Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы высшей нервной деятельности




Понятие о типе высшей нервной деятельности. Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы, обусловле­ны наследственными особенностями индивидуума и его жизнен­ным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности.

Свойства нервных процессов. И. П. Павлов на основе много­летнего изучения особенностей образования и протекания услов­ных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: 1) силу процессов возбуждения и торможе­ния; 2) уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов воз­буждения и торможения; 3) подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сме­няться торможением, и наоборот.

 

Классификация типов высшей нервной деятельности. На осно­вании проявления этих трех свойств И. П. Павлов выделил: 1) тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением («безудержный» тип); 2) тип сильный, уравнове­шенный, с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип); 3) тип сильный, уравновешенный, с малой по­движностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный, инертный тип); 4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящей к потере работоспособности.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной дея­тельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя тем­пераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппо­кратом, жившим в IV веке до н. э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип — холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, по­движный тип — сангвиническому темпераменту; сильный уравнове­шенный, с малой подвижностью нервных процессов — флегмати­ческому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свой­ственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигналь­ных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для чело­века и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием пер­вой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сиг­нальной системы, «мыслители», с выраженной способностью к аб­страктному мышлению.

3. Большинство людей относится к среднему типу с уравно­вешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойствен­ны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

 

Пластичность типов высшей нервной деятельности. Врожден­ные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной дея­тельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает инди­видуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важ­нейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перена­пряжение тормозного процесса у детей слабого типа может при­вести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму ра­боты и нуждаются в специальном внимании.

 

Возрастные особенности условных рефлексов. Типы высшей нервной деятельности ребенка. Приспособительные реакции ро­дившегося ребенка на внешние воздействия обеспечиваются ори­ентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер и вырабатыва­ются только на жизненно важные стимулы. Уже в первые дни жизни ребенка можно отметить образование натурального услов­ного рефлекса на время кормления, выражающееся в пробужде­нии детей и повышенной двигательной активности. Сосательные движения губ появляются до того, как сосок вложен в рот. По­нятно, что такой рефлекс проявляется только при строгом режиме кормления детей. При строгом режиме кормления на 6—7-й день у младенцев происходит условнорефлекторное повышение количе­ства лейкоцитов уже за 30 мин до кормления, у них повышается газообмен перед приемом пищи. На положение ребенка для корм­ления к концу второй недели появляется условный рефлекс в ви­де сосательных движений. Здесь сигналом является комплекс раз­дражителей, действующих с рецепторов кожи, двигательного и ве­стибулярного аппаратов, постоянно сочетавшихся с пищевым под­креплением.

С середины первого месяца жизни возникают условные реф­лексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обоня­тельные раздражения.

Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. Так, за­щитный рефлекс на свет возникает только после 200 сочетаний, если его выработка начата на 15-е сутки после рождения, и тре­буется меньше 40 сочетаний, если выработка того же рефлекса начата у полуторамесячного ребенка. С первых дней жизни ре­бенка появляется безусловное (внешнее) торможение. Ребенок перестает сосать, если внезапно раздается резкий звук. Условное (внутреннее) торможение вырабатывается позже. Его появление и упрочение определяются созреванием нервных элементов коры больших полушарий. Первые проявления дифференцировок дви­гательных условных рефлексов отмечены к 20-му дню жизни, ког­да ребенок начинает дифференцировать положение для кормления от процедуры перепеленания. Четкое дифференцирование зри­тельных и слуховых условных раздражителей наблюдается в 3—4 месяца. Другие виды внутреннего торможения формируются позже дифференцировок. Так, выработка запаздывающего тор­можения становится возможной с 5-месячного возраста ребенка (М. М. Кольцова).

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важ­ным фактором воспитания. На первом году жизни целесооб­разно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, ха­рактеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздра­жители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внеш­ним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим — определенная по­следовательность чередования сна, бодрствования, кормления, про­гулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важ­ное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы прояв­ляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В про­цессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем мотор­ные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни. Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, назы­вать окружающие предметы. Это очень важно, так как для фор­мирования связей второй сигнальной системы необходимо соче­тать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих лю­дей с их конкретным образом — сочетать раздражения первосиг­нальные с раздражителями второсигнальными.

