Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приёмы осуществления краеведческого аспекта в преподавании географии.




Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы всей России и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы. В учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы своей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностях школы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса. Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, не исчерпывается связь преподавания с краеведением. Могут быть применены многие другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, например работа с местными картами, с краевой литературой. Наиболее правильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения. Осуществление краеведческого аспекта в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы.  Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание. Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников. Ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету. Наиболее часто применяемый учителями прием введения краеведческого материала в учебные занятия - это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий.                                                                                                                                                                                                        Вопросы такого рода обычно задаются, когда необходимо создать правильное представление о видовых признаках географических объектов, для уяснения причин явления. Приведем пример вопросов, задаваемых в целях конкретного представления о причинах географического явления. В начале урока учитель спрашивает сводку погоды за сегодняшний день (или вчерашний). Дежурный сообщает данные о температуре, осадках, о направлении ветра.                                                                                        Учитель спрашивает: “Почему сегодня ветер северо-западный?”       Естественно, учащиеся не могут ответить на этот вопрос, поскольку у них нет еще соответствующих знаний. Мышление начинается с вопроса. Перед учащимися возникла проблема, решить которую они смогут только в конце урока, когда узнают, как образуется ветер. В конце урока учитель вновь ставит вопрос: “Почему сегодня ветер дует с северо-запада?” Теперь учащиеся дают на него обоснованный ответ, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности и удаленной от нее территории, лежащей к северо-западу. Этот пример показывает использование на уроке краеведческого материала для постановки вопросов “проблемного” характера, направленных на развитие географического мышления.                                                                                                       Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. При этом учитель должен связывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программного материала. Для проблемного обучения на краеведческом материале чаще всего может применяться проблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которой проблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросов содержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когда связывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческом материале.

Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используется составленная краеведами карта своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов на условное их изображение топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты.                                                                                                                             При изучении климата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда все данные карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этом случае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и т. д.), показанные на карте, будут реально восприниматься. Привлечение материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять географические особенности той или иной территории. Расширению географических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой и периодической печатью служит дежурная карта своего района. Это местный педагогический прием, дающий хорошие результаты, так как учащиеся привыкают систематически следить за текущими событиями.     Основным источником для дежурной карты является  районная газета. Сама же карта - пособие для иллюстраций на уроках по ряду вопросов школьного курса географии (охране природы, местных памятников и объектов природы). Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого аспекта в преподавании учебных курсов серьезную помощь оказывают соответствующие упражнения и задания, помещаемые учебниках.   Выполнение их вырабатывает у учащихся необходимые навыки и умения давать географические характеристики территории. Они помогают устанавливать связи между конкретной географией местности и изучаемым программным материалом в прошлом, на данный момент и в перспективе.                                                                            Необходимо, чтобы эти работы проводились на протяжении всего года как на уроках, так и во внеурочной работе. Чаще всего это наблюдения природы в разное время года. Учитывая местные условия, учитель намечает конкретные места вблизи школы, где будут выполняться рекомендуемые наблюдения, и планирует их выполнение по времени. При этом от сроков, предусматриваемых учебником, могут быть сделаны отступления, например в связи с сезонными условиями. Но всегда надо иметь в виду, что предлагаемые в учебниках работы по краеведению большей частью связаны с содержанием темы, поэтому необходимо стараться так ставить их выполнение, чтобы можно было результаты использовать на учебных занятиях. Примером построенной на краеведческом материале практической работы может служить работа по изучению тем климата, когда ученики вычерчивают розу ветров, строят графики хода температур, диаграммы облачности; или например сравнение за несколько лет фенологических наблюдений; или например сравнивание климата своей местности с климатом соседних областей.                                                                                                                  По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого материала, рассчитанные на длительный срок выполнения и на большую самостоятельность в работе, например: сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических альбомов и плакатов.                                            Накоплению краеведческого материала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей - «дневник краеведа», в которые записываются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своего края. Это обязывает учащихся к повседневным, систематическим записям.                                                                                                                      Чаще всего краеведческий материал привлекают для сравнительной характеристики изучаемых территорий с родным краем. Этим достигается более точное представление об особенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой страны сравниваются с реками своей области, географический комплекс какого-либо региона — с природным комплексом родного края и т. д. Для разъяснения на уроках процессов развития и взаимосвязей явлений убедительные примеры дают длительные наблюдения над местными природными явлениями (климатическими, водным режимом, фенологическими). Ссылки на эти наблюдения и на их результаты будут понятны учащимся, так как были уже осознаны в течение самих наблюдений.         Учащиеся, например, лучше понимают различия и причины изменения в климатах и погоде отдельных районов, областей, стран и континентов когда ведут систематические наблюдения за погодой своей местности.                                                                                                                          С учебными задачами изучения географии в старших классах связана подготовка докладов и сообщений о характеристике и общих закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления. Для обеспечения наглядности на уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративные пособия, составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы), которые помогают созданию у учащихся правильных географических понятий и образов. Показ на уроке предметов, собранных на экскурсиях, может быть увязан с объяснением географических процессов. Например, при изучении горных пород найденный на экскурсии песок имеет ракушки древних морских обитателей. На вопрос, «Какой вывод можно из этого сделать?» учащиеся ответили, что на месте залегания песка существовало открытое море, что климат был жарким. Для более понятных представлений о сложных взаимоотношениях и взаимосвязях человека и природы прибегают к разъяснению происхождения местных названий. Названия, данные географическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы изучаемой территории. Учащиеся ведут топонимический словарь. В педагогическом же отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания событий и фактов: например гора Песошка, Долгая лощина, Гусёв ровок, Веночный лес… Обычно у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края. Собирание местного топонимического материала связано с большой и содержательной работой: требуется записать все наименования, узнать, не изменялись ли они и не имеются ли наряду с официальными еще и неофициальные, пояснить их происхождение и смысл, составить краткие справки об объектах, существующих под определенным названием. Естественно, что для выполнения этой работы учащиеся должны использовать карту, литературные и официальные справочные источники исторические материалы. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение.                                                                                                                                              В осуществлении краеведческого аспекта в преподавании немалую роль играет как одно из важных правил организации учебных занятий перспективное тематическое планирование. В нем особенно тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связь с краеведением. Для получения лучших педагогических результатов при планировании учебной темы необходимо провести тщательный отбор краеведческого материала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он был однородным с изучаемой темой урока и доступным для понимания. Он должен помогать усвоению научных понятий географии, содействовать раскрытию сущности географических закономерностей и способствовать разрешению воспитательных задач, а также обеспечивать возможность применения наиболее правильных методов обучения, быть интересным, наглядным. Непосредственная связь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадиях изучения темы. Работа по краеведению предшествует изучению учебного материала. Например, в 8 классе учитель организует наблюдения погоды до изучения темы «Климат России», которая в этом случае может начинаться не с программных вопросов, а с сообщений учащихся о результатах их краеведческих наблюдений. Учитель специально так планирует краеведческие работы, чтобы они обеспечили достаточными примерами и убедительными выводами научные понятия и теоретические обобщения изучаемой темы. Краеведческий материал органически включается в содержание темы, и краеведческие работы проводятся одновременно с изучением программных вопросов. Примером может служить тема 6 класса «Изображение земли на глобусе и картах» и работы по ориентированию на местности, по измерению расстояний и составлению топографического плана местности. Краеведческая работа может переноситься и в конец темы, например, тема «Природный комплекс» в 6 классе заканчивается экскурсией в природу. Во всех случаях краеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местных единичных понятий и представлений. Большую роль играет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии. Повторение - наиболее эффективное средство углубления и систематизации знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися по географии. Но оно должно проводиться на новом материале или быть поставлено в иной форме и группировке по сравнению с первоначальным изучением. Тогда будут вырабатываться осмысленные знания.                                           Очень часто эти новые аспекты изучения могут быть взяты из местного окружения, что может служить материалом для проверки или подтверждения изученных фактов, для выполнения новых практических заданий. Например, сопоставление геологической, тектонической и физической карт. При выполнении этого задания учащиеся обнаруживают, как они усвоили понятие о геологических процессах и связанных с ними формами рельефа, умение пользоваться картами для выявления причинных связей.                                                                                                                                              Гидрологические понятия, содержащиеся в курсах физической географии, тесно связаны с изучением школьниками местных вод. Наблюдения за внешними признаками отдельных гидрологических объектов, например, реки, не требуют специальных гидрологических знаний. Научные понятия о внутренних водах даются учащимся в 6 классе,  эти понятия углубляются в 8 классе за счет введения таких понятий, как тип питания, падение реки, уклон, расход, гидрологический режим, годовой сток, твёрдый сток.
Козлова Ю.В. в своем пособии «Краеведение» определяет содержание характеристики рек своей местности, которое должно включать: название реки, определение ее бассейна, местоположение истоков и устья, морфологические данные реки и отдельных ее отрезков (длина, ширина, глубина), гидрологические показатели (скорость течения), источники питания, режим (колебания уровня по сезонам года), время ледостава и ледохода, характер русла, животный мир (рыбные богатства, редкие и особо ценные животные), хозяйственное использование, охрану и рациональное использование.[6, с. 104]
Для изучения общих особенностей гидрологии края целесообразно рассмотреть физико-географические и гидрологические карты района, по которым, а также по краеведческим и специальным литературным источникам, можно установить важнейшие составляющие водного компонента природы, получить сведения о густоте речной сети края, о полноводности рек в среднем за год и в отдельные сезоны года, средние даты замерзания рек и их вскрытия.
Сопоставляя эти сведения с характеристиками других компонентов природы края, важно установить связь гидросети с условиями атмосферного увлажнения, геологической историей, рельефом местности, растительным покровом; изучить актуальные для своего края проблемы охраны и рационального использования компонентов природы. Все гидрологические объекты на территории края оцениваются на основании всех полученных данных.                                                                                                                                                     

