Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требуется ли согласие домовладельцев на размещение вывески?




Как уже говорилось выше, в соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе при размещении рекламной конструкции с использованием общего имущества многоквартирного дома договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с владельцем рекламной конструкции лицом, уполномоченным общим собранием домовладельцев, и при наличии согласия домовладельцев.
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске».
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
На практике встал вопрос о том, позволяют ли данные нормы законодательства изготовителю (исполнителю, продавцу) размещать вывеску и информацию о ней на общем имуществе многоквартирного дома без согласия домовладельцев?
Федеральная антимонопольная служба придерживается следующей позиции:

· в данном случае на отношения по размещению вывески Закон о рекламе не распространяется, поскольку сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»);

· в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» размещение в месте нахождения (месте осуществления деятельности) организации (в том числе магазина) вывески является обязательным. Данная обязанность вытекает из прав владельца организации (магазина) по использованию помещений многоквартирного дома, полученных в установленном порядке;

· размещение на общем имуществе многоквартирного дома вывески магазина или указания наименования организации, в том числе с использованием ее коммерческого обозначения либо фирменного наименования, не требует дополнительного согласования с домовладельцами, если соответствующая организация имеет местонахождение или ведет деятельность в соответствующем многоквартирном доме (письмо Федеральной антимонопольной службы от 15.03.2010 N АК/6745 «О размещении вывесок на многоквартирных домах»).

На наш взгляд, размещение любой информации на общем имуществе многоквартирного дома независимо от ее содержания является использованием общего имущества, даже несмотря на то, что обязанность размещать определенную информацию предусмотрена законодательством о защите прав потребителей. Закон о рекламе действительно не применяется к размещению вывесок во исполнение норм законодательства о защите прав потребителей.
Вместе с тем в соответствии с общими нормами ЖК РФ любое использование общего имущества, в том числе для размещения вывесок, допускается не иначе как по решению общего собрания домовладельцев. Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания домовладельцев отнесено «принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме» (выделено мной. — С. С.).
Таким образом, если даже использование общего имущества не связано с размещением рекламной конструкции, а представляет собой исполнение обязанностей по информированию потребителей, предусмотренных законодательством, то такое использование возможно только по решению общего собрания домовладельцев.
Аналогичной позиции придерживаются некоторые судебные инстанции (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2009 по делу N А05-9710/2008; Постановление ФАС Центрального округа от 27.02.2012 по делу N А54-1703/2011).
Вместе с тем иные суды указывают, что согласие домовладельцев на размещение вывески на общем имуществе многоквартирного дома требуется только в том случае, если вывеска носит рекламный характер.
Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем Постановлении по одному из дел указал, что на размещение индивидуальным предпринимателем на фасаде многоквартирного дома вывески «Муми Дом (коллекционная детская одежда)» требовалось согласие домовладельцев, поскольку данная вывеска:

· носит рекламный характер;

· направлена только на привлечение внимания потребителей к реализуемому товару;

· не содержит обязательной информации, предусмотренной законодательством о защите прав потребителей (фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 по делу N А33-389/2011, от 30.12.2010 по делу N А33-12954/2009.)
Кроме того, ВАС РФ рассмотрел в порядке надзора следующее дело (Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2009 N КГ-А40/357-09 по делу N А40-67401/07-64-561, Определение ВАС РФ от 16.06.2009 N ВАС-6722/09 по делу N А40-67401/07-64-561).
Открытое акционерное общество «Сбербанк России», будучи арендатором нежилого помещения на первом этаже многоквартирного дома в Москве, разместило:

· на стене, непосредственно у входа в арендуемое помещение, две таблички с указанием наименования отделения Сбербанка России и режима работы данной организации;

· справа от входа в арендуемое помещение на стене, образующей со стеной входа угол, конструкцию с надписью «Сбербанк России основан в 1981 году» с фирменным знаком Банка.

Ни согласия домовладельцев, ни согласия ТСЖ, которое управляет данным многоквартирным домом, получено не было.
ТСЖ в интересах домовладельцев обратилось с иском о демонтаже указанных выше конструкций на том основании, что ТСЖ не давало согласие на их размещение на стенах многоквартирного дома.
В иске ТСЖ было отказано со ссылкой на то, что:

· вывески не являются рекламой, а носят информационный характер;

· размещение вывесок информационного содержания является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории г. Москвы обычаям делового оборота.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...