Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности




 

В первой половине учебных занятий у большинства учащихся младших классов работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К кон­цу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу четвертого урока.

Согласованно с динамикой показателей работоспособности и меняется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания у учащихся. Они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснения учителя, часто ме­няют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснением учителя, с трудом сохраня­ют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двига­тельное беспокойство нарастает.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста за рав­ное время занятий выявлены менее глубокие сдвиги функцио­нального состояния нервной системы, чем у школьников началь­ных классов. Тем не менее к окончанию пятого часа занятий у учащихся среднего и старшего школьного возраста изменения функционального состояния центральной нервной системы оказы­ваются значительно выраженными. Заметное изменение средних величин показателей умственной работоспособности, зрительно-моторных реакций, координации движений в сторону ухудшения по сравнению с данными до начала занятий и особенно с данны­ми после первого урока проявляется к концу третьего часа за­нятий.

Наиболее резкие изменения функционального состояния цент­ральной нервной системы учащихся среднего и старшего школь­ного возраста происходят после пятого часа занятий.

Особенно велики изменения показателей работоспособности при занятиях старшеклассников во вторую смену. Короткий пере­рыв между подготовкой уроков и началом занятий в школе не обеспечивает восстановления неблагоприятных изменений в функ­циональном состоянии центральной нервной системы. Работоспо­собность резко снижается уже на первых часах занятий, что особенно отчетливо проявляется в поведении учащихся на уроках.

Таким образом, целесообразные сдвиги работоспособности проявляются у учащихся в начальных классах на первых трех уроках, а в средних и старших — на четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности. В соответствии с положениями, раскрывающими основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, предусмотрено строго определенное количество учебного времени в неделю: в I классе —20 ч, во II — 22 ч, в III—IV — 24 ч, в V—VIII —30 ч и в IX—XI классах —31 ч.

Для школьников, желающих углубить свои знания по отдель­ным предметам физико-математического, химико-биологического, общественно-гуманитарного и технического циклов с помощью фа­культативных занятий, предусмотрено в VII—IX классах 2 ч и в X—XI классах 4 ч в неделю сверх типового учебного плана. В национальных школах союзных республик выделяется дополни­тельно 2—3 ч в неделю во II—XI классах на изучение русско­го языка.

 

Самостоятельные учебные занятия и подготовка уроков за­нимают у учащихся всех классов довольно значительное время. Во всех случаях при выполнении одинаковых по трудности и объе­му домашних уроков во вторую половину дня (с 16 ч) ухудшения показателей работоспособности проявляются раньше и оказывают­ся более значительными, чем утром (с 9 до 13 ч). К самостоя­тельной работе во вторую половину дня учащиеся приступают с уже ухудшившейся работоспособностью под влиянием длитель­ной предшествующей деятельности. Кроме того, - в это время ме­нее благоприятен сам фон суточной периодики физиологических функций организма, и он становится все более отрицательным, чем ближе к вечеру выполняются уроки.

Наблюдения за изменением функционального состояния орга­низма детей 7 лет в процессе приготовления ими уроков показа­ли, что наиболее плодотворно они работают 45 мин. Наиболее эффективная продолжительность приготовления уроков учащими­ся вторых классов составляет 1 ч. У учащихся III—IV классов наиболее эффективная продолжительность самостоятельной учеб­ной работы составляет 1,5 ч. Существенное по интенсивности снижение работоспособности наступает у учащихся V—VI классов через 2 ч, VII—VIII — через 2,5 ч. Работоспособность старше­классников в процессе самостоятельных учебных занятий харак­теризуется большей устойчивостью.

После 3 ч работы у большинства учащихся старших классов начинается резкое снижение умственной работоспособности, ост­роты зрения, быстроты зрительно-моторных реакций.

Большая по сравнению с указанной для каждого класса про­должительность домашних учебных занятий проходит при зна­чительно сниженной работоспособности учащихся, что не может обеспечить успешного выполнения задания. Кроме того, чрезмер­но продолжительные учебные занятия неблагоприятно отража­ются на состоянии здоровья учащихся, так как неизбежно приводят к сокращению длительности их сна и активного отдыха на открытом воздухе.

В обязанность учителей и классных руководителей входит осуществление контроля за учебной нагрузкой учащихся вверен­ного им класса. Путем использования методики программного опроса можно легко установить, соответствует ли средняя про­должительность самостоятельной учебной работы детей и под­ростков гигиеническим нормативам, сколько учащихся не выдер­живают эти нормативы, кто и почему существенно превышает их. Средний объем домашних учебных заданий устанавливается по классному журналу или дневнику.

