Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сообщение о результатах работы группы




(от 30 минут до 1 часа)

После работы в группах участникам нужно дать время для обсуждения результа­тов работы в группах. В этой части работы должны участвовать все. Один или два представителя от каждой группы сообщают о своих результатах. Нужно следить за тем, чтобы каждый член группы хотя бы один раз имел возможность высказаться о резуль­татах их групповой работы.

Во время презентации можно организовать работу так, чтобы некоторые темы для обсуждения были бы закреплены за одной группой, другие темы- за другой и т.д. Важно, чтобы высказались все группы. Участники могут обсудить их ответы.

Наша техника обучения построена на том, что участники используют свой местный опыт и получают новые знания на основании имеющегося у каждого опыта. При такой методике необходимо работать небольшими группами. Наша методика основана на обу­чении через практику. Совершенно очевидно, что чем больше вариантов обсуждаем, тем крепче получаемые знания. Старинная китайская пословица гласит:

«Если я это услышал - я забыл, Если я это увидел - я запомнил, Если я это сделал - я знаю».

Помните, у мастеров, руководителей и рабочих большой практический опыт. Этот опыт нужно использовать как основу при обучении. Поэтому и важно с самого


начала работать в группах. Преподаватель может предложить темы и вопросы для об­суждения, которые углубляются по изучению данной темы, добавляя опыт группы.

Вопросы, предложенные самими участниками благодаря их личной заинтересо­ванности, а также вопросы, с которыми участники хотели бы работать самостоятельно, представляются прекрасными стимулами в работе.

Пример расписания курса

Курс, предложенный в Пособии, занимает примерно пять рабочих дней. В зависи­мости от конкретной ситуации курс может быть короче или длиннее. Независимо от про­должительности курса нужно отвести достаточно времени для групповых обсуждений по всем разделам и окончательное расписание курса согласовать со всеми его участниками.

 

Послеобеденное время четвертого дня занятий можно использовать для посеще­ния предприятия, и во время визита полезно заполнить вопросник.


Открытие курса

При открытии курса необходимо четко определить цели и задачи курса, объяс­нить, каким способом будет проводиться работа. Как можно скорее нужно вовлечь слушателей в обсуждение. При открытии курса выясните знания слушателей по пред­мету. Если вам это удастся, вы сможете ожидать от слушателей проявления взаимной дружбы и сотрудничества.

Речь при открытии должна быть короткой и четкой. Упомяните цель, для которой все собрались, а также общее направление по улучшению безопасности, охраны здоро­вья и условий труда, как во всем мире, так и в каждой отдельной стране. Дайте приме­ры опасного производства, которые известны участникам семинара, и возможные пути устранения риска. Необходимо отметить положительные результаты в деле улучшения безопасности, охраны здоровья и повышения социальной защищенности, а также по­вышения производительности. Отметьте, как важно иметь достаточно знаний, чтобы понимать опасность и изменять существующую ситуацию. Важно подчеркнуть, что не­обходимы совместные усилия и активное участие всех людей, имеющих отношение к данному вопросу, а также учет их интересов и нужд. Но помните, что ваша речь при открытии курса должна состоять из простых выражений, вы должны выразить отноше­ние своими словами и тем способом, который вам более всего подходит.

Помните:

1. У каждого должно быть чувство, что он принадлежит к этой группе и принят этой группой.

2. Нужно уважать различные высказывания и мнения.

3. Являясь руководителем курса или группы, вы являетесь и членом этой группы. Общие проблемы выясняются путем согласования мнений между всеми участниками дискуссии, а не вами единолично. Вы должны стимулировать участников на создание групп по изучению вопроса и вовлекать их в активное обсуждение.

4. Как руководитель вы также и отвечаете за оценку работы. Оцениваться будет все: и планирование, и подготовительная работа, представленная информация, успех группового обсуждения и результаты курса, например, действительные, реальные из­менения условий труда.

