Педагогическая поддержка детей из асоциальных семей
Педагогическая поддержка – это требование времени. О.С.Газманом вместе с Т.В.Анохиной разработаны основные принципы обеспечения педагогической поддержки: - согласие ребенка на помощь и поддержку, - опора на личные силы и потенциальные возможности личности, - вера в эти возможности, - ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, - совместность, сотрудничество, содействие, - конфиденциальность (анонимность), - доброжелательность, безоценочность, - безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства, - реализация принципа «не навреди», - рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития [11, 145]. Выделяются следующие этапы педагогической поддержки: - диагностический – устанавливает или сигнализирует, что есть проблема, о которой сообщает подросток, - поисковый – приводит к совместному с педагогом поиску причин проблемности, - договорной - способствует «заключению» договора между ребенком и взрослым о действиях по разрешению проблемы, - деятельностный – показывает самостоятельность действий ребенка и стимулирование этих действий взрослыми, - рефлексивный – констатирует факт разрешимости проблемы и осмысление воспитанником и взрослым нового опыта жизнедеятельности [11, 52]. А. Асмолов считает, что для осуществления педагогической поддержки необходимо: - помочь ребенку стать личностью, то есть иметь социальную позицию, иметь линии развития (адаптации, индивидуализацию, интеграцию), иметь возможность выбора той или иной деятельности,
- содействовать и поддерживать самостоятельные решения ребенка, - поддерживать ребенка в осуществлении его индивидуальности. Ломка личностной ориентации по отношению к ребенку требует пересмотра организации системы воздействия на личность воспитуемого. В поведенческой практике педагогам приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. Для процесса педагогической поддержки можно использовать различные метода и приемы педагогического воздействия, которые делятся на четыре основные группы: · Созидающие, содействующие улучшению взаимодействия между воспитателем и воспитанником: 1. проявление доброты, внимания, заботы. 2. просьба, 3. поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения), 4. прощение, 5. проявление огорчения. 6. проявление умений учителя, 7. поручительство. · Созидающие, содействующие повышению успеваемости школьников: 1. организация успеха в учении, 2. ожидание лучших результатов. · Созидающие, вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения: 1. убеждение, 2. доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, 3. вовлечение в интересную деятельность, 4. пробуждение гуманных чувств, 5. нравственное упражнение. · Тормозящие приемы педагогического воздействия: 1. констатация поступка, 2. необычный подарок, 3. наказание - упражнение, наказание - ограничение, наказание - условность, наказание изменением отношения. 4. предупреждение, 5. проявление возмущения, 6. ласковый упрек, 7. необычное приказание, 8. ирония, мнимое одобрение, карикатура и т.д. Главное в воспитании ребенка – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой, так как именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Наиболее типичные опасности, исходящие из семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшенности или сопротивление гиперопеке; неприятие родителей или одного из них; агрессивность к родителям и окружающим, низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться; использование антисоциальных и саморазрушительных способов компенсации и самоутверждения. Обращая внимание родителей на неблагополучное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить и соблюдать внутрисемейные психолого-педагогические факторы, имеющие воспитательное значение. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. Важным фактором является общение родителей и детей. В общении у взрослых и детей должны вырабатываться следующие принципы общения: принятие ребенка, эмпатия (сопереживание), конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Очень сложной задачей воспитателей и родителей является формирование уважения к старшим. От семейного уклада, от всего стиля жизни формируется их внутренняя позиция по отношению к окружающим. Целесообразно в работе социального педагога использовать методику оказания индивидуальной помощи детям из неблагополучных семей. Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия – родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т.п. Педагогическая поддержка – это требование времени, основными принципами обеспечения которой являются: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности, ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия, совместность, конфиденциальность, доброжелательность, безоценочность, безопасность, рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, которые мешают продвижению ребенка, подростка в достижении успехов в процессе воспитания, обучения и развития. Выделяются следующие этапы педагогической поддержки: диагностический, договорной, деятельностный, рефлексивный. Для процесса педагогической поддержки можно использовать различные метода и приемы педагогического воздействия, которые делятся на четыре основные группы: · Созидающие, содействующие улучшению взаимодействия между воспитателем и воспитанником. · Созидающие, содействующие повышению успеваемости школьников. · Созидающие, вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения. · Тормозящие приемы педагогического воздействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|