Учащимся, которые занимаются в первую смену, целесообраз­но начинать выполнение домашнего задания с 15—16 ч, после продолжительного перерыва в занятиях и обязательного актив­ного отдыха и приема пищи. Учащиеся второй смены готовят уро­ки с 8 ч 30 мин или 9 ч утра. Путем совершенствования методов преподавания и рационального проведения занятий в классе мож­но значительно упорядочить и сократить самостоятельную работу дома.

Домашние задания по учебным предметам для самостоятель­ной работы детям 6 лет не задают.

Подготовку домашних уроков учащимся всех классов реко­мендуется начинать с заданий средней трудности, затем перехо­дить к наиболее сложным и трудным и заканчивать самоподго­товку выполнением самых легких заданий. Такой порядок подго­товки уроков благоприятствует вхождению в работу, выполне­ние сложных заданий будет приходиться на период относительно высокой работоспособности, а легких — на ее спад.

Исходя из нормативов продолжительности выполнения до­машних заданий устанавливают их объем, учитывая обязательно и сложность. Это положение в равной мере важно в планирова­нии домашних заданий учащихся как I—IV и V—VI классов, так и VIII—X классов.

Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка), соответствующая возрастным возможностям здоровых учащихся, составляет (с учетом переры­вов через каждые 45 мин непрерывной работы) в астрономиче­ских часах: во II классе — 3,5 ч, в III—IV — 4,5 ч, в V—VI — 5,5 ч, в VII—IX —6,5 ч, в X—XI (XII) классах —8,0 ч. Превы­шение указанных нормативов учебной нагрузки приводит к нару­шениям режима дня, сказывается отрицательно на состоянии здо­ровья учащихся и ограничивает их творческую деятельность. Учебная нагрузка учащихся первых классов — детей 6—7 лет — ограничивается 2,5 ч.

Продолжительность урока. Непрерывная умственная деятель­ность определяет существенным образом динамику работоспособ­ности учащихся и ее уровень на протяжении всех занятий.

Работоспособность и активность первоклассников (дети 6—7 лет) наиболее высоки первые 15 мин работы. Особенно выражено это в начале учебного года. После 30 мин непрерывной работы регистрируется падение работоспособности, ухудшение внимания и ослабление памяти, снижение подвижности основных нервных процессов и нарушение взаимодействия сигнальных си­стем. Поэтому первоклассникам урок ограничивают 35 мин. С ги­гиенической точки зрения укороченные уроки целесообразны и во II—IV классах. Учебный день школьники при этом заканчивают при более высокой работоспособности, что важно для последую­щей подготовки домашних заданий.

Продолжительность урока для учащихся II—X (XI) классов 45 мин. Для поддержания должного уровня работоспособности ре­комендуются небольшие динамические паузы в середине урока, чередование видов деятельности в течение урока.

 

ГИГИЕНА ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Гигиена письма. Для первоклассников (детей 6—7 лет) весьма затруднителен процесс письма. Становление навыка письма тре­бует длительного времени. Это обусловлено морфофункциональными особенностями детей. Формирование у них кисти руки про­текает еще длительное время после начала систематического обу­чения: развитие червеобразных мышц, совершенствование тонких двигательных координации. Объективная регистрация процесса письма (актография) и запись биоэлектрической активности мышц руки и мышц, удерживающих правильную позу учащихся 6 и 7 лет, выявили предельно допустимую непрерывную и общую продолжительность письма на уроке. В середине учебного года при зрительной коррекции время написания элемента буквы в среднем требует в I классе у учащихся 6 лет 5,20 с и 7 лет — 3,98 с. В III классе в середине учебного года время написания элементов буквы уменьшалось в 2,5—4,4 раза у учащихся, соот­ветственно начавших обучение с 7 и 6 лет. При этом отклонение от нормы правописания составляет у учащихся в I классе 32— 49,8% (соответственно дети 7 и 6 лет), во II классе — 23—32,9% в в III классе—17—19%.

Во время письма быстро развивается утомление, нарушается правильное положение руки и правильная посадка за партой '(ученическим столом).

Без ущерба для правильного развития кисти правой руки и эффективного формирования навыка письма его общая продол­жительность на уроке в I—II классах не должна превышать 7 мин, а длительность непрерывного письма — 3 мин.