Работа курса по различным разделам

Каждый раздел Пособия должен быть представлен следующим образом:

♦ лекция преподавателя (или руководителя дискуссии) с использованием аудио­визуальных средств,

♦ чтение соответствующей части текста,

♦ групповое обсуждение,

♦ представление результатов группового обсуждения.

Пособие можно разделить на несколько разделов. Обычно один раздел соответст­вует одной главе. Если у вас много времени, разделите главу на две или три части (на­пример, глава 4 может быть разделена на три части по обсуждению защиты от высоких температур, плохого освещения и шума; главу 5 можно разделить на две части: органи­зация труда и рабочее время и т.д.). Если вы считаете, что в целях обучения лучше из­менить порядок разделов, вы вправе это сделать.


Посещение предприятия и заполнение вопросника

При возможности организуйте посещение предприятия, как составную часть курса. В зависимости от времени, отведенного на курс, можно определить несколько предпри­ятий для посещения и выбрать подходящие. Было бы полезно посетить одно или два предприятия. Запланируйте эти визиты после окончания работы над каждым разделом.

Перед посещением объекта сделайте краткое сообщение о предприятии. Объясни­те структуру вопросника и как им пользоваться. Необходимо подчеркнуть, что визиты являются неотъемлемой частью курса и что участники должны научиться предлагать меры для улучшения ситуации, а не просто оценивать условия работы.

Во время каждого визита запланируйте беседы с руководством. Задайте им вопро­сы относительно общей характеристики предприятия, рабочего времени, безопасности производства и охране труда, а также о культурно-бытовых условиях.

На маленьком предприятии можно осмотреть всю производственную зону. На бо­лее крупном предприятии нужно выбрать рабочую зону в пределах одного здания или части здания, где вы можете видеть всех работающих одновременно. Сначала участни­ки должны осмотреть производственный процесс, а затем начать заполнение вопросни­ка. Нужно отвести определенное время (по меньшей мере один час) для заполнения во­просника. Попросите участников сделать в вопроснике любые дополнительные отмет­ки, включая хорошие примеры, которые им могут встретиться.

При посещении предприятия в вопроснике нужно отметить как хорошие, так и плохие моменты. Обсудите возможности улучшения условий работы. Необходимо учитывать личный опыт участников обучения. Если есть возможность, пригласите работников, отвечающих за состояние условий труда в рабочей зоне, на ваш семинар, где они бы рассказали о мерах, которые они приняли по предложениям рабочей группы.

На следующий день после посещения объекта обменивайтесь впечатлениями. При обсуждении используйте результаты вопросника. В частности, необходимо обсу дить


те примеры, которые вы отметили в графе «В первую очередь», «Положительный пример» или предложения по улучшению.

Если не представляется возможным организовать посещение предприятия, объяс­ните назначение вопросника. Если у вас есть слайды, на которых изображено состояние производства на местных фабриках, их можно показать при объяснении основных пунктов вопросника. Подчеркните тот факт, что обязательно нужно включить в во­просник примеры и что результаты применения вопросника нужно обсудить с руково­дством и рабочими представителями.

Групповая презентация

В конце курса отведите по крайней мере половину дня для групповой презента­ции. На этом занятии нужно выслушать и обсудить сообщения всех групп. Обычно, чтобы выслушать и обсудить одну группу, требуется 30-40 минут.

Темы групповых сообщений выбираются во время курса всеми участниками и ру­ководителем дискуссии. Для подготовки представления сообщения каждой группе от­водится достаточно времени. Время на подготовку должно быть включено в расписа­ние занятий. Нужно поощрять использование аудиовизуальной техники при изложении вопроса. Групповую презентацию следует производить следующим образом:

♦ составить полный план короткого учебного курса по улучшению безопасности, охраны здоровья и условий труда для конкретной группы (в том числе соста­вить подробное описание, используемые материалы, подготовительную работу и планируемое оборудование),

Практически, со стороны руководителя дискуссии не требуется особых усилий, чтобы вызвать на разговор обучающуюся группу, члены которой хорошо знакомы с материалами пособия и заинтересованы в обсуждении. Однако всегда нужно следить за тем, чтобы дискуссия не выходила за рамки предложенной темы. При необходимости подводите работу группы к тому, чтобы можно было легко сделать заключение или отчет по обсужденной теме.


