Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II . Изучение родного края в системе дополнительного образования.




Место краеведения в системе дополнительного образования.

«...Несомненно, придет время, когда учебные                                                                                    прогулки и оздоровительные путешествия                                                                                  составят необходимый элемент воспитания,                                                                                      то есть человек, не видавший достаточно                                                                               различных концов своего отечества не будет                                                                          считаться вполне образованным человеком.                                                                                     Мы осмеливаемся высказать мысль, что                                                                            несомненно придет время, когда кругосветные                                                                             путешествия в видах учебно-воспитательных будут                                                       необходимым элементом общего образования.»

В.Ф. Каптерев

 

Перестройка духовной жизни общества обусловила значительное повышение интереса к краеведению, в частности к проблемам развития культуры и искусства отдельных регионов. Происходит подъем национального самосознания, стремления народов России глубже познать свой край. Изучению родного края придавали большое значение многие передовые мыслители России. Крупицы знаний, собранные в небольшом крае, складываются, обобщаясь в науку, науку о земле и обществе, формируя определенным образом культуру, в которой пребывает человек.

Все виды краеведения находятся в тесном единстве и реализуются в процессе учебной и внеучебной деятельности. (рис.1).

 

 

Краеведение

         
   

 


приобретение учащимися знаний о крае из рассказа педагога или из учебного пособия   самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни)   изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес

Рис.1. Структурная схема краеведения.

 Центральным звеном краеведческого образования учащихся является школьное краеведение. Именно в школе ребята должны получить определенный уровень краеведческих знаний. Во внеурочное время они имеют возможность дополнить эти знания.

Занятия в системе дополнительного образования в отличие от школьных уроков представляют учащимся поле деятельности, которая даёт им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить свою действенную любовь к селу, например в благоустройстве памятников культуры и природы, просветительской, экскурсоводческой, экспедиционной работе.  

Именно в краеведческой деятельности детского объединения создаются оптимальные условия для саморазвития современного подростка.   

 Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися, создает наиболее благоприятные условия для самоактуализации личности и ее социализации.

Сегодня перед краеведением в системе дополнительного образования стоят следующие задачи:

- использовать историко-краеведческий потенциал Оренбуржья для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

- объединить усилия учителей школы, педагогов дополнительного образования, ведущих творческий поиск по проблемам краеведения;

- продолжить изучение родного края, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

- активизировать краеведческую работу учащихся по изучению природных особенностей родного края.

Творческими группами педагогов разрабатывается программное и методическое обеспечение краеведческого образования. Анализ образовательных программ, представляемых педагогами учреждений дополнительного образования на районные конкурсы, аттестацию, показывает, что содержание значительной части программ направлено на изучение местного материала. Учебные программы по своему содержанию отличаются от программ базового образования по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся и являются дополнением к ним. Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него; подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному). В современной социокультурной ситуации создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающих и развивающих функций. Дополнительное образование позволяет углубить и расширить краеведческие знания, полученные ребенком в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и др.

 Эффективность изучения региона возрастёт, если будут определены: единство целей и задач краеведческих компонентов в различных предметных областях и в системе дополнительного образования. В нашей школе, как и в районе, активно успешно реализуется региональная программа детского движения «Зелёный щит», работает творческое объединение «Музейное дело», где одним из направлений работы является изучение природных особенностей своей местности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...