Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гилфорда —циммермана «темперамента обозрение»




(Guilford—Zimmerman Temperament Survey) — опросник личностный. Пред­ложен Дж. Гилфордом и В. Циммерманом в 1949 г.

Опросник состоит из 300 утвержде­ний, образующих 10 шкал факторов (по 30 утверждений в каждой). Предусмот­рены три варианта ответа: «да», «нет», «не знаю». Полученные результаты выражаются в процентильной шкале и пред­ставляются в виде «профиля личности». Предназначен для измерения следующих факторов:

1. Общая активность.

2. Уравновешенность.

3. Доминирование.

4. Общительность.

5. Эмоциональная устойчивость.

6. Объективность.

7. Дружелюбие.

8. Рефлексивность.

9. Отношение к людям.

10. Мужественность.

По мнению авторов, каждый фактор имеет два полюса, напр.:

Общая активность

Положительный полюс: Много энергии, подвижность, быстрый темп деятель­ности, энтузиазм в действиях.

Отрицательный полюс:

Вялость, частые перерывы в деятельности, малая под­вижность.

Необходимо, однако, учитывать изве­стную асимметричность шкал опросника. Некоторые шкалы являются, по сути, од­нополюсными, что признается и самими авторами (так, по шкале «уравновешенность» оценки в пределах 0-2, 9, 10 стэнов (см. Оценки шкальные) считаются в равной мере нежелательными).

При интерпретации полученных ре­зультатов Дж. Гилфорд и В. Циммерман рекомендуют исходить из «профиля» в це­лом, ибо высокий показатель, напр., по эмоциональной устойчивости, рассматривается как благоприятный в том слу­чае, когда сочетается с высоким показа­телем общей активности. Особенностью построения Г.—Ц. «т. о.», как и других опросников Дж. Гилфорда, является анализ взаимокорреляций между утверждения­ми (вопросами).

Из достаточно обширного перечня ут­верждений на основе содержательного и корреляционного анализа отбираются те, которые наиболее точно выражают сущ­ность изучаемых переменных.

Полученные коэффициенты интеркор­реляции подвергаются факторному ана­лизу. Утверждения группируются в шка­лы с учетом их «насыщенности» тем или иным фактором.

Дж. Гилфорд рассматривает личность как обобщенную совокупность черт. Под чертой понимается любая переменная, обладая которой индивидуум отличает­ся (или может отличаться) от других людей. Для Дж. Гилфорда несуществен­но, будут этими отличительными призна­ками особенности поведения или строе­ния тела. Чем более широкой будет сово­купность выявленных черт, тем более полными будут наши знания о данной лич­ности. Однако Дж. Гилфорду не удается удовлетворительно ответить на вопрос о том, какой набор черт достаточен для ис­черпывающего описания личности. В исследовательской практике он ограничива­ется определением статистических зако­номерностей, не интересуясь источника­ми изучаемых им черт личности и делая упор на их описание и измерение.

В зарубежных исследованиях установ­лена сравнительно высокая валидность эмпирическая Г.—Ц. «т. о.». Коэффици­ент надежности шкал, по данным авто­ров опросника, колеблется в пределах 0,75-0,85. Приведенные Дж. Гилфордом и В. Циммерманом показатели интеркор­реляции шкал опросника в некоторых слу­чаях достаточно высоки (до 0,69), что не позволяет признать их в качестве измеря­ющих ортогональные (независимые) фак­торы личности.

Проведенный Г. Айзенком и С. Айзенк факторный анализ данных, полученных с помощью представленного Дж. Гил­фордом списка утверждений (обследова­но 600 мужчин и 600 женщин в возрасте 18-40 лет), позволил отчетливо выделить два фактора третьего порядка: экстравер­сия—интроверсия и нейротизм (см. Айзенка личностные опросники). Эти ре­зультаты позволяют объяснить значимые интеркорреляции шкал опросника.

Г.—Ц. «т. о.» используется в СНГ, включен в методику Керна—Черненко (Рабочая..., 1991).

ГИССЕНОВСКИЙ ЖАЛОБ ПЕРЕ­ЧЕНЬ (Giesener Beschwerdebogen, GBB)опросник-анкета, предназна­чен для выявления субъективной картины физических страданий больных. Предло­жен Е. Брюхлер и Дж. Снер в 1967 г.

