Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение частот первичных оценок по тесту 4 глава




 

Таблица 6

Протокол методики MMPI

Рис. 41. Протокол и «профиль личности» по Миннесотскому многоаспектному личностному опроснику

Приведем основные клинические шка­лы М. м. л. о. и примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входя­щих в другие шкалы).

1. Шкала ипохондрии (HS) — оп­ределяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности:

— Несколько раз в неделю меня беспоко­ят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой).

— У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем.

2. Шкала депрессии (D) — предна­значена для определения степени субъективной депрессии, морального диском­форта (гипотимический тип личности):

— У меня беспокойный, прерывистый сон.

— Любая работа дается мне ценой боль­ших усилий.

3. Шкала истерии (Ну) — разрабо­тана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типл (использование симптомов физичес­кого заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций):

— Я никогда не падал(-а) в обморок.

— Часто я ощущаю «комок» в горле.

4. Шкала психопатии (Pd) — на­правлена на диагностику социопатического типя личности:

— Иногда мне очень хочется уйти из дома

— В школе меня вызывали к директору за прогулы

5. Шкала мужественности—жен­ственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обсле­дуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом:

— Я очень люблю охоту.

— Я люблю поэзию.

6. Шкала паранойи (Ра) — позволя­ет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности):

— Я думаю, что за мной следят. Большинство людей честны только по­тому, что боятся наказания.

7. Шкала психастении (Pt) — уста­навливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивы­ми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности):

— Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума».

— В школьные годы мне было трудно го­ворить перед всем классом.

8. Шкала шизофрении (Sc) — на­правлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности:

— Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.

— Я опасаюсь пользоваться ножом, дру­гими острыми и колючими предмета­ми.

9. Шкала гипомании (Ма) — опре­деляется степень «близости» обследуемо­го гипертимному типу личности:

— Я — значительная личность.

— Временами у меня мысли текут быст­рее, чем я успеваю их высказать.

10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответ­ствия интровертированному типу лич­ности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальней­шей разработки:

— Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами).

— Мне нравится ходить туда, где шумно и весело.

Особенностью М. м. л. о. является ис­пользование в нем четырех оценочных шкал (см. Шкалы контрольные).

1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относя­щихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обсле­дуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».

2. Шкала «лжи» (L) — предназначе­на для оценки искренности обследуемого.

3. Шкала достоверности (F) — со­здана для выявления недостоверных ре­зультатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и си­муляции.

4. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вно­симые чрезмерной недоступностью и ос­торожностью обследуемого.

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов об­следования.

Собственной теоретической основы М. м. л. о. не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клини­ческих руководствах (классификация пси­хических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные оп­росники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило опреде­лить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с дан­ными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые досто­верно дифференцировали здоровых и каж­дую из изученных групп больных (рис. 42). Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

 

Рис. 42. Профили личности по MMPI (С. Хатуэй и Дж. Маккинли, 1963)

При интерпретации полученных ре­зультатов исходят из того, что любой пока­затель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нор­мативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал М. м. л. о.; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизо­френии указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал М. м. л. о. «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с дан­ным психическим расстройством. На осо­бенности «профиля личности» влияют воз­раст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и не­которые другие переменные. Любая гипо­теза, исходящая из интерпретации веду­щих пиков профиля, должна быть под­тверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результа­тов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.

Неоднократно проводившийся фак­торный анализ данных М. м. л. о. в раз­личных группах (В. Далстром и Г. Уэлш, 1965; Ю. М. Забродин с соавт., 1987 и др.) позволил выделить наряду с другими факторы, близкие «нейротизму» и «экст­раверсии» (см. Айзенка личностные опросники; «Шестнадцать личност­ных факторов» опросник). Валидность М. м. л. о., установленная на основе диф­ференциации клинических групп, доста­точно высока. Коэффициент надежности ретестовой шкал, поданным В. Далстрома и Г. Уэлша, в различных группах об­следованных колеблется от 0,05 до 0,86 и в среднем составляет 0,50-0,80.

Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений М. м. л. о. создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических спо­собностей, алкоголизма, социальной от­ветственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации «профиля лично­сти» играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие допол­нительные шкалы: D, — субъективной депрессии; D2 — психомоторной затормо­женности; D3 — физической слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости.

