Распределение частот первичных оценок по тесту 3 глава
МЕЙЛИ ИНТЕЛЛЕКТА АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕСТ (Meili Analytischer Intelligence Test, AIT) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Опубликован Р. Мейлив 1928 г. Тест можно использовать для обследования лиц старше 11 лет. Материал М. и. а. т. включает шесть групп заданий-субтестов, каждый из которых базируется на достаточно известных в экспериментальной психологии методиках. 1 субтест — установление последовательности событий по серии картинок. Испытуемому объясняют, что в представленных ему картинках отражено какое-либо событие. Однако лишь первая картинка соответствует своему месту. Необходимо с помощью нумерации указать правильный порядок расположения картинок. За каждое правильное решение дается 1 балл. Время выполнения серии заданий — 5 мин. 2 субтест — продолжение числовых рядов по установленной закономерности. Время выполнения — 5 мин., верное решение каждого ряда оценивается в 1 балл. Возможна оценка 1/2 балла в случае, если испытуемый обнаруживает верное понимание сути задания, но в ответах допускает ошибки, расцениваемые как проявление недостаточности активного внимания. 3 субтест — составление предложения по трем предлагаемым словам. На каждый набор слов дается 2 мин. Испытуемый должен успеть составить как можно больше предложений. В качестве критерия оценки выступает не стилистическое оформление фразы, а мысль, объединяющая слова. Соответственно этому предлагаются три вида оценок: связывающая слова мысль неудачна или фраза лишена смысла — 1 балл; простое, банальное содержание фразы — 2 балла; оригинальная мысль — 3 балла. 4 субтест — дополнение картинок. Предлагается серия изображений, в каждом из которых отсутствует фрагмент. Задача испытуемого — указать, что пропущено в этом месте. Время выполнения 5 мин, оценка за верное решение — 1 балл.
5 субтест — составление фигур из частей. Демонстрируется образец, на котором изображены несколько элементов фигур, а затем показываются и фигуры, составленные из этих элементов. После объяснения задания испытуемому предлагают из нового набора элементов (рис. 38) сложить как можно больше оригинальных фигур. На каждое задание дается 1,5 мин. При оценке учитываются только первые три фигуры, составленные из каждого набора элементов. Оценка варьирует в зависимости от количества фигур и их оригинальности от 1 до 3 баллов. 6 субтест — геометрические аналогии. Испытуемому предъявляют пару геометрических фигур, определенным образом связанных друг с другом, а также первую фигуру второй пары. Задача испытуемого — нарисовать четвертую фигуру с учетом установленных отношений между ними (рис. 39).
Рис. 38. Субтест «Составление фигур из частей» Мейли интеллекта аналитического теста Рис. 39. Субтест «Геометрические аналогии» Мейли интеллекта аналитического теста В процессе обработки результатов обследования подсчитывается количество первичных баллов. Среднее арифметическое первичных оценок переводится по таблицам в процентили. По мнению автора, оценки от 35 до 65 соответствуют нормальному, среднему уровню общих способностей, выше 80 — высокому уровню. По графическому изображению результатов в отдельных субтестах (см. рис. 49 к статье Оценки профильные) строится профиль интеллекта. Различают пять типичных профилей, указывающих на характер интеллекта: формально-логический, образно-конкретный, аналитический, творческий, равномерно-развитый интеллект (рис. 40). Отмечено, что такая простая интерпретация может быть использована лишь в случаях отчетливой асимметрии профилей. Если же речь идет о тенденции, обнаруживаемой по одному субтесту, приведенные выше интерпретации неприменимы.
