История, сущность, функции, формы и педагогическое значение школьного краеведения.
В понятие «краеведение» вносилось различное содержание. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в. Я. А. Коменский; в 18-19 вв. - Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в русской педагогической литературе появились во 2-й пол. 18 в. В 1761 М. В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать педагогическую ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» – краем. В 20-х годах 20 века оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определённой, выделяемой по административным, политическим или хозяйственным признакам относительно небольшой территории. В 30-х годах краеведение определялось как «общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в развитие своего края на основе всестороннего его изучения». Были также высказывания о нём как об особой науке, предмете преподавания. А.С. Барков говорил, что «краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края…». Краеведением занимаются историки, естествоиспытатели, специалисты языка и литературы, архитекторы, работники искусств. Поэтому краеведение может быть различное: историческое, естественно – историческое и т.п. вплоть до археологического. Однако ни в какой другой науке оно не находит для себя столь пригодных методов исследования, как в географии, так как объект и методы изучения географии и краеведения совпадают.
Говоря о краеведении, чаще всего понимают его именно как краеведение географическое, в содержание которого входит всестороннее, синтезированное изучение родного края. В краеведении, так же как и в географии, предметом изучения является местность, территория. Сам термин «краеведение» означает, что изучается территория, определяемая понятием «родной край». В преподавании географии краеведение – одно из средств осуществления, воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий. Материал о природе родного края используется на уроках, в своём крае имеется больше возможностей и условий для практического применения приобретённых знаний. Таким образом, школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается сущность краеведческого аспекта в обучении. В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. Во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Это туристические походы по своему краю, школьные экспедиции.
Организация и отношение у учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но тем не менее они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристического похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов. Краеведческий аспект предполагает использование таких знаний, которые непосредственно получены при изучении своей местности. Краеведческая основа обучения даёт возможность выполнить две важные дидактические функции: а) опираясь на изученные географические объекты и явления, характерные для своей местности, конкретизировать и углублять содержание изучаемых тем о природе; б) дать учащимся возможность при изучении почти всех тем из общих обзоров природы получить стройную систему знаний о географии своей местности. Использование краеведческого аспекта помогает школьникам лучше понять особенности окружающей природы и уяснить, что свой край – это органическая и неотъемлемая часть всей России. Существуют различные формы изучения своего края. Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования ит.д.), туристические походы, краеведческие кружки и др. Успех краеведческого изучения своей местности в школе зависит от того, насколько подготовлен к этой работе учитель. В частности важно обладать умениями пользоваться методами географических исследований: 1. литературными; 2. картографическими; 3. статистическими; 4. методом полевых наблюдений. Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности (использование ведомственных картографических материалов). Этот метод предполагает так же составление картосхем, на которые наносят результаты исследований. Могут быть составлены картодиаграммы и картограммы. Составление картограмм и картодиаграмм способствует не только укреплению графических навыков, но и созданию новых наглядных пособий по географии своего края.