Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика нарушений зрения




У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Глазные болезни и их профилактика. Общую глазную заболе­ваемость, которая у детей и подростков городов выше, чем в сельской местности, принято подразделять на невоспалительные и воспалительные болезни. Распространенность невоспалительных болезней глаз существенно ниже, чем воспалительных. Среди по­следних наиболее часты конъюнктивиты, болезни век и слезных желез. С возрастом у детей и подростков увеличивается частота травм глаз.

К мерам профилактики заболеваний глаз среди школьников прежде всего относится строгое соблюдение правил личной ги­гиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек, носовых платков. Су­щественное значение имеет и питание, степень его сбалансиро­ванности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов. В случаях возможного непосредственного воздействия интенсивной ультрафиолетовой радиации или высоких уровней яркости от освещенных поверхностей обязательно использование специальных защитных очков.

Профилактика травм глаз у школьников включает строгое соблюдение ими правил в процессе выполнения различных поде­лок на уроках ручного труда, во время обработки дерева и ме­талла, постановки опытов по химии.

Для проведения всех этих работ учащиеся обеспечиваются: соответственно их росту (высота рабочей поверхности от площади пола) рабочими местами, достаточными по площади и освещен­ности; защитными очками, необходимыми во время рубки металла и работы на токарном, фрезерном, сверлильном станках; приспо­соблениями, обеспечивающими правильную уборку рабочего места после работы.

Во время посевных и уборочных работ, к которым привлека­ются учащиеся в порядке общественно полезного, производитель­ного труда, также обязательна защита глаз специальными очками от ветра, пыли, соломы, остей злаков.

 

Профилактика близорукости. Преобладающим видом рефрак­ции (искривления лучей при переходе через все слои глаза, пре­имущественно через хрусталик) в период детства является гиперметропия (дальнозоркость). Частота же эмметропии (нормальная рефракция) и миопии (близорукость) очень мала. В последую­щие возрастные периоды, по мере воспитания и обучения детей и подростков, частота гиперметропии снижается, а эмметропии и миопии возрастает. По сравнению с начальным периодом обуче­ния к окончанию школы распространенность близорукости уве­личивается в 5 раз.

Дефицит света существенным образом влияет на формирова­ние и прогрессирование близорукости. Наибольшая частота бли­зорукой рефракции у детей и подростков, длительно проживаю­щих в условиях Заполярья, при постоянном искусственном осве­щении в период полярной ночи, наблюдалась в тех школах, где уровень освещенности на рабочих местах в учебных помещениях был в 5—10 раз ниже гигиенических нормативов—150 и 300 лк (люкс) соответственно при искусственном освещении от лампы накаливания и люминесцентных источников света.

Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижаются от начала к окончанию уроков, и это сни­жение тем резче, чем ниже уровень освещенности (рис. 20).

С повышением уровня освещенности у детей и подростков уве­личивается быстрота различения, возрастает скорость чтения. Очень низкая освещенность (порядка 30 лк) влечет падение устойчивости ясного видения почти на 70%, тогда как снижение этой функции при освещенности рабочей поверхности в 200 лк не превышает 15 %. В результате зрительной, умственной работы и трудовой деятельности острота зрения в условиях освещенности, равной 30 лк, начинает снижаться у школьников уже после пер­вого урока и к пятому падает на 22% по сравнению с уровнем до начала занятий. Если же занятия проходят при освещенности 100 лк, то острота зрения от первого к третьему уроку у учащихся повышается, а снижение к концу занятий не достигает ис­ходного утреннего уровня.

Уровень освещенности существенным образом сказывается и на качестве работы, выполняемой учащимися. При освещенности рабочих мест в 400 лк количество безошибочных работ составляло 74%, при освещенностях же 100 лк и 50 лк — соответственно 47 и 37%.