Рис. 40. Варианты интерпретации «профилей интеллекта» Мейли интеллекта аналитического теста Теоретически Р. Мейли, не претендуя на выделение всех возможных факторов интеллекта, предполагает существование следующих факторов: 1) доступной трудности; 2) пластичности; 3) целостности; 4) беглости. Он указывает, что эти факторы представляют собой аспекты процессов мышления (понятых с позиции гештальтпсихологии) и всегда выступают совместно. Каждый из этих факторов обнаруживается у любого человека, но с определенной степенью «насыщенности». Набор факторов характеризует форму интеллекта. По данным Р. Мейли, результаты факторного анализа подтверждают существование предложенных им четырех общих факторов. В трех из шести субтестов определяется способность установления конкретных связей и зависимостей (1,3. 4). Субтесты 2 и 6 имеют более абстрактный характер, существующие зависимости не всегда можно определить непосредственно. Можно полагать, что здесь в большей степени проявляется абстрактное мышление. Субтест 5 занимает особое место, так как требует визуальной комбинаторики. Р. Мейли указывает, что в субгестах 1 и 2 главную роль играют факторы сложности задания и пластичности интеллекта. В двух комбинационных субтестах выступают факторы целостности и беглости. Субтесты 4 и 6 носят наиболее сложный, комплексный характер. Автором приводятся некоторые данные по корреляции М. и. а. т. с другими методиками диагностики интеллекта. Так, коэффициент корреляции со Станфорд— Бине умственного развития шкалой в различных возрастных группах варьирует от 0,60 до 0,69. Коэффициент корреляции с Амтхауэра интеллекта структуры тестом составляет 0,81 (по данным обследования испытуемых 15-18-летнего возраста). Имеются данные о связи AIT с Батареей тестов механических способностей Вальтера (Walter Batteriе der «Begabung fur Mechanik»). Коэффициенты корреляции по отдельным субтестам — 0,56—0,61. Общие показатели надежности ретестовой устанавливаются в пределах 0,61-0,67, по отдельным субтестам __ 0,48-0,52; надежности параллельных форм — 0,74. Р. Мейли разработал несколько модификаций теста, направленных на обследование различных контингентов испытуемых, в том числе допускающих групповое обследование.
Сведений об использовании в СНГ не имеется.
МЕЙЛИ ПАМЯТИ ТЕСТ (Meili Memory Test) — методика исследования зрительной и слуховой памяти. Относится к числу проб памяти по определению количества удержанных членов ряда. М. п. т. проводится в два этапа. Первый направлен на исследование зрительной памяти. Тестовый материал включает две серии картинок с изображением различных предметов. Каждая серия насчитывает 30 карточек, предъявляемых с интервалом 2 с. После демонстрации картинок первой серии делается перерыв на 10 с, и затем обследуемый называет по памяти изображенные на карточках предметы. Последовательность перечисления предметов значения не имеет. В протоколе обследования отмечается количество правильно названных объектов. В аналогичном порядке проводится обследование с помощью второй серии карточек (обычно на следующий день). Желательно также не проводить в один день обследование зрительной и слуховой памяти. Анализ слуховой памяти производится сходным образом путем предъявления двух серий по 30 слов. Полученные результаты могут быть выражены в процентных показателях (см. Оценки шкальные). Для оценки результатов проб зрительной и слуховой памяти имеются нормы для испытуемых 7-14 лет и взрослых (отдельно для лиц мужского и женского пола). По мнению Р. Мейли, с помощью данной методики исследуются лишь обладающие не очень большой диагностической ценностью показатели непосредственной «цепкости» памяти. Для общей оценки состояния памяти применение М. п. т. допустимо лишь в комплексе с другими методами. Получение достоверных различий по результатам отдельных серий свидетельствует о лабильности мнестической функции, недостаточной концентрации внимания. Благодаря компактности и простоте М. п. т. может применяться в качестве скрининговой методики (см. Отсеивание). Основное распространение М. п. т. в отечественной психологической диагностике получил в области клинических исследований (Мейли, 1969; В. М. Блейхер и И. В. Крук, 1986).
МЕРЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ — статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения. М. и. позволяют судить о достоверности и однородности полученной эмпирически совокупности данных, существенности сходств и различий в распределении и сравниваемых группах распределений, точности проведенных измерений. Одна и та же средняя величина может характеризовать совокупности данных, в которых размеры вариации признака значительно отличаются друг от друга. Так, например, при обследовании уровня достижений по отдельному предмету двух групп учащихся может оказаться, что = , однако в первой группе показатели плотно концентрируются около , что отражает одинаковый, стабильный уровень подготовки, а во второй наблюдается значительный разброс (часть учащихся, предположим, в силу индивидуальных интересов и самостоятельной углубленной подготовки достигают очень хороших результатов, в то время как большинство других имеют показатели существенно ниже, чем в первой группе). Наиболее простым и наглядным способом представления разброса данных является размах распределения, т. е. разность между самым высоким и самым низким результатами. Однако эта М. и. неточна и неустойчива, поскольку характеризует только два показателя в выборке независимо от объема последней. Случайный, необычно низкий или высокий результат может заметно повлиять на величину размаха. Более точная М. и. основана на учете разности между каждым индивидуальным результатом и средним значением по группе. Таким показателем является среднее абсолютное (линейное, арифметическое) отклонение (d):
где означает, что суммируются значения отклонений от без учета знака, п — объем совокупности. Недостаток показателя заключается в том, что он не учитывает знак отклонения, поэтому гораздо более информативными М. и. являются дисперсия и среднеквадратическое отклонение. Дисперсия представляет собой среднюю квадрата отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины и обозначается :
где — сумма квадратов разностей между средним и индивидуальным значением признака; n — количество вариантов. Расчет дисперсии применяют для выделения выборочной совокупности, определения ошибки выборки, однородности изучаемой совокупности по тому или иному признаку. Он лежит в основе факторного анализа, дисперсионного анализа и ряда других статистических методов. Применение дисперсии как М. и. не всегда удобно, так как размерность дисперсии равна квадрату размерности изучаемого признака. Поэтому для измерения вариации вычисляется среднее квадратическое отклонение а, равное корню квадратному из суммы квадратов отклонений индивидуальных значений признака от среднего, т. е. дисперсии:
Следует заметить, что более точной характеристикой дисперсии является величина . Такая поправка необходима при небольших статистических выборках. Величина квадратного корня из дисперсии носит также название стандартного отклонения (σ, Sx). Стандартное отклонение является общеупотребимой мерой вариации, так как для многих распределений, приближающихся к нормальному, мы приблизительно знаем, какой процент данных лежит внутри одного, двух, трех и более стандартных отклонений от среднего. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение как меры вариации признака имеют некоторые недостатки. Они недостаточно точно характеризуют изменчивость признака, т. к. отражают абсолютный размер отклонений. Это неудобно при сопоставлении распределений с различной размерностью и значением признаков. Для устранения этого недостатка абсолютные числа переводятся в относительные. Отношение квадратического отклонения к средней, выраженное в процентах, называется коэффициентом вариации V:
Отношение среднего линейного отклонения к средней арифметической, выраженное в процентах, называется линейным коэффициентом вариации:
Отношение размаха вариации (R) к средней арифметической, выраженное в процентах, называется коэффициентом асцилляции:
МЕРЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТЕНДЕНЦИИ — характеристики совокупности переменных (признаков), указывающие на наиболее типичный, репрезентативный для изучаемой выборки результат. Если предположить, что множество результатов исследования расположено на числовой прямой, то центральная тенденция будет проявляться в ориентации, группировании результатов относительно определенного участка этой прямой. М. ц. т. являются наиболее широко применяемыми статистическими показателями, используемыми не только для характеристики количественных признаков, выраженных в интервальных шкалах, но и для анализа качественных признаков в порядковых шкалах путем приписывания им количественных индексов. Наиболее распространенными М. ц. т. являются средние величины: 1. Простая средняя арифметическая
