Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Ваш стиль воспитания» С.В.Степанова.

Протокол

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Баллы Тип Восп.
Ионова Б В Г А Б Г Б А А Г 26 Индифферентный
Кузнецова Г Г Г А Г В В Г Б Г 17 Либеральный
Домнина (Миронова) В Г Г А Г Г А А Г Г 20 Либеральный

 

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Ваш стиль воспитания» С.В.Степанова.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А: Преимущественно воспитанием.

Б: Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В: Главным образом врожденными задатками.

Г: Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А: Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б: Абсолютно с этим согласен.

В: Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г: Затрудняюсь ответить, не задумываясь об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите более удачным?

А: Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

Б: Цель воспитания – научить детей обходиться без нас. (Эрнест Легуве).

В: Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер).

Г: Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А: Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б: Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В: Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности.

Г: Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А: Если попросит, можно дать.

Б: Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В: Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г: Когда есть возможность, можно дать ему иной раз какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А: Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б: Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.

В: Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды недолги.

Г: Посоветую ребенку как ему лучше вести себя в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А: Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей, это не принято.

Б: Сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо огородить.

В: Подумаешь, все мы знаем эти слова. Не надо предавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г: Ребенок вправе выбирать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь – подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где собирается компания сверстников, в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А: Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б: Возможно, если знаю ее товарищей, как порядочных и надежных ребят.

В: Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г: Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А: Постараюсь вывести его на «чистую воду» и пристыдить.

Б: Если повод не слишком серьезный, не стану предавать значения.

В: Расстроюсь.

Г: Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А: Безусловно. Б: Стараюсь. В: Надеюсь. Г: Не знаю.


Приложение 6

Коррекционная программа для личностного роста подростков

Занятие 1 «Знакомство»

1. Представление.

Тренер рассказывает для чего собралась группа:

«Мы собрались здесь с вами для того, чтобы каждый из нас смог лучше узнать себя, научился помогать себе в трудной ситуации, снимать с себя напряжение, открыть в себе новые возможности, о которых мы, может быть, и не догадываемся. Наконец, просто поиграть, отдохнуть, посмеяться.

Если мы будем активны и искренни, то сможем помочь не только себе, но и друг – другу.

У кого есть вопросы?»

2. Знакомство.

Тренер: «Для начала давайте познакомимся. Пусть каждый по кругу назовёт себя так, как ему хотелось, чтобы его называли в группе и своё любимое блюдо. А для лучшего запоминания каждый должен повторить имена и любимые блюда троих стоящих впереди него участников.

3. Рисование.

Для занятия приготовить листы бумаги, кисточки, кусочки поролона, акварельные краски или гуашь а также воду для каждого участника и тряпочки для вытирания кисточек.

Занятие лучше проводить под музыку.

Тренер: «Сейчас мы с вами поиграем в художников –«абстракционистов», то есть мы будем рисовать. Но не что-то конкретное, а будем просто играть с цветом и формой.

Выберите, какой цвет вам больше нравится, макните кисточку и за дело…

Кто-то будет малевать пятно, кто-то закорючку, кто-то линию…

А теперь добавьте другой цвет или измените форму. Можете рисовать кисточкой, губкой и даже пальцем. Не торопитесь, получайте удовольствие от цветов, которые у вас получаются «

По окончании рисунки вывешиваются для просушки и обсуждения.

4. Релаксация.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ему лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате подросток лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия.

«Краткий аутотренинг». Каждый участник садится в удобной позе. Ведущий: "Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах... Ваши веки становятся тяжелыми... Дышите ровно, глубоко. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелее... Дышите ровно, глубоко...

Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы парите в воздухе. Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни. Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с нами за последнее время... Вы чувствуете себя полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трех. При слове «три», вы открываете глаза, и будете чувствовать себя свежим и бодрым. Раз, два, три...»

«Мысленное путешествие». После предварительного расслабления участников и погружения ведущий говорит: «Вы стоите на лугу. Еще раннее утро, но уже греет солнце. Вы чувствуете его лучи на своем лице, а мягкий ветерок что-то шепчет вам. Вы идете через поле к небольшому холму, с которого видна вся окрестность... Вы стоите на холме и видите гигантскую птицу, приближающуюся к вам. Это огромная птица. Но вы не убегаете от нее - это добрая птица с мягкими крыльями. Она садится рядом с вами, и с нее сходит маленький человечек. Он говорит, что вы можете лететь на этой птице куда угодно (предлагается представить желанное для каждого место). Вы возвращаетесь, маленький человечек садится на птицу и улетает».

Занятие 2.

1. Игра «Мигалки».