Г. ж. п. состоит из перечня, включаю­щего 57 жалоб, относящихся к таким сфе­рам, как общее самочувствие, вегетатив­ные расстройства, нарушение функций внутренних органов. Степень их интенсивности оценивается по 5-балльной шка­ле: 0 — нет, 1 — слегка, 2 — несколько, 3 — значительно, 4 — сильно. Примеры жалоб:

1. Ощущение слабости

0 1 2 3 4

9. Боли в суставах и конечностях

0 1 2 3 4

55. Ощущение давления в голове

0 1 2 3 4

Помимо жалоб, выясняется их обус­ловленность психическими или физичес­кими факторами с т. з. пациента. Предус­мотрена возможность указания на не со­держащиеся в Г. ж. п. жалобы.

На основе факторного анализа были выделены 4 основные и 5-я дополнитель­ная шкалы:

Шкала1. «Истощение» (И) — характе­ризует неспецифический фактор истощения, указывающий на общую поте­рю жизненной энергии, потребность в помощи.

Шкала2.«Желудочные жалобы» (Ж) — отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных не­домоганий.

Шкала3. «Ревматический характер» (Р) — выражает субъективные стра­дания пациента, носящие алгический или спастический характер.

Шкала 4. «Сердечные жалобы» (С) — указывает на то, что пациент локали­зует свои недомогания преимущест­венно в сердечно-сосудистой сфере.

Шкала 5. «Давление» или «Интенсив­ность жалоб» (Д) — характеризует об­щую интенсивность жалоб.

Оценки по шкалам получают путем суммирования баллов по каждому входя­щему в эти шкалы пункту. Для оценки субъективной степени физических не­домоганий авторы предлагают рассматри­вать ее в сравнении с данными выборок пациентов и здоровых, а также учитывать возрастные и половые различия. В каче­стве такого интегрального показателя для сопоставления используется т. н. процентный ранг — процент тех испытуемых из выборки стандартизации, которые по­лучили равный или более низкий балл, не­жели данный обследуемый. Г. ж. п. пред­полагает также графическое отображение результатов. Помимо интерпретации по пяти шкалам, возможен анализ, базирую­щийся на всех пунктах.

Стандартизация Г. ж. п. проводилась на выборке населения Германии (1601 чел.) и пациентах психосоматической клиники Гиссеновского университета (4076 чел.)

Имеется русскоязычный вариант (В. А. Абабков, С. М. Бабин, Г. Л. Исурина и др., 1993), стандартизованный на здо­ровых (286 чел.) и больных с невротиче­скими и психосоматическими расстройствами (467 чел.). Помимо основного предназначения, Г. ж.п. в психодиагнос­тике может использоваться для изучения эффективности психотерапии, при реше­нии проблемы взаимовлияния физичес­ких жалоб у супругов, ответной реакции на заболевание партнера.

ГИССЕНСКИЙ ТЕСТ (Giesen-Test, GB)опросник личностный. Разрабо­тан Д. Бэкманом и Г. Рихтером в 1968 г. Предназначен для диагностики психосо­циальных связей личности.

Г. т. содержит три варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений («Я», «ОН», «ОНА»). Введение таких вариан­тов заданий необходимо для получения характеристик испытуемого со стороны окружающих, что делает, напр., возмож­ным дополнение самохарактеристики па­циента характеристикой врача, удобно для обследования семейных пар, психоте­рапевтических групп и т. д. Каждое из утверждений оценивается по 7-балльной шкале. Примеры заданий (в варианте «Я»):

 

1. У меня впечатление, что я

скорее не терпеливый человек. 3 2 1 0 1 2 3 скорее терпеливый человек.

 

14. Я редко 3 2 1 0 1 2 3 часто

чувствую себя подавленным(ой).

40. Я чувствую себя

свободно 3 2 1 0 1 2 3 очень скованно

в обращении с лицами другого пола.

 

Сырые оценки подсчитываются по 6 основным шкалам. К полученному ре­зультату добавляются корректирующие константы, содержание которых сходно с прибавкой показателей шкалы коррекции Миннесотского многоаспектного лич­ностного опросника. Полученные пока­затели могут быть преобразованы в стан­дартные Т-баллы (см. Оценки шкаль­ные). Дополнительно подсчитываются результаты по двум установочным шкалам (см. Шкалы контрольные. Установки на ответ). Установочная шкала М пока­зывает количество средних выборов (0), шкала Е — количество крайних выборов (3). На основании данных этих шкал мож­но судить об отношении испытуемого к ситуации обследования, действии некото­рых защитных механизмов личности, напр., большое количество средних выбо­ров может быть истолковано как проявле­ние эмоционального безразличия к обследованию, а большое количество крайних выборов может указывать на возбужден­ное состояние или недостаточный само­контроль.