Параллельно улучшению зрительных функций в связи с по­вышением освещенности помещений у нормально слышащих де­тей и подростков обостряется острота слуха, что также благо­приятствует работоспособности организма, положительно сказы­вается на качестве работы. Порог слышимости при освещенности в 150 лк обостряется у школьников до 17 дб, а диктанты, напи­санные ими, оказываются неизменно качественнее. Так, число слов, пропущенных и неправильно записанных учащимися в диктантах, выполненных при уровне освещенности в 150 лк, на 47% меньше, Чем в аналогичных диктантах, проведенных при освещенности в 35 лк.

Значимым фактором в снижении остроты зрения, развитии и прогрессировании у учащихся близорукости от младших к стар­шим классам, при достаточных уровнях освещенности в учебных помещениях и выдержанности в нормативных пределах других параметров световой обстановки, оказывается учебная нагрузка, ее продолжительность в течение дня, непосредственно связанная с необходимостью рассматривания объекта на близком и дальнем расстоянии. Рассмотрение объекта на близким расстоянии зани­мает у учащихся около 32% времени в IV классе, 67—68% — со­ответственно в VII и X классах. Значительно меньше времени (18—26%) приходится на рассматривание объекта на расстоя­нии 3—8 м. В школах математического и радиотехнического про­филей, а также с преподаванием ряда предметов на иностранном языке среди подростков, юношей и девушек миопия регистрирует­ся чаще, чем среди учащихся массовых школ.

Существенно выраженной оказывается у детей и подростков взаимосвязь между частотой близорукой рефракции, состоянием фосфорно-кальциевого обмена и продолжительностью ежеднев­ного воздействия на организм ультрафиолетовых лучей. У уча­щихся, мало или совсем не бывающих на воздухе в околополу­денное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации максимальна, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. Вслед­ствие этого претерпевает изменение тонус глазных мышц. Сла­бость этих мышц у детей и подростков при высокой зрительной нагрузке и недостаточной освещенности способствует развитию близорукости и ее прогрессированию.

Предупреждение расстройств зрения у детей и подростков дик­тует необходимость нивелирования причин и условий, которые способствуют нарушению рефракции, снижению остроты зрения и другим его изменениям.

Миопическая рефракция от 3,25 Д и выше при остроте зрения с коррекцией от 0,5 до 0,9 является основанием для отне­сения детей и подростков к III и IV группам здоровья, т. е. боль­ным. Такие учащиеся занимаются физической культурой только по специальной программе, им противопоказано выполнение работ по горячей и холодной обработке металла, а также работ, свя­занных с подъемом тяжестей или длительным пребыванием в со­гнутом положении с наклоненной головой.

При любом виде отклонения зрения у детей и подростков (острота зрения, рефракция, светоощущение, цветоощущение, по­ле зрения и другие изменения) требуется особое внимание и стро­гое выполнение в процессе воспитания и обучения всех предписа­ний врача-окулиста. При миопии слабой и средней степени, ги-перметропии, астигматизме учащиеся осматриваются окулистом один раз в год, а в случаях высокой степени миопии (более 6,0 Д) — два раза в год.

Освещение учебных помещений. Динамика работоспособности и зрительных функций оказывается в равных уровнях освещенно­сти более благоприятной при люминесцентном освещении, нежели при освещении лампами накаливания. Освещение учебных поме­щений наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность тогда, когда оно равномерно рассеянно. Нерав­номерное естественное и искусственное освещение, с блескостыо рабочих мест, отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность школьников. Благоприятные измене­ния в зрительных функциях и работоспособности школьников под влиянием уроков труда оказываются тем существеннее, чем выше была освещенность рабочих мест. Эту закономерность проявляют все зрительные функции, наиболее значительно улучшавшиеся у школьников после работы в условиях освещенности рабочих мест, равной 250 лк и более. Окраска помещения, мебели и рабочего оборудования в светлые, теплые тона при одной и той же мощно­сти источников света намного повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на зрительные функции и работоспособность.

