Краткий комментарий по поводу предложений об использовании опыта системы CREST в процессе совершенствования инфраструктуры на российском рынке ценных бумаг
Опыт организации рынка ценных бумаг в Великобритании имеет особое значение для российского рынка ценных бумаг именно потому, что многие институты фондового рынка в Великобритании и России имеют удивительное сходство. Так же как и в Великобритании, в России значительную роль в процессе удостоверения прав на ценные бумаги играют регистраторы. В отличие от других стран с развитым рынком ценных бумаг, в Великобритании так и не удалось создать пока полноценного центрального депозитария, обязательность создания которого в каждой стране предусматривается в рекомендациях Группы 30 и многих других рекомендациях других авторитетных органов. Как и в России, стоимость посреднических финансовых услуг в Великобритании в несколько раз превышает стоимость соответствующих услуг в США и в Германии. Паевые фонды и паевые инвестиционные фонды в Великобритании удивительно похожи на ПИФы и ЧИФы в России. В обеих странах сформировалась разветвленная и не всегда эффективно работающая система СРО и их взаимодействия с органами государственной власти. В этих условиях вполне закономерно, что идеи создания в России клиринговой организации или трансфер-агента, подобного CREST, имеет множество сторонников. В настоящее время как клиринговая система CREST не хранит сертификатов ценных бумаг и не учитывает права на ценные бумаги. Соответственно, CREST не взимает плату за хранение ценных бумаг.
Главные услуги CREST - это клиринговые операции. При этом в день CREST обрабатывает 160 тысяч операций, главным образом по итогам сделок на Лондонской фондовой бирже. Согласно годовому отчету CREST, свыше 90% своих доходов эта организация получает в виде вознаграждения, взимаемого по тарифам, привязанным к количеству операций (60 пенсов за операцию). Этого оказывается достаточно, чтобы набрать 30-40 млн. фунтов (или примерно 45-60 млн. долларов США) в год, необходимых для финансирования расходов на содержание этой организации. При этом необходимо учитывать, что сам размер платы за клиринговые операции CREST ограничен величиной тех доходов, которые участники расчетов в системе CREST получают от ежедневных операций в этой системе. В этих условиях развитие системы CREST сталкивается с двумя крупными проблемами. 1. При сложившемся уровне операций на британском рынке доходы в размере 45-60 млн. долларов - предел развития данной системы в экономическом выражении. Это значительно уступает возможностям других зарубежных депозитарно-клиринговых систем. Для сравнения, объем ежегодных доходов депозитария DTC в США составляет 380-400 млн. долларов. 2. В случае существенного уменьшения количества сделок на рынке, например, в условиях финансового кризиса, клиринговая организация, доходы которой привязаны к объему операций на рынке, становится весьма уязвимой с финансовой точки зрения. Вполне закономерно, что даже с учетом этих обстоятельств систему CREST можно рассматривать лишь как промежуточный этап в строительстве инфраструктуры рынка ценных бумаг в Великобритании. Как следует из приведенного выше описания CREST, уже сейчас обозначилась тенденция превращения CREST в единого регистратора на британском рынке ценных бумаг. В качестве примера можно также привести опыт США, где до настоящего времени идея создания обособленных клиринговой организации (NSCC) и депозитария (DTC) подвергается обоснованной критике. Кроме того, в результате развития рынка в настоящее время DTC стала универсальной депозитарно-клиринговой организацией.
Что касается России, то в данном случае создание здесь независимых от организаторов торговли депозитариев и регистраторов клиринговых организаций является бесперспективной идеей. В отличие от Великобритании, в настоящее время суммарное количество сделок с ценными бумагами, совершаемых в среднем в день суммарно через всех организаторов торговли, вряд ли превышает 1-1.5 тысяч (то есть в 100-160 раз меньше чем количество операций, обрабатываемых в CREST). В этих условиях клиринговая организация, тарифы оплаты услуг которой ориентированы на количество операций, просто не выживет по экономическим причинам. Кроме того, на российском рынке ценных бумаг, для которого характерны существенные «перепады» объемов операций, тарифная политика инфраструктурных организаций должна быть особенно гибкой. После 17 августа 1998 года количество операций, совершаемых за месяц на рынке, уменьшилось примерно в 25 раз. Случись такое в Великобритании - вряд ли CREST пережил бы такие перепады в деловой активности. Вот почему на российском рынке ценных бумаг при организации централизованных систем расчетов, по нашему мнению, более перспективными являются институты учетной системы, которые, наряду с обслуживанием биржевых сделок, обеспечивают учет и удостоверение прав на ценные бумаги и могут применять более гибкие принципы учетной политики.
Читайте также: A) политической системы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|