Внешнеполитической деятельности
В соответствии с положениями Концепции внешней политики Российской Федерации, других основополагающих документов и принципов продолжали всестороннюю работу, направленную на обеспечение верховенства международного права в мировых делах. Использовали для этого многочисленные двусторонние контакты и площадки основных многосторонних правовых форумов, в т.ч. Шестой комитет ГА ООН, Комитет юридических советников Совета Европы, Консультативный комитет глав правовых служб внешнеполитических ведомств стран СНГ (работал в 2010 г. под российским председательством). О растущей актуальности проблематики верховенства права свидетельствует решение Шестого комитета ГА ООН обозначить эту тему в качестве заглавной в работе комитета в ходе 66-й сессии Генассамблеи осенью 2011 г. В русле работы по повышению внимания к международному праву вместе со многими другими государствами выступали в пользу разработки Генассамблеей универсальных конвенций на основе проектов статей Комиссии международного права ООН, прежде всего об ответственности государств и по ряду смежных тем. Продолжали сотрудничество с международными судебными органами. Наиболее значимым событием в их деятельности в 2010 г. могло стать консультативное заключение Международного суда ООН по делу о соответствии международному праву одностороннего провозглашения независимости Косово. К сожалению, Суд, по сути, уклонился от рассмотрения запроса ГА ООН по существу. Вместе с тем расчет сторонников независимости Косово на то, что консультативное заключение откроет дорогу к широкому признанию этого «государства», не оправдался: после вынесения заключения «независимость» Косово была признана лишь пятью новыми странами.
В основном же наше взаимодействие с международными судами было связано с разбирательствами, касающимися вооруженного конфликта на Кавказе в 2008 г. Так, в Международном суде ООН в сентябре состоялись слушания по юрисдикции Суда в рамках дела, инициированного Грузией по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Решение Суда о юрисдикции (т.е. наличии у него компетенции рассматривать дело) ожидается в первой половине 2011 г. Рассчитываем на то, что Суд сможет принять взвешенное, неполитизированное решение. В Европейский суд по правам человека также поданы возражения России против рассмотрения по существу грузинской жалобы, поданной в рамках Европейской конвенции о правах человека. Параллельно Россия выступила в качестве третьей стороны в разбирательстве по «пилотным» жалобам жителей Южной Осетии и российских миротворцев против Грузии. Международный уголовный суд (МУС) продолжал изучение кавказского досье на предмет выявления в действиях грузинских военнослужащих и должностных лиц военных преступлений и преступлений против человечности. Российская сторона оказывала Суду всестороннее содействие в объективном расследовании событий августа 2008 г., в частности, передала большой объем материалов, включая результаты национального расследования нападений на российских миротворцев и российских граждан. По результатам изучения данных материалов МУС готовит очередной визит в Россию сотрудников своей Прокуратуры для комплексного ознакомления с характером и результатами расследования, проведенного российскими правоохранительными органами. Имеем в виду проинформировать представителей МУС в т.ч. и о расследовании обвинений, выдвинутых против российских военнослужащих, в совершении преступлений в ходе конфликта (соответствующие утверждения грузинской стороны и международных НПО всесторонне проверены российскими следственными органами и подтверждения не нашли), а также об отказе грузинской стороны в оказании России правовой помощи по указанным уголовным делам.
