Социально-педагогические предпосылки формирования готовности воспитателя к экологическому образованию дошкольников
экологический образование воспитание фольклор Вопросы экологической культуры подняты на Первой Всероссийской научно-практической конференции в Красноярске в 1991 году [19, c. 123]. Академик Б.Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания [47]. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное осуществление, богатство нравственно - эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно - волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [29, c. 40]. Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина, Н.М. Чернова, и. Н. Пономарева и др.) [55, c. 9]. Природа существует объективно, изначально независимо от человека развивается по своим непреложным законам. Человечество лишь на последней стадии исторического развития стало геологической силой, силой планетарного масштаба, при этом оно вторглось в природу, не зная ее законов. Представляется, что при любых подходах к построению системы экологического образования, при любых способах интеграции его содержания знание экологических законов природы должно быть обязательным для каждого человека, оно должно составить первооснову экологической культуры. Именно знание законов позволяет правильно организовать деятельность в природе, предвидеть результаты воздействия на живые системы, предотвратить их деградацию. Познание законов биоэкологии может быть начато в дошкольном возрасте на конкретном природном материале из непосредственного окружения детей. В этом случае для конструирования методики экологического воспитания, определения ее содержательного стержня большое значение имеет исходное (ключевое) понятие биоэкологии, которое может быть использовано в эколого-педагогической работе с любой возрастной категорией дошкольников [29, c. 42].
Представляется, что таким основополагающим должно стать понятие взаимосвязи организма со средой («единство организма и среды»). Оно универсально с разных точек зрения: с экологической - распространяется на растения, животных, человека, т.е. на каждый живой организм; с педагогической - применимо для любого аспекта знаний о природе и человеке, которые могут быть представлены детям (сведения о растениях, животных, их сообществах, входящих в пространство жизнедеятельности дошкольников, о деятельности человека в природе и др.); с практической - оно предполагает наличие живых объектов природы, создание и поддержание определенных условий для них, т.е. практическую деятельность; с психологической - познание морфофункциональной приспособленности живых существ к среде обитания оказывается возможным через наблюдение, обсуждение, моделирование. Все обозначенные аспекты ведут к формированию у детей «экологически правильного» отношения к объектам природы, попавшим в их поле зрения, к формированию начал экологической культуры.
Таким образом, экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника [19, c. 125]. Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры. Для развития экологической культуры недостаточно лишь обучения на занятиях: освоение основ экологии и методики воспитания детей должно сочетаться с внеурочными мероприятиями, обеспечивающими разными способами их осознание ценности природы, т.е. модель педагогического процесса должна представлять собой содержательное экологическое триединство обучения, воспитания и развития. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности [29, c. 48]. Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования даёт хорошую основу для последующих за ней ступеней системы экологического образования. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры - что и определяет актуальность опыта работы.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям должна предоставляться дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира [55, c. 15]. Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении, познании природы. Осуществить эту задачу можно, обеспечивая среду экологического воспитания, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, научиться, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними. Экологическая воспитанность является результатом освоения ребенком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. В этих условиях целью экологического воспитания в самом широком смысле слова является формирование сознания и чувства бережного отношения к природе, желание и стремление жить в соответствии с законами природы и в гармонии с ней. При этом не следует забывать, что экологическое воспитание, рост экологической культуры и уровня экологического сознания тесно связаны с общим развитием личности [58, c. 22].
Анализируя нынешнее состояние экологического образования в России, следует отметить, что за последние годы разработан и успешно внедряются целый ряд авторских программ (И. Зверева и И. Суравегиной, Д. Кавтарадзе и В. Брудного, А. Вербицкого и С. Львовой), направленных на непрерывное экологическое образование. Часть творческих разработок финансируется государством. В Министерстве образования проведены конкурсы на разработку новых учебников, методических пособий для детей всех возрастов, начиная с детсадовского. Большинство территорий дошкольных учреждений страны озеленены, созданы своеобразные «уголки леса», «альпийские горки», «экологические тропы» - ведь так гораздо легче привить воспитанникам осознанно бережное отношение к природе. В связи с вышеизложенным важнейшей задачей является подготовка специалистов по экологическому образованию. В настоящее время в пятнадцати и более педагогических вузах России на факультетах «Биология», «Химия», «География», «Физика» введена вторая, дополнительная специальность «Экология». В ряде институтов появилась специализация: «Социальный педагог-эколог», введен новый для педагогов курс «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей», во многих вузах изучаются «основы безопасности жизнедеятельности» [29, c. 50]. Таким образом, систему экологических знаний необходимо превратить в приоритетное, мировоззренческое направление, создать единое эколого-образовательное информационное пространство. Нужна и комплексная программа экологического воспитания и образования. Что касается воспитателей детских садов и учителей, то здесь главной проблемой считается, что большинство учителей, сами не обладая современным экологическим мышлением и этическим отношением к природе, не в состоянии воспитать эти качества в своих воспитанниках. Поэтому задача состоит во внедрении экологии буквально в каждый предмет. Охрана природы, должна стать делом не только ведомств, а основной целью всех и каждого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|