Распределение частот первичных оценок по тесту 1 глава
Таблица 16 Расчет теоретических частот, соответствующих нормальному распределению первичных тестовых оценок
Число степеней свободы определяется в данном случае исходя из свойств нормального распределения df =k-3 (ограничения свободы вариации , Sx, п). В результате объединения частот в крайних классах (см. ниже) число классов сократилось с 9 до 7, тогда df = 4. По таблице критических значений χ 2 для α = 0,05 находим χ2 = 9,49, χ2 < , следовательно, распределение тестовых оценок идет по нормальному закону, расхождения между эмпирическим и нормальным распределением случайны и несущественны. Как видно из данного примера, для проверки гипотезы о законе распределения необходимо сопоставить эмпирические и расчетные теоретические частоты. Последние рассчитываются на основании эмпирических данных по формулам, описывающим тот или иной закон распределения вероятностей. Так, для проверки нормальности распределения теоретические частоты рассчитываются по формуле:
где р' — теоретически вычисленные или ожидаемые частоты эмпирического ряда, f(z) — значение функции нормированного отклонения (см. Нормальное распределение, Стандартизация, Оценки шкальные), п — общее число наблюдений, λ — величина классового интервала или промежуток между соседними классами эмпирического ряда, Sx — среднее квадратичное отклонение эмпирического ряда. Для приведенного выше примера расчет сводится к нормированию эмпирического ряда, т. е. отнесению отклонений xi от средней к величине Sx. Затем по табл. 1 (Приложение III) определяются значения ординаты нормальной кривой f(z) для каждого . Значения . Пример расчета приведен в табл. 16.
К. χ 2 можно использовать для сравнения эмпирических рядов с частотами, распределенными по одним и тем же классам. В этом случае применяется формула:
где n1 и n2 — объемы сравниваемых выборок, p1 и p2 — частоты первого и второго рядов. Нулевая гипотеза сводится к тому, что сравниваемые выборки взяты из одной и той же совокупности генеральной и, следовательно, несовпадение между частотами p1 и р2 носит случайный характер. К. χ 2 обычно используется для проверки гипотез о соответствии (согласии) эмпирического распределения теоретическому (см. приведенные выше примеры); при проверке гипотез о статистической независимости признаков (при предложение об отсутствии связи между признаками отвергается). Теснота связи может быть рассчитана с помощью коэффициента сопряженности Пирсона (см. Корреляция качественных признаков), при подтверждении гипотезы об однородности распределения признаков в разных совокупностях (в этом случае нулевая гипотеза формулируется как предположение о сходстве распределения признака в двух совокупностях генеральных, из которых взяты независимые выборки объемами nm и nk):
Преимуществами К. χ 2 являются применимость его для различных распределений дискретных и непрерывных признаков, необязательность предварительных сведений о законе распределения изучаемой переменной. При использовании К. χ 2 следует учитывать такие ограничения: — сравниваемые выборки должны быть получены из независимых наблюдений; — минимальное значение эмпирической частоты не должно быть менее 10, теоретической — менее 5. Если это требование не выполняется, необходимо увеличить объем выборки или объединить интервалы группировки, суммируя их частоты (см. выше пример сравнения эмпирического и нормального распределения). КРОУНА—МАРЛОУ СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ШКАЛА (Crowne—Marlowe Social Desirability Scale, CM SDS) — опросник личностный. Разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.
К.—М. с. ж. ш. состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие. Примеры утверждений (из русскоязычного варианта): 1. Я внимательно читаю каждый документ, прежде чем его подписать; 7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих; 17. Были случаи, когда я завидовал удаче других. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот показатель характеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, степень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей. Авторы шкалы руководствовались стремлением разработать инструмент, свободный от известной фиксированности на патологических симптомах, что в той или иной степени присуще ранее созданным шкалам (см. Шкалы контрольные). Кроме того, была поставлена задача дифференциации содержания утверждений от влияния собственно мотивов. Имеются данные о достаточно высокой валидности и надежности К.—М. с. ж. ш. В СНГ известен русскоязычный сокращенный вариант шкалы (20 утверждений), стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности (Ю. Л. Ханин, 1974, 1976). Шкала применяется: при исследовании мотивации одобрения; для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах (см. Установки на ответ); при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний. КРУГОЗОРА И ИНФОРМИРОВАННОСТИ ТЕСТ — вербальный тест интеллекта, предназначенный для оценки общей осведомленности детей. Разработан Й. Йирасеком в 1953 г. Материал теста состоит из 40 вопросов, расположенных в порядке возрастания трудности. В зависимости от полноты ответа выставляется оценка 2, 1 или О баллов. Первичные баллы с помощью таблиц переводятся в показатели IQ для возрастных групп от 8 до 13,6 года.