Вместе с тем резкий солнечный свет и длительная инсоляция неблагоприятно сказываются на состоянии зрительных функций и на работоспособности учащихся. Яркий, слепящий солнечный свет снижает эффективность уроков. Такие неблагоприятные све­товые условия создаются в случае неправильной ориентации окон учебных помещений по сторонам света и при отсутствии каких-либо солнцезащитных приспособлений, особенно при чрезмерно увеличенной светонесущей поверхности окон (при применении лен­точного остекления).

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считает­ся достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75—2,0% (средняя полоса Советского Союза). Для северных широт коэффициент естественной освещенности повышается, а для южных может быть снижен.

Коэффициент естественной освещенности — величина постоян­ная, не меняющаяся от времени года и погоды, он представляет выраженное в процентах отношение освещенности (в люксах) в данное время в помещении к освещенности в то же время на открытом месте вблизи здания при рассеянном свете. Максималь­ным уровнем естественной освещенности считается 2000 лк. Более высокие уровни естественной освещенности неблагоприятно сказы­ваются на зрительных функциях и работоспособности человека. Для классных комнат, кабинетов и лабораторий (кроме каби­нета черчения и лаборатории биологии) в школах, школах-интер­натах во всех климатических зонах оптимальной является ориен­тация окон на юг, восток, юго-восток. В кабинетах черчения и ри­сования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в лабораториях биологии — на юг.

В условиях оптимальной ориентации окон помещения доста­точно инсолируются, в то же время воздух в них не перегревает­ся. В случаях ориентации окон учебных комнат на запад и юго-запад в помещениях в весенние и осенние месяцы, благодаря Глубокому проникновению солнечных лучей и длительной инсоляции, создаются дискомфортные условия микроклимата и зри­тельной работы учащихся. Наблюдается напряжение терморегуляторных процессов, снижение остроты зрения вследствие боль­шой слепимости потока солнечных лучей, резко падает работоспо­собность. Тем более нежелательна ориентация на запад окон спальных комнат в школах-интернатах и интернатах при школах. Дискомфортные условия естественной освещенности и микро­климата создаются в солнечные дни в помещениях с ленточным остеклением при отсутствии солнцезащитных устройств. Наиболее комфортные световой и тепловой режимы в учебных помещениях II климатической зоны обеспечиваются применением подъемно-поворотных жалюзи, расположенных в междурамном простран­стве окон. При отсутствии таких солнцезащитных устройств сле­дует применять шторы из хлопчатобумажных тканей, которые обладают достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Такими тканями, как показали исследования, являются поплин, штапельное полотно, репс и льня­ное полотно. Нельзя применять шторы из поливинилхлоридной (ПВХ) пленки, хотя она и улучшает световую обстановку в по­мещении. Пленка выделяет в воздух помещения токсическое ве­щество— дибутилфталат. Не допускается также применять для солнцезащитных устройств легковоспламеняющиеся полимерные материалы.

Здание размещается на участке с соблюдением установлен­ных разрывов между соседними зданиями с тем, чтобы высокие строения не заслоняли света и не препятствовали инсоляции поме­щений. Высокие деревья также не должны находиться ближе 10 м от здания, чтобы не загораживать кронами окна. Каждую весну ветки больших деревьев подрезают.

Основной поток света в учебных помещениях должен преду­сматриваться только с левой стороны от учащихся. Допускается устраивать дополнительные светопроемы справа и сзади от уча­щихся, а также обеспечивать поступление дополнительного верх­него света. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Стены учебных помещений и спален окрашивают клеевыми красками светлых теплых тонов, максимально отражающих свет. Более всего (до 80—90%) отражают свет поверхности, покрашенные белой, свет­ло-желтой (60%), светло-зеленой (46%) красками. Потолки бе­лятся, а стены окрашиваются светлой краской.

Необходимо обращать внимание на чистоту оконных стекол, так как при запыленных стеклах может задерживаться до 30— 40% световых лучей. Не допускается также закрашивать нижние секции окон краской, вешать занавеси и шторы при обычной фор­ме окон, расставлять на подоконниках цветы. Рекомендуется устраивать переносные цветочницы, в которые ставят цветы, од­нако высота их в этом случае должна быть ограниченной.