Неоднократно предлагались сокра­щенные варианты опросника. Один из наиболее известных — Mini-Mult, состо­ящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубеж­ных исследованиях валидности конст-руктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной — только в случаях выраженных психичес­ких отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В. П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии ва­лидности этой методики.

Утверждения М. м. л. о. часто ис­пользуют для конструирования других личностных опросников (см. Айзенка личностные опросники, «Проявления тревожности» шкала). В последние годы для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компь­ютерные программы.

М. м. л. о. широко применяется в оте­чественных психодиагностических иссле­дованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разрабо­тана оригинальная интерпретация шкал М. м. л. о., осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ле­нинградском психоневрологическом ин­ституте им. В. М. Бехтерева, московски­ми психологами (Л. Н. Собчик, 1971). На основе утверждений М. м. л. о. петербургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагно­стические шкалы: параноидной шизофре­нии, уровня невротизации и психопатизации, депрессивных состояний. Предпринимались попытки использования ЭВМ для интерпретации данных, полученных с помощью М. м. л. о.

В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный про­ект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далст­ром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии (см. Тесты компьютерные). Новая ре­дакция опросника содержит 567 утверж­дений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревож­ность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); за­бота о здоровье (5); причудливость, стран­ность мышления (6); гневливость (7); ци­ничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А лич­ности (10); низкая самооценка (11); се­мейные проблемы (12); социальный дис­комфорт (13); помехи в работе (14); нега­тивные индикаторы для лечения (15).

MMPI-2 содержит и три новые конт­рольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Пер­вая шкала состоит из редко подтвержда­емых утверждений. Вторая и третья — шкалы несовместимости ответов, с помо­щью которых оценивается степень выра­женности у обследуемого тенденции отве­чать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на вы­борке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.

В последнее время обсуждается воп­рос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее под­нят, нежели в MMPI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клини­ческих шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). Различия в профи­лях представлены на рис. 43.

 

Рис. 43. Различия в профилях MMPI и MMPI-2

Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет — MMPI-A.

Сведений об использовании MMPI-2 в СНГ не имеется.

МИРА ТЕСТ (World Test) — проектив­ная методика исследования личности. История М. т. восходит к исследованиям Э. Эриксона (1938), а импульсом для его создания послужило произведение Г. Уэл­лса «Игры на полу» (см. Деревня). Пер­вый вариант теста предложен М. Ловенфельд (1939). Наиболее значительный вклад в развитие М. т. как проективной методики внесли Г. Болгар и Л. Фишер, опубликовавшие в 1947 г. статью под на­званием «Проекция личности в тесте Ми­ра». Ранее тест использовался в основном в психоаналитически ориентированной психотерапии. Тест предназначен для об­следования как детей, так и взрослых.

Стимульный материал М. т. состоит из 232 моделей предметов, распределен­ных в разной пропорции по 15 категори­ям (дома, деревья, дикие и домашние животные, самолеты, люди в форме и в обычной одежде и т. д.). Модели неболь­шие по величине, изготовлены из дерева или металла и имеют яркую окраску. Обследуемый по своему усмотрению со­здает из этих предметов то, что авторы назвали «малый мир». Время не ограни­чивается.

Основой для интерпретации является учет: предметов, выбираемых первыми; количества использованных предметов по категориям; пространства, занятого кон­струкцией; формы конструкции, а также особенностей, проявляющихся в поведе­нии обследуемого. Опираясь на исследо­вания различных клинических групп, авторы создали гипотетическую «нор­мальную конструкцию» и определили от­клонения от нее. Были выделены основ­ные подходы к конструированию «мира»: практический, логический, социальный, витальный и эстетический. Оценивалась их реалистичность. Сравнение интерпре­таций с биографическими данными обсле­дуемых свидетельствует о высокой валидности М. т. В зарубежных исследо­ваниях отмечается, что М. т. позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.

Ш. Бюлер и М. Мансоном (1956) предложен вариант М. т., в котором не­сколько картин наклеивают на листы большого формата, с тем чтобы обследуемый мог на них нарисовать необходимые ему объекты.