где xi1... xin — значения переменной, п — число наблюдений. 2. Взвешенная средняя арифметическая
т. е. взвешенная равна отношению суммы произведений каждого значения переменной на ее удельный вес к сумме весов. При расчете взвешенной х интервального ряда за исходные варианты принимаются середины интервала, определяемые как простые х крайних значений каждого интервала. 3. Средняя геометрическая 4. Средняя гармоническая где xi — значения переменной, ni — частоты встречаемости признака. 5. Средняя квадратическая (S) вопределенной степени отражает меру изменчивости признака и определяется по формуле:
Средняя квадратическая используется при вычислении среднего квадратического отклонения. Другими распространенными М. ц. т. являются мода и медиана. Мода (Мo) — значение, наиболее часто встречающееся в ряду переменных. Для случаев, когда все значения в выборке встречаются одинаково часто, считается, что распределение не имеет моды. Если два соседних значения имеют одинаковую частоту и эта частота больше частот других значений, мода является средним этих двух значений. В случае, если два несмежных значения имеют равные частоты и они превышают частоты других значений, существуют две моды. В психологической диагностике определение Мо используют для выяснения наиболее часто встречающихся значений признаков, расположенных в интервальных шкалах. С этой целью определяется модальный интервал, в пределах которого находится Mo, aзатем — приближенное значение модальной величины признака по формуле:
где х0 — нижняя граница модального интервала, h — величина интервала, f m-1 — частота интервала, предшествующего модальному, f m+1 — частота интервала, следующего за модальным. Медиана (Me) — значение, которое делит пополам упорядоченное множество переменных, расположенных в порядке возрастания или убывания. Так, если в распределении фигурируют стандартные IQ-оценки, Me будет точка шкалы, соответствующая 100 баллам. При выборе и интерпретации М. ц. т. необходимо учитывать следующие особенности и правила использования приведенных показателей. 1. При определении средних величин необходимо тщательное соблюдение требований однородности переменных, репрезентативности и достаточности объема выборки. 2. Расчету средних величин должна предшествовать предварительная разбивка изучаемой совокупности на качественно однородные группы. 3. Являясь обобщенной характеристикой ряда, М. ц. т. не позволяют учитывать его вариации. Наряду с М. ц. т. обязательно использование мер рассеяния (см. Меры изменчивости). 4. Me не зависит от величин и частот встречаемости в рамках определенного множества переменных. 5. В малых совокупностях Мо нестабильна и может сильно изменяться при единичных и незначительных вариациях переменных. 6. Каждое значение переменной влияет на величину средних. Если одно какое-нибудь значение меняется на С единиц, изменяется в том же направлении на единиц. Это свойство особенно важно с т. з. возникновения ошибок средних из зa выделяющихся значений переменных. 7. В унимодальных симметричных выборках среднее, Me и Мо совпадают. МЕТОДИКА РАССКАЗОВ ДОПОЛНЕНИЯ (Methode des histoires a completes) — проективная методика исследования личности. Относится к «истории завершение» методикам. Разработана М. Тома в 1937 г. с целью выявления личностных особенностей и значимых конфликтов детей. Состоит из 14 неоконченных рассказов, которые испытуемому предлагают закончить. Например, рассказ № 1: «Мальчик идет в школу. На перемене он не играет с другими детьми, он остается один в углу. Почему?» Рассказы с 1-го по 7-й касаются семейных конфликтов: с 7-го по 14-й — снов, желаний, любимых сказок, фантазий; они дают больше информации, чем предыдущие рассказы. Методика предназначена для обследования детей 4,5-12 лет. Особенно эффективна при обследовании детей 6-7 лет. Интерпретация преимущественно качественная и основана на интуиции исследователя, чаще всего осуществляется с психоаналитических позиций (ср.: Дюсса (Десперт) сказки). Анализируются в первую очередь следующие параметры: 1) рассказы о сновидениях; 2) наиболее часто встречающиеся сказочные завершения: 3) проявление желания смерти. Автop считает, что