Уровень освещенности в различных помещениях детских и подростковых учреждений установлен санитарными нормами.

Помимо общего освещения, в учебных помещениях обеспечи­вается дополнительное местное освещение классных досок, рабо­чих мест в мастерских, столов в читальном зале. Достаточное общее равномерное освещение достигается строго определенным расположением световых точек.

 

Рабочее место в школе и дома. В профилактике расстройств зрения имеет большое значение расстояние от глаз до верхней и нижней строки на странице книги или тетради. Разное расстоя­ние до этих строк (при расположении книги на горизонтальной рабочей поверхности) вызывает утомление, поскольку форма хру­сталика должна изменяться, чтобы текст мог быть ясно разли­чим. Наклон крышки стола, который предусматривается в кон­струкции парты (ученического стола), облегчает работу школьни­ка, ибо при расположении книги на наклонной плоскости верхняя и нижняя строки страницы находятся приблизительно на одина­ковом расстоянии от глаз. Поэтому на всех уроках, где ребята пишут и читают, крышка парты (стола) должна, если это пре­дусмотрено конструкцией, переводиться из горизонтального поло­жения в наклонное. Дома также желательна наклонная крышка стола, за которым ребенок готовит уроки. Если же таковой нет, то хорошо было бы изготовить деревянную подставку. Рабочей поверхности этой подставки придается наклон в 12—15°. Такая подставка облегчит работу глаз, обеспечит правильную посадку в большей мере, чем обычная горизонтальная поверхность стола. Уголок школьника лучше всего располагать ближе к окну. Стол для занятий ставить таким образом, чтобы естественный свет падал слева от ребенка (если он не левша).

Офтальмотренаж. Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. Упражнения учащиеся выполняют 2—3 раза в учебный день и во время производственной работы, связанной со сборкой полупроводниковых приборов, интегральных схем, и при других действиях, связанных с большим напряжением зрения. В основе упражнений, которые включают в физкультминутки, лежит много­кратный (15—20 раз в течение 3 мин) перевод взора с мелкого (3—5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, находящийся, как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7—10 м от глаз.

Разработана и другая система тренировочных упражнений, которая включает направленные движения (10—15 раз) глазных яблок в течение 1,0—1,5 мин по схемам начертанных геометриче­ских фигур — кругам и эллипсам (рис. 21). Первоначально вы­полняются движения глазных яблок по горизонтальной (вправо, влево) и вертикальной линиям (вверх, вниз). Горизонтальная линия имеет длину 58 см, а вертикальная — 46 см. Эти линии определяют размеры эллипсов и кругов. После выполнения первоначальных упражнений производят движение глазных яблок по внутреннему и наружному эллипсам (слева направо, справа на­лево), затем по левому и правому внутренним кругам.

 

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Основные функции. Слуховой анализатор — это второй по зна­чению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познава­тельной деятельности человека. Его особая роль у человека свя­зана с членораздельной речью. Слуховое восприятие — основа членораздельной речи. Ребенок, потерявший слух в раннем дет­стве, утрачивает и речевую способность, хотя весь артикуляцион­ный аппарат у него остается ненарушенным.

Орган слуха. Слуховые рецепторы находятся в улитке вну­треннего уха, которая расположена в пирамиде височной кости. Звуковые колебания передаются к ним через целую систему вспо­могательных образований, обеспечивающих совершенное восприя­тие звуковых раздражений. Орган слуха человека состоит из трех частей — наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 22).

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слу­хового прохода. Наружное ухо служит для улавливания звуков.

Определение направления звука у человека связано с так назы­ваемым бинауральным слухом, т. е. со слышанием двумя ушами. Всякий звук, идущий сбоку, поступает в одно ухо раньше на не­сколько долей миллисекунды, чем в другое (в зависимости от местоположения источника звука). Разница во времени прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает воз­можность человеку определить направление звука. Если у че­ловека одно ухо поражено и не функционирует, то он определяет направление звука, поворачивая голову.