Внимательно отслеживалась деятельность МУС по всем принятым к производству делам. Особое внимание уделялось деятельности Суда по дарфурскому досье. Прилагались усилия с целью соблюдения в рамках этого дела разумного баланса между уголовным правосудием и интересами поддержания мира в Судане. Россия в качестве наблюдателя участвовала в Обзорной конференции государств-участников Статута МУС в Кампале (Уганда), на которой был принят ряд поправок в Римский статут, в частности, касающихся определения преступления агрессии для целей Статута и механизма осуществления Судом юрисдикции по данному виду преступлений. Продолжалась дискуссия по проблематике функционирования временных уголовных трибуналов: Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ) и Международного трибунала по Руанде (МТР). В рамках СБ ООН Россия активно участвовала в поиске оптимальных путей реализации утвержденной стратегии завершения деятельности этих судебных органов. В результате предпринятых усилий 22 декабря 2010 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1966, требующую от Трибуналов завершить всю работу не позднее 31 декабря 2014 года. Согласно резолюции, учрежден также «остаточный механизм» данных судебных органов. СБ ООН фактически констатировал, что задачи МТБЮ и МТР исчерпаны, задал Трибуналам четкий вектор движения к окончанию работы, впервые установив предельные сроки их существования. Тем самым, несмотря на разногласия между членами СБ, удалось добиться фиксации в Совете этого принципиально важного решения. Работа органов международного уголовного правосудия в 2010-2011 гг. осуществляется под знаком 65-летия их общего предшественника – Нюрнбергского трибунала. В России и за рубежом с нашим активным участием организованы масштабные исследовательские и научно-популярные мероприятия, направленные на то, чтобы основополагающие принципы международного гуманитарного и уголовного права, заложенные в Нюрнберге, не размывались в угоду сиюминутным соображениям и тем более не подвергались ревизии со стороны разного рода политических сил, стремящихся к умалению роли нашего народа в разгроме гитлеровской Германии, реабилитации нацистов и их пособников.
Развивалась договорно-правовая база отношений России с зарубежными партнерами. В 2010 г. Президентом и Правительством Российской Федерации приняты решения о подписании свыше 200 международных договоров; Федеральным Собранием ратифицированы свыше 70 документов. Среди отраслей сотрудничества, которые охватываются новыми соглашениями, следует особо выделить вопросы миграции, энергетики, таможенного дела, взаимодействия в сфере культуры. В миграционной сфере продолжались переговоры по соглашениям о реадмиссии и исполнительным протоколам к ним, прежде всего с государствами-членами ЕС, а также со странами, являющимися основными источниками миграции населения в Россию. С рядом государств успешно велись переговоры о дальнейшем упрощении визового режима, условий временной трудовой деятельности граждан, а также о взаимном учреждении специализированных представительств по вопросам миграции. Совершенствовалось и российское законодательство на этом направлении. Одним из ключевых событий в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве стал запуск Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана. С 6 июля 2010 г. вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, устанавливающий для трех государств единые правила таможенного регулирования. Значительным шагом на пути углубления экономической интеграции стало подписание 9 декабря 2010 г. в Москве пакета договоров, составляющих правовую базу Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Данные договоры вступят в силу с 1 января 2012 г. Продолжается совершенствование правовой базы международного сотрудничества в области энергетики. Одним из приоритетных для России остается проект «Южный поток», в целях реализации которого было заключено соответствующее российско-хорватское межправительственное соглашение, продолжается работа над аналогичным договором с Австрией. Заключено соглашение о дальнейшем сотрудничестве в области разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе Вьетнама. В области атомной энергетики были заключены договоры о реализации крупных проектов с Арменией, Венесуэлой, Индией и Украиной.