В России имеется опыт использования М. т. для изучения личности ребенка, а также в целях психотерапии (Р. А. Хари­тонов и Л. М. Хрипкова, 1976).

МИРА-И-ЛОПЕЦА МИОКИНЕТИЧЕСКИЙ ПСИХОДИАГНОЗ (Mira-y-Lopez Miokinetic Psychodiagnosis) — про­ективная методика исследования лич­ности. Опубликована Э. Мира-и-Лопецом в 1940г.

Материал теста состоит из семи «суб­тестов», представляющих собой листы бу­маги, на которых начерчены линии разной конфигурации. Эти субтесты называются: «линеограмма», «параллели», «цепи», «верхушка замка», «кружки», «зигзаги» и «лестница» (рис. 44). Обследуемому пред­лагают (инструкция незначительно изменяется от задания к заданию) несколько раз обвести линии карандашом, а затем продолжать работу вслепую (в условиях блокирования зрительного анализатора повязкой или экраном). Первоначально рисунки-чертежи выполняются в горизон­тальной и сагиттальной, а затем — в вер­тикальной плоскости, правой и левой ру­кой поочередно («зигзаг» выполняется двумя руками одновременно). Регистри­руется время, затраченное на каждый ри­сунок.

 

Рис. 44. Образцы субтестов Мира-и-Лопеца миокинетического психодиагноза

Количественная оценка полученных данных варьирует от задания к заданию. Напр., по «линеограмме» рассчитываются следующие показатели: 1) длина вычер­ченных линий; 2) средняя длина линий, вычерченных каждой рукой в разных плоскостях и всех вместе; 3) вариабель­ность длины линий; 4) значение общей ва­риации для каждой руки; 5) абсолютное и относительное смещение линий (определяются центры всех линий, строится перпендикуляр от первой линии и измеря­ется в миллиметрах степень сдвига, а так­же смещение от перпендикуляра для всех последующих линий); 6) скорректирован­ные средние значения абсолютного и от­носительного смещения (по сравнению с требованиями инструкции); 7) коэффици­ент когерентности (вычисляется путем деления среднего относительного смеще­ния на среднее абсолютное смещение).

По мнению автора методики, каждое психическое проявление в силу единства всех функций человека сопровождается мышечным движением. Интерпретация полученных данных основана на предпо­ложении, что доминирующая половина тела (правая у правшей, левая у левшей) более развита, нестабильна, но и более контролируема сознанием, нежели поло­вина недоминирующая. В свою очередь, моторные выражения функционально бо­лее развитой половины тела обнаруживают установки и намерения, связанные с актуальными характерологическими ре­акциями личности, в то время как мотор­ные выражения менее развитой полови­ны — установки и склонности, связанные с инстинктивными или темпераментными реакциями (Э. Мира-и-Лопец, 1963).

Движение вверх — индикатор воз­буждения, вниз — депрессии, торможе­ния. Смещение наружу коррелирует с эк­страверсией, гетероагрессией и либера­лизмом, а смещение внутрь — показатель интроверсии, аутоагрессии и эгоизма. По данным автора, наиболее четкая диффе­ренциация на психически больных и здо­ровых людей достигается по параметру «возбуждение—депрессия».

В зарубежных исследованиях отмеча­ется перспективность дальнейшей работы над методикой, несмотря на известную произвольность теоретических построе­ний ее автора. Данные о валидности и надежности М.-и-Л. м. п. нуждаются в уточнении. В работах советских психоло­гов результаты, полученные с помощью М.-и-Л. м. п., были сопоставлены с объ­ективными показателями интеллекта, нейродинамики и личности (Н. А. Розе-Грищенко и Л. А. Головей, 1976 и др.). Это позволило сделать вывод о том, что психо­моторные показатели связаны не только с непосредственными характеристиками энергетических функций организма, но и входят в основную структуру личности.

МИЧИГАНСКИЙ АЛКОГОЛИЗМА СКРИНИНГ-ТЕСТ (Michigan Alcoho­lism Screening Test) — опросник-анке­та. Опубликован М. Селзером в 1971 г. М. а. с.-т. предназначен для раннего выяв­ления патологического пристрастия к ал­коголю.