На границе между наружным и средним ухом находится ба­рабанная перепонка. Это тонкая соединительнотканная пластинка (ее толщина около 0,1 мм), которая снаружи покрыта эпителием, а изнутри слизистой оболочкой. Барабанная перепонка располо­жена наклонно и начинает колебаться, когда на нее падают со стороны наружного слухового прохода звуковые колебания. И так как барабанная перепонка не имеет собственного периода колеба­ний, то она колеблется при всяком звуке соответственно его дли не волны.

Среднее ухо представлено барабанной полостью, имеющей не­правильную форму в виде маленького плоского барабана, на ко­торый туго натянута колеблющаяся перепонка, и слуховой тру­бой. Внутри полости среднего уха расположены сочленяющиеся между собой слуховые косточки — молоточек, наковальня и стре­мечко. Внутреннее ухо отделено от среднего перепонкой оваль­ного окна.

Система слуховых косточек обеспечивает увеличение давления звуковой волны при передаче с барабанной перепонки на пере­понку овального окна примерно в 30—40 раз. Это очень важно, так как даже слабые звуковые волны, падающие на барабанную перепонку, в результате оказываются способными преодолеть со­противление мембраны овального окна и передать колебания во внутреннее ухо, трансформируясь там в колебания жидкости — эндолимфы.

Барабанная полость соединена с носоглоткой при помощи слу­ховой, или евстахиевой, трубы длиной 3,5 см и шириной всего 2 мм. Труба поддерживает одинаковое давление на барабанную перепонку снаружи и изнутри, что создает наиболее благоприят­ные условия для ее колебания. Проход воздуха в барабанную по­лость происходит во время акта глотания и зевания, когда откры­вается просвет трубы и давление в глотке и барабанной полости выравнивается.

Внутреннее ухо расположено в каменистой части височной ко­сти и представляет собой костный лабиринт, внутри которого на­ходится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Пере­пончатый лабиринт как бы вставлен в костный лабиринт и в общем повторяет его форму. Между костным и перепончатым ла­биринтами имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепонча­того лабиринта — эндолимфа.

В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме оваль­ного окошка имеется еще круглое окно, которое делает возмож­ным колебание жидкости.

Костный лабиринт состоит из трех частей: в центре — преддве­рие, спереди от него находится улитка, а сзади — полукружные каналы. Костная улитка — спирально извивающийся канал, об­разующий два с половиной оборота вокруг стержня конической формы. Диаметр костного канала у основания улитки 0,04 мм, а на вершине 0,5. От стержня отходит костная спиральная пла­стинка, которая делит полость канала на две части, или лест­ницы.

Внутри среднего канала улитки, в улитковом ходе, находится звуковоспринимающий аппарат — спиральный, или кортиев, орган (рис. 23). Кортиев орган имеет базилярную (основную) пластин­ку, которая состоит примерно из 24 тыс. тонких фиброзных во­локонец различной длины, очень упругих и слабо связанных друг с другом. Вдоль основной пластинки в 5 рядов располагаются опорные и волосковые чувствительные клетки, которые являются собственно слуховыми рецепторами.

 

Механизм восприятия звука. Для слухового анализатора аде­кватным раздражителем является звук. Звуковые волны возни­кают как чередование сгущений и разрежений воздуха, которые распространяются во все стороны от источника звука. Все вибра­ции воздуха, воды или другой упругой среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы). Если их запи­сать, то тоны имеют правильную, четкую, ритмическую форму, шумы — неправильную, сложную. Тоны бывают высокие и низкие, последним соответствует меньшее число колебаний в секунду.