Основные шкалы Г. т. выделены на ос­нове факторного анализа данных обсле­дования 235 больных неврозами. Каждая из них имеет два полюса:

I. Шкала социального одоб­рения.

Полюс низких значений свидетель­ствует о непривлекательности субъекта, неуважении его окружающими, неумении добиваться поставленной цели, непопу­лярности. Высокие значения у лиц, уве­ренных в своей положительной социаль­ной репутации,привлекательности, попу­лярности, в способности добиваться цели, уважаемых и высоко оцениваемых други­ми людьми. С помощью этой шкалы в ос­новном диагностируется способность ус­пешно взаимодействовать с окружением.

II. Шкала доминантности.

На одном полюсе властолюбие, нетер­пение, желание настоять на своем. На дру­гом — послушание, уступчивость, терпе­ние. Эти взаимодополняющие личностные особенности отождествляются с психосо­циальными защитными формами поведе­ния, в которых противопоставляются аг­рессивность, импульсивность, притяза­ния на первенство и терпеливость, покла­дистость, неспособность к агрессии, склонность к подчинению, зависимость.

III. Шкала контроля.

Низкие показатели связаны с неакку­ратностью, непостоянством, склонностью к беззаботному поведению, легкомыслен­ным поступкам, неумению распоряжаться деньгами (недостаточный контроль). Для избыточного контроля характерны педан­тичность, усердие, отсутствие склоннос­ти к легкомысленному, беззаботному по­ведению.

IV. Шкала преобладающего настроения.

Два полюса: гипоманиакальный (лица, редко испытывающие подавленность, не склонные к рефлексии и критическому отношению к себе, не скрывающие разд­ражения, независимые) и депрессивный (подавленность, склонность к рефлексии, робость, зависимость, самокритичность). Предполагается, что преобладающее на­строение связано с основным для лич­ности направлением развития агрессии (вовне или против собственного Я).

V. Шкала открытости—замкнутости.

Лица, демонстрирующие низкие по­казатели по этой шкале, характеризуются как доверчивые, открытые перед другими людьми, обладающие большой потреб­ностью в любви, откровенностью; на дру­гом полюсе — замкнутые, недоверчивые, отстраненные от других людей, стремя­щиеся скрыть собственную потребность в любви. С помощью этой шкалы диагности­руется основная характеристика социаль­ных контактов и социального поведения, развивающаяся из первичного доверия или недоверия.

VI. Шкала социальных спо­собностей.

На одном полюсе активная, общитель­ная, непринужденная, конкурентоспособ­ная личность с богатым воображением и способностью к сильным чувствам. «Со­циальная слабость», по мнению авторов, характеризуется необщительностью, слабой способностью к самоотдаче, неспо­собностью к длительным привязанностям, бедной фантазией. Комплекс качеств, от­раженных в этой шкале, позволяет судить о степени зрелости личности.

В целом содержание 6 основных шкал, по замыслу авторов Г. т., охватывает те внутриличностные и психосоциальные пе­ременные, которые имеют центральное значение для современной психоаналитической диагностики.

Г. т. первоначально использовался в области клинической психодиагностики, однако позднее сфера применения была существенно расширена. Опросник полу­чил распространение в социально-психологических исследованиях. В 1975г. с учетом опыта применения в новых сферах выполнена повторная стандартизация (Д. Бэкман и соавт., 1983).

В начале 90-х годов Г. т. была адап­тирована русскоязычная версия (Е. А. Голынкина и соавт., 1993). Выборка стан­дартизации составила 173 человека в воз­расте от 18 до 57 лет. Наряду с переводом и рестандартизацией Г. т. определены ос­новные психометрические характерис­тики русскоязычной версии. Коэффици­ент надежности ретестовой по различ­ным шкалам составил rt = 0,58-0,83, коэффициент внутренней согласован­ности г = 0,45-0,70. Валидность конструктная определялась на основе сопо­ставления с данными «Шестнадцать личностных факторов» опросника. О валидности критериальной можно судить по данным сравнительных исследо­ваний здоровых людей и больных психосо­матическими заболеваниями.