На уроке и дома целесообразно прерывать письменную ра­боту гимнастикой для пальцев: сжимание и разжимание кисти. Такое упражнение, повторяемое 2—3 раза, повышает работоспо­собность детей, содействует развитию мелких мышц кисти и со­вершенствованию координации точных движений небольшой ам­плитуды. Наилучший эффект дают физкультпаузы, во время которых выполняется не только указанная гимнастика для пальцев рук, но также дыхательные упражнения, сгибание и разгибание позвоночника в поясничном и шейном отделах. За урок таких пауз рекомендуется две.

Овладению навыком письма способствуют специальные трени­ровочные упражнения, в частности штриховка в различных на­правлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по гори­зонтали. Вырезывание, лепка, рисование, развивающие точность и координацию движений, также весьма полезны.

В III—IV классах время непрерывной продолжительности письма может быть увеличено до 20 мин.

Нормативы продолжительности письма получены при соблю­дении требований к освещенности рабочей поверхности. С учетом гигиенических нормативов продолжительности письма и скорости его у учащихся I—III классов рассчитывается объем домашних заданий и диктантов.

 

Гигиена чтения. Чтение — также весьма затруднительный для учащихся I—IV классов процесс. Большую нагрузку испытывают глазодвигательные мышцы. Особенно утомительны обратные дви­жения глаз, обусловленные потерями читаемого текста и необхо­димостью в связи с этим возвращения к уже прочитанному тексту (строчке). У младших школьников со слабо сформированным на­выком чтения число обратных движений глаз в 10 раз больше, чем у старших учащихся. С учетом этой особенности и других результатов физиологических исследований непрерывная целесо­образная продолжительность чтения составляет для учащихся I класса 7—10 мин, II класса— 15 мин и III класса — 20—25 мин. Трудность чтения усугубляется, если полиграфическое оформле­ние учебников не отвечает требованиям гигиены.

Как и при письме, наиболее физиологичной удаленность глаз от книг (тетрадей при письме) оказывается в 24—25 см для уча­щихся I—IV классов и в 30—35 см для подростков, юношей и де­вушек.

Правильная рабочая поза снижает утомительную статическую нагрузку на организм учащихся и облегчает процессы чтения и письма. Оптимальной является рабочая поза с небольшим на­клоном вперед (угол наклона в грудной части корпуса достигает 170°). Больший же наклон корпуса (145°) вперед становится не­благоприятным, поза крайне утомительна. Затруднено чтение и письмо при прямой позе, которую педагоги необоснованно часто требуют от учащихся. Учащиеся должны иметь возможность изме­нять позу во время занятий.

В современный учебный процесс все более включаются тех­нические средства обучения, радио, кино, телевидение. Плотность таких уроков существенно повышается за счет сокращения вре­мени на малоэффективную работу. Предельно допустимая про­должительность работы со звукозаписями для учащихся 8—10 лет составляет на уроках русского языка 20—25 мин, а математики — 15—20 мин. На уроках чтения рекомендуется использовать звукозаписи лишь в качестве наглядных пособий.

Регламентируется по времени использование на уроках в I—X классах диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и учебного телевидения (табл. 4).

 

 

Таблица 4

 

Длительность использования на уроках в I—X классах некоторых

техническихсредств обучения

 

 

Классы Максимальная длительность просмотра (в мин)
диафильмов, диапозитивов кинофильма телепередачи
I—II III—IV V—VII VIII—X 7—15 15—20 20—25 - 15-20 15—20 20—25 25-30 20—25 25—35

 

При проведении ТВ-уроков важно придерживаться гигиениче­ских рекомендаций: продолжительность не должна быть более 20—25 мин; рассаживать учащихся в пределах оптимальной зо­ны просмотра, чтобы не была видна строчная структура изобра­жения (не ближе 2,0 и не далее 5,5 м от экрана телевизора, диа­гональ которого 59 см); иметь в классе два телевизора, ибо в оптимальную зону просмотра попадает только 10—12 человек (или 6—8, если диагональ экрана 49 см); устанавливать телеви­зоры несколько выше уровня глаз сидящих учащихся (120 см от пола до нижнего края экрана); осветить верхним светом класс, если он затемнен; напоминать учащимся, чтобы они время от вре­мени переводили взор от экрана на окружающие предметы, так как это уменьшает напряжение зрения; не организовывать про­смотров свыше 6 раз в неделю. После ТВ-уроков следует про­водить занятия, которые не требуют большого зрительного на­пряжения учащихся, а именно не ставить уроки чтения, черче­ния и труда.