Основной характеристикой каждого звукового тона является длина звуковой волны, которой соответствует определенное число колебаний в секунду. Длину звуковой волны определяют расстоя­нием, которое проходит звук в секунду, деленным на число пол­ных колебаний, которое совершает звучащее тело в секунду. Чем-больше число колебаний, тем короче длина волны. У высоких звуков волна короткая, измеряемая в миллиметрах, у низких — длинная, измеряемая метрами.

Высота звука определяется его частотой, или числом волн за 1 с. Частота измеряется в герцах (Гц). 1 Гц соответствует одно­му полному колебанию в секунду. Чем больше частота звука, тем звук выше. Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в децибелах.

Самый высокий звук, который мы в состоянии услышать, имеет 20 тыс. колебаний в секунду (20 тыс. Гц), самый низкий — 12—24 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22 тыс. Гц, у пожилых людей она ниже — около 15 тыс. Гц.

Звук характеризуется тембром, или окраской. Каждый источ­ник звука, будь то струна скрипки, медная труба или деревянная пластинка, наряду с основным колебанием производит целый ряд других, дополнительных колебаний. Звуку каждого инструмента сопутствуют дополнительные колебания — обертоны. Обертон — звук, число колебаний которого в 2, 4, 8 и т. д. раз превосходит число колебаний основного тона. В зависимости от того, какой из обертонов сильнее выражен, звук инструмента получает свою особую «окраску», которую можно узнать среди массы других звуков. То же самое относится и к звукам человеческого голоса. Каждый человек имеет свой особый индивидуальный тембр, свои обертоны, свою окраску голосового звука, по которому его можно узнать, даже не видя его лица.

Наибольшей возбудимостью обладает ухо к звукам с частотой колебаний в пределах от 1000 до 4000 Гц. Ниже 1000 и выше 4000 Гц возбудимость уха сильно понижается.

Воздушные звуковые волны, попадая в наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки. Далее коле­бания барабанной перепонки передаются через среднее ухо. Си­стема слуховых косточек, действуя как рычаг, усиливает звуковые колебания и передает их жидкости, находящейся между костным и перепончатым лабиринтами улитки. При распространении зву­ковых волн в улитке смещается основная мембрана, и ее колеба­ния вызывают перемещение ресничек волосковых клеток. В ре­зультате этого возникает рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон. Колебания основной мембраны за­висят от высоты звука. Эластичность ее на разных отрезках не одинакова (рис. 24). Ближе к овальному окну мембрана уже и жестче, дальше — шире и эластичнее. Поэтому ее более узкие участки восприимчивы к высоким частотам, более широкие — к низким. От высоты звука зависит, какой участок мембраны от­ветит на этот звук колебанием наибольшей амплитуды. Соответ­ственно на звуки разной частоты реагируют разные волосковые клетки. Клетки, реагирующие на высокие тоны, расположены на узкой, туго натянутой части основной мембраны, вблизи оваль­ного окна; рецепторы низких звуков — на широких, менее туго на­тянутых отрезках мембраны. Это проверено в опытах на собаках; Если у собак разрушить улитку в области основания, то исчезают условные рефлексы на высокие тоны, если разрушить верхушку улитки — исчезают условные рефлексы на низкие тоны. Разруше­ние средней части улитки приводит к выпадению рефлексов на средние тоны. Следовательно, анализ различения звука проис­ходит уже на уровне рецепторов. Сила звука, измеряемая в деци­белах, кодируется числом возбужденных нейронов и частотой их импульсации. Пороги возбуждения внутренних и наружных рецепторных клеток не одинаковы. Возбуждение внутренних волосковых клеток возникает при большой интенсивности звука, на­ружных— при меньшей. В зависимости от интенсивности звука меняется соотношение возбуждения внутренних и наружных волосковых клеток. Возникшее возбуждение по нервным волокнам через систему переключательных ядер передается в слуховую ко­ру, где соотносятся частота и сила звуковых стимулов и осущест­вляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного ин­терпретируется в ассоциативных корковых зонах.