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно, при изучении климата. Использование этого метода способствует укреплению умений обобщать и анализировать цифровые показатели и делать необходимые выводы, с последующей их демонстрацией в виде графиков. Метод полевых исследований дает возможность развивать творческую изыскательную деятельность непосредственно в природе. При организации полевых исследований необходимо определить границы территории, которая будет изучаться, выделить основные объекты и время на их исследование. Составить план для изучения этих объектов. Целевые установки краеведческой деятельности вызывают необходимость в реализации комплекса форм организации краеведческой деятельности. Можно использовать формы, в которых принимают участие все школьники: - уроки основного самостоятельного курса «краеведение»; - уроки интегрированных краеведческих курсов; - внеурочные и внеклассные мероприятия; - уроки школьных учебных курсов, содержащие краеведческий компонент образования. Используются также формы, в которых учащиеся принимают участие в зависимости от своего выбора: - занятия факультативных краеведческих курсов; - занятия элективных краеведческих курсов; - туристско-краеведческие объединения (проведение краеведческих исследований во время туристских походов); - спортивно-туристские объединения (совершение спортивных туристских походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода); - объединения оздоровительного туризма (совершение походов выходного дня по родному краю в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода); - экспедиционные объединения (изучение родного края в процессе подготовки и проведения полевых краеведческих исследований);
- музейные объединения (изучение родного края на базе школьного краеведческого музея); - экскурсионные объединения (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных, или участия в плановых экскурсиях); - формы семейного краеведения. Нами разработана следующая совокупность форм краеведческой деятельности учащихся, представленная на схеме (прил.1) Из вышесказанного следует, что краеведческий аспект, если им оперировать умело, является важной частью учебно-воспитательного процесса. Школьное краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности: - приоритет задач воспитания и развития детей над задачами обучения; - возможность эффективной реализации принципов человекоцентристской, адаптивной педагогики; -возможность реализации личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе краеведческой деятельности; -привлекательность для учащихся деятельности, вызывающей непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся; - возможность реализации интегративного характера содержания путем комплексного вовлечения образовательных, природно-рекреационных ресурсов данной территории в образовательный процесс; - полипредметность содержательной стороны изучаемой территории: природа, экология и др.; - возможность формирования системы знаний, усиления практической направленности обучения; - возможность применения общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на конкретную территорию; - практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности в зависимости от интересов и потребностей коллектива и каждого его участника; - преобладание коллективной творческой деятельности на всех этапах подготовки и проведения мероприятий и традиционность самоуправления при проведении самодеятельных краеведческих мероприятий, являющихся сущностными сторонами краеведческой деятельности, способствующих развитию коллектива как средства решения стратегических и оперативных воспитательных задач, решаемых средствами краеведения; - возможность целеполагания, планирования и организации общественно-полезной деятельности и общения, как ведущих видов психической деятельности подростков на корпоративной основе; - возможность применения педагогами широкого спектра методов и средств контроля качества воспитания и обучения в процессе мониторинга.
Жизнь школьника является частью жизни нашего народа. Постепенно дети учатся принимать участие в жизни общества. Учитель призван помочь ребёнку осознать себя членом семьи, членом школьного коллектива, гражданином своей Родины. В последнее время во всех регионах России большое внимание уделяется изучению краеведческого материала, поэтому педагогическое значение краеведения очень велико: 1.Школьное краеведение позволяет построить педагогический процесс при непосредственном восприятии изучаемых объектов; 2.Школьное краеведение активизирует педагогический процесс, повышает самодеятельность учащихся. Удовлетворяя присущую детям потребность исследования, познания, школьное краеведение укрепляет их интерес к науке, что является важным условием успеваемости в обучении; 3.Школьнео краеведение содействует образованию у детей географических навыков и умений. Во время занятий школьным краеведением ученики применяют на практике приобретённые знания, закрепляют их и переводят в навыки; 4.Непосредственное изучение реальной действительности формирует у детей научное, диалектико-материалистическое мировоззрение; 5.Познание своего края укрепляет любовь к нему. Изучение географии своей местности в отношении к природным объектам порождает у детей интерес; 6.Школьное краеведение является не какой – то дополнительной нагрузкой на учителя, а его надёжным помощником. Оно представляет собою одно из средств для поднятия качества учебно-воспитательной работы;
Содержание географического краеведения.