Автор приводит следующие данные о психометрических свойствах теста: — валидность конструктная, определенная корреляцией со Станфорд— Бине шкалой умственного развития, имеет значение r = 0,76. — надежность частей теста r = 0,96, — показатель внутренней согласованности r = 0,67. — валидность содержательная обеспечена отбором тестовых заданий из первоначального состава в 60 вопросов. Тест может найти применение в школьной и клинической психодиагностике как скрининговая методика (см. Отсеивание). Данных об использовании в СНГ не имеется. КУДЛИЧКОВОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (КУД) — опросник личностный. Разработан Е. Кудличковой в 1964г. Опросник содержит 80 вопросов, на которые испытуемые могут отвечать: «согласен», «не знаю», «не согласен». Применим для взрослой популяции без ограничения возраста, допускает как индивидуальное, так и групповое обследование. На основании оценки первичной испытуемых размещают на девятибалльной шкале станайнов (см. Оценки шкальные). Диагностика опирается на анализ пяти биполярных факторов личности: устойчивость—лабильность, активность—пассивность, доминантность—подчиненность, рациональность—чувствительность, экстра—интроверсия. Перечисленные факторы, по мнению автора, включают следующие свойства (в скобках приведены примеры вопросов, диагностирующих соответствующие факторы): — Активность: быстрота реакций, решительность, динамичность (Бывает, что я никак не могу принять какое-то решение и упускаю возможность сделать что-либо своевременно). — Пассивность: медлительность, нерешительность, отсутствие напористости (Чаще всего я стараюсь действовать так, чтобы «не напороться на какие-либо неприятности»). — Лабильность: возбудимость, неуравновешенность, беспокойство, импульсивность (Обычно я ничего не планирую, действую по настроению в данный момент). — Стабильность: уравновешенность, рассудительность, владение собой, постоянство (Я сохраняю спокойствие даже тогда, когда другие люди теряют самообладание).
— Доминантность: властность, самоуверенность, авторитарность, агрессивность (С удовольствием выступаю в роли организатора). — Подчиненность: несамостоятельность, покорность, терпимость (В коллективе, компании других людей я легко поддаюсь уговорам, проявляю покладистость). — Рациональность: рефлексивность, объективность, рассудительность (Я высказываю свои мысли, тщательно подумав, стремлюсь выразить их как можно точнее). — Чувствительность: богатое воображение, интуиция, непосредственность, субъективизм (Я обычно придаю важное значение внешнему виду и одежде людей — обращаю внимание, одеты ли они по моде, смотрю на качество ткани). — Экстраверсия: кооперативность, общительность, открытость, социабельность, разговорчивость (Я был бы очень огорчен, если бы длительное время не мог встречаться со своими знакомыми, друзьями). — Интроверсия: замкнутость, сдержанность, внешняя холодность (Чтение книг доставляет мне больше удовольствия, чем встречи и беседы со знакомыми и приятелями). В процессе психометрической разработки опросника особое внимание уделялось валидности содержательной утверждений. Устанавливалась внутренняя согласованность, а также дискриминативность отдельных утверждений. В окончательную версию К. л. о. были включены только те утверждения, которые соответствовали статистическим критериям, однако точные данные в руководстве не приведены. Имеются сведения о надежности ретестовой (rt = 0,80 -- 0,96). Нормы в станайнах разработаны автором для ограниченного контингента испытуемых (студентов, аспирантов вузов, женщин и мужчин, занимающих руководящие должности, рабочих отдельных специальностей, работников здравоохранения). Допускается как индивидуальное, так и групповое обследование. Опросник рекомендуется для диагностики личности, однако примитивность стандартизации, условность норм, отсутствие сведений о валидности конструктной и валидности критериальной делают его скорее средством для получения ориентировочной, предварительной информации. Сведений об использовании в СНГ нет. КУКОЛ ТЕСТ (Puppetry Test) — проективная методика исследования личности, разрабатывалась А. Вольтманом (1951), М. Гауорт (1957) и другими психологами. Ранее процедуры, близкие К. т., использовались психоаналитически ориентированными исследователями как терапевтическая техника для детей в возрасте до 10 лет (М. Рамберт, 1938). Стимульный материал методики представлен куклами, число которых у разных авторов не совпадает. Ребенка просят разыграть с куклами различные сцены, напр, соперничество с братом, сестрой или ситуации с участием отца, матери, других близких. Иногда детям предлагают поставить кукольное представление. Такая организация исследования под руководством экспериментатора-режиссера сближает К. т. с психодрамой. Процедура обследования не стандартизована. Отсутствует система оценки полученных данных, не разработана схема интерпретации. Упор делается на интуицию исследователя. Попытки стандартизации К. т. предприняты М. Гауорт, создавшей фильм — кукольное представление, однако данные о валидности и надежности теста отсутствуют.