К. концу первого года жизни слово становится значимым раз­дражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала (М. М. Кольцова). На протяжении перво­го года жизни происходит активная тренировка ребенка в произ­ношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов. Становление речевой функции требует определенной зрелости пе­риферического аппарата — языка, мышц гортани, губ, их согла­сованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координи­рованной работой нервных центров коры, становлением опреде­ленных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в осо­бенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить фор­мирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует под­нять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых ин­фекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условнорефлекторная деятельность де­тей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного не­дифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вы­членяться отдельные предметы как обособленные комплексы раз­дражений. Это становится возможным благодаря манипулирова­нию с предметами. Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят.

Благодаря действиям с предметами у детей начинает форми­роваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое ко­личество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими). Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное зна­чение. При недостаточной силе и подвижности нервных процес­сов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков. Обращает на себя внимание большая прочность системы услов­ных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризни­чают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в воз­расте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче. Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообраз­ных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи.

На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и до­школьном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте при­вычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры.

К концу дошкольного периода происходят существенные пере­стройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процес­сов. По мере развития коры больших полушарий снимается по­степенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное тормо­жение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее ста­новятся периоды удержания торможения. Все это способствует бо­лее избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конк­ретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, катего­рии предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка — все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одеж­д а— вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действи­тельности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6—7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигналь­ных систем. У 3—4-летних детей первая сигнальная система пре­валирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6—7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показа­телей готовности ребенка к школьному обучению.

В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созре­вания коры больших полушарий совершенствуются сила, уравно­вешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого и дифферен­цированного формирования условных связей. Формированию свя­зей в высших отделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяю­щих различные нервные центры. В процессе обучения письму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функ­ция слова. Возрастает значение второй сигнальной системы.

Некоторые изменения условнорефлекторной деятельности от­мечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созре­вание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменение баланса корково-подкоркового взаимодейст­вия, следствием чего является усиление генерализованного возбуж­дения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с пре­дыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудня­ется образование временных связей. Уменьшается скорость обра­зования условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной дея­тельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.

 

Типологические особенности высшей нервной деятельности ре­бенка. Формирование индивидуально-типологических особенностей в процессе онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров. Как будет показано ниже, в процессе развития ребенка происходит изменение взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обусловливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детском возрасте, а следовательно, и специфику проявления типологиче­ских особенностей.

Н. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, со­отношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нерв­ной деятельности в детском возрасте.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быст­рый тип. Характеризуется быстрым образованием условных реф­лексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характе­ризуются выраженным контролем коры над безусловными реф­лексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, без­удержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного про­цесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быст­ро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные реф­лексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедлен­ная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего тор­можения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объяс­няется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продол­жительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяет­ся индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типо­логические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятель­ности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобра­зования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воз­действия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пла­стичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспи­тывать, тренировать и переделывать характер людей.

 

Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирова­ние с возрастом. Внимание является одной из важнейших психо­физиологических функций, обеспечивающих оптимизацию процес­сов воспитания и обучения. Так же как восприятие, внимание — сложный системный акт, в котором принимают участие различные структуры мозга. Внимание повышает уровень активации коры больших полушарий. К системе структур, участвующих в этом процессе, относятся структуры, вызывающие генерализованную ак­тивацию коры больших полушарий — ретикулярная формация среднего мозга, локальную активацию — лимбическая система и высшие корковые центры регуляции и контроля — лобные области коры больших полушарий. Генерализованная активация опосре­дует процессы непроизвольного внимания. С механизмами локаль­ной активации связано осуществление произвольного внимания. Существует тесная двухсторонняя связь процессов внимания и восприятия. С одной стороны, внимание, активируя определенные области коры больших полушарий, оптимизирует восприятие, соз­дает условия для избирательного включения различных областей коры в этот процесс. С другой стороны, внимание осуществля­ется на основе анализа и обработки всей поступающей информа­ции. Поэтому формирование процесса внимания с возрастом свя­зано как со структурно-функциональным созреванием активирую­щей системы мозга, так и с созреванием корковых структур, участ­вующих в анализе и обработке информации.