Таким образом, информация, содержащаяся в звуковом сти­муле, в виде нейронного возбуждения проходит по различным уровням слуховой системы. При этом различные типы нейронов выделяют специфические свойства звуковых стимулов.

При длительном действии сильных звуков возбудимость звуко­вого анализатора понижается, а при длительном пребывании в тишине возбудимость возрастает. Это адаптация. Наибольшая адаптация наблюдается в зоне более высоких звуков.

Чрезмерный шум не только ведет к снижению слуха, но и вызывает психические нарушения у людей. Реакция на шум может проявляться в изменении деятельности внутренних органов, но особенно сердечно-сосудистой системы. При сильном шуме снижа­ется работоспособность человека. Специальными опытами на жи­вотных доказана возможность появления «акустического шока» и «акустических судорог», иногда смертельных.

 

Возрастные особенности слухового анализатора. Восприятие звуков отмечается даже у плода в последние месяцы внутриут­робной жизни. Новорожденные и дети грудного возраста осущест­вляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Диффе­ренцирование качественно различных звуков (например, звука органной трубы и колокольчика) возможно уже на 2—3-м меся­це жизни. Однородные звуки, отличающиеся лишь высотой тона, дифференцируются с 3-го месяца. В период от 3 до 6—7 месяцев различительная чувствительность слухового анализатора сущест­венно возрастает: 3-месячные дети дифференцируют звуки, отли­чающиеся на 11/2 тона, 7-месячные на 1—2 и даже 3/4 и lf% музы­кального тона. Пороги слышимости также заметно изменяются с возрастом. Наименьшая величина порогов слышимости, т. е. наи­большая острота слуха, свойственна подросткам и юношам (14—19 лет). Изменяются с возрастом и пороги слышимости речи. У детей 6—9 лет порог слышимости 17—24 дБА для высокочастот­ных слов и 19—24 для низкочастотных. У взрослых — 7—10 дБА для низкочастотных слов. У детей по сравнению со взрослыми острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми.

У детей надо развивать слух слушанием музыки, обучением игре на музыкальных инструментах, пением. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох ли­стьев, плеск моря.

Для слуха детей вредны чрезмерно сильные звуки. Это может привести к стойкому снижению слуха и даже полной глухоте.

Гигиена слуха — система мер, направленная на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового ана­лизатора, способствующих нормальному его развитию и функцио­нированию.

Различают специфическое и. неспецифическое действие шума на организм человека. Специфическое действие проявляется в раз­ной степени нарушения слуха, неспецифическое — в разного рода отклонениях со стороны ЦНС, вегетативной реактивности, в эндо­кринных расстройствах, функциональном состоянии сердечно-со­судистой системы и пищеварительного тракта.

У лиц молодого и среднего возраста уровни шума в 90 дБА, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения, устойчивости ясного видения и чувст­вительности к оранжевому цвету, удлиняется латентный период зрительно- и слухомоторной реакции, нарастает частота срывов дифференцировочной реакции. При такой же длительности работы в условиях воздействия шума в 96 дБА наблюдаются еще более р.езкое нарушение корковой динамики, фазовые состояния, запре­дельное торможение, расстройство вегетативной реактивности. Ухудшаются показатели мышечной работоспособности (выносли­вости, утомляемости) и проявляются частые изменения ее по не­благоприятным типам, снижается производительность труда. Труд в условиях воздействия шума в 120 дБА через 4—5 лет может вызвать нарушения, характеризующиеся астеническими неврасте­ническими проявлениями. Появляются раздражительность, голов­ные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. Выра­женными оказываются и изменения со стороны сердечно-сосуди­стой системы: нарушается тонус сосудов и ритм сердечных со­кращений, возрастает или понижается артериальное давление.