Сведений об использовании в СНГ не имеется. КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТА ТЕСТ (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.), т. н. «чистого» интеллекта. Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г. Имеется три варианта теста: а) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; б) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В); в) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием (две параллельные формы А и В). Первый вариант теста состоит из восьми субтестов, четыре из которых рассматриваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»: 1) «подстановка»; 2) «классификация»; 3) «выбор называемых предметов»; 4) «лабиринты»; 5) «картинки с недостающими деталями»; 6) «выполнение указаний»; 7) «загадки»; 8) «определение сходства». Время решения всех заданий — 22 мин. Второй и третий варианты К.-с. и. т. состоят из четырех субтестов и отличаются лишь уровнем трудности (рис. 34): «Серии» — распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур; «Классификация» — определение общих черт, особенностей фигур; «Матрицы» — дополнения к комплектам фигур; «Условия» — перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Время, отводимое на решение всех заданий, — 12,5 мин. К.-с. и. т. представляет собой тест скорости, но может быть использован и без ограничения времени выполнения. Исходные оценки по второму и третьему вариантам теста с помощью таблиц преобразуются в процентили (см. Оценки шкальные) и IQ-показатель стандартный с α = 16. Первый вариант обрабатывается только посредством относительного IQ (см. Интеллекта коэффициент).
Тест 1. «Серии» Выбрать недостающий квадрат:
Тест 2. «Классификация» Выделить не относящийся к ряду элемент:
Тест 3. «Матрицы» Найти элемент, завершающий данную матрицу.
Тест 4. «Условия» Отметить точкой один из данных на выбор рисунков так, чтобы соблюсти условие, заданное в образце: Рис. 34. Образцы заданий из субтеста Культурно-свободного интеллекта теста Р. Кэттелл исходит из того, что издание теста для измерения общих способностей, очищенных от «наслоений культуры», возможно прежде всего на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. По мнению Р. Кэттелла, данные, полученные с помощью К.-с. и. т. в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой. (Критику концепции «чистого» интеллекта см. в статье Тесты интеллекта). Стандартизация К.-с. и. т. не завершена. Коэффициент надежности методом расщепления теста (см. Надежность частей теста) составляет 0,70-0,92. Валидность изучалась путем корреляции с результатами других тестов интеллекта. По данным Р. Кэттелла, показатель корреляции К.-с. и. т. со Станфорд—Бине умственного развитая шкалой равен 0,56. Некоторые из субтестов первого варианта требуют исключительно индивидуального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании. Сведений об использовании в СНГ не имеется. Q-КЛАССИФИКАЦИЯ (Q-sort) — ме тодика исследования представления о своем «Я» и об окружающих людях. Предложена В. Стефенсоном в 1953 г. Выполнение заданий Q-к. состоит в сортировке карточек с названиями свойств или особенностей личности на группы в зависимости от близости данного свойства характеру и образцам поведения обследуемого. Карточки делятся на заданное количество групп от «наиболее характерных» к «наименее характерным» для испытуемого свойствам. Обследуемый должен в каждой группе разместить определенное их число. Количество карточек в группе определяется значениями нормального распределения для выбранного числа групп и его общего количества. Так, при количестве карточек, равном 100,количестве групп — 6, распределение карточек по группам может выглядеть следующим образом:
Наименее Наиболее характерное характерное свойство 3 15 32 31 15 3 свойство
Наиболее удобно разделение карточек на 9 групп. При этом для определения числа карточек в каждой из групп можно воспользоваться шкалой станайнов (см. Оценки шкальные). По характеру выполнения Q-к. относится к методикам вынужденного выбора. Выраженность личностных свойств здесь измеряется не в абсолютных показателях (напр., отношение к результату нормативной выборки), а относительно выраженности других свойств испытуемого. После выполнения основного задания Q-к. испытуемому можно предложить выполнить аналогичную сортировку применительно к другим людям (отцу, матери, жене и т. д.). Существует вариант выполнения задания по отношению к себе или другим людям в различных ситуациях (дома, на работе, в общении и т. д.). Можно получить сведения относительно представления о себе в аспекте «идеального Я», «реального Я», «социального Я» (т. е. такого, каким видят испытуемого окружающие) (см. Семантический дифференциал). При изучении валидности проективных методик Q-к. может с успехом применяться как для получения критерия (см. Валидностъ критериальная, Валидизации критерий), так и сопоставимых с ним оценок теста. По мнению А. Анастази (1982), Q-к. можно использовать последовательно на разных стадиях психотерапии для констатации изменений в психическом состоянии. При эффективном терапевтическом воздействии представление о себе меняется в сторону более благоприятных оценок и приближается к идеальному «Я». Методика Q-к. может найти применение в самых различных областях психологической диагностики. Принцип Q-к. может быть реализован при работе испытуемого с различными объектами и использован для широкого круга тестовых методик.
