Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программные требования к объему и содержанию экологического образования дошкольников




 

Экологическое воспитание дошкольников является сравнительно новым направлением в педагогической науке. Оно сильно отличается от преподаваемого предмета «Ознакомление детей с природой». Суть нового направления состоит в том, что у детей, если целенаправленно вести педагогическое воздействие, можно создать основу экологической культуры, которая будет развиваться в дальнейшем. Под экологической культурой подразумевается осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые окружают ребенка в этот период его жизни [31, c. 22].

Имеющиеся образовательные программы для дошкольных учреждений ставят различные задачи перед экологическим образованием детей. Программа «Радуга» создана по заказу Министерства образования Российской Федерации авторским коллективом под руководством Т.Н. Дороновой, по которой воспитание и обучение ведется с 1989 г. Авторский коллектив исходил из того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его способностей, нравственных качеств. Поэтому воспитатель должен организовать работу так, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, и максимально эффективно использовал этот возраст в воспитательном плане.

Программа «Радуга» перед воспитателями ставит общие задачи [58, c. 97]:

-  создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

-  обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);

-  способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

-  формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

-  приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и т.д.).

В поставленных задачах можем заметить, что четвертый пункт обращает внимание на экологическую направленность воспитательной и образовательной работы воспитателя. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Как отмечается в программе и руководстве для воспитателей первой младшей группы детского сада, «внимание двухлетних детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Завладев интересующим его предметом или получив к нему доступ, малыш обследует объект самыми разнообразными способами: вертит, сжимает в руках, пробует на вкус, нюхает, трясет, бросает и т.п.». Именно в это время и появляется возможность у воспитателя ввести в сознание ребенка первые понятия из области экологии.

Одновременно с познанием предметного содержания окружающей малыша действительности происходит и эмоциональное освоение мира, что тоже имеет важное значение для экологического воспитания ребенка. Манипулирование с предметами и экспериментирование с ними обычно сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями ребенка: огорчением, разочарованием и даже слезами - при «неудачах»; внешним оживлением, блеском в глазах, весельем, смехом - в момент радости; недоумением, удивлением, опасением - при столкновении с новым и необычным. Чем больше в жизни маленького ребенка будет различных ситуаций и разнообразных предметов, тем шире у него будут возможности для эмоционального освоения мира. Из ситуативных эмоций складывается эмоциональный опыт ребенка, который может быть положительным, так и отрицательным, что имеет немаловажное значение в экологическом воспитании ребенка [29, c. 109].

«Эмоциональные реакции двухлетних детей - это одновременно и первые проявления их отношения к окружающему миру. Отношения эти еще не осознаны самими детьми и строятся на основе эмоционального опыта», - говорится в программе. От того, как сложится эмоциональный опыт, будет завесить в дальнейшем экологическое поведение уже взрослого человека. Поэтому коллектив авторов, создавший программу, рекомендует, организуя жизнь детей третьего года жизни, постараться [23, c. 47]:

-  накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе восприятия ребенком объектов и явлений окружающей действительности;

-  особое внимание уделять формированию у малышей

-  познавательного и бережного отношения к миру.

-  Объекты познания ребенка относятся к различным сферам:

-  рукотворному миру, т.е. созданному руками человека;

-  миру неживой природы (камешки, песок, земля, вода, снег и т.п.);

-  миру живой природы (растения, звери, насекомые, птицы, рыбы и т.п.).

При ознакомлении с предметами рукотворного мира и неживой природы малышу предоставляется максимум разумной свободы действия и манипулирования (можно взять предмет в руки, потрясти, бросить на пол, попробовать на вкус и т.п.). При ознакомлении с объектами живой природы требуется предельное внимание. Ребенок не видит разницы между живыми и неживыми объектами (муравей бежит, паровозик тоже движется). Поэтому, активно и разнообразно действуя, ребенок применяет к ним одинаковые способы и методы «исследования». В связи с этим воспитатель на данном возрастном этапе очень осторожно вводить объекты живой природы в жизнь детей, лучше всего это делать во время наблюдений через окно, на прогулках, придерживаясь определенной дистанции между детьми и животными, что способствует заложению основ экологической культуры ребенка [31, c. 23].