Существующая программа предусматривает изучение рельефа и геологического строения, вод, климата, органического мира. Первые краеведческие наблюдения начинаются в начальной школе; например, в 1 – 4 классах школьники учатся составлять календари погоды. Из года в год краеведческие работы должны усложняться, приобретаться все новые и новые навыки наблюдений и расширяться знания о своем крае. Распределение краеведческих работ в учебной программе школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальном курсе физической географии (6 класс), физической географии России (8 класс), подводят к теме “Своя область...”. При этом накопленный материал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут незаменимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Конкретный местный материал, собранный учащимися, является дополнением к учебнику о своей области. Школьная география традиционно уделяла большое внимание изучению особенностей региона в рамках курса географии России в разделе «Свой край», а также в других курсах географии в качестве иллюстрации общих природных явлений и процессов. Так, например, при изучении курса географии в 6 классе мы знакомимся с родным краем при изучении каждой темы, например в разделе «Литосфера», мы знакомимся с рельефом нашей местности; в разделе «Гидросфера» - с водами нашей местности; в разделе «Атмосфера», знакомимся с климатом нашей местности, при изучении природных комплексов, знакомимся с природными комплексами нашей местности. Также ведётся изучение нашего края и в 7-ом классе, при изучении материка «Евразия» – как часть этого материка. Более подробное и детальное изучение природы родного края осуществляется в 8 классе, тем более сейчас, когда появилась возможность использовать в школьном компоненте курса «Краеведение». Комплексное изучение территории должно основываться на интегративной возможности школьной географии. Привлечение сведений из разнообразных областей знаний позволяет более полно понять многие явления и процессы на территории. При изучении родного края можно выделить следующие аспекты: 1.конкретизация общего курса; 2.формирование системы знаний о родном крае. Приём конкретизации на региональном материале рассматривается как раскрытие общего через частное, на конкретных фактах типичных явлений, процессов, закономерностей. Изучение регионального содержания имеет самостоятельное значение. При изучении регионального курса, следует опираться на интеллектуальные возможности ученика, его потребности, межпредметные соотнесённости содержания, с учётом психолого-возрастных особенностей учащихся. Всё это позволяет выделить следующую последовательность в организации восприятия материала о географии своего региона: 1 этап: обзорный материал описательного характера, когда всё, что окружает, вызывает интерес и положительную эмоциональную окраску. Изучение территории на уровне фактологического описания; 2 этап: изучение отдельных компонентов природных и природно-территориальных комплексов, познание новой информации, способность углублять и конкретизировать знакомую информацию. Этот этап характеризуется поисками и объяснением различных связей и отношений между объектами и явлениями; 3 этап: комплексная характеристика с использованием имеющихся данных. Характерно обобщение и конкретизация материала. Этапность познания материала соответствует эталонам познания и предполагает различную степень исследовательской деятельности учащихся. Каждому этапу изучения должны соответствовать уровни отбора и усвоения учебного материала, методические приёмы: - первый уровень - уровень знакомства, опирается на красочные иллюстрации типичных ландшафтов, сопровождается ярким но кратким описанием. В самостоятельных работах. Классных и домашних заданиях преобладают наблюдения (например, наблюдения за погодой, за животным миром и др.); - второй уровень – создание проблемных ситуаций в процессе становления знаний об окружающей природе с изученными закономерностями в сферах Земли; - третий уровень - создание проблемных ситуаций с элементами исследования; привлечение краевых статистических данных для иллюстраций изучаемого материала, подготовка докладов – сообщений на заданную тему; - четвёртый уровень - включает групповую исследовательскую работу учащихся по интересам с использованием дополнительной литературы. Этот уровень чаще всего используется во внеклассной работе. Система изучения краеведческого материала характеризуется определённой структурой с чётко выраженными внутренними (внутрипредметными) и внешними (межпредметными) связями. Внутренние связи наиболее хорошо прослеживаются в модуле «Природа». Здесь наблюдается постепенное усложнение сведений о природных особенностях территории, которое осуществляется на основе формирования основных понятий. Межпредметные связи осуществляются при установлении взаимодействия отдельных модулей как в рамках одного, так и нескольких классов. Новизна содержания такой структуры выражается в том, что она направлена не только на познание региона как такового, но и отражает роль региона в жизни страны. Важным проявлением является расстановка материала по его логической преемственности между классами. Таким образом, сам объект - изучаемая территория - объединяет школьников с разными познавательными интересами и склонностями, к изучению природной среды в рамках комплексных географических исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|