Кушано-Гуптская эпоха
Культура династии Кушанов (I—III вв. н. э.) характеризуется наличием двух школ искусств: 1) гандхарской (с ее антропоморфным изображением Будды); 2) матхурской (основное направление — светская скульптура). В четвертом веке нашей эры Кушанская держава распалась и уступила место державе Гуптов, явившейся последней рабовладельческой державой на данной территории. Период правления Гуптов знаменателен расцветом материальной культуры. Так, заметно развились земледелие, различные ремесла (изготовление украшений, оружия), распространилось шелководство, стали появляться тончайшие ткани из шелка и хлопка, высокого уровня достигла металлургия. Помимо этого, успехов добились изобразительное искусство и архитектура. Наиболее распространенными сооружениями были здания из камня, пещерные храмы с множеством скульптур, росписей на стенах, резьбой. Изобразительное искусство чаще всего использует сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, а также великолепные узоры, изображения природы и быта. Изменения во власти повлекли за собой и изменения в религиозных воззрениях. Если при династии Кушанов главной религией по-прежнему был буддизм (но Будда теперь не просто учитель, он божество), то после краха Кушанской династии завершился и расцвет буддизма, который постепенно уступил место индуизму. Главным толчком к принятию новой веры послужил прежде всего социальный строй, который сформировался при Гуптах. Речь идет о сложившемся в результате социального неравенства кастовом строе. Касты представляли собой группы людей, которых объединяли одинаковые социальные функции, которые они выполняли, их профессии и т. п. И именно новая религия (индуизм) признавала наличие таких каст.
Главная черта индуизма — почитание триады богов, к которой относились: 1) Брахма — бог-творец. По мнению индусов, он являлся создателем Вселенной; 2) Вишну — бог-охранитель, хранитель мирового порядка; 3) Шива — бог-разрушитель, «хозяин животных». Он представлялся индусам воплощением космической энергии. Но несмотря на огромное значение религии в жизни людей, огромную роль играли научные познания. Большое развитие получила астрономия. Именно древнеиндийские астрономы стали делить год на двенадцать месяцев, в каждом из которых было по тридцать дней. Впервые стали появляться теории о шарообразности Земли и о ее вращении вокруг собственной оси. Помимо астрономии, заметных успехов достигла и математика. Еще во времена хараппской культуры была сформулирована десятичная система счисления, которой люди пользуются и по сей день. Выделились такие науки, как алгебра, тригонометрия и геометрия. Религия древнеиндийского народа повлияла на развитие таких наук, как медицина и химия. Особенно развилась хирургия, при операциях стали пользоваться огромным числом инструментов, применялось обезболивание. Среди медиков можно выделить наиболее выдающихся врачей: жившего в V—IV вв. до н. э. Джаваку и жившего уже в I веке н. э. Чарака. Эти медики благодаря своим заслугам были известны даже за пределами своей страны. Значимость культуры Древней Индии для мировой культуры огромна, ее вклад колоссален и незаменим и для современного мира. Древний Китай Китай — огромная по своим размерам страна, государственность в которой возникла во втором тысячелетии до новой эры. Для культуры Древнего Китая характерны самобытность и неповторимость. На начальном этапе своего развития китайцам был свойственен культ природы и предков. Китайцы верили, что все в мире изменяется под действием двух главных сил: Света и Тьмы.
С появлением государственности появился и новый культ — обожествление власти царя. По мнению древних китайцев, царь — сын бога на земле, а Китай — Поднебесная. Все эти воззрения позже сформировались в систему трех основных религий, к которым относились даосизм, монизм и конфуцианство. Даосизм, возникший в VI—V вв. до н. э., был основан китайским мудрецом Лаоцзы. Именно Лаоцзы ввел в своем труде «Книге о дао и дэ» главное понятие даосизма — дао. Дао имело огромное число значений, прежде всего — это духовное начало, источник всего сущего на земле. Именно дао, по мнению Лао-цзы, подчинены все законы в природе, потому что дао и есть главный единый закон. Учения Лаоцзы и его последователей сформировались в так называемый философский даосизм, центральным понятием которого было учение о бессмертии. Позже обозначится другое направление даосизма, идущее от философского пути, — религиозный даосизм. В этом учении центральным понятием было абсолютное дао. Согласно этому понятию возвращение к истинному дао видится только через смерть. Параллельно с даосизмом зародилась еще одна религия — конфуцианство. Основателем этой религии был Кунцзы (Конфуций). Причину многих бед на земле он рассматривал как следствие нравственного упадка людей. Конфуций призывал людей к гуманности, послушанию, почитанию старших. Учения Конфуция представляли собой некий свод правил и установок на жизнь, это во многом способствовало тому, что конфуцианство из простой идеологии превратилось в государственную религию. Согласно конфуцианству император — сын неба, отец народа, а народ — дети императора. Значение конфуцианства в Древнем Китае было настолько велико, что даже быт древних китайцев был него регламентирован с помощью. С помощью основных правил и законов конфуцианства давались оценки различным людским поступкам, вырабатывались определенные нормы жизни, которые нельзя было нарушать. Китайское же общество никогда не сомневалось в правильности этих истин, в этом была характерная их особенность — стремление к догматизму. Люди настолько верили этим догмам, что не могли им как-то противоречить, вследствие чего народ стал пассивен в принятии своего решения. Как правило, любая новая мысль была лишь продолжением известной догмы, истины, высказанной старым мудрецом.
