Распределение IQ-оценок и показателей теста зрительной памяти
Коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs) определяется из уравнения:
где di — разности между рангами каждой переменной из пар значений X и Y; n — число сопоставляемых пар. Используя данные табл. 12, получаем:
Коэффициент корреляции рангов Кендалла τ определяется следующей формулой:
где Р и Q рассчитываются по табл. 12. Так, в восьмой графе подсчитывается, начиная с первого объекта X, сколько раз его ранг по Y меньше, чем ранг объектов, расположенных ниже. Соответственно в девятой графе (S2) фиксируется, сколько раз ранг Y больше, чем ранги, стоящие ниже его в столбце X. Подставляя эти данные в формулу, получаем: При сопоставлении приведенных коэффициентов оказывается, что коэффициент τ более информативен, чем rs, и рассчитывается проще. Поэтому на практике при расчете К. р. отдают предпочтение коэффициенту τ. КОСА КУБИКИ — невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920г. Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая — в синий и желтый (см. Векслера интеллекта измерения шкалы, рис. 13). В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 х 7,5 см. Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:
— фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков; — для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней; — фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками; — образец повернут на 45°, т. е. стоит на ребре; — для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков; — образцы постепенно становятся все менее симметричными; — увеличивается количество цветов на образце; — образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Образцы-рисунки испытуемому предъявляются последовательно, тестирование прекращается после пяти последовавших друг за другом неудачных решений. Успешность оценивается с нескольких позиций. Самым важным показателем является время решения отдельных заданий. В протоколе фиксируется и количество попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В более поздних модификациях оценки переводятся в IQ-показа-тели стандартные. Данные дополняются качественным анализом поведения испытуемого. К. к. принадлежат к часто применяемым тестам и широко используются как в оригинальной, так и в сокращенных модификациях (см., напр., Векслера интеллекта измерения шкалы). Ценность теста определяется особенностями деятельности испытуемого, которая моделируется его заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца, путем сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. Затем осуществляется генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу — констатация соответствия между образцом и собранной из кубиков фигурой. По мнению К. Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.
Имеются сведения о валидности конструктной К. к. Получена значимая корреляция с Бине—Симона умственного развития шкалой (r =0,82 у нормальных детей и r = 0,67 у слабоумных детей). Изучались связи показателей К. к. с основными тестами интеллекта, в частности Станфорд—Бине умственного развития шкалой (r = 0,77), Равена прогрессивными матрицами (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей К. к. и тестов арифметических способностей. Наиболее широкое применение К. к. находят в клинической психодиагностике (В. М. Блейхер, И. В. Крук, 1986). По данным Л. Кошча (1976), тест весьма полезен при работе с такими разнообразными контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией. Тест может использоваться и при анализе интеллектуального потенциала здоровых лиц. В отечественной психодиагностике К. к. используются чаще всего в том виде, как они представлены в соответствующем отдельно взятом субтесте Векслера интеллекта измерения шкалы. КОЭФФИЦИЕНТ АЛЬФА (α) — статистический показатель, используемый при дисперсионном анализе. Предложен Л. Кронбахом (1971). Наиболее часто применяется при оценке надежности теста. Уравнение К. А. имеет следующий вид:
где п — количество заданий теста, где
Факторно-дисперсионный метод анализа надежности находится в сильной зависимости от выбора переменных, в связи с которыми факторизуется тест. Так, если сопоставлять тест математических способностей с личностными или мотивационными переменными, то оценка надежности была бы неадекватной (практически не было бы общих факторов). С другой стороны, если бы тест факторизировался совместно с тестами общих способностей так, чтобы каждый тест мог нагружать соответствующие ему факторы, метод надежности факторно-дисперсионной мог бы быть достаточно точным. Таким образом, эта модель подходит для оценки надежности теста, факторная валидность которого известна или задана при разработке, а также тестов, связанных с ограниченным числом общих факторов. КРИТЕРИАЛЬНО-КЛЮЧЕВОЙ ПРИНЦИП — принцип конструирования тестов на основе обнаружения (эмпирического) психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных. Широко используется для конструирования психодиагностических методик наряду с факторно-аналитическим принципом. Примером методик, в которых реализован К.-к. п., являются опросники эмпирические, такие как Миннесотский многоаспектный личностный опросник, «Бланк интересов» Стронга (см. Опросники интересов) и др. Так, при разработке MMPI из первоначального банка утверждений в основные клинические шкалы включались только те, которые хорошо дифференцировали испытуемых с тем или иным клиническим диагнозом от контрольной группы здоровых людей (см. Дискриминативностъ заданий теста). В шкалы «Бланка интересов» Стронга вошли те утверждения из первоначального набора, которые реально разделяли группы лиц, являвшихся носителями определенных интересов. Иногда задания, объединенные общей шкалой в силу эмпиричности конструирования, не имеют не только теоретического, но даже интуитивного, гипотетического объяснения.
