Экологический образовательный потенциал кубанского детского фольклора
Экологическое воспитание дошкольников стало одним из направлений формирования гармонично развитой личности. Осуществляемое средствами народной педагогики, экологическое воспитание определяет следующие задачи: теоретическое обоснование целесообразности использования фольклора; выявление потенциала средств народной педагогики; разработка и апробирование технологии использования средств фольклора; создание условий для применения фольклора в работе с детьми разных возрастных групп. Эффективность экологического воспитания средствами фольклора во многом зависит от профессиональной компетентности воспитателя. С.Н. Николаева выделяет три аспекта, определяющие результативность деятельности: . Понимание сути и причин экологических проблем, желание и готовность изменить сложившуюся ситуацию. . Владение методикой экологического воспитания. . Использование личностно ориентирующих методов воспитания. Учитывая особенности ребёнка, воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств развития эмоционального отношения к природе и необходимо использовать малые фольклорные формы. В дошкольном детстве происходит осознание своего Я, активно развивается речь, что и способствует познавательному общению со взрослыми. В народной педагогике его стимулировали с помощью потешек, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, пестушек, сказок, игр и игрушек. При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности детей: для младших дошкольников более доступны малые фольклорные формы (потешки, считалки, загадки, короткие сказки); в среднем возрасте большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам; со старшими детьми можно использовать народные песни, приговорки, приметы.
Особое внимание уделяется колыбельным песням, пестушкам, потешкам. Ими и открывается поэзия пестования малыша, которая приобщает его к богатству речи, знакомит с окружающим, учит добру. Исследования доказывают: колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости. Этому способствует прежде всего то, что исполняются они спокойным, ровным тихим голосом, напевно и протяжно. В колыбельных песнях сосредоточены чувства заботы и тревоги, а в целом педагогический опыт многих поколений матерей, бабушек. Они призваны обеспечить спокойный перевод ребёнка из состояния бодрствования в состояние сна. Загадка - замысловатый вопрос или иносказание, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной. Тематика загадок разнообразна. Напоминая по форме афоризмы, загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Большое количество загадок посвящено описанию природы, в толковании её явлений присутствуют образы животного мира, например: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звёзды, месяц). Но загадки можно использовать шире, как материал для логических упражнений на классификацию, обобщение, сравнение. Логические упражнения помогают детям усваивать не только слова, понятия, но и приёмы мышления, систематизировать словарный материал. Предлагаются, например, загадки о капусте, моркови, луке, огурце, потом задаётся вопрос: «Как назвать это одним словом?» Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок, так как детское мышление требует наглядности. Одним из эффективных источников народной педагогики является сказка. Для малышей народная педагогика создала специальные «детские», или «ребячьи» сказки, близкие к прибауткам и детским песенкам: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Малые познавательные возможности, недостаточно развитое внимание не позволяют ребёнку сосредоточиться на больших текстах. Сказка же учит детей играть вместе, а для этого важно использовать игры на сказочные сюжеты, драматизации сказок.
Дошкольное детство - важный период развития личности, а средства народной педагогики способствуют его оптимизации, создают положительный эмоциональный фон. Особенностями детской психологии определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретают содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей. По мнению многих исследователей, к детскому фольклору, наряду с произведениями, бытующими в детской среде, следует отнести и заимствования из фольклора взрослых. Все заимствованное, приспосабливаясь к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики, поэтому «…при видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому, и к другому». Как отметил Г.С. Виноградов, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Поэтому многие фольклористы и педагогики связывают фольклор с народной педагогикой. Детский фольклор - это широко распространенное в детской среде традиционное устное творчество, игровые музыкальные песни, танцы, а также произведения устного народного творчества, сочиненные взрослыми. В воспитании дошкольников я широко использую фольклор, который способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию. При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы. - Доступность содержания детям дошкольного возраста. - Познавательная и нравственная значимость. - Возможность формирования на их основе умения чувствовать, природный мир. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|