Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Отделка и художественная обработка





К отделочным операциям относят операции, связанные с обработкой поверхности изделий: галтовку, пескоструйную обработку, крацовку, шлифовку и полировку.

Галтовка — это очистка поверхности изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными обрезками, песком и другими абразивными материалами.

Крацовку производят круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать изделию необходимую матированную поверхность.

Шлифовку изделий применяют для создания ровной поверхности с помощью. Вращающихся шлифовальных войлочных, фетровых или бязевых кругов и порошков — пемзы, наждака.

Полировка придает золотым и серебряным изделиям глянец и зеркальный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематита (минерал окись железа). Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на полировальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением порошков — крокуса, трепела. Широко применяют электролитическое полирование и отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.

Оксидирование — это покрытие в декоративных целях поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных ее участков темным налетом, иногда с постепенным переходом к светлому тону. Оно производится путем погружения изделий в горячий раствор серной «печени» (одна часть серы и две части поташа). Нарядно выглядят оксидированные изделия с рельефным рисунком, по контуру которого зачищена оксидировка до светлого тона.

Анодирование — это получение искусственной пленки и окрашивание изделий из алюминия под цвет золота и в другие цвета. Оно производится в серной кислоте с последующим опусканием изделия из алюминия в краситель, который заполняет поры оксидной пленки, образовавшейся в результате воздействия на алюминий серной кислоты. Для окрашивания изделия применяют органические красители. Оксидная пленка анодированного изделия обладает коррозийной устойчивостью и высокой твердостью. Изделия из анодированного алюминия нарядны и недороги.



Гравировку производят вручную, механизированным способом и путем вытравливания поверхности. При гравировке вручную по контуру рисунка, нанесенного на поверхность изделия, с помощью стальных резцов (штихелей) выбирают металл (углубления различного профиля) и создают, таким образом, гравированный рисунок.

Гравировку на металле вытравливанием производят кислотой. Поверхность изделия покрывают грунтом из воска, канифоли и асфальта, затем на загрунтованную поверхность наносят (до обнажения металла) рисунок, который обрабатывают кислотой. В результате действия кислоты на металл там, где снят грунт, образуется вытравленный рисунок. [8, с. 187]

Обработка камней

Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.

Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя изготовление кабошонов, непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).

Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон, заключающийся в придании верхней части камня округленной формы.

В процессе огранки на обрабатываемый материал наносится некоторое количество плоских гладких граней, что требует от мастера необычайного умения и математической точности. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди прозрачных минералов, таких как алмаз и изумруд, имеющих яркий блеск. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры чаще всего применяется кабошон.

Но не для всех камней подходит огранка одного типа. Так, для камней, отличающихся ярким цветом, таких как сапфир и изумруд применяется ступенчатая огранка, то есть придание камням прямоугольной формы. Огранка же алмазов требует более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру. Процесс обработки этого камня немыслим без специального технического оборудования и использования гранильных станков. [6, с. 59]

Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку. Кроме того, что такая обработка камней придает им внешнюю красоту и изящество, огранка значительно усиливает явления преломления и дисперсии света, вызывающие игру и блеск ограненных камней. Верно выбранная огранка и идеальная полировка обеспечит великолепный блеск и игру света в камне. Огранка превращает природный камень (прекрасный и в первозданном виде) в изысканно и многогранно сверкающий шедевр в драгоценном украшении. Самые известные типы огранки алмазов–бриллиантовая и роза (мелкие камни). Бриллиантовой формой гранят крупные камни, их после огранки называют бриллиантами. Сверху алмаз, ограненный под бриллиант, в виде круга с гладкой поверхностью, в котором, как в калейдоскопе, искрятся боковые грани, нисходящие геометрическим узором по конусным сторонам камня (по форме сбоку напоминает юлу), напоминает восьмиконечную звезду в круге (см. рис. 6).

Полубриллиантовая огранка.

Гранению подвергаются и другие ювелирные камни. Наиболее часто применяются следующие типы огранки: простая, ступенчатая, клиньям, кабашон (полусфера), комбинированная (см. рис. 7).

Гранению подвергаются также горный хрусталь (тип огранки – кабашон), ювелирное стекло, фианиты (искусственные кристаллы). Поделочные камни полируют. Применяются и такие виды обработки, как литье, штамповка, шлифовка, опилка.

Существуют и другие способы обработки, обновления камней (например, жемчуг “омолаживается” слабыми кислотами).

 

Рис. 6. Бриллиантовая огранка:

1 – вид сбоку; 2 – вид сверху


Рис. 7. Типы огранки:

1 – простая; 2 – ступенчатая; 3 – клиньями; 4 – кабашон; 5 – комбинированная. [20, с. 42]

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.