-Л-
ЛАЙКЕРТА ШКАЛЫ — разновидность опросников установок (аттитюдов). Названы по имени автора — Р. Лайкерта, предложившего их в 1932 г. Л. ш. состоят из набора утверждений с 5- или 7-балльными рейтинговыми шкалами оценивания (по степени согласия испытуемого с предложенным ему утверждением). При конструировании Л. ш., в отличие от Терстоуна шкал, утверждения отбираются на основании оценки их корреляции с общим результатом (см. Внутренняя согласованность). Валидизация Л. ш. осуществляется по принципу сопоставления результатов в критериальных группах (см. Валидность критериальная). При оценивании результатов индивидуальные показатели сопоставляются с нормативными (см. Нормативное оценивание). Как и терстоуновские шкалы, Л. ш. относятся к числу наиболее распространенных методик диагностики аттитюдов. Преимущество Л. ш., сравнительно с терстоуновскими, — независимость от экспертных заключений при их конструировании. ЛАТЕНТНЫЙ АНАЛИЗ (лат. latens, latentis — скрытый, невидимый) — совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. В понятие Л. а. в широком смысле можно включить всю совокупность методов, позволяющих в той или иной мере путем преобразований, специальной обработки информации о внешнем проявлении признака обнаружить внутренние, латентные закономерности. Сюда можно включить аналитические процедуры контент-анализа, анализа психосемантики значений (см. Семантический дифференциал) и др. Специальными методами Л. а. являются факторный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ и другие виды многомерного статистического анализа, осуществление которых содействует выявлению скрытых переменных, характеристик внутренней структуры исследуемых объектов. ЛЖИ ДЕТЕКТОР (ПОЛИГРАФ) -прибор, предназначенный для регистрации физиологических реакций человека с целью обнаружения их изменений, связываемых с неискренностью, лживостью обследуемого. Феномен изменения деятельности потовых желез, частоты дыхания и уровня артериального давления при состоянии напряжения, вызванного необходимостью лгать, известен давно. Впервые начал измерять давление крови у подозреваемых во время допроса Ч. Ломброзо в конце XIX века. В 20-х гг. нашего века Д. Килер успешно применяет устройство для регистрации дыхания,артериального давления и электрической активности кожи при полицейских расследованиях в Беркли (Калифорния) и организовывает производство первых полиграфов. Несмотря на последующее активное совершенствование Л. д., вплоть до современных компьютеризированных моделей, следует учитывать, что ни один комплекс физиологических реакций нельзя достаточно уверенно связывать с сознательной ложью. Обычно исследователи ищут признаки симпатикоподобной активации, такие как неритмичное дыхание, подъем артериального давления, иногда — реакция кожной проводимости (кожно-гальваническая реакция, КГР). Опыт и интуиция исследователя играют значительную, а иногда и основную роль в постановке окончательного «диагноза». В известной степени процедура обследования с помощью Л. д. сходна с проективной (см. Проективные методики). Отсутствуют стандарты профессиональной квалификации лиц, использующих полиграф с целью установления искренности обследуемых. Множество работ, посвященных изучению эффективности Л. д., противоречивы, тем не менее обычно указывают на успешность применения в 75-80% случаев. В теоретическом плане детектация лжи физиологическими методами не выдерживает критики, поскольку речь идет о детектации эмоций или активации. Не решены этические вопросы, связанные с применением Л. д., их использование запрещено законодательством многих стран (см. также Психодиагностика честности). Сведений об использовании в СНГ нет. ЛИРИ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ (Leary Interpersonal Diagnosis) — опросник личностный. Разработан Т. Лири в 1957 г. и направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Задача испытуемого при работе с опросником состоит в соотнесении каждой из 128 лаконичных характеристик с оценкой своего «Я». Каждая из эпитетов-характеристик имеет порядковый номер. Характеристики могут размещаться на карточках с последующей сортировкой либо в тестовой тетради с фиксацией ответа («да» либо «нет») на отдельном бланке. Примеры характеристик: Итак, какой вы человек? 1. Умеет нравиться. 2. Производит впечатление на других. 3. Умеет распоряжаться, приказывать. 127. Заботится о других в ущерб себе. 128. Портит людей чрезмерной добротой. Для проведения обследования обычно требуется не более 10-15 мин. Согласно «ключу» определяются оценки первичные по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов т. н. дискограммы (рис. 35), отражающих тот или иной вариант межличностных отношений: 1. Властный-лидирующий 2. Независимый-доминирующий 3. Прямолинейный-агрессивный 4. Недоверчивый-скептический 5. Покорный-застенчивый 6. Зависимый-послушный 7. Сотрудничающий-конвенциальный 8. Ответственный-великодушный.