М. а. с.-т. состоит из 25 вопросов, ка­сающихся наиболее характерных для больных алкоголизмом проблем. Вопросы задают обследуемому устно, при этом его просят ограничиться утвердительным или отрицательным ответом. Примеры вопро­сов М. а. с.-т.:

— Бывало ли, что, проснувшись после употребления спиртного, вы не могли вспомнить все, что происходило?

— Можете ли вы легко прекратить упот­ребление спиртного после того, как выпили 1-2 рюмки?

— Бывали ли у Вас неприятности на ра­боте в связи с употреблением Вами спиртных напитков?

За рубежом М. а. с.-т. получил широ­кое распространение в качестве инстру­мента предварительной экспресс-диагно­стики алкоголизма.

Сопоставление данных по М. а. с.-т. с данными, полученными при помощи Миннесотского многоаспектного личност­ного опросника, позволило установить наличие корреляции со следующими шка­лами MMPI (в скобках — коэффициент корреляции): 7 (-0,56), F (0,42), К (0,25), L(-0,41), О (-0,4), 9 (0,39), 4 (0,3), 6 (0,3), 8 (0,3). Отмечается слабая связь теста с личностными особенностями об­следуемых и в то же время перспектив­ность его использования в клинике алко­голизма.

В нашей стране используется адапти­рованный вариант, состоящий из 23 воп­росов. Стандартизация теста осуще­ствлялась на выборке, состоящей из 100 госпитализированных больных алкоголиз­мом, 52 здоровых и 71 больного, стремя­щихся скрыть или преуменьшить выра­женность симптомов хронического алко­голизма (А. Е. Бобров и А. Н. Шурыгин, 1985). Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой валид­ности теста (90% больных давали 10 и более значимых ответов, тогда как 88% здоровых ответили значимо не более чем на 3 вопроса). При диссимулятивном поведении больных дискриминативные воз­можности теста снижаются, однако и в этом случае 90% обследованных дают 5 и более диагностически значимых ответов.

МОДЕРАТОРЫ —1) характеристики контингента испытуемых, значимые для прогностической эффективности методи­ки (см. Валидность прогностическая).

В качестве М. могут оказаться демо­графические показатели (пол, возраст, уровень образования, социоэкономический статус) или результаты другого теста. В роли М. часто выступают интересы и мотивации. Так, если поступающий на ра­боту почти не заинтересован в ней, то вы­полнение им своих обязанностей, вероят­но, будет неудовлетворительным незави­симо от результатов по тесту способностей. Таким образом, интерес к будущей критериальной деятельности будет высту­пать в качестве дополнительной перемен­ной прогностического успеха применяе­мой методики.

Нередко валидность теста для всей выборки испытуемых слишком мала, что­бы использовать его в прогностических целях. Однако возможно, что определе­ние валидности для составляющих выбор­ку подгрупп, различающихся по некоторо­му легко распознаваемому признаку, вы­явит, что в одной из них она велика, а в другой ничтожна. Следовательно, тест можно эффективно использовать для при­нятия решения относительно членов пер­вой, но не второй группы.

2) М. — в ситуативной диагностике человек, задающий условия протекания ситуации. В оценочных тренингах в Ассесмент-Центрах диагностика строится на основе оценок профессионально подготовленных экспертов-психологов, кото­рые наблюдают за поведением испытуе­мых в ролевых и деловых играх, во время активного обучения. Для уточнения сво­их оценок наблюдатели могут поставить перед модератором задачу создать более эмоциональную ситуацию, поставить уча­стников в условия дефицита времени. М. может влиять на участников двумя основ­ными способами: через условия и соб­ственным поведением. В первом случае М. подбирает задание, игру, во втором — воздействует, исполняя роль (подобно ак­теру): делает замечания, осуждает, поощ­ряет, благодарит и т. п.

МОЗАИКИ ТЕСТ (Mosaic Test) — про­ективная методика исследования лич­ности. Предложена М. Ловенфельд. в 1929г.

Обследуемому предлагают 465 дере­вянных или пластиковых мелких предме­тов разной формы (квадраты, ромбы, тре­угольники) и различной окраски (черные, белые, красные, синие, зеленые и желтые). Из этих деталей необходимо соста­вить произвольный узор-рисунок. Время не ограничено.