Одним из сравнительно широко исследованных гигиенистами ТСО является учебное кино. Показано, что эффективность зри­тельного восприятия существенно зависит от яркости изображе­ния. Величина последней определяется полезным световым пото­ком проектора, характеристиками экрана и объекта проекции. Поэтому необходимо обеспечивать требуемые условия просмотра: удаление центра экрана от пола в классной комнате на 1,5 м, в зале — на 2 м; расстояние первого ряда зрителей от экрана 3,4 м (при демонстрации кинофильма в классе нужно пересаживать учащихся с первых парт); угол (образованный линией взора и перпендикуляром, опущенным в центр экрана), под которым зри­тель с любого места видит экран (центр), не должен превышать 25°; демонстрация фильмов должна проводиться при таком затемнении, при котором посторонняя засветка заметно не снижает контрастности изображения.

 

Гигиенические требования к кабинету информатики и вычисли­тельной техники. Число учебных мест для учащихся (9—12) зави­сит от наполняемости классов. С гигиенических позиций правиль­нее рабочее место отводить одному учащемуся.

Для кабинета ЭВМ выделяют помещение достаточной площа­ди, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 5 м2. Отделка интерьера кабинета должна быть произведена материа­лами, отвечающими требованиям гигиены. Недопустимо загрязне­ние воздуха в кабинете ЭВМ, как и в других учебных помеще­ниях, вредными химическими веществами. Поэтому запрещено для отделки интерьера кабинета ЭВМ и оборудования применять дре­весностружечные плиты, декоративный бумажнослоистый пластик, поливинилхлоридные пленки.

Рабочие места размещают в кабинете таким образом, чтобы даже случайное соприкосновение учащихся с задними стенками мониторов (дисплеев, телевизоров) было исключено. Лучше всего этому требованию отвечает размещение мониторов задними па­нелями к стенке. При ином размещении необходимо устройство задних перегородок. Нельзя класть диски, книги, тетради на мо­нитор и клавиатуру, работать во влажной одежде и влажными руками.

Используемая аппаратура разных систем является источником электромагнитного, ультрафиолетового, рентгеновского и тепло­вого излучения.

Рентгеновское излучение оказывает ионизирующее влияние на воздушную среду помещения, ухудшает ионный и качественный состав воздуха. В кабинете повышается температура и снижается влажность воздуха, в нем увеличивается содержание органических веществ и двуокиси углерода.

Для исключения влияния солнечной радиации на микроклимат и обеспечения равномерно рассеянного естественного освещения в кабинете помещение для него рекомендуется выбирать ориен­тированным окнами на север. В случаях ориентации окон в каби­нете ЭВТ на другие стороны горизонта необходимо обеспечить их зашторивание (шторы, поворотные регулируемые жалюзи). Сол­нечные блики не должны попадать в поле зрения учащихся,

Поддержание в кабинете температуры воздуха в допустимых пределах (19—21 °С) и относительной влажности не менее 30—45% возможно обеспечить, помимо проветривания, установкой бытовых кондиционеров. Их количество определяется на основа­нии расчета теплоизбытков (от мониторов, людей, солнечной ра­диации).

При люминесцентном освещении освещенность на рабочих сто­лах и классной доске должна быть не менее 500 лк. Потолочные или подвесные люминесцентные светильники располагают таким образом, чтобы при периметральном и двухрядном размещении рабочих мест свет на них падал сзади работающих учащихся. Включение светильников осуществляется раздельно по рядам ра­бочих мест и для классной доски. Местное освещение при рабо­те на ЭВМ не применяют.

Каждое рабочее место должно быть оснащено стульями с полумягкими сиденьями и спинкой, меняющимися по высоте, чем обеспечиваются учащимся условия для сохранения правильной по­зы во время работы.

Работа в кабинете ЭВТ на близком расстоянии от экрана, как показали физиолого-гигиенические исследования, неблагоприятно действует на зрение, снижает работоспособность, вызывает у уча­щихся (в 85% случаев) чувство усталости и боль в глазах. Объек­тивно после 2 ч работы у учащихся старших классов регистри­ровалось: ухудшение функции ближнего зрения, падение умствен­ной работоспособности (в большей мере, чем после трудных, утомительных уроков по математике, физике, химии), напряжение функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Изме­нение функции ближнего зрения у учащихся после работы с ис­пользованием мониторов связано с падением способности циллиарной мышцы к максимальному сокращению (показатель бли­жайшей точки аккомодации снижается в 5 раз).