В тех случаях, когда необходимо дискриминировать группы, напр., в профотборе, К.-к. п. является достаточно эффективным. В тестах, созданных в соответствии с К.-к. п., основное значение придается дискриминативности. Важен тот факт, что тест является дискриминативным, а не причина, по которой это происходит. В связи с использованием К.-к. п. конструирования тестов возникает ряд проблем, которые должен решать разработчик. К их числу в первую очередь следует отнести трудности в отборе критериальных групп. MMPI, например, разрабатывался, как указывалось выше, путем сопоставления больных и здоровых, однако разработка шкалы шизофрении (Sc) или паранойи (Ра) с большим успехом могла бы опираться на сопоставление группы больных с выраженными шизоидными или паранойяльными тенденциями с группой пациентов, у которых отмечаются противоположные патологические особенности, но это практически нереально. Комплектование критериальной группы больных опиралось на врачебный диагноз, который разными специалистами может восприниматься по-разному. Сложность в отборе «чистых» групп для сравнения ведет в конечном итоге к снижению надежности и валидности теста. (См. также Контрастные группы.) Другая проблема связана со значительными трудностями, а иногда и невозможностью психологической интерпретации показателей тестов, созданных в соответствии с К.-к. п. Наиболее вероятным является то, что одна критериальная группа отличается от релевантной ей не одним, а несколькими (иногда многими) переменными. Полученные шкалы являются, таким образом, не однозначными, а мультивариантными. Следовательно, два идентичных показателя могут иметь различную интерпретацию, и не существует определенного способа по виду показателя установить, что измеряет данная шкала. Факт, что тест может дискриминировать группу X от группы Y, не говорит ничего о природе переменной, измеряемой тестом, если только мы не располагаем доказательством, что группы отличаются одна от другой лишь по одной переменной. Результатам тестов, разработанных на основе К.-к. п., присуща известная специфичность, что также является серьезным ограничением. Например, если такой тест используется для отбора сборщиков электронной аппаратуры, он будет разрабатываться на основе конкретного критерия, связанного с выполнением работы определенного характера. Если содержание работы изменится, разработанный на основе неадекватных критериальных признаков тест станет бесполезен. В противовес этому тесты, ориентированные на базовые способности, по-прежнему могут быть использованы.
Факторный тест, относительно «чистый» по исследуемым переменным и опирающийся на теорию измеряемого конструкта, как можно ожидать, будет предпочтительней страдающих эмпиричностью тестов, созданных в соответствии с К.-к. п. Однако разработка факторно-аналитического теста является технически более сложной, трудоемкой задачей. Не нужно противопоставлять К.-к. п. конструирования тестов факторно-аналитическому принципу; следует помнить, что при подборе первичного банка заданий разработчики исходят, как правило, из описания некоего свойства, конструкта, являющегося объектом измерения. С другой стороны, разработанный по К.-к. п. тест в последующем может пройти процедуру факторизации. «Эмпиричность» таких тестов в значительной степени сглаживается и последующей процедурой определения валидности конструктной. Для методик, созданных в соответствии с К.-к. п., наибольшее значение имеют эмпирические модели определения надежности (см. Надежность ретестовая, Надежность параллельных форм, Надежность частей теста).
КРИТЕРИЙ χ2 (критерий согласия Пирсона) — характеристика распределения, используемая для проверки статистических гипотез. Под статистическим критерием подразумевается правило, обеспечивающее с определенной вероятностью принятие истинной или отклонение ложной гипотезы. В качестве критериев в математической статистике применяют определенные случайные величины, являющиеся функциями изучаемых случайных величин и чисел степеней свободы. Одним из наиболее часто применяемых является К. χ 2, представляющий собой сумму квадратов отклонений эмпирических частот (р) от теоретических или ожидаемых (р'), отнесенную к теоретическим частотам:
При полном совпадении эмпирических и ожидаемых частот S (р - р') = 0. При несовпадении производится сравнение эмпирической величины χ 2 с его критическим значением, определенным по таблицам (см. Приложение III, табл. 3). Нулевая гипотеза, которая предполагает, что расхождение между эмпирическими частотами и математическим ожиданием носит случайный характер и между вычисленными и эмпирическими частотами разницы нет, опровергается, если
Таблица 14
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|