Признаки непроизвольного внимания обнаруживаются уже в период новорожденности в виде элементарной ориентировочной реакции на экстренное применение раздражителя. Эта реакция еще лишена характерного исследовательского компонента, но она уже проявляется в определенных изменениях электрической ак­тивности мозга, вегетативных реакциях (изменение дыхания, ча­стоты сердцебиения).

Критическим периодом в формировании непроизвольного вни­мания является 2—3-месячный возраст — ориентировочная реак­ция приобретает черты исследовательского характера.

В грудном, так же как и в младшем дошкольном возрасте корковая генерализованная активация представлена усилением тета-ритма, отражающего повышенную активность структур, свя­занных с эмоциями. Особенности активационных процессов опре­деляют специфику произвольного внимания в этом возрасте — внимание маленького ребенка привлекают в основном эмоциональ­ные раздражители. По мере формирования системы восприятия речи формируется социальная форма внимания, опосредованная речевой инструкцией. Однако вплоть до 5-летнего возраста эта форма внимания легко оттесняется непроизвольным вниманием, возникающим на новые привлекательные раздражители.

Существенные изменения корковой активации, лежащей в основе внимания, отмечены в 6—7-летнем возрасте. Обнаружива­ется зрелая форма корковой активации в виде генерализованной блокады альфа-ритма. Существенно возрастает роль речевой ин­струкции в формировании произвольного внимания. Вместе с тем в этом возрасте еще велико значение эмоционального фактора. Качественные сдвиги в формировании нейрофизиологических механизмов внимания отмечены в 9—10 лет. Структурно-функцио­нальное созревание лобных областей коры обеспечивает органи­зацию процессов локальной регулируемой активации в соответ­ствии с принятием решения на основе проанализированной инфор­мации или словесной инструкции. В результате этого в деятель­ность избирательно включаются определенные структуры мозга, активность других затормаживается и создаются условия для наи­более экономичного и адаптивного реагирования.

В начале подросткового периода (12—13 лет) нейроэндокрин-ные сдвиги, связанные с началом полового созревания, приво­дят к изменению корково-подкоркового взаимодействия, ослабле­нию корковых регулирующих влияний на активационные процессы — ослабляется внимание, нарушаются механизмы произ­вольной регуляции функции. К концу подросткового периода с за­вершением полового созревания нейрофизиологические механиз­мы внимания соответствуют таковым взрослого.

 

Физиологические механизмы памяти. Важнейшим свойством нервной системы является способность накапливать, хранить и воспроизводить поступающую информацию. Накопление инфор­мации происходит в несколько этапов. В соответствии с этапами запоминания принято выделять кратковременную и долговремен­ную память. Если информация, хранящаяся в кратковременной памяти (например, номер телефона только что прочитанный или услышанный), не передается в долговременную память, то она быстро стирается. В долговременной памяти информация хранится длительно в доступном для извлечения виде. Следы памяти, или энграммы, упрочняются каждый раз по мере извлечения. Про­цесс упрочения энграмм по мере их воспроизведения называется консолидацией следов памяти. Предполагается, что механизмы кратковременной и долговременной памяти различны. Кратковременная, или оперативная, память связывается с обработкой информации в нейронных сетях; предполагается, что ее меха­низмом может быть циркуляция импульсных потоков по замкну­тым нейронным цепям. Долговременная память, очевидно, связана со сложными процессами синтеза белка в нейронах высших от­делов ЦНС. Запоминание, хранение и извлечение наиболее акту­альной в данный момент информации из памяти является ре­зультатом сложного динамического взаимодействия различных структур мозга.

В операциях по запечатлеванию и извлечению следов памяти принимают участие нейроны различных областей коры, лимбической системы и таламуса. Клинические наблюдения показали, что при поражении одного из основных отделов лимбической системы — гиппокампа утрачивается память на недавние собы­тия, но сохраняется память на давно прошедшее.

Деятельность нейронов заднеассоциативных отделов коры тес­но связана с хранением и извлечением следов памяти. При раз­дражении височной доли во время операции возникают четкие картины прошлого, в точности воспроизводящие обстановку вспо­минаемого события.

