Латинская Америка и Карибский Бассейн
Дальнейшее развитие отношений со странами латиноамериканского региона стало одним из важных векторов российской внешней политики, направленной на формирование многополярного мира. Укреплению сотрудничества с государствами ЛАКБ способствовали интенсивные контакты на высшем уровне. Состоялись официальные визиты Президента Д.А.Медведева в Аргентину, а также в Бразилию для участия в саммите БРИК (апрель). Прошли официальные визиты в Россию президентов Гватемалы А.Колома (март), Бразилии Л.Лулы (май), Венесуэлы У.Чавеса (октябрь). Президент России принял находившегося в Москве с частным визитом Президента Гайаны Б.Джагдео (февраль), провел встречи с президентами Чили С.Пиньерой, с которым подписал российско-чилийский Договор о партнерских отношениях, и Мексики Ф.Кальдероном «на полях» саммита АТЭС в Иокогаме (ноябрь). В апреле Председатель Правительства В.В.Путин осуществил официальный визит в Венесуэлу, где провел встречи с президентами Венесуэлы У.Чавесом и Боливии Э.Моралесом. Продолжался активный диалог на высоком уровне. В ходе поездки по региону Секретарь Совета Безопасности России Н.П.Патрушев провел рабочие встречи с руководством Панамы (февраль), Уругвая и Бразилии (апрель). Состоялись официальные визиты Министра иностранных дел С.В.Лаврова на Кубу, в Никарагуа, Гватемалу и Мексику (февраль). С визитами в России побывали министры иностранных дел Колумбии Х.Бермудес (апрель), Парагвая Э.Лаконьята (июнь), Сальвадора У.Мартинес (октябрь), Уругвая Л.Альмагро (октябрь). Насыщенным был график контактов Министра иностранных дел С.В.Лаврова с латиноамериканскими партнерами в связи с проведением многосторонних форумов. «На полях» 65-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке он встретился с президентами Боливии Э.Моралесом и Доминиканской Республики Л.Фернандесом, мининдел Никарагуа С.Сантосом, Колумбии М.Ольгин, Чили А.Морено и Эквадора Р.Патиньо (сентябрь); саммита АТЭС в Иокогаме – с мининдел Мексики П.Эспиноса и Перу Х.А.Гарсией Белаунде (ноябрь); саммита «Группы двадцати» в Сеуле – с мининдел Аргентины Э.Тимерманом (ноябрь).
Существенно расширилось российско-латиноамериканское безвизовое пространство. В дополнение к уже действующим договоренностям на этот счет с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Кубой и Никарагуа были подписаны двусторонние межправсоглашения о безвизовых поездках по общегражданским паспортам с Колумбией, Чили, Эквадором (Нью-Йорк, сентябрь) и Перу (Иокогама, ноябрь). Велась проработка проектов аналогичных соглашений с Гватемалой, Панамой и Уругваем. Интенсификации межмидовского диалога способствовала первая встреча Министра иностранных дел С.В.Лаврова с послами стран ЛАКБ в Москве (октябрь). Подписан Меморандум о взаимопонимании о развитии политического диалога и сотрудничества между Россией и Карибским сообществом (КАРИКОМ). В марте состоялись двусторонние политконсультации на уровне заместителей мининдел с Парагваем, Аргентиной, где также прошли политконсультации с «политдесяткой» МЕРКОСУР, в сентябре – с Панамой, в октябре – на уровне первых заместителей мининдел с Аргентиной и Бразилией. Динамичные контакты на экспертном и рабочем уровнях на основе близости и совпадения позиций по ряду международных вопросов позволили обеспечить поддержку латиноамериканскими государствами российских международных инициатив. Существенно расширилась договорно-правовая база российско-латиноамериканских отношений: подписано 33 межправительственных и межведомственных документа с Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Гватемалой, Колумбией, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Парагваем, Перу, Сальвадором, Уругваем, Чили и Эквадором.