Г. т. как средство психологической диагностики личности может получить широкое распространение. Особенно перспективно его использование в клини­ческой психодиагностике при контроле эффективности психотерапии. Однако особенностью структуры Г. т. является то, что, наряду с относительно постоянны­ми во времени личностными свойствами, авторы включили те переменные, которые связаны с ожидаемыми изменениями пос­ле проведения психотерапии. Поэтому возможны методические затруднения, обусловленные тем, что в отличие от, напр., MMPI Г. т. не имеет предпочтительной направленности отдельных шкал, т. е. изменения влево и вправо в равной степени могут отражать усиление и ослабление невротических тенденций. Усреднение же показателей в этом случае приведет к нивелированию как изна­чально имеющихся различий, так и воз­никающих изменений. Поэтому реко­мендуется в случае разных клинических групп и различной по форме и длительно­сти психотерапии разрабатывать ре­левантные выборке специальные шкалы на базе всех заданий опросника.

 

ГУДИНАФ «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА» ТЕСТ (Goodenough Draw-A-Man Test, DAT)тест интеллекта. Предназна­чен для измерения уровня интеллектуаль­ного развития детей и подростков. Пред­ложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время ри­сования не ограничивается. Оценка уров­ня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обсле­дуемый, как учтены пропорции, перспек­тива и т. д. Ф. Гудинаф разработала шка­лу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопостав­лены с умственным возрастом.

Надежность Г. «н. ч.» т., неоднократно проверявшаяся разными методами, до­статочно высока. Коэффициент надеж­ности ретестовой составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления (см. Надежность частей те­ста) — 0,89. Показатели валидности конструктной, несмотря на вариабель­ность, превышают 0,50. Г. «н. ч.» т. мо­жет быть использован как в индивидуальном, так и в групповом исследовании. На основе Г. «н. ч.» т. К. Маховер была предложена проективная методика иссле­дования личности (см. «Нарисуй челове­ка» тест).

В 1963 г. Д. Харрисом Г. «н. ч.» т. был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф—Харрис рисо­вания тест» (Goodenough—Harris Draw­ing Test). В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изо­бразить женщину, а затем нарисовать свой портрет. Наряду с известным спосо­бом оценки рисунка по его элементам предложена более простая обработка ре­зультатов тестирования — качественная оценка рисунка в целом путем сопостав­ления полученного изображения с 12 об­разцами (по степени сходства с этало­ном). Коэффициент корреляции между данными, полученными при рисовании мужчины и женщины, весьма высок (0,91-0,98), что позволяет считать оба ва­рианта взаимозаменяемыми. Изобра­жение испытуемым самого себя разра­батывалось Д. Харрисом как проектив­ная методика исследования личности.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

 

ГУТМЕНА ШКАЛЫ — разновидность психодиагностических методик, задания в которых располагаются по принципу пос­ледовательно нарастающей трудности заданий теста.

Если, например, в такой шкале упоря­доченная по трудности совокупность включает задания с 1 по 20-е и испытуе­мый успешно выполнил 8-е задание, то он в состоянии выполнить и задачи с 1-й по 7-ю. Если же испытуемый не смог выпол­нить 9-е задание, то он также, скорей все­го, не сможет выполнить задания с 10-го по 20-е.

На основе анализа кривых, описываю­щих «задание—ответ» зависимость, предполагается, что для всех значений, превышающих некоторую точку на оси измеряемого свойства, вероятность пра­вильного ответа равна 0, а для всех мень­ших значений она составляет +1 (см. Раша модель). Это, в свою очередь, озна­чает, что каждое задание имеет высокую корреляцию бисериальную с общим по­казателем и является весьма дискриминативным (см. Дискриминативность заданий теста) в некоторой точке континуальной оси измеряемого свойства.

Подбор заданий в Г. ш. чаще всего осу­ществляется с помощью специальных компьютерных программ в связи со слож­ностью и громоздкостью необходимых вы­числений.

Наиболее заметный недостаток Г. ш. заключается в том, что на практике редко удается получить необходимый по разма­ху диапазон трудностей заданий. По этой причине шкалы измерительные оказыва­ются короткими по диапазону оценок, а стало быть, и слабо дискриминативными.

 

-Д-

 

«ДВА ДОМА» МЕТОДИКА (The Two-Houses Technique, 2НТ)проективная методика исследования личности. Пред­назначена для исследования восприятия детьми своих семей. Предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. Задача испытуе­мого при работе с «Д. д.» м. — перечисле­ние людей, живущих с ним, и размещение каждого члена семьи в один из двух до­мов, нарисованных исследователем. Идет изучение надежности и валидности ме­тодики. Авторы сообщают, что при сравнении данных, полученных на основе тес­та и интервью, 30% обследованных, кото­рые забыли поместить себя в один из до­мов, имели более низкие показатели пси­хосоциального функционирования (по ин­тервью).