Все, кроме водящего, встанем парами один за спиной другого, лицом в круг. Образуется как бы два круга – внутренний и внешний. Задача водящего – найти себе пару. Для этого он должен мигнуть кому-то из внутреннего круга. Тот, кому мигнули, должен перебежать к водящему и стать сзади него. Но, тот, кто стоит за ним сзади, не должен «зевать». Его задача удержать партнёра (за плечи или за талию). Стоящий сзади должен быть максимально мобилизован, но руки должны быть опущены вдоль туловища. Только в тот момент, когда он заметил, что его партнёру подмигули, он может схватить его руками.

Если партнёр улизнул, оставшийся становится водящим.

2. Игра «Броуновское движение»

Тренер: «Мы все – атомы. И быстро двигаемся под музыку. Как только музыка прекращается, слушайте, что я буду кричать. Если я крикну: «молекула из двух атомов»,

Все должны объединяться по два человека, если крикну «Из трёх» – быстро объединяемся по три человека. Сколько атомов назову, столько человек должны объединиться. Кто не успел за 10 сек. найти «свою молекулу» - выбывает из игры.

В конце игры тренер объединяет ребят в одну большую молекулу.

3. Игра «Паутинка».

Все возьмёмся за руки и встанем в круг, руки не отпускаются в течение всей игры. Итак, водящий выходит, а остальные начинают запутываться. Кто - проходит под руками двух любых участников, кто-то изобретает свои ходы. Руки не отпускаются ни на момент! Следите за тем, чтобы кто-то не встал в положение, неудобное для соседей, не выворачивал им руки.

4. Игра «Передай мяч по кругу».

Тренер: «Наша задача передать мяч по кругу. Но, нельзя пользовать руками. Работают: плечи, подбородок и руки от локтя до подмышек.

5. Игра «Спелеолог»

Тренер: «Ребята, что за наука спелеология? Кто знает?

Это наука, занимающаяся изучением пещер, их происхождением, подземными водами и т.д. Какие опасности поджидают спелеолога под землёй?» Обсуждение.

Сейчас мы с вами сделаем «пещеру»: станем на четвереньки, руки – одна стена, ноги – другая стена, живот – это свод. Каждый из нас будет пробираться по трудному подземному проходу. Закончив путь, надо пристроиться к последнему участнику и превратиться в «пещеру».

6. Релаксация «Я — в группе».

Ведущий: «Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... Подержит ею руку в своей... Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая холоднее, и запомните, была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (I минута)... А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза».

Занятие 3.

1. Игра «Да» и «Нет»

Цели: Эта игра, направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на пробуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос. Поэтому игра "Да и нет" может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни. Ненастоящий, игровой спор освежает психологический климат в коллективе и, как правило, снимает напряжение. Начиная эту игру, имейте в виду, что на некоторое время будет жуткий шум и гам.

Материалы: Небольшой колокольчик.

Инструкция: Вспомните на мгновение, как обычно звучит ваш голос. Скорее тихо, скорее громко, скорее средне?

Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово "да", а кто - слово "нет". Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уде некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

2.«Безмолвный крик»

Цели: Детям важно научиться даже при самой сильной обиде или гневе не чувствовать себя жертвой. Игра "Безмолвный крик" помогает подростку ощутить себя хозяином положения. Игра помогает понять, что они могут одновременно контролировать себя и избавлять от напряжения, а это — хороший фундамент для последующего размышления о том, как избавиться от проблемы, являющейся причиной этого напряжения.

Инструкция: Закрой глаза и трижды глубоко и сильно выдохни. Представь себе, что ты идешь в тихое и приятное, где никто тебе не помешает. Вспомни о ком - ни будь, кто действует тебе на нервы, кто тебя злит или желание усиливается. Определи сам, когда раздражение станет достаточно сильным. Тот человек тоже должен понять, что больше раздражать тебя уже нельзя. Для этого ты можешь закричать изо всех твоих сил, но так, чтобы этого никто не услышал. То есть, кричать нужно про себя. Может быть, ты захочешь заорать: "Хватить! Перестань! Исчезни!" Открой рот и закричи про себя так громко, как только сможешь. В твоем потайном месте ты один, там никто не может услышать тебя. Закричи еще раз, и в этот раз ори еще громче! Ну вот, теперь хорошо...

А теперь снова вспомни о человеке, который осложняет тебе жизнь. Представь себе, что каким-то образом ты мешаешь этому человеку по-прежнему злить тебя. Придумай в своем воображении, как ты сможешь сделать так, чтобы он больше тебя не мучил. (1 минута)

А теперь открой глаза и расскажи нам о том, что ты пережил.

Анализ упражнения:

- Смог ли ты в своем воображении крикнуть очень-очень громко?

- Кого ты представил в образе твоего злого духа?

- Что ты кричал?

- Что ты придумал, чтобы остановить этого человека?

3.«Король»

Цепи: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать свои желания, не боясь "потерять лицо". В роли короля они даже могут проявить определенную щедрость и открыть новые стороны в самих себе. Поскольку в игре четко заданы границы, все участвующие чувствуют себя в полной безопасности. Последующий анализ игры позволяет предотвратить возможное появление "жертв" в классе.

