Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов власти и управления как источники экологического права.




3. Постановления Правительства, нормативные акты министерств, государственных комитетов и местных органов власти и управления как источники экологического права.

 

Постановления правительства Республики Беларусь имеют обязательную юридическую силу на всей территории государства.

Правительственные нормативно-правовые акты в области экологического права по содержанию можно классифицировать на ряд видов.

1. Одни из них подробно определяют правовое положение природных объектов, ресурсов, их отдельных элементов:

- Об утверждении Государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016–2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г.;

- О государственных кадастрах природных ресурсов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2008 г.

2. Другие определяют порядок предоставления природных объектов и ресурсов в пользование:

- Об утверждении положения о лицензировании промыслового лова рыбы и добычи водных беспозвоночных: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г.;

- Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г.;

- О ставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2001 г.

3. Третьи вводят особый режим пользования и охраны отдельных категорий и групп, элементов окружающей среды:

- Об учреждении Книги редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Белорусской ССР – Красной книги Белоруской ССР, Постановление Совета Министров Белорусской ССР, от 28 июня 1979 г.

Источниками экологического права выступают также нормативные акты министерств и государственных комитетов. Они имеют общеобязательную силу для всех природопользователей, на которых распространяется их действие.

К числу источников экологического права относятся также решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Эти решения могут приниматься по вопросам распоряжения, контроля за использованием находящихся в ведении местного совета земель, недр, вод, лесов, охотничьих и рыбных угодий, а также других природных ресурсов. Широкие полномочия местным Советам депутатов, местным исполнительным и распорядительным органам предоставлены в решении вопросов обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности населенных пунктов.

 

4. Нормы международного права как источники экологического права.

В современных условиях глобализации и интернационализации необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды ни у кого уже не вызывает сомнений. Экологические проблемы (разрушение озонового слоя земли, пагубное влияние ядерных взрывов, загрязнение атмосферного воздуха, Мирового океана и т. п. ) имеют не только государства, допускающие опасные действия, но и все остальные, все мировое сообщество. Никто не остается в стороне от решения данных проблем, в том числе и Республика Беларусь, которая под эгидой ООН или на двухсторонней основе организует взаимодействие с другими странами с целью охраны среды обитания человека, растительного и животного мира. Национальная экологическая политика создает необходимые предпосылки для реализации права нынешнего и будущих поколений на дальнейшее развитие при сохранении качества окружающей среды. Однако все же остается нерешенным ряд серьезных экологических проблем, вызванных как внешними, так и внутренними угрозами. Противостоять экологическим угрозам сегодня в постиндустриальном обществе можно только с помощью технологических решений, через инновационный путь развития, направленный на экологизацию экономики, а также благодаря разработкам нормативных требований к обеспечению надлежащего качества окружающей среды. Решение экологических проблем планетарного масштаба, затраги-вающих основы существования человеческой цивилизации, требует объединения усилий всего мирового сообщества, поскольку ни одна страна самостоятельно не может с ними справиться. Одним из направлений развития современной системы международного экологического сотрудничества является конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию правительствами 179 стран мира была принята программа всемирного сотрудничества по обеспечению высокого качества окружающей среды, сбалансированного развития экономики и роста благосостояния людей. Именно на этой встрече на вывшем уровне был утвержден приоритет сохранения окружающей среды как важнейшего принципа и фактора устойчивого развития общества и были определены три центральные взаимосвязанные экологические проблемы современности:

  - изменение климата;

  - опустынивание и деградация земель;

  - утрата биологического разнообразия.

  Для координации действий стран мирового сообщества по этим важнейшим направлениям под эгидой ООН были учреждены три Конвенции:

  - Рамочная конвенция ООН об изменении климата;

  - Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием / деградацией земель;

  - Конвенция ООН о биологическом разнообразии.

  Понятие «конвенция» (от латинского convention – договор, соглашение) означает соглашение или международный договор по каким-либо специальным вопросам. На сегодняшний день в мире учреждено более 20 конвенций, многосторонних договоров и протоколов. Членство в конвенциях налагает на государства-участники определенные обязательства, как организационные, так и финансовые. Поэтому решение вопроса о присоединении к конвенции или протоколу принимается Правительством, Парламентом и Президентом Республики Беларусь после детальной и всесторонней проработки возможных последствий для нашей страны.

Республика Беларусь является участницей более 20 международных природоохранных конвенций и протоколов. Так, Республикой Беларусь подписаны следующие основные конвенции и протоколы в области охраны окружающей среды: Женевская конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1983 г.; Хельсинский протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков 1987 г.; Венская конвенция 1988 г. и Монреальский протокол 1988 г. по веществам, разрушающим озоновый слой; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.; Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.; Конвенция ООН о биологическом разнообразии 1992 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1993 г. и др. Одним из первых документов, принятых в рамках СНГ после образования Содружества, явилось Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное 8 февраля 1992 г. в Москве представителями 10 из 11 стран СНГ (Украина присутствовала в качестве наблюдателя). Для практической реализации договоренностей, вытекающих из Соглашения, в июле 1992 г. в Минске был подписан Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). За период существования МЭС был принят целый ряд соглашений в области охраны окружающей среды. Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение двусторон-них международных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают сопредельные государства и потенциальные инвесторы, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместного использования некоторых ресурсов.

Членство в конвенциях содействует росту международного признания и авторитета Республики Беларусь и позволяет принимать участие в разработке региональных, европейских и мировых планов по глобальным экологическим проблемам современности, получать финансовую, научно-методическую и техническую помощь для реализации собственных и межгосударственных проектов, получать доступ к современным технологиям и представлять собственные разработки в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, активнее участвовать в международном сотрудничестве в области обеспечения, обмена и анализа информации по экологическим проблемам.

Основным источником финансирования проектов в рамках глобальных природоохранных конвенций является Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ). На сегодняшний день ГЭФ финансирует проекты и программы в области защиты окружающей среды во всем мире.

В Республике Беларусь ГЭФ работает с 1992 года. Первым его проектом был проект по охране биологического разнообразия лесов национального парка «Беловежская Пуща». В 1996 году наше государство получило грант на мероприятия по отказу от применения озоноразрушающих веществ. Сегодня в Рамках ГЭФ ведется разработка проектов по сохранению Припятского Полесья, переходу с ископаемого на альтернативные виды топлива, укреплению финансовых механизмов стимулирования энергосбережения, восстановлению нарушенных торфяников.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...