Как отмечают создатели программы, «доброе, разумное, бережное отношение к окружающему миру не появляется само по себе - его надо формировать, воспитывать». Двухлетний малыш смотрит на воспитателя - как он относится к тому или иному предмету, объекту, событию, отношению к миру он учится у взрослых. Формирование у двухлетних детей доброго и бережного отношения к окружающему миру, по рекомендации программы, необходимо строить на понятном, близком и доступном им содержании. Материальная основа такого содержания должна состоять, прежде всего, из предметов, действительно принадлежащих детям и находящихся в их полном распоряжении.

Воспитывая детей, педагог берет на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Он закладывает основы у своих воспитанников отношение к природе, частью которой мы являемся, и к миру, в котором мы живем. «И если мы уважаем себя и заботимся о себе, - отмечается в программе, - то необходимо уважать природу и заботиться о ней: у человека больше обязанностей перед природой, чем прав. Любите природу искренне, проникнитесь к ней настоящими и глубокими чувствами. Такое отношение несите детям». Таким образом, программа «Радуга» затрагивает различные стороны ознакомления дошкольников с окружающей живой и неживой природой, но не имеет целенаправленной концепции экологического воспитания [31, c. 26].

Программа «Детский сад - дом радости», авторами которой являются Н.М. Крылова и воспитатель-новатор В.Т. Иванова, начала разрабатываться и внедряться в середине 70-х годов XX века. Проанализировав и обобщив материалы многочисленных научных исследований, передового педагогического опыта руководства развитием дошкольников в разных видах деятельности, авторы стремились на основе интеграции, комплексного подхода преодолеть сложившуюся в практике межпредметную, междеятельностную раздробленность и построить целостный педагогический процесс в каждой возрастной группе [4, c. 51].

Научно-методическая система включает разработку целей, программы, средств, методов, форм, условий воспитания дошкольника и обеспечивает функционирование всех компонентов педагогического процесса: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, самообразование, развитие, придавая смысл каждому из них, организуя взаимодействие их друг с другом. Несмотря на рассмотрение многих вопросов педагогического процесса, программа «Детский сад - дом радости» не затрагивает проблемы экологического образования дошкольников.

Коллектив авторов под руководством Л.А. Венгера, а затем О.М. Дьяченко в основу программы «Развитие» заложили два теоретических положения.Первое - это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка - это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности [6, c. 76].

Второе - это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия - это образы, соответствующие сенсорным эталонам - общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи). В процессе наглядно-образного мышления и воображения - это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам, графикам) [31, c. 27].

Ознакомление с природой в старшей группе направлено на уточнение, расширение и систематизацию представлений детей о взаимосвязи растений и животных с внешней средой. Здесь также применяются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимосвязь живой и неживой природы. Познавательный материал включает в себя представления о живой и неживой природе, растениях и животных; о различных факторах внешней среды и их влиянии на жизнь растений и животных; о многообразии растительного мира и различных экосистем; о связях и взаимозависимостях.

В подготовительной группе в программе по ознакомлению с природой дети выводятся за пределы непосредственного опыта, знакомясь с природными поясами Земли и эволюцией жизни на Земле, древними животными, строят модель последовательного перехода от одного типа животных к другим, соотнося этот переход с изменениями факторов внешней среды. Таким образом, программа «Развитие» предполагает довольно широкое ознакомление детей с природой, явлениями, происходящими в ней и в жизни растительного и животного мира.