Исследовательская деятельность школьника – это неотъемлемая часть краеведческой работы. Собственные исследования - это наиболее эффективный путь показания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Одно из плодотворных направлений модернизации географического и краеведческого образования – проектная деятельность школьников, которая развивает у детей самостоятельность, творческое отношение к делу, способствует формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, созданию условий для подготовки к продолжению образования. Исследовательская работа выполняется под руководством учителя.

Работа учителя - руководителя проекта заключается в мотивизации проектной деятельности, в организации юного краеведа на определение замысла проекта, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультациях по вопросам получения, обработки информации, выбора форм реализации проекта, его апробации и презентации.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

Первый этап - организационно-подготовительный. Работа над проектом начинается с выбора темы и определения задачи, которая должна быть решена учеником, конкретизации явлений и объектов, которые будут охвачены исследованием, т.е. должна быть сформулирована реальная проблема, подлежащая решению. Тема проекта обычно выбирается исходя из проблем, возникших в результате участия в экспедициях, походах, или как одна из тем, заинтересовавших по той или иной причине ученика в процессе занятий на уроках или  в кружках.

Второй этап - познавательный. Овладение терминологией по теме проекта, изучение литературы, касающейся поставленной проблемы. Немаловажную роль играет поиск и ознакомление с ранее составленными программами и опубликованными материалами по интересующему вопросу. Изучение и обобщение литературных данных по вопросу проекта.

Третий этаппоисково-исследовательский. Разработка программы исследования, овладение методами исследования. Непосредственные исследования проводятся на основе применения многих методов: наблюдения, эксперимента, опроса, описания анализа, синтеза и других исследовательских операций, выполнение которых обеспечивает достижение искомого результата. При этом полученная информация должна отвечать требованиям новизны, достоверности и объективности, доказательства, полноты.

Четвёртый этап - отчётно-оформительский. Название проекта должно определять основной результат. При изложении содержания выполненного проекта необходимо чётко сформулировать проблему исследования, описать условия её постановки, указать цель, общий метод исследования. В выводах, необходимо отметить из каких вспомогательных результатов и предпосылок следует основной результат. Новизну полученного результата необходимо обосновать путём сравнения с другими, показав отличия.

Пятый этап - информационно-презентативный. Проводится защита и обсуждение готовой работы в классе, школе. При рассмотрении представленной работы обращается внимание на актуальность, наличие собственной исследовательской работы в решении проблемы, творческий подход, результативность и практическая значимость работы, умение вести обсуждение, отстаивать свою точку зрения, на оформление демонстрационного материала. Примеры тем проектов, выполненных юными краеведами: «Живи родник»; «Малые реки»; «Памятники природы Сорочинского района»; «Топонимика природных географических объектов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...