соответствие результатов, полученных с помощью методики, данным наблюдений за этими же детьми составляет 90%. Других сведении, имеющих отношение к валидности и надежности методики, не имеется. Тест получил признание во многих странах Данных об использовании в СНГ не имеется. МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (МЭДИС) — тест интеллекта. Предложен Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной и Е. Н. Задориной в 1994 г. Предназначен для измерения интеллектуальных способностей детей в возрасте 6-7 лет. Создан нa основе тестов KFT 1-3 (Kognitiver Fahigkeits Test fur 1 bis 3 klassen, 1983), разработанных в Мюнхенском университете для диагностики познавательных способностей одаренных первоклассников. Авторы ставили перед собой задачу конструирования теста для отбора детей в школу. Методика состоит из 4 субтестов, включающих по 5 заданий возрастающей сложности. Задания представлены в виде рисунков, что дает возможность тестировать детей независимо от их умения читать. Также предлагаются тренировочные задания, соответствующие тестовым. Первый субтест — выяснение общей осведомленности учащихся, их словарного запаса; второй дает возможность оценить понимание количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями; третий позволяет определить уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка; четвертый субтест направлен на диагностику математических способностей. Время выполнения заданий не ограничивается, разработаны две эквивалентные формы (А и Б). Возможно групповое обследование. Валидность определялась сравнением результатов 100 учащихся первых классов московских школ с данными, полученными с помощью KFT 1 -3 (для формы А — r = 0,817 при р < 0,0001, для Б - r = 0,782 при р< 0,0001). Методика апробирована при отборе детей в 1 класс школы для одаренных учащихся. Авторы сообщают о том, что данные тестирования подтверждаются результатами собеседования. Указывается на удовлетворительную надежность методики. М. э.-д. и. с. рекомендуется для быстрой ориентировочной диагностики уровня интеллектуального развития и выявления одаренных детей. МИЛЛЕРА АНАЛОГИЙ ТЕСТ (Miller Analogies Test, MAT) — тест вербальный, относящийся к группе тестов достижений. Разработан Г. Миллером в 1926 г. и направлен на диагностику подготовленности выпускников средних школ, поступающих в высшие учебные заведения. Материал тестовой серии включает 100 заданий, оформленных в виде аналогий. Время выполнения каждой серии — 50 мин. Примеры заданий: 1. Серый: Слон:: (а) белый, б) коричневый, в) зеленый, г) серый): Медведь гризли. 7. Композитор: Соната:: (а) физик, б) художник, в) скульптор, г) автор): Литография. 46. Гектор: (а) Рим, б) Карфаген, в) Сицилия, г) Троя):: Ахилл: Греция. 96. Палестрина: XVI в.:: (а) Бетховен, б) Бах, в) Чайковский, г) Стравинский): XX в. 100. Исмаил: (а) Агарь, б) Ревека, в) Эсфирь, г) София):: Исаак: Сарра. Имеется одна тренировочная серия из 100 заданий и 10 основных тестовых серий, являющихся взаимозаменяемыми (см. Параллельные формы теста). Первичные оценки пересчитываются в процентили (см. Оценки шкальные), определенные для разных специальностей, по которым обучаются студенты (психология, педагогика, естественные науки, общественные науки, гуманитарные науки, работники социальных служб, работники здравоохранения и т. д.). Валидность содержательная М. а. т. определяется перечнем сведений, входящих в семь категорий, связанных с учебными дисциплинами и направлениями обучения: 1. Запас понятий. 2. Общая информированность. 3. Гуманитарные знания (история, литература, мифология, философия, религия, изобразительное искусство, музыка). 4. Общественные науки (психология, социология, экономика, лингвистика, антропология, политология). 5. Естественные науки (биология, физика, химия). 6. Математика. 7. Грамматика. Исследования валидности конструктной выявили связь результатов М. а. т. с факторами вербальных способностей. Тест оказался в высокой степени связан с факторами осведомленности и владения базовыми знаниями. Валидность критериальная (прогностическая) устанавливалась на основе сопоставления результатов М. а. т. с академическими успехами в высшей школе. При оценке надежности особое внимание уделялось контролю сопоставимости десяти серий теста (см. Надежность параллельных форм). Тест многократно модифицировался, и на его основе разработаны многие тесты достижений. Наиболее известным из них является Тест математического рассуждения Доппельта (Doppelt Mathematical Reasoning Test, DMRT). Тест содержит 50 заданий, рассчитанных на выполнение в течение 50 мин. Примеры заданий: Найти не соответствующий другим членам ряда элемент 1. (а) 8, (б) 16, (в) 10, (г) 4, (д) 12. 