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот кто, становиться королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других, но он может позволить многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?

Пусть со временем каждый получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем. Анализ упражнения:

- Как ты чувствовал себя, когда был королем?

- Что тебе больше понравилось в этой роли?

- Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?

- Что ты чувствовал, когда был слугой?

- Легко ли тебе было выполнять желания короля?

Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем

4. «Восковая палочка»

Тренер: «Встали в круг очень плотно. Один из вас – «восковая палочка» стоит в центре круга. Глаза закрыты, тело расслаблено, руки прижаты вдоль туловища, ноги вместе, зафиксированы в одном месте, в центре круга и не сдвигаются.

Аккуратно за плечи подталкиваем «восковую палочку», она начинает плечами падать на чьи-то руки, а ноги остаются на месте. Те, на кого она падает, ловят её на мягкие ладони и подталкивают в противоположную сторону круга, те, в свою очередь делают то же самое.»

Замечание. В агрессивных группах лучше не играть.

5. Растяжка..

Любой желающий ложится на пол, руки и ноги в разные стороны. Остальные участники встают: по 2 человека к каждой ноге, по 1 человеку к каждой руке и один человек к голове. Аккуратно берём за все конечности и голову и по счёту 1-2-3-4 несильными рывками одновременно тянем беднягу в разные стороны. Упражнение с каждым повторять 4-5 раз. При правильном выполнении тело слега приподнимается над полом.

Первого добровольца спросить, насколько ему понравилось, чтобы остальные не опасались несколько необычного упражнения.

6. Релаксация «Полет белой птицы».

Ведущий: "Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки и ноги скрестите, правая рука и правая нога - сверху.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.

В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам эта белая птица.

Я лечу в спокойном синем небе, подо мной - спокойное синее море.

Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен, отдыхаю.

Ступней моих ног коснулась приятная прохлада. Приятная прохлада заполнила мышцы ног. Мышцы - легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы - легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Мне легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова - ясная и чистая. Мышцы - легкие и бодрые... Три глубоких вздоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул!"

Высокий уровень саморегуляции поможет вам справляться со многими неприятными проблемами с меньшими потерями для себя и для окружающих.

Занятие 4

В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребёнка, проявляется безразличие к его чувствам. Таким образом, у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному).

Развитие эмпатии, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в коррекционной работе с агрессивными детьми.

1. Работа с фотографиями (карточками).

Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей в различных эмоциональных состояниях.

Детям предлагается рассмотреть фотографии, определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображённый на ней. Затем попросить детей придумать историю, позволяющую понять причины данного эмоционального состояния. Лучше, если таких причин будет несколько.

Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах.

2. Памятник чувству.

Для работы заготовить карточки с названиями чувств: страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, нетерпение, испуг, печаль, любовь, гнев, сострадание, жалость.

Детям раздаются карточки с названиями чувств, они знакомятся с ними, но не показывают окружающим.

Ведущий, просит детей вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство. Затем каждый должен пластически изобразить данное чувство в виде «памятника» или пантомимы (можно нарисовать)

Задача остальных детей - отгадать «памятник», какому чувству они видят.

После завершения этой части ребят просят объяснить:

-как они понимают слова, указанные в карточках,

- что значат эти чувства,

- в каких ситуациях они возникают,

- могут ли они рассказать о случаях из своей жизни.

3. Общение без слов.

Разбиваемся на пары, садимся друг против друга, закрываем глаза.

На счёт «раз» - здороваемся руками, знакомимся.

На счёт «два» - боремся руками,

На счёт «три» миримся руками и прощаемся.

Постарайтесь запомнить чувства, которые у вас возникли.

4. Беседа.

Обучаясь в группе, мы сталкиваемся с разными ситуациями, в некоторых вы чувствуете себя уверенно, в некоторых не очень. А в реальной жизни бывают и не очень приятные моменты. И вы можете испытывать отрицательные эмоции: гнев, злость.

Очень важно научиться правильно вести в такие моменты.

Предлагаю сейчас рассмотреть несколько ситуаций и обсудить, какие варианты поведения возможны в этих ситуациях.

Правила для обуздания собственных эмоций.

1.Глубоко вздохнуть и посчитать до 10.

2.Сильно сжать кулаки, напрячь их (задержать дыхание) и разжать на выдохе.

5. Релаксация «Я – в паре»

общение со сверстниками строится на основе пустого времяпровождения; планы и намерения на будущее в основном определились, но нет активной подготовки; к замечаниям склонен прислушиваться, замечания воспринимает адекватно; равнодушное безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали; самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе; черствость невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям; стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, сопротивление среде; безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения; нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда; воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...