Теоретико-методологические основания формирования готовности воспитателя к экологическому образованию дошкольников
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Введение
Экологическое воспитание дошкольников - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения. Любознательный, пытливый ум дошкольника, его чуткое доброе сердечко отзывается на гармонию. Дети начинают задумываться об отношении взрослых к природе и задают им вопросы: «Разве можно оставлять после себя мусор, засорять наши водоемы? Разве хорошие люди так поступают? Будет ли у нас будущее?» Готовы ли мы ответить на эти вопросы? Экологическое поведение в окружающем мире формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Построить свою жизнь в гармонии с природой следует начать по-возможности раньше. Самая настоящая и натуральная красота заложена в природе, и задача воспитателя состоит в том, чтобы раскрыть ее перед ребенком, помочь маленьким душам увидеть ее, научиться ценить это богатство. При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологически воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Экологическое воспитание дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детям представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно с раннего детства научить ребенка беречь красоту природы, так как в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит [1]: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями». Закон об «Охране природной окружающей среды» (статья 23) предусматривает добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствий, аварий и катастроф. На роль народной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников особое внимание обращают И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов и Г.Х. Хазеев в учебно - методическом пособии «Экологическое образование дошкольников». Авторы отмечают наличие большого потенциала в средствах народной педагогики по экологическому образованию дошкольников. Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью подготовки воспитателя к реализации экологического образования средствами Кубанского детского фольклора и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в его сущностном, системном и концептуальном смысле. Это общеепротиворечие детерминировано несоответствием между: - интенсивным развитием экологического образования и воспитания в Краснодарском крае в целом, а также усилением экологического образования детей дошкольных образовательных учреждений средствами кубанского детского фольклора в частности, и неразработанностью данной проблемы в педагогической науке; - требованиями общественной жизни и практики, предъявляемыми к подготовке воспитателя к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского фольклора, и традиционной, устоявшейся системой дошкольного образования; - потребностью современной отечественной школы в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса образования и отсутствием необходимых материалов по подготовке воспитателя к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского фольклора.
Указанные противоречия на теоретико - методологическом уровне выражаются в форменаучной проблемы: каково состояние и перспективы формирования готовности воспитателя к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского фольклора. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы дипломной работы:«Формирование готовности воспитателя к экологическому образованию дошкольников средствами кубанского фольклора». Объектом исследования является процесс формирования профессиональной готовности воспитателя к реализации образовательных программ в дошкольных образовательных учреждениях. Предмет исследования: формирование готовности воспитателя к реализации экологического образования в дошкольных воспитательных учреждениях средствами кубанского детского фольклора. Цель исследования: на основе анализа учебно-воспитательного процесса выявить состояние и перспективы формирования готовности воспитателя к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского устного народного творчества. В процессе исследования была выработана следующая гипотеза: ) воспитание экологической культуры будет эффективным если: фольклорные произведения будут использоваться на занятиях и в повседневной жизни систематически. ) формирование готовности воспитателя к реализации экологического образования дошкольников будет развиваться наиболее эффективно, если: - выявить экологический образовательный потенциал кубанского детского фольклора, не подвергнутого до сих пор специальному исследованию; - разработать научно-методическое обеспечение формирования готовности воспитателя к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского фольклора.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующиезадачи: Выявить состояние формирования готовности воспитателя к реализации экологического образования дошкольников средствами кубанского детского фольклора. Проанализировать имеющиеся программы, по которым воспитатели будут вести воспитательную и обучающую деятельность в детских образовательных учреждениях, на содержание экологической направленности. Раскрыть экологический потенциал кубанского детского устного народного творчества. Разработать и апробировать на практике показатели форсированности готовности воспитателя к осуществлению экологического воспитания дошкольников средствами кубанского детского фольклора. Составить сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара. Методы исследования: . Теоретический анализ научной литературы по теме. . Эксперимент. . Наблюдение. . Метод математического и графического анализа. Методологической и теоретической основой исследования подготовки воспитателя к реализации экологического образования дошкольников явились теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (В.Г. Закирова, Л.Ю. Сироткин, В.А. Сластенин, P.A. Фахрутдинова, И.Ф. Харламов, А.Н. Хузиахметов, Н.Е. Щуркова,), воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, Т.В. Цырлина и др.), дидактические концепции формирования личности (Д.В. Вилькеев, В.Ф. Габдулхакова, Е.М. Ибрагимова, A.A. Кирсанов, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Ч.М. Харисовой, Ф.Ф. Харисова и др.), формирования гуманистического мировоззрения (P.A. Валеева, JI.A. Волович, Р.Ш. Маликов, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов и др.). В освещении проблемы использовались также концептуальные идеи историко-педагогических исследований (Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Осовский, Г.А. Петрова, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, В.Г. Пряникова, Д.И. Ла - тышина, Я.И. Ханбиков). Исследование экологического образования личности выполнялось с опорой на теорию и практику, выдвинутую И.Т. Гайсиным, М.В. Емельяновой, С.Е. Крыловой, В.М. Минаевой, Г.Г. Парфиловой, М.Н. Сарыбековой, З.А. Хусаиновым, И.В. Цветковой и др. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: прежде всего исторический метод, который позволил проследить тенденции развития экологического образования дошкольников; теоретический анализ и синтез; индуктивные и дедуктивные методы; изучена литература: труды классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности, общие и специальные работы по философии, филологии и истории педагогики, историко-педагогические работы и документы и т.д.
Теоретико-методологические основания формирования готовности воспитателя к экологическому образованию дошкольников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|