Качественной особенностью памяти человека, отличающей ее от памяти животных, даже высших приматов, является то, что человек способен запоминать не столько все подробности инфор­мации, сколько общие положения. В прочитанном тексте взрос­лый человек запоминает не словесную формулировку, а содер­жание. Это свойственная человеку словесно-логическая абстракт­ная память.

Механизмы памяти претерпевают значительные изменения с возрастом. Память, основанная на хранении следов возбуждения в системе условных рефлексов, формируется на ранних этапах развития. Относительная простота системы памяти в детском воз­расте определяет устойчивость, прочность условных рефлексов, выработанных в раннем детстве. По мере структурно-функцио­нального созревания мозга происходит значительное усложнение системы памяти. Это может привести к неравномерному и неодно­значному изменению показателей памяти с возрастом. Так, в младшем школьном возрасте объем памяти достоверно возрастает, а скорость запоминания уменьшается, увеличиваясь затем к под­ростковому возрасту. Созревание высших корковых формаций с возрастом определяет постепенность развития и совершенствова­ния словесно-логической абстрактной памяти.

 

Мотивации и эмоции, их значение в целенаправленном поведе­нии. Мотивация — активные состояния мозговых структур, побуж­дающие совершать действия (акты поведения), направленные на удовлетворение своих потребностей. Мотивации создают необходи­мые предпосылки поведения. Мотивации могут создаваться как биологическими потребностями (например, пищевая мотивация), так и высшими познавательными потребностями. Любая информация, прежде чем организуется поведение, сопоставляется с доми­нирующей в данный момент мотивацией. У сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс потому, что у него нет пищевой мотивации. С мотивациями неразрывно связаны эмо­ции. Достижение цели и удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. Недостижение целей приводит к отри­цательным эмоциям. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в информации. Этот источник положительных эмоций неисчерпаем в течение всей жизни человека.

В формировании мотиваций и эмоций важная роль принад­лежит лимбической системе мозга, включающей структуры разных отделов головного мозга. Функции лимбической системы много­образны. При раздражении электрическим током гипоталамуса и миндалевидного тела или удалении поясной извилины у живот­ных наблюдаются реакции ярости, агрессивного поведения (фыр­канье, рычание, расширение зрачков, изменение сердечного рит­ма). Двустороннее разрушение миндалевидного тела у крыс вы­зывает снижение двигательной активности; реакций ярости и агрессии при этом наблюдать не удается. При разрушении мин­далевидного тела у человека, по медицинским показаниям, снижа­ется эмоциональная активность типа страха, гнева, ярости.

Деятельность лимбических структур регулируется лобными от­делами коры больших полушарий, с функцией которых связаны формирование высших познавательных потребностей и регуляция эмоционального состояния на основе проанализированной в коре больших полушарий информации, оценки ее значимости.

Эмоции изменяют состояние всего организма. Отрицательные эмоции плохо влияют на здоровье, угнетают человека: он стано­вится вялым, рассеянным, апатичным. Резкое выражение отрица­тельных эмоций — плач. Положительные эмоции, выражением ко­торых является улыбка, смех, увеличивают интенсивность энер­гетических процессов. Соответственно возрастают потенциальные возможности организма. Более тонко работает интеллектуальная сфера, особенно четко воспринимаются воздействия внешней среды, облегчается память. Роль эмоций особенно велика в детском возрасте, когда доминируют процессы корковой эмоциональной активации. У детей очень велика потребность в новизне. Удовле­творение потребностей в новизне способствует положительным эмоциям, и те, в свою очередь, стимулируют деятельность ЦНС. Согласно представлению П. В. Симонова, эмоция, компенсируя недостаток сведений, необходимых для достижения цели, обеспе­чивает продолжение действий, способствует поиску новой инфор­мации и тем самым повышает надежность живой системы. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка в процес­се воспитания. Воспитание способно существенно влиять даже на биологические, врожденные потребности, изменять степень и фор­мы их проявления. Еще более велика роль воспитания в фор­мировании социально обусловленных, в том числе и познавательных, потребностей. Расширение сферы потребности с помощью целенаправленных воспитательных мероприятий, тесно связанных с эмоциями на этапе развития, который характеризуется повы­шенной эмоциональной активацией, будет способствовать расши­рению диапазона внешних воздействий, привлекающих внимание, и тем самым приведет к совершенствованию познавательных про­цессов и целенаправленной деятельности ребенка.