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДВАДЦАТИ УТВЕРЖДЕНИЙ СА­МООТНОШЕНИЯ ТЕСТ (Twenty Statements Attitude Test) — опросник лич­ностный, вариант нестандартизирован­ного самоотчета, сближающийся с про­ективными методиками исследования личности. Предназначен для исследова­ния самоотношения. Предложен М. Ку­ном и Т. Мак-Партландом в 1954 г.

Д. у. с. т. основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом. Ис­пытуемый должен в течение 12 мин дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я та­кой?» В инструкции указывается, что от­веты следует давать в том порядке, в кото­ром они спонтанно возникают, не забо­тясь о последовательности, грамматике и логике.

Используемые в тесте категории кон­тент-анализа были выделены на основе ряда исследований. Таковыми являются: социальные группы (пол, возраст, нацио­нальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политико-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения,стремление и цели, самооцен­ка. Теоретической основой создания Д. у. с. т. является разработанное М. Ку­ном понимание личности, операциональ­ную сущность которой можно определить через ответы на вопрос: «Кто я такой?», обращенный к самому себе (или обращенный к человеку вопрос другого лица: «Кто Вы такой?»).

Общая тенденция в ответах состоит в том, что «присоединяющие» утверждения, в которых фиксируется принад­лежность испытуемого к той или иной категории людей, выносятся раньше, чем «дифференцирующие». Среди наиболее частых категорий, выявленных на боль­ших выборках в зарубежных исследо­ваниях, — профессиональная идентич­ность, семейная роль и статус, религи­озная идентичность, пол и возраст. Пока более ясны социологические закономер­ности, проявляющиеся в ответах испыту­емых (напр., возраст чаще упоминают мо­лодые и пожилые люди, женщины чаще упоминают семейный статус, мужчины — половую принадлежность), чем психо­логические. Обычно считается, что поря­док называния категорий соответствует выраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не явля­ется доказанным. Возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т. д. Так, показано, что дети чаще, чем взрос­лые, определяют себя через ситуативные и частные особенности, а частота упоми­нания расы и национальности зависит от этнической однородности общества, к ко­торому принадлежит испытуемый. Разли­чаются ответы, касающиеся самоидентич­ности в рамках индивидуального уровня самосознания, и ответы, относящиеся к личностной самоидентичности.

Диагностическое использование Д. у. с. т. затрудняется отсутствием социо­культурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и мето­дические проблемы кодирования ответов.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДВОЙНОЙ РИСУНОК — проектив­ная методика исследования личности. Разработана П. Тюриным в 1983 г. Обсле­дуемому предлагают на отдельных листах бумаги последовательно выполнить 5-7 рисунков. Нарисовано может быть все что угодно, с одним условием: рисунок должен удовлетворять обследуемого, что и оговаривается в инструкции. Листы белой бумаги сложены в виде блокнота. Под второй лист подкладывают копиро­вальную бумагу, но красящей стороной вверх. После завершения первого рисун­ка два верхних листа отрывают от блокно­та, а копировальную бумагу переносят под следующую пару листов, но так, что­бы обследуемый не заметил ее необыч­ного расположения. После завершения процесса рисования обследуемому вруча­ют первый рисунок, обратную копию и блокнот, под второй сверху страницей ко­торого снова находится копировальная бумага. При этом его просят разместить блокнот с чистой страницей так, чтобы он оказался между двумя имеющимися ри­сунками. Испытуемый должен в изобрази­тельной форме дать ответ на вопрос о том, что должно быть на новой чистой страни­це с учетом двух уже имеющихся изобра­жений. Затем процедура повторяется. Обычно достаточно 3-4 серий удвоений. По мнению автора, рисунки распадаются на четыре основных типа.

1. Фрагментарно-ассоциативный. Обследуемый рисует на промежуточ­ном листе то, что у него ассоциируется с первоначальным изображением.

2. Вариативный. Промежуточный лист обычно делится вертикальной линией пополам и заполняется так, что он час­тично относится к левому рисунку, а частично — к правому. События развиваются во времени.

3. Логико-интерполяционный. Изоб­ражаются различные проекции нари­сованного ранее объекта. При попытке связать изображения используются в основном признаки, ранее имевшиеся в рисунке.