В целях укрепления экономической безопасности государств, пресечения и борьбы с таможенными правонарушениями, создания согласованного механизма обмена информацией были подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах с Вьетнамом, Боливией, Венесуэлой. Одним из приоритетных остается участие России в международном сотрудничестве в области транспорта. В прошедшем году, в частности, были подписаны соответствующие соглашения с Абхазией, Нидерландами, Сирией. Россия продолжает активно участвовать в совершенствовании правовой базы международного сотрудничества в области обеспечения безопасности гражданской авиации. Важная роль России в этом процессе подтверждается переизбранием нашей страны членом Совета ИКАО в ходе 37-й сессии Ассамблеи ИКАО. В сфере культурного сотрудничества с несколькими десятками государств велись переговоры о заключении соглашений о взаимном учреждении культурно-информационных центров. Их подписание и вступление в силу позволит поставить культурное присутствие России в зарубежных странах на современную юридическую основу. Последовательно расширяется участие России в многосторонних механизмах сотрудничества в области семейного права. Продолжилась работа, направленная на присоединение России к Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. Присоединившись к ней, Россия сможет решить целый ряд проблемных вопросов, связанных с незаконным вывозом российских детей за рубеж. Большое внимание уделяется развитию двусторонней базы сотрудничества России в вопросах защиты детей в смешанных браках. Практически завершена работа по проекту соглашения с Францией о создании совместной комиссии по делам детей в семейных конфликтах. Активизирована деятельность по вопросам защиты интересов российских детей, усыновляемых иностранными гражданами. Шел интенсивный переговорный процесс с США и Францией по заключению двусторонних соглашений о сотрудничестве в области усыновления. Эти документы позволят создать прочную юридическую базу для взаимодействия государств, что позволит эффективно защищать интересы российских детей.
В целях защиты российских имущественных интересов продолжалась работа по перерегистрации на Российскую Федерацию бывшей советской зарубежной недвижимости. Такая деятельность основана на международно-правовом статусе Российской Федерации в качестве государства-продолжателя СССР, опираясь на который, Россия осуществляет права на недвижимое имущество Советского Союза. Одним из важных направлений работы оставалось м еждународно-правовое обеспечение морской деятельности Российской Федерации. МИД России совместно с другими органами власти принял активное участие в дискуссиях по вопросам международного морского права в ходе ежегодных форумов по морской проблематике, в частности, в рамках совещания государств-участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., встречи «ведущих морских держав», Международного органа по морскому дну, Неформальной группы по сохранению объектов биологического разнообразия, а также при подготовке проектов «морской» резолюции и резолюции по устойчивому рыболовству 65-й сессии Генассамблеи ООН. Одним из приоритетных направлений работы являлись международно-правовые аспекты борьбы с пиратством у берегов Сомали. Россия продолжала настаивать на активизации борьбы с безнаказанностью лиц, подозреваемых в совершении актов пиратства. Наша делегация в ООН инициировала принятие резолюции Совета Безопасности 1918, целью которой являлся поиск дополнительных возможностей для привлечения пиратов к суду посредством задействования соответствующих международных судебных процедур. В настоящее время ведется работа по определению взаимоприемлемого механизма подключения международного компонента к процессу уголовного преследования пиратов. Обеспечена подача в Международный орган по морскому дну заявки Российской Федерации на утверждение плана работ по разведке и разработке полиметаллических сульфидов в глубоководном районе морского дна. Благоприятное рассмотрение российской заявки позволит нашей стране закрепить за собой участок дна Мирового океана для последующего проведения научных исследований и добычи указанных полезных ископаемых. С подписанием Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане завершен длившийся почти 40 лет переговорный процесс по вопросам разграничения исключительных экономических зон и континентального шельфа двух соседних государств. Принимали активное участие в подготовительных мероприятиях по учреждению Комиссии по управлению рыболовством в южной части Тихого океана, а также в разработке текста проекта конвенции, регулирующей рыболовство в открытом море северной части Тихого океана. В рамках Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса продолжилась работа по совершенствованию российской нормативной базы в области рыболовства и приведению ее в соответствие с международно-правовыми нормами, регулирующими рыбохозяйственную деятельность. Интенсифицировалось взаимодействие пяти приарктических государств, в т.ч. на уровне представителей правовых служб внешнеполитических ведомств и научных экспертов, по проблематике расширенного континентального шельфа в Арктике. Продолжалось международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации: подписан договор о границе с Азербайджаном, начаты соответствующие переговоры с Абхазией и Южной Осетией. Ведется демаркация границы с Казахстаном, Литвой, Латвией и Украиной, продолжается подготовка к такой работе с Китаем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|