Программа «Одаренный ребенок», разработанная авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера, а затем О.М. Дьяченко, среди десяти разделов, направленных на развитие умственных способностей, включает ознакомление с природой. Познавательное развитие в раннем возрасте по данной программе осуществляется через познание окружающего мира, которое предполагает формирование элементарных представлений об окружающем: о человеке, деятельности близких ребенку людей, предметах и действиях с ними, живой и неживой природе и о бережном отношении ко всему живому. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие осуществляется, наряду с другими, через введение новых блоков, в том числе и природы и человека, где развивается устойчивый интерес к живым и неживым объектам и явлениям, умение их наблюдать, выделять характерные особенности внешнего вида, питания, передвижения, приспособления; формируются элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, причинно-следственные связи и представления о различных состояниях веществ и др.

Программа «Истоки» составлена авторским коллективом - научными сотрудниками центра «Дошкольное детство» им. A.B. Запорожца по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика A.B. Запорожца, и учитывает современные тенденции развития отечественного дошкольного воспитания [23, c. 52].

«Детство» создана авторским коллективом под руководством В.И. Логиновой как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. В основу программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности его к школьному обучению.

В разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» программы раскрывается в соответствии с возрастом содержания представлений о природе, которое представлено в четырех блоках знаний [31, c. 29]:

-  представления о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах;

-  связь живых организмов со средой обитания, с неживой природой;

-  понятие о таких существенных признаках всех живых организмов, как рост, развитие и размножение;

-  понятия о сообществах растений и животных в природе.

Авторы программы «Из детства в отрочество», написанной под руководством Т.Н. Дороновой, исходя из реальных климатических, региональных и социально-экономических условий рекомендуют находить возможности для «погружения» детей в удивительное царство природы. Предполагается, что без специальной работы многие дети не замечают ее красоту и остаются к ней безразличны.

Автором идеи «ТРИЗ» является Г.С. Альтшуллер, который приступил к разработке научной технологии творчества еще в 1945 году, решив понять, чем отличается талантливое мышление от обычного. «ТРИЗ» расшифровывается как «теория решения изобретательных задач». Дальнейшая разработка технологии проводилась его учениками, одним из которых является М. Шустерман [39, c. 80].

Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой создана специально для целенаправленного воспитания экологической культуры ребенка. Решение проблемы автор видит в организации работы по двум направлениям - двум взаимосвязанным частям программы: одна - это формирование начал экологической культуры у детей, другая - развитие экологической культуры у взрослых. Данный подход объясняется проблемами, созданными человеком в результате интенсивной эксплуатации природы, которые настоятельно требуют пропаганды экологических знаний среди всех слоев населения, и в первую очередь среди педагогов.

Программа «Юный эколог» включает в себя [55, c. 108]:

-  концептуальный научно обоснованный психолого - педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

-  экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;

-  подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности к работе с детьми);

-  технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме того, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (A.B. Запорожца, J1.A. Вен - гера, B.C. Мухиной, H.H. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.) [39, c. 83].Основополагающими в программе стали следующие положения [31, c. 33]:

По программе, исходным моментом при формировании у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая основные закономерности живой природы: многообразие видов, особенностей жизни, развития отдельных живых существ, их приспособляемость к среде обитания, взаимосвязь внутри природных сообществ. Кроме того, важным аспектом программы являются знания о взаимоотношениях человека с природой. Эти элементарные сведения из области экологии человека и природопользования: о человеке как существе, нуждающемся в определенных условиях; о человеке, потребляющем природные ресурсы для своих хозяйственных нужд; о человеке, охраняющем природу и восстанавливающем ресурсы [6, c. 77].

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, по определению программы, является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Следует продумать организацию и оборудование зоны, которые должны обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей следующими методами [31, c. 40]:

-  проводить многоразовые наблюдения объектов;

-  фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

-  обсуждать увиденное;

-  осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями природной зоны, общение с ними, моделирование

-  явлений природы;

-  отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

Включение элементов сюжетно-ролевой игры в прочесе формирования у детей представлений о природе опирается на ведущую деятельность дошкольников и создает эмоциональный фон, который обеспечивает эффективный результат при усвоении знаний.