Созревание высших отделов ЦНС в младшем школьном воз­расте расширяет возможность формирования познавательных потребностей и способствует совершенствованию регуляции эмоций.

Эмоции детей из-за слабости контроля со стороны высших отделов ЦНС неустойчивы, их внешние проявления несдержанны. Ребенок легко и быстро плачет и так же быстро от плача может перейти к смеху. От радости ребенок громко смеется, кричит, ма­шет руками. С возрастом сдержанность эмоциональных прояв­лений возрастает. В этом немалую роль играют воспитательные воздействия, направленные на совершенствование внутреннего тор­можения. Сдержанности ребенок учится у взрослых, и здесь так важно, чтобы взрослые являли образец в этом отношении.

В организации учебно-воспитательного процесса следует учи­тывать, что положительные эмоции повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилиза­ционной готовности к восприятию, информации из внешнего мира.

Опытным учителям известно, что эмоциональное изложение материала обостряет внимание учеников и повышает интерес к учебе. Каждый из нас хорошо знает: когда настроение хорошее, то и работа спорится. А как нужны положительные эмоции спорт­смену, как они помогают ему бороться и побеждать!

Врачи утверждают, что люди веселые, жизнерадостные реже болеют, а в периоды побед раны у солдат заживают быстрее и лучше.

 

Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Необ­ходимое условие жизнедеятельности человеческого организма — чередование бодрствования и сна.

В состоянии бодрствования человек активно взаимодействует с внешней средой, воспринимает сигналы окружающего мира и отвечает адекватными реакциями. Сон — это состояние, характе­ризующееся значительным ослаблением связей с внешним миром. Сон играет роль восстановительного процесса. Во время сна снижается интенсивность обменных процессов, мышечный тонус, уменьшается частота сердечных сокращений. Сон необходим для нормальной умственной деятельности. При длительном сокраще­нии сна снижается умственная работоспособность, повышается раздражительность, могут наступить отклонения психики.

Работами И. П. Павлова и его учеников показано, что сон и внутреннее торможение по своей природе являются единым про­цессом. Внутреннее торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы клеток, а во время сна иррадиирует по коре больших полушарий и на нижележащие отделы головного мозга, обеспечивая необходимый покой и возможность восста­новления. И. П. Павлов расценивал сон как охранительное тор­можение, распространившееся в высших отделах нервной систе­мы. Он писал: «Клетки больших полушарий в высшей степени чувствительны к малейшим колебаниям внешней среды и долж­ны быть тщательно оберегаемы от перенапряжения, чтобы не дой­ти до органического разрушения. Таким охранительным сред­ством для клеток больших полушарий и является торможение» (Павлов И. П. Поли собр. соч.—М., 1951.—Т. III.—Кн. 2 — С. 392).

В настоящее время установлено существование в стволовой части головного мозга образований, оказывающих влияние на наступление сна и бодрствования. Поддержание состояния бодр­ствования связано с функцией ретикулярной формации ствола моз­га. Ретикулярная формация, получая сигналы из всех сенсорных систем по неспецифическим афферентным волокнам, оказывает ге­нерализованное активирующее влияние на кору больших полуша­рий. Перерезка мозга выше ретикулярной формации и прекраще­ние тем самым восходящих активирующих влияний вызывает у животного непрерывный сон. Наступление сна связывается также с возбуждением определенных структур мозга, так называемых центров сна, расположенных в базальных отделах переднего моз­га, таламуса и задней части ретикулярной формации. Эти струк­туры находятся в реципрокных отношениях с восходящей активи­рующей ретикулярной формацией. Их раздражение подавляет ак­тивность ретикулярной формации, и наступает глубокий сон. Повреждение центров сна вызывает бессонницу.

Таким образом, смена функциональных состояний определяет­ся сложным взаимодействием различных структур мозга.

 

Глава IV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...