4. Синтетический. Решительный про­рыв к новым образам. Обследуемый в этом случае нередко пытается дорисо­вать детали на первоначальных изобра­жениях, переворачивает рисунки на 90 или 180 градусов, как бы постоянно за­давая себе вопрос: «А что будет, если...».

В интерпретации предлагается исхо­дить из того, что фрагментарно-ассоциа­тивные решения являются наименее твор­ческими, тогда как синтетические ассо­циативно богаты и в высокой степени логичны. Синтетические рисунки могут слу­жить индикатором творческих способно­стей индивидуума. Работа над тестом, судя по имеющимся публикациям, не за­вершена, данные о стандартизации, валидности и надежности не приводятся.

«ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» — проек­тивная методика исследования личнос­ти. Является модификацией Розенцвейга рисуночной фрустрации методики. Предложена Н. Г. Хитровой в 1992 г.

Стимульный материал «Д. с.» состоит из 20 рисунков, изображающих конфликт­ные ситуации, нередко встречающиеся в производственных условиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, фрустрирующие собеседника. Со­держание рисунков изменено таким об­разом, что личность исследуется главным образом в условиях трудовой деятельно­сти, в том числе управленческой. Испы­туемый должен сформулировать ответ, адекватный, с его точки зрения, в данной конфликтной ситуации. Время работы с методикой ограничивается. Оценка полу­ченных ответов аналогична таковой в Ро­зенцвейга рисуночной фрустрации мето­дике. Методика может быть использована как в индивидуальном, так и в групповом (при одновременном участии 20-25 чело­век) обследовании.

«Д. с.» стандартизирована на выборке из 120 инженеров. Получены средние оценки («сырые» с переводом в шкаль­ные) отдельно для мужчин и женщин, а также для лиц различного должностного статуса (рядовых, ведущих инженеров и руководителей). Выделены «стандартные ответы» (наиболее часто встречающиеся в той или иной ситуации). На их основе подсчитывается индивидуальный коэффициент групповой адаптивности (КГА), который, по мнению автора, служит пока­зателем коммуникативных свойств лично­сти, навыков эмоционального реагиро­вания.

Валидность конструктная «Д. с.» определялась путем сопоставления дан­ных, полученных с ее помощью при об­следовании 40 руководителей, с результа­тами применения PF Study.

Корреляционный анализ выявил по­ложительные связи с рядом показателей теста рисуночной фрустрации. Валид­ность критериальная измерялась путем сопоставления результатов «Д. с.» с данными групповой оценки личности (иссле­довалась выборка инженеров, 111 чело­век). Подтверждается валидность методи­ки по большинству ее показателей.

«Д. с.» используется для изучения осо­бенностей управленческой деятельности, поскольку выявляет индивидуальную комбинацию приемов решения конфликт­ных ситуаций. Рекомендуется для диагностики административно-управленческих способностей рядовых и ведущих инжене­ров, оценки уровня управленческой дея­тельности руководителя.

ДЕРЕВА ТЕСТ (Baum Test) — проек­тивная методика исследования личнос­ти. Опубликована К. Кохом в 1949 г. Идея теста принадлежит Э. Хушеру, исполь­зовавшему рисунок дерева в качестве психометрического инструмента. Обследу­емому предлагают выполнить рисунки лю­бых трех деревьев, за исключением хвой­ных. Интерпретация результатов осуще­ствляется с позиций психоанализа на основе символического значения, приписы­ваемого тем или иным деталям изображе­ния, всему рисунку. Напр., яблоко, на­рисованное на фруктовом дереве, — сви­детельство неразделенной любви, а крону следует рассматривать как зону контакта между «Я» и окружающей средой. На рис. 19 представлена схема К. Коха, ис­пользуемая для анализа данных Д. т.

 

Рис. 19. Схема анализа результатов, полученных по Дерева тесту

Обоснованность привлечения психо­аналитической символики для интерпре­тации данных теста не доказана. Критику­ются произвольность и умозрительность подобных интерпретаций. Д. т. валиден при использовании для диагностики пси­хического развития детей. Выделен ряд особенностей рисунка (размер и пропор­ция, размещение на листе бумаги и т. д.), свидетельствующих о нарушениях разви­тия (статистически достоверны различия между здоровыми людьми и страдающими органическими поражениями нервной си­стемы).

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДЕРЕВНЯ (Village) — проективная ме­тодика исследования личности. Произве­дение Г. Уэллса «Игры на полу» (1911) да­ло импульс к созданию Д. и Мира теста.

