Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третья и последующие позиции восприятия




Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона,совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; выстановитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективнымнаблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняетероль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств иключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете запроисходящим. Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точекзрения участников общения. Например, вы можете взглянуть на события спозиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, илишкольного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности.Спросите себя: "Как это выглядело бы с точки зрения того-то и того-то?"Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения.

КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ

У каждой позиции есть свои преимущества. Они просто отличаются друг отдруга, предлагают различное содержание в разных контекстах, разныхобстоятельствах. Совмещением этих точек зрения открывается возможностьнаиболее полного восприятия любого переживания. Хотя позиции восприятия выглядят очень разными, на практике мы обычноперемещаемся между ними, осознавая лишь то, что "обдумываем" вопрос. Конечноже, каждый человек отдает предпочтение тому или иному образу мышления. Тот,кто склонен размышлять с отстраненной, объективной, обезличенной иабстрактной точки зрения, с большой легкостью пользуется третьей позициейвосприятия, а человек, который без труда сопереживает другим, "чувствует ихнастроение", естественным образом склоняется ко второй позиции. Наконец,тот, кто обычно погружается в собственные, субъективные переживания, темсамым автоматически, руководствуясь инстинктом, занимает первую позициювосприятия. Вы можете развить свои способности и научиться смещаться ко всем тремпозициям, подстраиваться к позиции собеседника и таким образом укреплятьраппорт. Опытные продавцы, посредники и консультанты чаще всего пользуются всвоей работе всеми позициями. Помимо выгод в общении, смена различных позиций восприятия способствуетвозникновению творческих идей и поискам решения трудных проблем. Подобныйобраз мышления буквально создает у нас в голове новые нейросети. Необычностьвосприятия, его "своеобразие" заставляет разум уделить особое внимание новымощущениям. При переходе к непривычным позициям восприятия у нас начинаютсянеожиданные прозрения и интуитивные открытия. Итак, преимущества этогоприема дают возможность выйти за границы сферы общения и совершенствоватьвсе стороны нашего мышления. Позиции восприятия образуют часть подхода под названием тройноепредставление, разработанного Джоном Гриндером и Джудит Делозье в ихсовместной книге "Черепахи на спуске". Смысл этого подхода сводится к тому,что благодаря свободным перемещениям между тремя позициями восприятия мыможем лучше понять карту собственного мышления и чужие картыдействительности. Мы можем ощутить привкус богатства и разнообразиячеловеческого восприятия. Это умение поможет вам устанавливать раппорт,который необходим для того, чтобы вызывать перемены в себе и других.

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИПИЯ

Обучение - это жизнь. Мы не можем не учиться

Все родители знают, насколько быстро учатся дети до школы. Жизнь в этигоды кажется им захватывающим приключением. К сожалению, после того, какребенок начинает отождествлять обучение со школой (которая нередко оставляетпечальные воспоминания), темпы подлинного обучения резко снижаются. Мы не всилах ограничить обучение стенами школьного класса: обучение просто означаетестественный для нас, людей, процесс жизни, выживания и достиженияжелаемого. Мы учимся всякий раз, когда "промахиваемся" мимо цели, пробуем что-тоновое и добиваемся того, чего хотели (а это прекрасно удается даженоворожденным). Мы остаемся в режиме обучения все то время, пока намприходится извлекать смысл из целого потока поступающих сенсорных стимулов.Действительно, мы не всегда называем этот (в основном подсознательный)процесс обучением, но, несмотря на это, наша система продолжает действоватьбезукоризненно - мы просто не можем не учиться.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вспомните человека, с которым вам трудно наладил" отношения, ипопробуйте занять вторую позицию. Постарайтесь видеть, слышать и ощущатьтак, как это делает выбранный вами человек. Обратите внимание на то, какменяется ваше отношение к этому человеку, какие перемены возникают в вашемповедении. Вспомните человека, вызывающего у вас крайне отрицательные чувства.Попробуйте перейти к третьей позиции восприятия. Вы можете "примерять"взгляд самых разных наблюдателей: умудренного опытом друга, старика,пятилетнего ребенка, почтенного наставника и так далее. Обратите внимание нато, что проблемы теряют эмоциональный накал, а вы словно отдаляетесь отпроисходящего, благодаря чему можете рассмотреть картину под неожиданнымуглом. Представьте реальное собеседование или встречу с глазу на глаз, которыепредстоят вам в будущем. Выбирайте то событие, в котором вы хотите добитьсяопределенного результата, но испытываете сомнения в успехе. Расставьте вкомнате стол и стулья так, словно устраиваете настоящий разговор, займите"свое" место и мысленно произнесите то, что намерены сказать (перваяпозиция). Пересядьте на место собеседника, "войдите в его шкуру", ивыслушайте самого себя, задаваясь вопросом о том, чего "он" хочет (втораяпозиция"). Вернитесь на свое место, вспомните реакцию собеседника иподумайте о том, какие изменения нужно внести в свое поведение, чтобывызвать более удачный отклик. Отойдите в другой конец комнаты и сыграйте роль "режиссера" (третьяпозиция). Мысленно прокрутите "увиденную" сцену и оцените (с точки зрениярежиссера), какие изменения нужно внести, чтобы улучшить разговор и добитьсянамеченного результата беседы. Оказавшись на этой, более объективнойпозиции, вы можете испытать совершенно иные впечатления и соответственнымобразом перестроить свои планы. Конечно, вам не обязательно переходить наразличные позиции восприятия именно таким, "театральным" способом, но онможет помочь вам овладеть этим искусством. Найдите в опыте прошлого те случаи, когда, по вашей оценке, выпотерпели неудачу. Возможно, вам вообще хотелось бы забыть об этих провалах.Постарайтесь найти по меньшей мере три примера того, какую пользу этот опытуже принес или может принести в будущем. Обратите внимание, что дажеболезненные обстоятельства приносят полезные уроки. Воспользуйтесь своимитворческими способностями. Начните замечать в любых событиях признакиобучения, а также извлекать урок из давних воспоминаний. Следите за тем,какие позиции восприятия вы при этом занимаете. Вспомните различные примеры письменных материалов, которые служатиллюстрацией тем или иным позициям восприятия. Какую форму письменногоизложения вы понимаете лучше? Какая из них оказывает на вас большее влияние?Какими способами вы можете отразить разные позиции восприятия на письме и вречи?