Наиболее детально разработанная схе­ма оценки результатов, полученных с по­мощью М. т., принадлежит Б. Даймонду и Г. Шмале (1944). Авторы исходят из поло­жения о том, что неспособность обследу­емого создать ясно распознаваемую, чет­кую форму в М. т. коррелирует со значи­тельными личностными отклонениями. Выделены пять типов сложения мозаики.

1. «Мозаика нормальная» — лег­ко распознаваемый гештальт (образ), со­зданный сочетанием формы и цвета пред­ложенных деталей.

2. «Мозаика с незначительно вы­раженными дефектами» — отдельные элементы мозаики нечетки, узнаваемы с трудом, имеются ошибки в использовании цвета, характерен ряд взаимно не связан­ных рисунков-узоров, нет завершенного рисунка.

3. «Мозаика с умеренно выражен­ными дефектами» — обнаруживаются лишь попытки создания формы, игнориру­ется цвет, а если цвет учитывается, то форма неудовлетворительна.

4. «Мозаика с выраженными де­фектами» — не распознается форма ри­сунка-узора, имеются выраженные откло­нения от «мозаики нормальной».

5. «Мозаика неклассифицируе­мая» — полная неспособность создать рисунок-узор, хаотическое расположение предметов.

В зарубежных исследованиях отмеча­ется возможность дифференциации кли­нических групп с помощью М. т., причем тест наиболее чувствителен к лицам с органическими поражениями головного мозга, что позволяет рекомендовать его в качестве одной из нейропсихологических методик. Валидность М. т. как проектив­ной методики личности не доказана.

Сведений об использовании в СНГ нет.

МОТИВА ДОСТИЖЕНИЯ РЕШЕТКА (Leistungsmotivs Gitter) — проективная методика исследования личности. Разра­ботана и опубликована Г. Д. Шмальтом в 1976 г. Предназначена для диагностики интенсивности и экстенсивности мотива достижения, близка тематической ап­перцепции тесту в его модификации по X. Хекхаузену.

Стимульный материал М. д. р. состоит из 18 картинок, объединенных в тройки, относящиеся к шести различным сферам жизнедеятельности (труду, музыке, школьному обучению, самоутверждению, оказанию помощи, спорту). На рис. 45 см. в качестве примера картинки из сферы спорта и школьного обучения (вариант для обследования детей). Под каждой кар­тинкой располагаются 18 стандартных высказываний, напр.:

— Он хорошо себя чувствует;

— Он думает: «Раз это трудно, то попро­бую еще»;

— Он считает, что справится с этим;

— Он думает: «Может быть опять неуда­ча»;

— Он думает: «Я лучше сделаю что-ни­будь потруднее».

 

Рис. 45. Две из 18 ситуаций, изображенных на картинках Мотива достижения решетки, вариант для детей

Обследуемый должен отметить те выс­казывания, которые соответствуют его пониманию ситуации на картинке.

За исключением 4-х т. н. «избыточ­ных» утверждений (напр., «Он хорошо себя чувствует» или «Это ему не нравит­ся») 14 репрезентируют ключевые катего­рии для обработки содержания при выяв­лении мотивов успеха и неудачи. Напр.: «Он думает, что все сделал правильно» — позитивное ожидание успеха.

Обработка результатов сводится к объединению всех отмеченных утверждений по каждой из картинок с целью полу­чения матрицы ответов (отсюда название методики — «решетка»). Столбцы этой матрицы представляют интенсивность мотива (разнообразные высказывания, от­носящиеся к одной и той же картинке), а строки — его экстенсивность (одни и те же высказывания по отношению к разным картинкам). При помощи факторного анализа установлена принадлежность каждого из утверждений к одной из мотивационных тенденций, обозначаемых как НУ, БН1 и БН2. НУ — уверенность в ус­пехе, предпочтение более трудных про­блем и «Я»-концепция достаточного раз­вития собственных способностей; БН1—активное избегание неудачи и «Я»-концепция недостаточного развития способности; БН2 — боязнь неудачи.