Но несмотря на эту склонность к догматизму, большого уважения в Древнем Китае заслуживало развитие науки. В основном формировались гуманитарные науки, поскольку технические дисциплины считались непрестижными. Но все же и остальные науки не стояли на месте. Большими достижениями охарактеризовалась китайская астрономия. Именно китайцы составили первый в мире звездный каталог, в котором описывалось около 800 светил. Появились первые книги по астрономии, в которых имелись карты звездного неба. Китайцы первыми создали небесный глобус. Большой вклад был внесен китайцами в мировую медицину. Именно они стали использовать иглоукалывание и прижигание, создали первые наркотики. Китайский император Шэнь Нунцу создал первую книгу, посвященную существующим лекарственным средствам. Больших высот достигли письменность и литература Древнего Китая. Интересен тот факт, что именно китайское иероглифическое письмо — единственное существующее и в наши дни. Уже в третьем веке нашей эры насчитывалось свыше восемнадцати тысяч иероглифов. На развитие письменности и литературы в целом сильно повлияло изготовление бумаги. Изобретателем ее был китайский чиновник Цай Лунь, именно он из древесной коры, конопли и других составляющих в 105 г. н. э. впервые получил бумагу. Великолепны и значительны памятники древнекитайской литературы. Стоит отметить написанные в первом тысячелетии до новой эры «Книгу песен» и «Книгу перемен». Наиболее известными поэтами в Китае были Цюй Юань (ок. 340 — ок. 278 гг. до н. э.), его поэзии были свойственны возвышенность чувств, переход от фольклорных традиций к авторской передаче своих мыслей; Луцзы — автор главнейшего трактата даосизма «Дао дэ цзин»; Сюньцзы — автор трактата «Сюньцзы». Самобытность характерна и для различных видов изобразительного искусства древнекитайских мастеров. Живопись и скульптура в основном имеют религиозную тематику. Из Индии в Китай дошел буддизм, который очень повлиял на культуру Поднебесной, особенно на художественную составляющую. Большое развитие получила живопись тушью на шелке и бумаге, стали изготавливаться фрески.
Среди различных видов прикладного искусства стоит отметить изготовление чудеснейших украшений тончайшей работы. Важное место занимала резьба по камню и кости. Особенно в почете был в Китае зеленый нефрит, который назывался «вечным камнем» и сравнивался с золотом и серебром. Развитие китайской художественной керамики дало предпосылку для получения фарфора. Оригинальность была присуща и древнекитайской архитектуре. Они первыми стали строить многоэтажные здания. Наиболее характерными были здания, которые назывались пагодами. Их и сейчас можно увидеть в современном Китае. Пагоды представляли собой деревянные столбы в качестве опор для черепичной крыши с типичными приподнятыми вверх краями. Самое знаменитое сооружение в Китае — Великая Китайская стена протяженностью около четырех тысяч километров, построенная силами китайских заключенных в 221—207 гг. до н. э. Но нельзя дать полное представление о культуре Древнего Китая, не упомянув о музыкальном искусстве и о театре. Уже во втором тысячелетии до новой эры в Китае существовало более двадцати различных музыкальных инструментов. Стали появляться первые книги, повествующие о музыкальных представлениях китайского народа. Самая популярная книга — трактат «Юэцзы». Стали появляться профессиональные музыканты, которых приглашали для выступления на различных церемониях, праздниках и т. п. В Древнем Китае выработалась характерная концепция счастья, согласно которой наша жизнь — единственная, ее следует ценить и стараться сделать как можно лучше. Эта концепция прежде всего повлияла на литературу Древнего Китая, а также на другой вид искусства, получивший огромное развитие и распространение в Поднебесной, — на театр. Хотя актеры считались низшим слоем общества, значение театра в жизни людей было огромным. Под своим крылом китайский театр объединял различные виды искусства: музыку, живопись, танец, пение и т. д. Зарождение театрального искусства в Древнем Китае связано, во-первых, с различными религиозными действиями, такими как культовые поклонения, всевозможные обряды, которым была свойственна некая театральность. В Древнем Китае появилось разделение различных театральных представлений по видам. Это были: 1) выступления мимов; 2) музыкально-драматические представления;
3) театр теней, который возник именно в Китае; 4) театр кукол, который исполнял свои произведения в основном на свадьбах и пиршествах под похоронную музыку; 5) акробатические танцы; 6) цирковые программы. Вклад китайского народа в культурную сокровищницу Древнего Востока и всего мира был очень значителен. Античность Под античной культурой понимают культуру Древней Греции и Древнего Рима. Слово античный в переводе с латыни означает «древний». И для определения культуры двух древних государств было введено во времена эпохи Возрождения. Культуры Древней Греции и Древнего Рима обладали множеством общих черт. И также имели огромное влияние на всю европейскую и мировую культуру в целом. Рассмотрим более подробно развитие каждой культуры по отдельности. Древняя Греция Развитие культуры Древней Греции принято разделять на следующие временные этапы: 1) доклассический период, который подразделяется на: а) период древнейших цивилизаций (III—II тыс. до н. э.). — минойская культура; — микенская культура; б) гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.); в) архаический период (VIII—VI вв. до н. э.); 2) классический период, он подразделяется на: а) эпоху расцвета (V в. до н. э.); б) эпоху кризиса полиса (VI в. до н. э.); 3) культуру эпохи эллинизма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|