Специфическое действие шума сказывается на состоянии слу­ха. Повышается порог слышимости, снижается как костная, так и воздушная проводимость. При стаже работы в 5—6 лет часто развивается профессиональная тугоухость. У трактористов пони­жение слуха, шум в ушах и головные боли стойко держатся на протяжении 0,5—2 ч по окончании рабочего дня. По мере увеличения срока работы функциональные отклонения перерестают в невриты слухового нерва, которые при стаже работы в 5 лет встречаются в 1,2%, а при стаже работы более 12 лет — в 6,9% случаев.

Достаточно пробыть всего 6 ч в зоне шума 90 дБА, чтобы снизилась острота слуха (90 дБА — шум, испытываемый пешеходом на сильно загруженной транспортом улице).

На взрослых и особенно детей чрезвычайно отрицательно воз­действие (неспецифическое и специфическое) шума высокой гром­кости в помещениях, где включены на полную мощность радио­приемники, телевизоры, магнитофоны.

Весьма ощутимо влияние шума на детей и подростков. Изме­нения функционального состояния слухового и других анализа­торов наблюдаются у детей и подростков при меньшей громкости и частотности шума. Изменения существенны под воздействием «школьного» шума.

Уровень интенсивности шума в отдельных основных помеще­ниях школы колеблется от 40 до 110 дБА (табл. 3). На уроках он находится преимущественно в пределах 50—80 дБА, частотой от 500 до 2000 Гц.

 
 

 

 


В гимнастическом зале шум достигает 74—90 дБА при мак­симуме 100—104 дБА, в учебных мастерских—100—ПО дБА при частоте 300—5000 Гц. Шум до 40 дБА не вызывает отрицатель­ных изменений в функциональном состоянии центральной нерв­ной системы. Изменения становятся выраженными при воздейст­вии шума в 50—60 дБА. Воздействие шума в 50 дБА вызывает у учащихся повышение порогов слуховой чувствительности на ча­стотах 200, 1000, 4000 и 7000 Гц, а также значимое снижение ра­ботоспособности. После занятий в школе по сравнению с показателями до уроков порог слуховой чувствительности возрастал у учащихся на 10—-15 и даже на 25 дБА.

Более значительными оказываются пороги слуховой чувстви­тельности, снижения работоспособности и внимания у учащихся после воздействия шума в 60 дБА. Решение арифметических при­меров требовало при шуме в 50 дБА на 15—55%, а в 60 дБА на 81—100% больше времени, чем до действия шума. Снижение вни­мания у школьников в условиях воздействия шума указанной громкости и частоты достигало 16%.

Еще в большей степени проявляется влияние шума на под­ростков ва время- работы в учебных мастерских и на различных производствах.

Профилактика отрицательного воздействия шума. Снижение уровней «школьного» шума и неблагоприятного воздействия на учащихся достигается проведением ряда комплексных мероприя­тий: строительных, архитектурных, технических и. организаци­онных.

Участок общеобразовательных школ, школ-интернатов и ПТУ ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не ме­нее 1,2 м. Ширина зеленой зоны со стороны улицы не менее 6 м. Целесообразна вдоль этой полосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума.

Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плот­ность, с какой закрыты классные двери. Если они плохо закрыты (щели 3—5 см), в притворе дверей двух смежных классов звуко­изоляция снижается на 5—7 дБА.

Важное значение в снижении «школьного» шума имеет гигие­нически правильное размещение учебных помещений в здании Школы. Мастерские (столярные, слесарные, швейные), комнаты машинописи (даже при правильной отделке звукоизолирующими и звукопоглощающими материалами), гимнастические залы раз­мещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке, т. е. за пределами габаритов здания.

Гигиеной зрения и слуха учащихся и учителей диктуются раз­меры учебных помещений: длина (размер от доски до противо­положной стены) и глубина классных комнат. Длина классной комнаты не более 8 м обеспечивает учащимся, обладающим нор­мальной остротой зрения и слуха, но сидящим на последних пар­тах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написан­ного на доске.

За первыми и вторыми партами (столами) в любом ряду от­водятся рабочие места учащимся со сниженной остротой слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепот — от 0,5 до 1 м).

 

Глава V

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...