Вопрос 52. Современная западная философия.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Представляет собой единое в своей метафизической определенности, но разнородное целое. Выделяют 4 главные философские школы: Аналитическая философия (Англия, США), Феноменология и герменевтика(ФРГ), Постмодернизм (Франция, США). Феноменология (неореалистской версии метафизики). Метафизические основы феноменологии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования): Основателем считается Эдмунд Гуссерль. Феноменология - это учение о сознании, о феноменах сознания и их смыслах. Сознание как идеальная реальность признается определяющим началом бытия, поскольку видение, смысл и значение объективного мира зависит именно от обработки его явлений в сознании. Сознание самостоятельно приписывает тот или иной смысл миру, т.е. фактически подчиняет мир себе(это рационалистическая позиция). Сознание выступает как сущность, мир – как существование, вторичное и подчиненное начало. Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Необходимо сделать так, чтобы объективный мир был "замкнут", сведен (редуцирован) к явлениям сознания (т.е. к феноменам; феномен - это в переводе с греческого то, что является; в рамках феноменологии феномен - это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль). В рамках данной редукции сознание сформирует специальное представление-репрезентацию, в той или иной степени правдоподобности открывающее смысл данного предмета. Герменевтика (неономиналистская версия метафизики). Метафизические основы герменевтики нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования): Согласно неономиналистской теории мир понимается как сумма единичных вещей и сущностей, которые могут быть только описаны и прокомментированы. Герменевтику определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, то или иное понимание текстов. В соответствии с данным подходом, сущностью объявляются объекты, явления (семантические, логические, исторические, культурные и т.д.), а всякое возможное их описание является их существованием. Будучи теорией-репрезентацией действительности герменевтика предстает как конструирование реальности, основанное на независимом от репрезентанта описании (трактовке, комментарии, интерпретации) данных объектов. Герменевтика предполагает ту или иную степень правдоподобности их описания. Это, в свою очередь, предполагает вероятностный характер теоретического знания.
Аналитическая философия (неономиналистской версии метафизики). Основные направления и этапы данной философии – позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Метафизические основы аналитической философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования): Аналитизм возник как реакция на засилье идеализма (неореализма) в английских университетах начала ХХ века. Аналитическая философия утверждает, что идеализм несостоятелен, он затрудняет ясное положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и схемы, а факты действительности, которые необходимо так или иначе описать, прокомментировать, используя язык максимально четкий и ясный. Очевидно, что это актуализация неономиналистской версии сущностного исследовательского подхода. В соответствии с данным подходом, сущностью объявляются факты, явления, а всякое возможное их описание является их существованием. Будучи теорией-репрезентацией действительности аналитизм предстает как конструирование реальности, основанное на независимом от репрезентанта языковом описании (трактовке, комментарии, интерпретации) данных фактов. Вопрос состоит лишь в том, насколько это описание правдоподобно и ясно представляет действительность фактов.
Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна "Логико-философский трактат". Основные положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие. · Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление "за" языком - это химера). · Есть только один мир - мир фактов, событий (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук. · Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений). · Смысл предложения выражает событие. · Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами. · Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. "В мире,- пишет Витгенштейн,- все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности...". Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.) · "То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно". Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать. · Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны. · Цель философии - не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия - это не особое учение, а деятельность по прояснению языка. Аналитизм претендует на достоверность данных описаний, в соответствии с чем одним из важнейших принципов неопозитивизма является принцип верификации (проверяемости)(достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение).Однако представителям аналитической философии приходится согласиться с тем, что философские принципы невозможно проверить фактами непосредственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Поэтому постпозитивисты уже придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся (ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать)-принцип фальсификации.(теория появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается). 1) в основании теории находятся гипотезы (т.е. предположения); научные гипотезы навсегда остаются гипотезами, ибо, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из гипотез по законам дедукции выводят предложения, которые можно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: либо предложения не противоречат фактам, в таком случае теория продолжает жить, она признается работоспособной и в той или иной степени правдоподобной, либо предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, в таком случае теория считается ложной, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории.
Постмодернистская философия(неономиналистской версии метафизики).Французское слово "модерн" означает современный. Постмодерн - это прежде всего философия, которая направлена против философии Нового времени. Метафизические основы постмодернистской философии нашли свое проявление в принципе дуализма (отрыва сущности от существования): В соответствии с данным подходом, сущностью объявляются объекты, явления, сам человек со своей безграничной и хаотической свободой, а всякое возможное их описание является их существованием, оторванным от сущности (репрезентацией). Поэтому постмодернисты выступают против общего в защиту единичного, индивидуального. Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, критики авторитетов, интуитивизма, нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости. Будучи теорией-репрезентацией действительности постмодерн предстает как конструирование реальности, основанное на независимом от репрезентанта описании (трактовке, комментарии, интерпретации) данных объектов. В данной связи, степень адекватности описаний, комментариев зависит от их случайного совпадения или же несовпадения с реалиями бытия объектов. Постмодернистская теория предполагает ту или иную степень правдоподобности их описания. Это, в свою очередь, предполагает вероятностный характер теоретического знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|