Лучистое тепло от мониторов и повышение температуры воз­духа в помещении могут приводить к дискомфортному тепловому состоянию работающих подростков.

Хотя все указанные типы излучений от мониторов в 10 раз ниже предельно допустимых нормативов, установленных для взрослых операторов, следует, учитывая повышенную чувстви­тельность организма подростков, юношей и девушек к факторам риска для здоровья, строго выполнять требования гигиены в от­ношении благоустройства, оборудования и эксплуатации кабинета ЭВМ и режима работы учащихся в нем.

Для школьников IV—VIII классов допустима работа с ис­пользованием мониторов в течение 15 мин с небольшими пауза­ми (1,25 мин) после каждых 2,5 мин, при экспозиции сигнала на мониторе в течение 200 мс (миллисекунд). Непрерывная рабо­та старшеклассников с использованием мониторов не должна превышать 25 мин, а общая длительность — 2,0 ч.

 

Гигиенические требования к расписанию. Бесспорно, трудность тех или иных предметов для учащихся во многом зависит от сте­пени педагогического мастерства учителя и многих других фак­торов. Однако же как опросы учащихся, так и изучение изменений функционального состояния их центральной нервной системы ука­зывают, что есть предметы менее утомительные и более утоми­тельные.

При прочих равных условиях наиболее значительные наруше­ния функционального состояния центральной нервной системы у учащихся I—V классов регистрируются после уроков математики, русского языка (в национальных школах). Уроки природоведения, биологии, географии и рисования не вызывают резких из­менений различных функциональных показателей.

Остальные предметы большинство учащихся V—X классов относят преимущественно к третьей и четвертой степени труд­ности.

Трудные предметы отнимают больше всего времени при под­готовке домашних заданий, и именно по этим предметам чаще всего практикуются дополнительные учебные занятия, которые способствуют еще большему утомлению.

Поэтому в отношении преподавания этих предметов особенно важен принцип постепенности, последовательности и систематич­ности изложения учебного материала на уроках в классе и место этих уроков в учебном дне. По мере отдаления уроков математики или русского языка от начала занятий все более резко (20, 51, 64%) изменяются показатели, свидетельствующие о степени ухуд­шения функционального состояния центральной нервной системы.

Наиболее высокая работоспособность у учащихся младших классов приходится на 1—2-й уроки, а у учащихся средних и старших классов — на 2—3-й уроки. Именно эти уроки следует отводить для занятий по тем предметам, которые требуют от уча­щихся напряженного внимания. В эти же часы целесообразнее, чем на последних и даже на первом часе занятий, проводить контрольные работы.

Выполнение контрольных работ на последних уроках приводит к значительному снижению их качества, ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеянно. В работах наблюдается большое ко­личество описок, пропусков букв, недописывание слов, ошибки в вычислениях.

Наиболее устойчивая работоспособность в течение учебного дня наблюдалась у учащихся начальных классов при проведении уроков математики, чтения и русского языка на первых трех ча­сах занятий в их следующей последовательности: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. В дни проведения уроков природоведения его следует ставить в распи­сании третьим часом.

В организации обучения и воспитания детей 6 лет — учащихся первых классов требуется особо строго учитывать их анатомо-физиологические особенности и правила гигиены. Для детей этого возраста особенно утомителен статический компонент учебной деятельности. Неподвижное сидение за партой 30 мин вызывает изменения в функциональном состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой системы детей большие, чем при выполнении легкой физической работы. В процессе урока дети постоянно ме­няют свою позу, это непроизвольная охранительная реакция, и препятствовать ее проявлению, требуя постоянного строго непо­движного положения тела, не следует.

Трудным предметам, требующим большого умственного на­пряжения (русский язык, родной язык, математика), нужно отво­дить первые и вторые уроки. Предметам, в обучении которым преобладает двигательный (динамический) компонент, отводить третьи уроки (физкультура, музыкальные занятия и занятия рит­микой). На четвертом уроке следует планировать такие виды ра­боты, как изобразительное искусство, труд, ознакомление с окру­жающим миром и др.