Активно происходило углубление стратегического партнерства с Бразилией, в т.ч. в рамках создания двустороннего «технологического альянса», нацеленного на модернизацию экономик двух стран, и проработки вопросов перехода на национальные валюты в расчетах по торговым операциям. Знаковым элементом партнерских отношений с Венесуэлой и Никарагуа стала поддержка этими странами российской политической линии на Кавказе, прежде всего приемы в Каракасе и Манагуа глав Абхазии и Южной Осетии, установление Венесуэлой дипломатических отношений с данными государствами, а также подписание документов, формирующих договорно-правовую базу двусторонних связей с ними (июль). Продолжилось построение отношений стратегического партнерства с Аргентиной. Плодотворно развивались межпарламентские связи. В июне Председатель Совета Федерации С.М.Миронов посетил с официальными визитами Уругвай и Аргентину (подписано Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации и Парламентом МЕРКОСУР). В июне состоялся официальный визит в Россию Председателя Сената Генерального конгресса Мексики К.Наваррете. Делегации профильных комитетов Государственной Думы посетили Кубу, Перу и Боливию. В ноябре в нашей стране с официальным визитом побывал Председатель Национальной ассамблеи народной власти Кубы Р.Аларкон. В декабре Кубу посетил Председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов. Интенсивные контакты велись по линии руководства Конституционного Суда, Верховного Суда, Центризбиркома России. Россия оказала содействие в проведении спасательных операций после землетрясений на Гаити и в Чили. В декабре были доставлены гуманитарные грузы в Венесуэлу и Колумбию, пострадавшие от масштабных наводнений. Активно действовали механизмы комиссий высокого уровня (КВУ) и межправкомиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Состоялось два заседания КВУ с Венесуэлой (март и октябрь). Возобновлена работа МПК с Перу, создана МПК с Боливией, прошли заседания МПК с Бразилией, Чили, Никарагуа, а также две встречи сопредседателей российско-кубинской МПК.
Большое внимание уделялось развитию военно-технического сотрудничества (ВТС) с Венесуэлой, Бразилией и Аргентиной, активизации традиционного сотрудничества в этой области с Перу, Никарагуа, Кубой. Заинтересованность в развитии ВТС с Россией проявляет Боливия, Колумбия и Эквадор. После падения почти на треть в кризисном 2009 г. товарооборота с ЛАКБ его объем в январе-октябре 2010 г. возрос на 15% и составил 8,2 млрд. долл. США. Осуществлялось дипломатическое сопровождение российского бизнеса в регионе, работающего главным образом в областях энергетики, нефтегазодобычи, авто- и машиностроения, металлургии, банковской деятельности, рыболовства (РУСАЛ – в Гайане и на Ямайке, ЛУКОЙЛ – в Венесуэле, Колумбии, на Кубе, ГАЗПРОМ и РЖД ведут переговоры в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Чили, ИНТЕР РАО ЕЭС – в Эквадоре). Растет заинтересованность в сотрудничестве с нашей страной в космической сфере (включая ГЛОНАСС) и атомной энергетике (Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили). Внешэкономбанк подписал с Андской корпорацией развития и Латиноамериканской ассоциацией финансовых институтов развития соглашения о сотрудничестве, нацеленные на расширение географии российского экспорта машинотехнической продукции в регион. Создан российско-венесуэльский банк (октябрь). В практическую плоскость перешла работа по восстановлению авиасообщения между Москвой и государствами Латинской Америки (Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Венесуэлой, Перу, Панамой, Никарагуа, Кубой, Чили). Решались задачи расширения информационного присутствия России в Латинской Америке. Начаты выпуск испаноязычных вкладок «Российской газеты» в крупнейшие латиноамериканские периодические издания («Clarín», «Jornal do Brasil»), а также вещание телеканала «Россия сегодня» на испанском языке. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ Приоритетами российской внешней политики в сфере международных экономических отношений являлись содействие инновационному развитию национальной экономики и её переходу на рельсы модернизации, формирование благоприятного климата для роста иностранных, прежде всего прямых инвестиций, обеспечение экономической безопасности страны, создание справедливой международной торговой системы, полноправное участие Российской Федерации в международных экономических организациях, диверсификация российского присутствия на мировых рынках при расширении географии внешнеэкономических связей и номенклатуры экспорта. Принимались меры по противодействию торгово-политическому влиянию иностранных государств, нарушающих права Российской Федерации и российских предприятий, а также дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров на зарубежных рынках.