В 1939 г. была предложена независимо друг от друга несколькими авторами. Р. Мукиелли издал в 1960 г. первое пол­ное руководство. Предназначена для об­следования как детей, так и взрослых.

Стимульный материал Д. состоит из небольших по величине предметов, ко­личество которых доходит до 300 (в зави­симости от вариантов различных ав­торов). Среди них: школа, больница, мэ­рия, церковь, торговые лавки (мясная, бу­лочная), кафе, деревья различной формы, автомобили, стены, фигурки людей и жи­вотных и т. п. Испытуемому предлагают построить деревню, в которой он будет жить. Психолог фиксирует поведение испытуемого и время работы, после окон­чания которой просит прокомментировать результат. Вопросы могут быть заданы как произвольные (напр., «В каком месте де­ревни Вы живете?», «Какой уголок Вам нравится больше всего?», «Есть ли в де­ревне уголок, который напоминает Вам знакомые места?»), так и по определенной схеме (существует 8 стандартных вопросов). После этого на бумаге делают набро­сок деревни, в котором тщательно отмеча­ется расположение каждого предмета.

Теоретическую основу методики со­ставляют исследования в области фено­менологии, символизма, экзистенциализ­ма. Анализу подвергается в первую оче­редь символическое жизненное простран­ство и его структура. При интерпретации результатов учитываются символика пра­вого и левого, верха и низа. Например, доска или стол, на которых строится Д., могут быть условно поделены на три горизонтальные зоны. Наиболее удаленная от испытуемого часть рассматривается как зона стремлений, центральная — как сфе­ра настоящего, ближайшая — как сфера актуальных переживаний и «Эго». Возможно деление на вертикальные зоны, а также на небольшие квадраты (от 8 до 16). По мнению Р. Мукиелли, в исследо­ваниях с помощью Д. выявляются 4 пере­менные: психологический возраст, характер (поведение), культурный уровень и внутренний мир личности, о чем свиде­тельствуют символические фантазии, ко­торые необходимо декодировать; интер­претации подлежат форма переживаемо­го пространства и значение, придаваемое элементам построенной Д. (напр., «апте­ка» — символ заботы о здоровье, страха болезни, небольшого недомогания; «мяс­ная лавка» — насилия, агрессии, убий­ства; «вокзал» — изменения жизни, раз­рыва с настоящим, отъезда). Обсуждает­ся также потребность в топографическом анализе рельефа Д., ее высоты, наличия долин, возвышенностей, а также типич­ных экспрессивных движений в процессе создания Д.

В исследованиях с использованием методики выявились типы макетов Д., характерные для различных контингентов испытуемых.

Р. Мукиелли разработаны «патологи­ческие симптомы»: опустошенная Д., пе­реполненная Д., хаотичная Д., расщеп­ленная Д., безлюдная Д., Д. с двойным центром, Д., построенная в виде лабирин­та, Д., в которой расположение всех эле­ментов подчиняется общему плану, и т. д. Так, лица, страдающие неврозами, созда­ют, как правило, опустошенный, безлюд­ный, излишне строгий или беспорядочный макеты Д.

В специальных исследованиях изуча­лась проблема дополняемости или взаи­модополняемости Д. и Мира теста, во многом сходных методик. Было показано, что обе методики обладают достаточной валидностью, успешно дифференцируют различные клинические группы и могут быть использованы альтернативно при необходимости диагностики нервно-пси­хических расстройств. При углубленной индивидуальной диагностике рекомен­дуется использовать обе методики, так как их диагностический материал допол­няет друг друга.

За рубежом Д. используется при проф­отборе и профориентации, в процессе пси­хотерапии. Усложненная интерпре­тация затрудняет широкое распростра­нение Д. Необходимы исследования по ее стандартизации.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДЕТСКАЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖ­НОСТИ ШКАЛА (Children's Manifest Anxiety Scale, CMAS)опросник лич­ностный. Разработан А. Кастанеда, Б. Р. Маккендлес и Д. С. Палером на ос­новании Проявлений тревожности шкалы. Изучаются симптомы тревожно­сти, проявляющиеся во внешнем поведе­нии индивида. Допускается групповое и индивидуальное обследование. Д. п. т. ш. содержит 42 вопроса, направленных на идентификацию симптомов тревожности, и 11 контрольных вопросов (см. Шкалы контрольные). Предназначен для обсле­дования детей от 9 до 11 лет.