УРОК ТРИНАДЦАТЫЙ

ПОКОРЯЯ ВРЕМЯ

В этой главе:

• Кодирование времени

• Время в различных культурах

• Сквозь время и во времени

• Как определять линию времени

Ряд авторов и преподавателей НЛП воспользовались принципом линиивремени, чтобы описать, как мы запоминаем и храним переживания во времени.Наше поведение и восприятие самих себя зависит от уникального прошлогоопыта, совокупности воспоминаний. Переживания в пространстве и времениделают нас уникальными. Они определяют то, что мы называем сознанием иличностью. Конечно, наши переживания соединены с временнойпродолжительностью, а воспоминания относятся и к далекому прошлому, и кнедавним событиям. В то же время мы нередко заглядываем в будущее. Такимобразом, индивидуальная линия времени отражает уникальную хронологиюпереживаний человека. Она определяет кодирование воспоминаний (прошлое,настоящее и будущее) для последующего хранения в мозге.

КОДИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

О нейрологии памяти мы знаем очень мало, но идея линии времени, илихронологической последовательности жизненных переживаний, выглядит вполнездравой. Нам необходимо, например, каким-то образом определять, когдаслучилось то или иное событие - пять минут или пять лет назад; не менееважно для нас понимать, что воображаемые события будущего еще не случились вдействительности. В конечном счете все мы опираемся на одни и те жесенсорные сигналы (зрительные образы, звуки и ощущения) независимо от того,думаем ли о прошлом или о будущем. Судя по всему, сами по себе зрительные впечатления, звуки и ощущения несодержат какого-либо кодирования с точки зрения времени. Например, внекоторых случаях давние воспоминания связаны с очень яркими картинами,которые выглядят так, словно все это произошло лишь вчера. С другой стороны,нам иногда трудно вернуться к достаточно свежим воспоминаниям. Судя повсему, кодирование осуществляется на уровне субмодальностей (см. седьмойурок). Размещение всех переживаний в хронологическом порядке, по-видимому,требует еще одного уровня понимания, то есть некрологического процесса,придающего смысл событиям с позиции времени. Мы почти ничего не знаем обэтом аспекте мышления как протекающем в мозге процессе, однако идея линии времени (во многом напоминающая сравнение дороги с жизнью или образ реки отистоков до устья) может послужить нам полезной метафорой. Ваша уникальная личность, сложившаяся к данному мгновению, в буквальномсмысле отражает индивидуальную линию времени. Она включает, например, всерешения, принятые вами в прошлом и оказавшие влияние на настоящее, то естьвключает личную историю, расписанную по часам, дням и годам. Этаиндивидуальная "летопись" приносит важные знания, которые помогают нам лучшепонять самих себя. Кроме того, она может стать помощником в осуществленииперемен. Вы можете принять решение пользоваться временем совершенно иначе. Некоторые приемы, основанные на идее линии времени, позволят вамизменять саму нейрологию воспоминаний. Вы можете манипулировать ими в самомпозитивном смысле этого слова и добиваться благодаря этому текущихрезультатов. Наконец, вы можете просто изменить их по собственному желанию(точно так же, как на седьмом уроке вы меняли свои воспоминания путем сменысубмодальностей и изменения своих ощущений). У каждого из нас есть своя, индивидуальная линия времени. Например, всемы воспринимаем время по-разному, несмотря на то что измеряем его вовсеобщих, стандартных единицах. Одни люди ведут себя так, словно в ихраспоряжении сколько угодно времени, а другие - так, будто двадцати четырехчасов в сутки им явно недостаточно. Кстати, это далеко не всегда связано схарактером работы и умением распоряжаться своим временем. Такое поведениеотражает, скорее, черты характера, образ мышления и, в частности, то, какчеловек кодирует время. Это отражено в старой шутке: "Если хочешь, чтобыдело было сделано быстро, обратись к самому занятому сотруднику". Формавнутреннего восприятия времени определяет, насколько оно влияет на человекаи как он им распоряжается. Согласно теории линии времени, все мы храним время линейно. Событияразворачиваются линейно, последовательно, одно после другого. Случившеесягод назад произошло раньше, чем то, что случилось вчера. Впрочем, на этомсходство между нами и заканчивается. В силу индивидуальной уникальности всемы кодируем (то есть храним в мозге) разницу во времени по-своему. Итак, как же мы "управляем" временем в голове? Вы можете уловитьопределенные намеки на это благодаря словам, которыми люди пользуются вповседневном общении (подобно тому, как сенсорные предикаты указывают напредпочитаемые ими системы представления). Выражения типа: "Когда-нибудь тыоглянешься назад и поблагодаришь меня" или: "Оглядываясь назад, ты увидишь,что все это просто смешно" предполагают, что воспоминания о прошлом мыхраним где-то позади себя. Сходным образом, мы говорим, что "заглядываемвперед", когда размышляем о еще не случившемся. В этих случаях мы вочередной раз инстинктивно пользуемся метафорами, связанными спространством, местоположением. Однако сейчас нам стоит обсудитьопределенные культурные различия в представлениях о времени.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...