В посткризисных финансово-экономических условиях инвестиционный климат в России остается в целом благоприятным. Наша страна устойчиво удерживает место в первой пятерке в составляемом ЮНКТАД рейтинге стран, наиболее привлекательных для прямых иностранных инвестиций. По данным Росстата, на 1 октября накопленный объем иностранных инвестиций в России составил 266 млрд. долл. США (на 1,4% больше, чем в 2009 г.). Накопленные прямые инвестиции составили 110,2 млрд. долл. США, портфельные – 10,7 млрд. долл. США, прочие (главным образом торговые и товарные кредиты) – 145,1 млрд. долл. США. Вместе с тем в январе-сентябре в экономику России поступило 47,5 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 13,2% меньше, чем за соответствующий период 2009 г. Сравнительно скромные на фоне показателей предыдущих лет цифры не в последнюю очередь связаны с последствиями глобальной экономической рецессии. На системной основе продолжали активную работу по разъяснению политики российских властей в области модернизации, сбору данных о передовом мировом опыте, распространению информации об условиях и преимуществах осуществления долгосрочного инвестирования в России, содействию продвижению конкурентоспособной продукции отечественного производства на международных рынках, формированию нового инновационного имиджа национальной экономики. МИД России взаимодействовал с отечественным бизнесом на основе соглашений о сотрудничестве с крупнейшими российскими объединениями деловых кругов (ТПП России, РСПП, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Ассоциация российских банков, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Союз машиностроителей России и др.). Продвижению и защите внешнеэкономических интересов российского бизнеса способствовала работа Делового совета при Министре иностранных дел. На последнем заседании Совета (октябрь) были выработаны конкретные мероприятия по развитию государственно-частного партнерства в регионе Балтийского моря.
Энергетическое направление продолжало оставаться одним из приоритетов. Последовательно проводилась линия на реформирование правовой базы международного сотрудничества в сфере ТЭК, повышение авторитета страны в мировой энергетике, отстаивание интересов российских компаний на мировых сырьевых рынках. В ноябре Россия направила в профильные международные организации и заинтересованные страны проект Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности. Проведены презентации этого документа на международных форумах. Прорабатывается формат развертывания дискуссии по российским предложениям. В рамках Комитета по устойчивой энергетике ЕЭК ООН формируется специальная рабочая группа для обсуждения проекта Конвенции. Координировали подходы к взаимодействию с профильными энергетическими организациями – ОПЕК, Международным энергетическим форумом (МЭФ), Международным энергетическим агентством (МЭА). Участвовали в согласовании Устава МЭФ. При поддержке МИД России подписан Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики между Минэнерго России и МЭА (октябрь). Российская сторона приняла активное участие в работе первого заседания Политкомитета Международного партнерства по сотрудничеству в области энергоэффективности (IPEEC). Проводилась работа по содействию становлению Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) как самостоятельной международной организации, выработке основных направлений стратегии ее развития и Плана работы на 2011-2015 гг. При участии России принято решение о проведении первого саммита ФСЭГ в ноябре 2011 г. в Дохе. Обеспечивали дипломатическое сопровождение ряда крупномасштабных инвестиционных проектов в энергетической сфере, имеющих международное значение, таких как «Северный поток», «Южный поток», Бургас – Александруполис, Самсун – Джейхан, Восточная Сибирь – Тихий океан, вторая очередь Балтийской трубопроводной системы-II и увеличение мощности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума. Все они нацелены на реализацию стратегии диверсификации маршрутов поставок российских энергоносителей на экспорт. Продолжена работа над решением в двустороннем и многостороннем форматах остающихся проблем по вступлению России в ВТО. В ходе консультаций с США и ЕС – основными торговыми партнерами России – обсуждена «дорожная карта» по реализации задачи присоединения России к ВТО, а также связанные с этим некоторые аспекты формирования Таможенного союза. После российско-американского саммита в Вашингтоне (июнь) констатировано, что ключевые проблемы с США по вопросу присоединения нашей страны к ВТО сняты. На есовском треке этот вопрос также в целом решен. В декабре двусторонние переговоры с Евросоюзом по данной тематике завершились подписанием соответствующего Меморандума. МИД России во взаимодействии с Минэкономразвития России и другими ведомствами проведен комплекс мероприятий по вопросу о присоединении России к ОЭСР, включая работу по гармонизации национального законодательства с нормативно-правовой базой Организации, проработку многих специфических разделов Меморандума о позиции Российской Федерации в отношении регулирующих инструментов ОЭСР. Существенный прогресс достигнут в вопросе присоединения России к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и вступления нашей страны в одноименную рабочую группу, что является ключевым моментом при принятии решения о нашем членстве в Организации. В ходе рабочих визитов в Москву заместителя Генерального секретаря ОЭСР Р.