Вторая часть программы «Юный эколог» адресована взрослым - экологам, педагогам разных специальностей, воспитателям. Она рассматривает вопросы повышения квалификации, в первую очередь, воспитателей, переориентации их мышления с позиции «ознакомления детей с природой» на экологическое воспитание. Чтобы полноценно осуществить воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами, система работы в дошкольном учреждении должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Для реализации поставленных целей и задач, разработаны методические рекомендации по работе с семьей в рамках программы. Автором предлагаются формы работы с семьей и раскрывается их содержание. К ним относятся [39, c. 85]:

-  родительские собрания, где обсуждаются с родителями экологические вопросы и темы, раскрывается их содержание. Например, в разговоре с родителями на тему «Правильное отношение детей к природе начинается в семье» необходимо провести мысль об актуальности и значимости экологического воспитания детей в настоящее время. Именно родители и другие близкие дают детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщают к активной деятельности, показывают пример положительного отношения к объектам животного и растительного мира;

-  консультации (индивидуальные или групповые), материалы, используемые при оформлении стендов, с помощью которых могут быть рассмотрены и обсуждены такие вопросы, как возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей. Например, уход за комнатными растениями и отношение ребенка к «домашнему зеленому миру». Такие темы, как «Учите ребенка общаться с кошкой», «Кормушка на окне» и др., отвечают потребностям в организации взаимодействия ребенка с живой природой вусловиях семьи и ближайшего природного окружения;

-  углубленная индивидуальная работа с ребенком и его родителями позволяет учитывать домашние условия жизни детей, помогает создать возможности для общения ребенка с природой в каждой семье;

-  беседы с родителями помогут выявить интересный опыт семейного воспитания, создать небольшие межсемейные коллективы с общими интересами, коллективы единомышленников, которые будут приобщать детей к природе. В специальной методической литературе (по этой программе), посвященной работе с родителями, показано, как можно использовать для экологического воспитания имеющиеся комнатные растения, животных, рассказывается о специальных телевизионных передачах и их роли в общей экологической работе, освещаются такие вопросы [31, c. 42]:

-  зеленый мир на окне;

-  игра помогает воспитать интерес детей к природе;

-  если дома птички, рыбки, черепахи, кошечки;

-  если в семье собака или кошка;

-  посади дерево;

-  ребенок смотрит диафильмы, слайды, телепередачи о природе.

В каждом из разделов пособий описана работа с различными живыми объектами, показаны пути развития интереса к ним у детей. Например, в разделе, рассказывающем о зеленом мире на окне, раскрывается методика проведения наблюдений за комнатными растениями, объясняется, как надо действовать, чтобы воспитать у ребенка стойкий интерес и доброе, заботливое отношение к растениям. Яркие впечатления от общего с природой могут найти свое отражение в игре. Поэтому в соответствующем разделе показано, какие игры целесообразно проводить с ребенком, чтобы они помогали в решении задач экологического воспитания и освоении необходимых знаний.

Основной целью авторской программы H.A. Рыжовой «Наш дом - природа» является воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, формированию первых представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью [6, c. 78].

Программа доцентов H.H. Авдеевой, O. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе неожиданных, ситуациях. Главной задачей, по мнению авторов, является стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение [39, c. 87].

Одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды и бережное отношение к природе. Педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей в этом направлении: уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора и т.д.

Работа дошкольного учреждения в условиях вариативных программ и технологий обеспечивает самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: дошкольные учреждения моделируют авторские проекты, участвуют в экспериментальной апробации и внедрении новых программно-методических материалов, а родителям предоставляется возможность выбрать для своего ребенка тот или иной тип и вид дошкольного учреждения.

Педагоги в соответствии с новыми образовательными принципами могут иметь собственную профессиональную позицию, направленную на успешное развитие и воспитание ребенка. Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворять разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. Процесс создания обще-развивающих и специализированных образовательных программ и инновационных педагогических технологий продолжается.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...