При изучении валидности М. д. р. вы­явлена тесная связь с Хекхаузена моди­фикацией ТАТ. Надежность ретестовая при интервале между обследованиями от 2 до 8 недель — 0,67-0,85. Существуют варианты М. д. р. для обследования детей и взрослых.

Данных об использовании в СНГ нет.

МОТИВАЦИИ АНАЛИЗА ТЕСТ (Moti­vation Analysis Test, MAT)тест объективный личности. Разработан Р. Кэттеллом и Д. Чайлдом в 1975 г.

Опросник включает 208 пунктов, со­стоит из четырех субтестов, содержащих разные типы заданий:

1 субтест содержит 48 заданий с пред­ложенными вариантами ответов. В этих заданиях описывается некоторая ситуа­ция, в которой следует решить, как лучше потратить деньги, распорядиться време­нем, использовать те или иные предметы;

2 субтест содержит 56 заданий, в ко­торых необходимо произвести определен­ную оценку с помощью 4-балльной шка­лы, напр.: «Какой процент взрослых лю­дей будут рады отдать деньги на...»;

3 субтест содержит 48 пар слов, к каждой из которых предлагается ключе­вое слово. Испытуемый должен решить, какое из двух слов в паре наилучшим об­разом подходит к ключевому;

4 субтест оценивает информирован­ность субъекта в области повседневных жизненных задач.

В методике измеряются две группы по­казателей: «эрги» (основные тенденции личности) и «чувства» (культурально-сформированные тенденции). Кчислу пер­вых относятся направленность на поиск партнера, уверенность в себе, нарциссизм (поиск комфорта), неуживчивость. К груп­пе измеряемых «чувств» относятся уро­вень супер-эго (совести), отношение к себе, отношение к партнеру, карьере и родительскому дому. В факторах «эргов» и «чувств» содержатся два компонента, «не­интегрированный» и «интегрированный», по мнению разработчиков приблизитель­но соответствующие бессознательному и сознательному аспектам психической ак­тивности. Последние два субтеста направ­лены на измерение интегрированных ком­понентов личностных тенденций. Основой для их разработки стало положение Р. Кэттелла и Д. Чайлда (1975), что люди знают больше о тех предметах, с которыми связаны их интересы, и, следовательно, будут располагать о них большей инфор­мацией, чем о других (4 субтест), и, веро­ятнее всего, будут ассоциировать слова с областью своих интересов (3 субтест).

Авторы теста полагают, что испытуе­мые не имеют представления о тех психо­логических показателях, которые иссле­дуются тестом (на этом основании мето­дика относится к объективным тестам).

Показатели надежности М., а. т. недо­статочно удовлетворительны. Так, коэф­фициент альфа варьирует от 0,33 до 0,71. Валидность являлась предметом иссле­дований Р. Кэттелла и соавт. (1970), кото­рые приводят данные о ее высоких показателях (на основании сопоставления с ре­зультатами «Шестнадцати личностных факторов» опросника). Однако эти ре­зультаты ставятся под сомнение (К. Бурдселл, 1975). В исследовании П. Клайна и Дж. Гриндлей (1974) валидность подтвер­ждается соответствием между результата­ми этого теста и анализом дневниковых материалов испытуемых.

Исследования К. Купер и П. Клайна (1982) заставляют усомниться в валидно­сти М. а. т. (в психометрическом аспек­те). Факторный анализ М. а. т. и шкал 16 PF был осуществлен на выборке из 109 мужчин. Исследование выявило восемь факторов, ни один из которых не соответ­ствовал постулированной структуре тес­та. В качестве дальнейшей проверки был проведен анализ, в котором было про­демонстрировано, что шкалы не являют­ся однородными (задания не соответство­вали шкалам, которым они приписыва­лись). Руководство к тесту сопровождает­ся нормами, рассчитанными для амери­канской выборки (объем выборки незна­чительный).

По мнению П. Клайна, тест представ­ляет интерес, поскольку относится к весь­ма немногочисленной группе объектив­ных тестов и к тому же является стандартизированным. Тем не менее тест недостаточно доработан и в настоящем виде не может быть рекомендован к при­менению в психодиагностических иссле­дованиях.

Сведений об использовании в СНГ нет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...