5. (а) корень из 33, (б) корень из 18, (в) корень из -4, (г) корень из 27, (д) корень из 25. 33. (а) куб, (б) трапеция, (в) сфера, (г) пирамида, (д) параллелепипед. М. а. т. лежит в основе и Миннесотского теста технических аналогий (Minnesota Engineering Analogies Test, MEAT). М. а. т. и его модификации широко распространены в США, он достаточно популярен в Канаде, Австралии, Великобритании и на Филиппинах. Сведений об использовании в СНГ нет. МИЛЛОНА КЛИНИЧЕСКИЙ МНОГООСЕВОЙ ОПРОСНИК (Millon Clinical Multiaxial Inventory, MCMI) — опросник личностный. Разработан Т. Миллоном в 1977 г. (последующие пересмотры в 1987г. — MCMI-II и 1994 г. MCMI-III) с целью «построения профиля шкальных оценок для детального анализа личности и динамики симптомов». М. к. м. о. состоит из 175 вопросов, требующих ответа «да» или «нет» и образующих 27 шкал (здесь и далее о MCMI-III). Эти шкалы подразделяются на пять секций: I. Секция клинических личностных паттернов: 1 Шизоид; 2А Избегающий; 2В Депрессивный; 3 Зависимый; 4 Истерический; 5 Нарциссический; 6А Антисоциальный; 6Б Агрессивный (садистический); 7 Компульсивный; 8А Пассивно-агрессивный (негативистический); 8В Самоповреждающий (мазохистический). II. Секция выраженной личностной патологии: S Шизотипическая; С Пограничная; Р Параноидная. III. Секция клинических синдромов: А Анксиозный; Н Соматоформный; N Биполярный: маниакальный; D Дистимический; 8 Алкогольной зависимости; Т Наркотической зависимости; R Посттравматического стрессового расстройства. IV. Секция выраженных синдромов: SS Расстройства мышления; СС Депрессия; РР Галлюцинаторные расстройства. V. Секция изменения показателей (обнаружение тенденций к искажению ответов): X Раскрытость; Y Желательность; Z Заниженность; V Валидность. Опросник приведен в соответствие с DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4-th ed.). Диагностические шкалы М. к. м. о. разработаны на основе теоретических представлений автора, которые сыграли важную роль в подготовке DSM-III. Основная работа, в которой изложены теоретические воззрения Т. Миллона, — «Современная психопатология» (1969). Автор трактует расстройства личности как прототипы. Каждый прототип содержит множество разновидностей. По мнению Т. Миллона, не существуют обособленно, сами по себе, напр., шизоидные или депрессивные типы, есть различные формы, разновидности,в которых ядро или прототип личности себя выражает. Т. Миллон совместно с Р. Дэвисом (1995) описал серии личностных субтипов для каждого из главных прототипов. Эти субтипы, как указывают авторы, «взяты из чтения современной и исторической литературы, они близки клинической мудрости, культурным мифам и эмпирическим фактам. Часто они представляют собой смесь главных типов». Опросник предназначен для обследования в клинике лиц от 18 лет и старше, имеющих эмоциональные, поведенческие или личностные проблемы. Стандартизирован на различных выборках. Значения коэффициента альфа от 0,66 до 0,89 для личностных шкал (1-8В) и от 0,71 до 0,90 для шкал клинических синдромов (А—РР). Надежность ретестовая для шкал А—РР от 0,84 до 0,96. В литературе дается в целом позитивная оценка теоретического фундамента и методологии конструирования опросника, что позволяет говорить о его валидности конструктной. Сведений об использовании в СНГ нет. МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) — опросник личностный. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. М. м. л. о. является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях (библиография составляет около 4000 названий). Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с интеллекта коэффициентом не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением «профиля личности» (рис. 41), который вычерчивается на специальных бланках (два вида — для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки (см. Оценки шкальные) со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового кодирования (см. Кодирование оценок тестовых). Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы «профиля», напр.: расположенные на уровне 120 Т—«!!», 110-119 Т — «!», 100-109 Т — «**». Существует несколько способов кодирования «профиля».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|