Баучера (февраль, декабрь) была подтверждена обоюдная заинтересованность сторон в оформлении в ближайшей перспективе полноправного членства России в Организации, и в этих целях согласован план совместных мероприятий в рамках ведущегося переговорного процесса. Активно развивалось сотрудничество с членами группы Всемирного банка. С Международным банком реконструкции и развития (МБРР) согласовано два совместных проекта – по сохранению и использованию культурного наследия России и по повышению уровня финансовой грамотности населения России. Кроме того, правительство Республики Саха (Якутия) подготовило проект соглашения с МБРР об оказании консультационных услуг в подготовке концепции развития дошкольного образования в республике. Продолжено деловое взаимодействие с Международной финансовой корпорацией (МФК) и Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций (МАГИ), которые ориентированы на развитие частного сектора и осуществляют свои операции без предоставления суверенных гарантий. В истекшем финансовом году МФК инвестировала в Россию более 770 млн. долл. США, а общая сумма кредитов под действующие проекты составила 2,286 млрд. долл. США (четвертое место среди клиентов этого финансового института). Валовая сумма обязательств МАГИ в России за тот же период составила 977,3 млн. долл. США (второе место среди стран-бенефициаров). Укреплялось стратегическое партнерство с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) – одним из крупнейших инвесторов в реальный сектор российской экономики. В прошедшем финансовом году с ЕБРР подписаны соглашения о реализации 56 проектов с общим объемом ассигнований со стороны Банка 2,4 млрд. евро (около 30% от общего объема операций ЕБРР). Средства направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности компаний, поддержание усилий Правительства России по совершенствованию инфраструктуры, развитию государственно-частного партнерства, разработке и внедрению высоких технологий, а также укреплению агропромышленного комплекса. Проведена работа по согласованию положений соглашения об открытии представительства Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в Москве. Подписание соглашение намечено на 2011 г. Продолжено изучение условий возможного вступления России в региональные банки развития: Азиатский банк развития (АзБР), Африканский банк развития (АфБР) и Межамериканский банк развития (МАБР). В межведомственном формате ведётся работа по совершенствованию деятельности Международного инвестиционного банка (МИБ), Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) и Межгосударственного банка (МГБ). Российская Федерация традиционно продолжала уделять большое внимание развитию экономико-экологического измерения деятельности ОБСЕ, превращению Экономфорума ОБСЕ в площадку дискуссий по актуальным вопросам, ориентированную на выработку практически значимых решений и рекомендаций. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Россия участвовала в разработке политики в интересах обеспечения устойчивого развития и сокращения нищеты. Важной вехой в этой работе стал обзор на 57-й сессии Совета по торговле и развитию ЮНКТАД промежуточных итогов выполнения Аккрского соглашения, принятого в 2008 г. на министерской конференции ЮНКТАД-XII, в ходе которого Россия выступила за сохранение действующего мандата Организации и умеренные корректировки её деятельности по минимизации негативных последствий глобального финансового кризиса, особенно в развивающихся странах. Россия последовательно поддерживала усилия Международной организации труда (МОТ), направленные на реализацию основополагающих прав трудящихся. Инициативы МОТ в рамках продвигаемой концепции достойного труда и мер по обеспечению занятости нашли отражение в социальной политике российского руководства. Президент Д.А.Медведев одобрил принятый на 98-й сессии Международной конференции труда «Глобальный пакт по занятости». Приверженность нашей страны планомерному внедрению передовых мировых социально-трудовых стандартов в национальную практику была подтверждена ратификацией четырех конвенций МОТ в 2010 г. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|