизм, возникший в VI—V вв. до н. э., был основан китай­ским мудрецом Лаоцзы. Именно Лаоцзы ввел в своем труде «Книге о дао и дэ» главное понятие даосизма — дао. Дао имело огромное число значений, прежде всего — это духовное начало, источник всего сущего на земле. Именно дао, по мнению Лао-цзы, подчи­нены все законы в природе, потому что дао и есть главный еди­ный закон.

Учения Лаоцзы и его последователей сформировались в так называемый философский даосизм, центральным понятием кото­рого было учение о бессмертии. Позже обозначится другое направ­ление даосизма, идущее от философского пути, — религиозный даосизм. В этом учении центральным понятием было абсолютное дао. Согласно этому понятию возвращение к истинному дао ви­дится только через смерть.

Параллельно с даосизмом зародилась еще одна религия — конфуцианство. Основателем этой религии был Кунцзы (Конфу­ций). Причину многих бед на земле он рассматривал как след­ствие нравственного упадка людей. Конфуций призывал людей к гуманности, послушанию, почитанию старших. Учения Конфу­ция представляли собой некий свод правил и установок на жизнь, это во многом способствовало тому, что конфуцианство из прос­той идеологии превратилось в государственную религию. Соглас­но конфуцианству император — сын неба, отец народа, а народ — дети императора.

Значение конфуцианства в Древнем Китае было настолько ве­лико, что даже быт древних китайцев был него регламентирован с помощью. С помощью основных правил и законов конфуциан­ства давались оценки различным людским поступкам, вырабаты­вались определенные нормы жизни, которые нельзя было нарушать. Китайское же общество никогда не сомневалось в правильности этих истин, в этом была характерная их особенность — стремле­ние к догматизму. Люди настолько верили этим догмам, что не могли им как-то противоречить, вследствие чего народ стал пас­сивен в принятии своего решения. Как правило, любая новая мысль была лишь продолжением известной догмы, истины, вы­сказанной старым мудрецом.

Но несмотря на эту склонность к догматизму, большого ува­жения в Древнем Китае заслуживало развитие науки. В основном формировались гуманитарные науки, поскольку технические

дисциплины считались непрестижными. Но все же и остальные науки не стояли на месте.

Большими достижениями охарактеризовалась китайская аст­рономия. Именно китайцы составили первый в мире звездный каталог, в котором описывалось около 800 светил. Появились первые книги по астрономии, в которых имелись карты звездно­го неба. Китайцы первыми создали небесный глобус.

Большой вклад был внесен китайцами в мировую медицину. Именно они стали использовать иглоукалывание и прижигание, создали первые наркотики. Китайский император Шэнь Нунцу создал первую книгу, посвященную существующим лекарствен­ным средствам.

Больших высот достигли письменность и литература Древне­го Китая. Интересен тот факт, что именно китайское иероглифи­ческое письмо — единственное существующее и в наши дни. Уже в третьем веке нашей эры насчитывалось свыше восемнадцати тысяч иероглифов.

На развитие письменности и литературы в целом сильно по­влияло изготовление бумаги. Изобретателем ее был китайский чиновник Цай Лунь, именно он из древесной коры, конопли и других составляющих в 105 г. н. э. впервые получил бумагу.

Великолепны и значительны памятники древнекитайской ли­тературы. Стоит отметить написанные в первом тысячелетии до новой эры «Книгу песен» и «Книгу перемен». Наиболее извест­ными поэтами в Китае были Цюй Юань (ок. 340 — ок. 278 гг. до н. э.), его поэзии были свойственны возвышенность чувств, пере­ход от фольклорных традиций к авторской передаче своих мыс­лей; Луцзы — автор главнейшего трактата даосизма «Дао дэ цзин»; Сюньцзы — автор трактата «Сюньцзы».

Самобытность характерна и для различных видов изобрази­тельного искусства древнекитайских мастеров. Живопись и скульп­тура в основном имеют религиозную тематику. Из Индии в Китай дошел буддизм, который очень повлиял на культуру Поднебес­ной, особенно на художественную составляющую. Большое ра­звитие получила живопись тушью на шелке и бумаге, стали изго­тавливаться фрески.

Среди различных видов прикладного искусства стоит отме­тить изготовление чудеснейших украшений тончайшей работы. Важное место занимала резьба по камню и кости. Особенно в по­чете был в Китае зеленый нефрит, который назывался «вечным камнем» и сравнивался с золотом и серебром.

Развитие китайской художественной керамики дало предпо­сылку для получения фарфора.

Оригинальность была присуща и древнекитайской архитекту­ре. Они первыми стали строить многоэтажные здания. Наиболее характерными были здания, которые назывались пагодами. Их и сейчас можно увидеть в современном Китае. Пагоды представ­ляли собой деревянные столбы в качестве опор для черепичной крыши с типичными приподнятыми вверх краями.

Самое знаменитое сооружение в Китае — Великая Китайская стена протяженностью около четырех тысяч километров, построен­ная силами китайских заключенных в 221—207 гг. до н. э.

Но нельзя дать полное представление о культуре Древнего Ки­тая, не упомянув о музыкальном искусстве и о театре.

Уже во втором тысячелетии до новой эры в Китае существова­ло более двадцати различных музыкальных инструментов. Стали появляться первые книги, повествующие о музыкальных пред­ставлениях китайского народа. Самая популярная книга — трак­тат «Юэцзы». Стали появляться профессиональные музыканты, которых приглашали для выступления на различных церемониях, праздниках и т. п.

В Древнем Китае выработалась характерная концепция счастья, согласно которой наша жизнь — единственная, ее следует ценить и стараться сделать как можно лучше. Эта концепция прежде все­го повлияла на литературу Древнего Китая, а также на другой вид искусства, получивший огромное развитие и распространение в Поднебесной, — на театр.

Хотя актеры считались низшим слоем общества, значение теат­ра в жизни людей было огромным. Под своим крылом китайский театр объединял различные виды искусства: музыку, живопись, танец, пение и т. д.

Зарождение театрального искусства в Древнем Китае связано, во-первых, с различными религиозными действиями, такими как культовые поклонения, всевозможные обряды, которым была свой­ственна некая театральность.

В Древнем Китае появилось разделение различных театраль­ных представлений по видам. Это были:

1) выступления мимов;

2) музыкально-драматические представления;

3) театр теней, который возник именно в Китае;

4) театр кукол, который исполнял свои произведения в ос­новном на свадьбах и пиршествах под похоронную музыку;

5) акробатические танцы;

6) цирковые программы.

Вклад китайского народа в культурную сокровищницу Древ­него Востока и всего мира был очень значителен.

Античность

Под античной культурой понимают культуру Древней Греции и Древнего Рима. Слово античный в переводе с латыни означает «древний». И для определения культуры двух древних государств было введено во времена эпохи Возрождения.

Культуры Древней Греции и Древнего Рима обладали множест­вом общих черт. И также имели огромное влияние на всю евро­пейскую и мировую культуру в целом. Рассмотрим более подроб­но развитие каждой культуры по отдельности.

Древняя Греция

Развитие культуры Древней Греции принято разделять на сле­дующие временные этапы:

1) доклассический период, который подразделяется на:

а) период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.).
Сюда входят:

— минойская культура;

— микенская культура;

б) гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.);

в) архаический период (VIII—VI вв. до н. э.);

2) классический период, он подразделяется на:

а) эпоху расцвета (V в. до н. э.);

б) эпоху кризиса полиса (VI в. до н. э.);

3) культуру эпохи эллинизма.
Проследим за развитием греческой культуры поэтапно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...