Глава 1. Проблемы формирования семейных отношений в современной педагогике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН БЕЛОРЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей Студентки 5 курса, группы Е Аверьяновой С.А. Руководитель Коробатова М.Р.
Белорецк 2006 г. Содержание Введение Глава 1. Проблемы формирования семейных отношений в современной педагогике 1.1 Характеристика типов семенных отношений 1.2 Социально-психологические типы личности ребенка, соответствующие определенному стилю семейного воспитания 1.3 Особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа семенных отношений Глава 2. Методы социально-педагогической поддержки детства 2.1 Индивидуальная помощь детям из асоциальных семей 2.2 Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей Глава 3. Исследование влияния социально – педагогической поддержки на личность подростков 3.1 Анализ проведенных исследований 3.2 Коррекционная программа для подростков Заключение Литература Приложение Введение
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т. д. [12, 14]. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения. В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения. В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, А.Н. Леонтьев, Т.В. Маркова, В.А. Петровский, Т.А. Куликова и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация типов семейного неблагополучия, а также стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития. В данной работе нами были изучены и использованы следующие источники: Семейный кодекс Российской Федерации (ст.63,ст.64, ст.65); Уголовный кодекс Российской Федерации (ст.151, ст.156); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.20.20. ст.20.21. ст.20.22.).
Исследованиями Института детства Российского детского фонда установлено, что в условиях социальных преобразований, происходящих в нашем обществе, наиболее уязвимым является подросток. Таким образом, одна из главных причин современного семейного неблагополучия – отсутствие должной психолого-педагогической поддержки ребенка. Актуализируется роль образовательных и воспитательных учреждений как центров социальной стабильности [11, 6]. В современных кризисных условиях именно семья получила больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Снижение покупательной способности, обнищание средних слоев населения привело к росту смертности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, согласно статистическим данным, с 1998 года наблюдается уменьшение населения. Если в 2002 году прирост населения составлял 749, 9 тысяч человек, то в 2004 году смертность превысила рождаемость на 880 тысяч, в 2005 году - на 1,2 млн. человек. Современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и в питании. Актуальность данной работы заключается в неоспоримой роли семейного фактора (особенно влияния того или иного типа семейного неблагополучия на развитие ребенка) и в необходимости выявления методов социально-психологической поддержки детства. Проблема: каковы типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства. Цель исследования – на основе теоретического исследования выявить методы и приемы, средства и формы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей. Задачи: 1. Изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме семейного неблагополучия; определить типы семенных отношений. 2. Исследовать социально-педагогические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания.
3. Проанализировать особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа семенных отношений 4. Изучить и систематизировать методы социально-педагогической поддержки детства. 5. Определить методы социально-педагогической поддержки детства. Объект исследования – процесс социально-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей. Предмет исследования – пути и формы социально-педагогической поддержки детей неблагополучных семей. Это позволило сформулировать следующую гипотезу: если изучить типы семейного неблагополучия, влияющие на процесс формирования личности подростка, то при социально-педагогической поддержке детей из неблагополучных семей, можно добиться значительных результатов. Теоретическая значимость: исследования работы заключается в том, что нами получены и обоснованы данные по проблеме семейного неблагополучия, выявлены методы и приемы, средства и формы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей; исследованы социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания; проанализированы особенности отношений подростков с родителями в зависимости от типа семенных отношений, а также выявлена роль коррекционной работы с подростками из неблагополучных семей. Новизна: данной работы заключается в том, что мы разработали коррекционную программу для подростков из неблагополучных семей. Коррекционная программа для личностного роста. Структура: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, литературы, приложения. Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, классификация, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктов педагогической деятельности, анкетирование, тестирование, опросы). База исследования: Авзянское отделение милиции, Белорецкого ГРУВД.
Глава 1. Проблемы формирования семейных отношений в современной педагогике
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|