Задания предъявляются на бланке для ответов, где испытуемый должен круж­ком обвести нужный ответ («да», «нет»). На бланке также содержатся: инструк­ция, анкетные данные испытуемого и тренировочные вопросы. Обследование занимает примерно 15 минут. При оце­нивании результатов первичные показа­тели переводятся в стэны (см. Оценки шкальные). Показатель надежности ретестовой (интервал ретеста 7 дней) колеблется в зависимости от возраста испытуемых от rt = 0,85 до rt = 0,89 (сред­нее значение rt = 0,86). Показатель на­дежности частей теста соответствен­но — от rt = 0,74 до rt = 0,83 (среднее зна­чение rt = 0,78).

Из данных валидизации CMAS авторы приводят корреляции с некоторыми дру­гими методиками исследования тревож­ности. Статистически значимые корреля­ции были получены между Д. п. т. ш. и двумя отдельными факторами «Шестна­дцати личностных факторов» опросни­ка в варианте для подростков: «С» (эмо­циональная устойчивость)— r = 0,56 и «I» (мягкосердечность) — r = 33. Обнаружена связь с Айзенка личностным оп­росником (ЕРI) — r = 0,43 по фактору нейротизма.

Сведений об использовании в СНГ нет.

«ДЕТСКАЯ РУКА, КОТОРАЯ БЕС­ПОКОИТ» ТЕСТ (The «Childhood Hand that Disturbs» Test, CHaD)проектив­ная методика исследования личности. Опубликована Р. Давидо в 1994г. Отличительной чертой «Д. р. к. б.» т. являет­ся то, что эта методика предполагает про­извольное рисование одной из наиболее высокосимволичных частей тела — руки. Подчеркивается, что «Д. р. к. б.» т. — клинический инструмент, который обла­дает преимуществами быстрого выполне­ния и пригоден как для детей, так и для по­жилых.

По сообщению автора, стандартиза­ция теста проводилась на нормальных и психически больных лицах в течение бо­лее чем 10 лет. Подтверждается высокая надежность и валидность методики. Разработаны рекомендации по предъявле­нию теста, проведению тестирования и его интерпретации.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

ДЕТСКОГО ОПИСАНИЯ РОДИТЕ­ЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ОПРОСНИК

(Children's Report of Parental Behavior Inventory, CRPBI)опросник личност­ный, направленный на изучение уста­новок, поведения и методов воспитательных воздействий родителей с точки зре­ния их детей. Разработан Э. С. Шефером в 1965 г.

Первоначальный вариант состоял из 20 шкал по 10 вопросов в каждой. В по­следующей редакции количество шкал сокращено до 18 при общем объеме 192 вопроса. Диагностируемые парамет­ры описываются тремя факторами: приня­тие—непринятие родителей, психоло­гический контроль—психологическая автономия, строгий воспитательный под­ход—либеральный воспитательный под­ход.

За рубежом Д. о. р. п. о. часто исполь­зуется в модификации С. Шлудерман и Е. Шлудерман, сокративших количество вопросов до 108 за счет выделения наибо­лее диагностически ценных. Изучаемые факторы в модифицированном варианте квалифицируются следующим образом: положительное отношение—враждеб­ность, директивность—автономия, после­довательность—непоследовательность воспитательных воздействий. Известен также предложенный на этой основе вариант 3. Матейчека и П. Ржичана (1983). Благодаря анализу гомогенности (см. Внутренняя согласованность) во­просов по отношению к выделенным фак­торам, появилась возможность разработать более компактную версию, обладаю­щую высокой надежностью и получив­шую название «Опросника родительского поведения и установок для молодежи» (МОЛОР — сокращенное «молодежь— родители»). МОЛОР состоит из 50 выска­зываний, касающихся поведения родите­лей; ответы имеют три градации («да», «частично», «нет»), с количественными оценками 2,1,0 соответственно. Методи­ка включает 4 тестовые тетради, которые различаются в зависимости от субъекта и объекта оценивания: оценка отца доче­рью, оценка отца сыном, оценка матери дочерью, оценка матери сыном.

Оценки первичные переводятся в про­изводный показатель, который представ­ляет собой стандартную оценку (от 1 до 5 баллов). Эти оценки являются удвоенны­ми стэнами (см. Оценки шкальные). Стандартная оценка 1 соответствует стэнам 1-2, оценка 2 соответствует стэнам 3-4 и т. д. Опросник предназначен для об­следования лиц в возрасте 13-18 лет.

Валидность эмпирическую устанав­ливали путем сравнения оценок отдель­ных шкал в группах учеников с хоро

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...