Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодировочная матрица контент-анализа




 

Источник информации (данные по отдельным испытуемым)

Категория     3...... п Σn
А        
В        
С        

 

Процедура статистической обработки результатов К. а. во многом близка изуче­нию ассоциации (см. Корреляции коэф­фициенты дихотомические) и ранжиро­ванию данных. Предложена специальная процедура подсчета с помощью коэффи­циента Яниса (С). При помощи этого коэффициента может быть установлено соотношение положительных и отрица­тельных оценок относительно определен­ных категорий:

для случая, когда f > п;

для случая, когда f < п;

где f — число положительных оценок; п — число отрицательных оценок; r — объем единиц информации, отражающей изучаемую категорию; t — общий объем единиц анализируемого источника инфор­мации.

При К. а. содержания информации представляет интерес метод Ч. Осгуда, направленный на выявление случайных и неслучайных элементов содержания. Этот вид анализа очень прост и включает подсчет числа элементов каждого типа и числа совместных их наблюдений. На ос­новании этих исходных данных вычисля­ется математически ожидаемая вероят­ность совместного появления

Pab= PaPb

Если обнаруженное число совместных появлений единиц (fAB или fABC... i) су­щественно больше, чем ожидаемое, то можно предположить, что возникшие со­четания не случайны. Установленная таким образом гипотеза может быть прове­рена с помощью других статистических и эмпирических методов.

Статистические методы К. а. приме­нимы для относительно больших мас­сивов данных и имеют значение в основ­ном при проведении серии психодиагнос­тических исследований. В индивидуаль­ных обследованиях применяются более простые процедуры регистрации К. а.

КОНТРАСТНЫЕ ГРУППЫ — эмпирические выборки испытуемых, различаю­щиеся по определенному набору критери­ев (см. Валидизации критерий). Как правило, в К. г. подбираются лица с мак­симальным и минимальным проявлением критериальных признаков.

Метод подбора К. г. является распро­страненным средством конструирования опросников эмпирических (см., напр., Миннесотский многоаспектный лич­ностный опросник, Калифорнийский психологический опросник). К. г. часто используются как прием установления валидности психодиагностических мето­дик (см. Валидность критериальная), а также дискриминативности тестовых про­цедур.

Основная сложность комплектации К. г. состоит в выборе адекватного крите­рия. Нередко идеальный случай подбора полностью противоположных признаков в группах практически неосуществим. Так, при конструировании основных клиничес­ких шкал Миннесотского многоаспектно­го личностного опросника ответы на воп­росы сравнивались в группах, отобранных по клиническому признаку и в выборке здоровых лиц, в то время как идеальные К. г. состояли бы из испытуемых с «зер­кально» противоположными клинически­ми проявлениями. Методические затруд­нения при применении процедуры К. г. связаны и с тем, что практически невоз­можно формирование выборок испытуемых, строго отличающихся друг от друга наличием или отсутствием только опреде­ленных, контролируемых в эксперименте групп факторов.

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА (Durchstreich-Test, Test de barrage, Bourdon-Test) — бланковый тест скорости. Ме­тодика исследует степень концентрации и устойчивость внимания. Предложена Б. Бурдоном в 1895 г.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами располо­женных в случайном порядке букв. Испы­туемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркну­тых) букв или других знаков, а также по времени выполнения заданного количе­ства строк.

Важным показателем является харак­теристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждые 30- или 60-секундные интерва­лы работы). К. п. используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и ус­тойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Наиболее известными модификация­ми К. п. являются кольца Ландольта (кор­ректурный бланк содержит случайный на­бор колец с разрывами, направленными в различные стороны (рис. 33). Такой вари­ант К. п. более удобен для обследования детей младшего возраста); проба Ивано­ва-Смоленского (набор различных вари­антов сочетаний букв). Направлен на оценку уровня переключаемости внима­ния, некоторых динамических особеннос­тей высшей нервной деятельности.

 

Рис. 33. Вариант Корректурной пробы по Ландольту

Результаты выполнения К. п. легко выразить количественно. Так, уровень концентрации внимания может быть вы­ражен с помощью индекса точности:

 

где S — число строк таблицы, прорабо­танных испытуемым; п — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачер­киваний лишних знаков).

Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид:

 

где S — количество знаков в проработан­ной испытуемым части корректурной таб­лицы, t — время выполнения.

Показатель переключаемости (с) вы­числяется по формуле:

 

,

где S0 — количество ошибочно обрабо­танных строк; S — общее количество строк в проработанной испытуемым час­ти таблицы. При оценке переключаемос­ти внимания испытуемый получает инст­рукцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках кор­ректурной таблицы.

К. п. относится к числу наиболее изве­стных и давно применяемых в экспери­ментальной и прикладной психологии ме­тодов оценки внимания и психомоторных особенностей. Различные модификации К. п. до настоящего времени широко при­меняются в области клинической, профессиональной, школьной психодиагнос­тики благодаря простоте и надежности от­ражения особенностей внимания и функ­ционального состояния, работоспособно­сти испытуемого.

КОРРЕЛЯЦИИ КОЭФФИЦИЕНТЫ ДИХОТОМИЧЕСКИЕ — показатели связи признаков (переменных), изме­ряемых по дихотомической шкале наиме­нований (см. Шкалы измерительные). По этой шкале признаки выражаются аль­тернативными определениями (нормальное развитие психического свойства— задержка; соответствие—несоответствие ответа на вопрос «ключу»; принадлеж­ность—непринадлежность испытуемого какой-либо диагностической группе и т.д.). Наиболее распространенный слу­чай в психологической диагностике— коррелирование альтернативных вопро­сов в личностном опроснике с общим его результатом (см. Дискриминативность заданий теста).

При корреляционном анализе дихо­томических переменных используются несколько коэффициентов. Так, при нали­чии альтернативных признаков в двух сравниваемых рядах коэффициент произ­ведения моментов Пирсона (rху) (см. Кор­реляционный анализ) упрощается, при­нимая следующий вид:

 

Предположим, переменная принимает значения 1 и 0. Тогда Рх, Ру — доля слу­чаев с единицей по признакам X и Y; qx, qy — с нулем по X и Y; q = 1 - Р; Рху доля случаев с единицей как по X, так и по Y. В таком виде коэффициент rxyдля номинально дихотомических данных на­зывается коэффициентом ассоциации Пирсона и обозначается φ («фи»). Пример вычисления φ приводится в табл. 7.

 

Таблица 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...