Рис. 35. Профили личности (дискограммы) по методике Т. Лири Количественные показатели (баллы, по числу совпадений с ключом) откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каждая из которых размечена дугами. Расстояние между дугами кратно четырем (0, 4, 8, 12, 16). На уровнях, соответствующих полученным баллам, в каждом октанте проводится дуга. Отделенная внутренняя часть октанта заштриховывается. Полученные оценки профильные наглядно показывают преобладающий стиль межличностных отношений. Показатели, не выходящие за уровень 8 баллов, соответствуют «гармоническим личностям». Более высокие показатели соответствуют акцентуации определенных поведенческих стереотипов. Оценки, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудности социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности или неоткровенности испытуемого. Если в дискограмме отсутствуют октанты, закрашенные выше уровня 4 баллов, данные обследования считаются сомнительными. Предполагается, что испытуемые не проявили должной откровенности. Первые четыре типа межличностного поведения, соответствующие I-IV октантам, характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтам (III и IV), выраженной независимостью мнений, упорством, тенденцией к лидерству (I и II). Другие четыре октанта (V-VIII) представляют противоположную тенденцию. У лиц с высокими показателями по ним преобладают конформистские установки, покладистость (VII и VIII), неуверенность, склонность к компромиссам (V и VI). Интерпретация данных должна опираться главным образом не на абсолютные величины приведенных показателей, а на совокупность их взаимоотношений. Дополнительно к анализу дискограммы могут быть рассчитаны «фактор доминантности» (Y) и «фактор доброжелательности» (G) по приведенным ниже формулам:
V = I - V + 0,7 (II + III – VI - IV); G = VII - III + 0,7 (VIII + VI - IV - II). При разработке методики автор исходил из концепции Г. Салливена (1953). Теоретический подход Г. Салливена к пониманию личности исходит из определяющего значения оценок и мнений значимых для данного индивида окружающих, под влиянием которых и происходит его персонификация, т. е. формирование личности. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется стилем межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также неосознанной символической идентификации. Основываясь на том, что личность проявляется в поведении в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде восьми общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно классификации вариантов межличностного поведения был разработан опросник, задуманный как средство клинической диагностики. Конструирование опросника происходило на основе сопоставления контрастных, как бы заостренных, моделей стиля межличностного поведения. Т. Лири выделяет пять уровней исследования интерперсонального поведения личности. Особенно значимыми с его точки зрения являются 1, 2 и 5. Уровень 1 содержит наблюдаемое поведение людей, т. е. поведение, диагностируемое на основании оценок других людей. Уровень 2 связан с оценкой собственного поведения или же с оценкой близких людей — отца, матери, супруга и т. д. Уровень 5 отражает моральные представления индивида, его идеальное «Я». Соответственно этим уровням можно видоизменять инструкцию и оценивать соответственно себя, других, моделировать собственный идеал. Л. и. д. проходил проверку на валидность конструктную путем сопоставления с данными обследования по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику. Была установлена достоверная связь между типами интерперсонального поведения, выделенными Т. Лири, и некоторыми клинически определенными состояниями, проявляющимися аналогичными поведенческими характеристиками, отраженными и в профилях MMPI. Имеются данные о наличии связи факторов Л. и. д. с некоторыми показателями «Шестнадцати, личностных, факторов» опросника. Исследование факторной валидности (см. Валидность конструктная) показало, что исследуемые Л. и. д. показатели связаны с двумя биполярными факторами: «доминантность—подчиненность» и «дружественность—враждебность». Это привело к заключению о зависимости стилей интерперсонального поведения от указанных факторов. Комбинация этих факторов в наибольшей степени определяет вид дискограммы, разделенной на квадранты вертикальным вектором (доминантность—подчиненность) и горизонтальным вектором (дружественность—враждебность).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|