В понедельник целесообразно начинать учебный день с за­нятия физкультурой, помня о низкой работоспособности в этот день и затяжном периоде вхождения в работу. В четверг жела­тельно уменьшать объем учебных занятий и увеличивать двига­тельную активность в условиях открытого воздуха.

 

Чередование уроков, различных по деятельности, способствует сохранению работоспособности на относительно высоком уровне в течение более длительного времени. Уроки ручного труда, заня­тия в столярных и слесарных мастерских, работа на учебно-опыт­ном участке, уроки физической культуры и кратковременные заня­тия физическими упражнениями являются такой качественно иной деятельностью.

Изучение динамики работоспособности в процессе трудовой деятельности свидетельствует о благоприятном ее влиянии, кото­рое проявляется как сразу же по окончании работы, так и в конце всех занятий. Однако степень положительного влияния на учащихся качественно иной деятельности (занятий трудом) нахо­дится в тесной связи с тем, на какое время эта деятельности включается в режим учебных занятий.

У учащихся I—III классов наибольший положительный эффект после уроков ручного труда и физической культуры прояв­ляется, когда указанные предметы проводятся на третьем уроке.

Двадцатиминутные подвижные игры и физические упражнения способствуют наибольшему повышению работоспособности уча­щихся младших классов, когда они проводятся после третьего урока. В этих случаях показатели умственной работоспособности оказываются у детей в 3—4,5 раза выше, чем тогда, когда по­движные игры включаются после первого или второго урока.

Трудовая деятельность учащихся V—VIII классов, организо­ванная на учебно-опытном участке, также наиболее благотворна, когда она выполняется на третьем или четвертом уроках.

Переключение учащихся V—VIII классов с занятий по обще­образовательным предметам на выполнение столярных или сле­сарных работ вызывает аналогичный, как и в предыдущих слу­чаях, эффект повышения работоспособности.

В школах-интернатах наиболее целесообразно заниматься тру­дом после приготовления уроков, но не перед сном. В случаях, когда труд включается после обеденного часа и следом за ним начинается подготовка уроков, работоспособность учащихся ока­зывается на низком уровне. Внешне низкая работоспособность проявляется у учащихся в большом количестве отвлечений как на первом (35—27%). так и особенно на втором (61%) часу за­нятий. В дни, когда дети занимаются трудом перед сном, они оказываются крайне возбужденными и не могут длительное время заснуть.

Благоприятная динамика работоспособности проявляется у подростков, юношей и девушек при ежедневном сочетании их тру­довой деятельности с учебными занятиями, когда производствен­ная база располагается рядом с учебными помещениями и пере­ходы не вызывают больших потерь времени.

Работа учащихся на производстве после пяти уроков по об­щеобразовательным предметам и трехчасового перерыва приводит к растянутости рабочего дня и оказывает отрицательное влияние на работоспособность старшеклассников. Целесообразно выделять специальные дни для трудовой деятельности.

 

Чередование различной деятельности в течение недели. К кон­цу учебной недели работоспособность школьников существенно снижается. Организация в четверг «разгрузочных» дней со сни­женным объемом учебной нагрузки, экскурсиями, прогулками спо­собствует повышению работоспособности школьников в пятницу и субботу. Работоспособность старшеклассников сохраняется на более высоком уровне в конце недели в том случае, если для трудовой деятельности выделяется один день — четверг или два дня — понедельник и четверг.

Регулярное чередование учебных дней и дней, выделяемых для трудовой деятельности, создает предпосылки для более рав­номерного распределения учебной нагрузки.

Учитывая особенности недельной динамики работоспособности, для занятий в субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов и отводить их преимуществен­но предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Объем домашних заданий на понедельник должен быть не больше, чем в другие дни. Увеличение объема домашних заданий на понедельник с расчетом выполнения их в воскресенье лишает учащихся необходимого отдыха.

 

Чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом. В со­временном понимании механизма снижения функционального со­стояния основных физиологических систем в процессе работы наи­лучшие условия для его быстрейшего восстановления обеспечива­ет активный отдых во время коротких и более длительных пере­рывов в работе.

Включение большой (20-минутной) перемены у учащихся на­чальной школы после третьего урока (вариант: 10—10—20) явля­ется запоздалым и не обеспечивает желаемого подъема работо­способности организма.

Активный отдых во время большой перемены, проводимой школьниками на воздухе, бесспорно, оказывает более высокое по­ложительное влияние на работоспособность организма, чем обыч­ные большие перемены, проводимые в помещении школы.

 

Глава VII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...