♦ прочитать лекцию по теме, выбранной данной группой (устное изложение с использованием аудиовизуальных средств),

♦ сделать предложения руководству (руководитель дискуссии может играть роль директора во время групповой презентации) по практическому улучшению специфических аспектов (например, на основании примененного вопросника во время посещения предприятия).

Групповые презентации могут вполне стать вершиной курса. В процессе презен­тации нужно сконцентрировать внимание на конкретных вопросах. Нужно приветство­вать, если участники презентации из других групп станут задавать вопросы. Многое зависит от собственного опыта участников и знаний, полученных на семинаре. Подго­товка презентации поможет улучшить взаимоотношения участников и будет способст­вовать более тесному и открытому сотрудничеству. Во время презентаций их участни­ки почувствуют, как важно быть вовлеченным в круг проблем и отвечать за успех учебного курса.

Полезные советы

Цели курса можно сформулировать следующим образом:

1) дать слушателям представление о том, что они достигнут за время бучения,

2) сообщить слушателям о целях курса (помощь в достижении реальных улучше­ний по охране и условиям труда на долгосрочный период) и вовлечь всех в дискуссии по этим вопросам,

3) дать слушателям почувствовать, что они являются «партнерами» по процессу обу­чения (а не только пассивными «получателями информации» или «учениками в классе»,

4) дать слушателям реальную возможность участвовать в ходе проведения обуче­ния и изучать методику преподавания,

5) предоставить слушателям возможность самим высказаться и делать сообщения, дать им почувствовать, что они сами являются ценным источником знаний и информации,

6) дать слушателям возможность ближе познакомиться друг с другом и завязать личные контакты для будущего сотрудничества на любом уровне.

Для достижения этих целей важно с самого начала курса вовлечь слушателей в его работу. Дайте им почувствовать, что они несут" ответственность за успех курса.

Как можно пробудить интерес?

Основная задача состоит в том, чтобы пробудить интерес у слушателей и создать у них чувство активного участия. Этого едва ли можно достигнуть, если мы будем им только указывать, что им следует делать. Наша методика проведения курса обучения поможет вам пробудить интерес, но вам нужно стараться использовать ваши личные усилия. Мы могли бы предложить следующее:

1) как можно чаше обращайтесь непосредственно к слушателям, к их проблемам и личному опыту. Это поможет им почувствовать, что «это важно для нас, мы являемся центром дискуссии»,

2) приводите конкретные примеры: там, где нужно изложить общую или теоре­тическую мысль, используйте конкретные и легкие для понимания примеры. Чем больше примеров взято из повседневной жизни, тем лучше,

3) используйте сиюминутную ситуацию: упомяните случай, который только что произошел в группе, на работе у самих слушателей, где-нибудь на местных предпри-


ятиях, о чем все слышали или были свидетелями. На помощь может прийти короткая заметка в местной газете, в телевизионной передаче, недавно произошедший случай или то, что только что сейчас было кем-то рассказано,

4) будьте естественными: если вы будете говорить в естественной, неофициальной, неформальной и живой манере, этим вы покажете, что вы сами лично вовлечены в проис­ходящие события. Будьте сами собой, будьте естественны, и вам будет легче других,

5) задавайте Вопросы для обсуждения: не давайте законченного ответа на обсу­ждаемый вопрос. «Разжеванный» вопрос убивает всякое желание обсуждать его. Прямо поставленный вопрос заставляет думать. Нужно ставить проблему, например, как улучшить ситуацию на конкретном месте или выбрать возможные средства для прове­дения семинара. Нельзя смотреть на слушателях как на получателей информации. Нужно бросить им «вызов» и спровоцировать их на поиск решения или ответа,

6) будьте внимательны к реакции слушателей - участников дискуссии: всегда старайтесь заметить, как реагируют слушатели. Их реакция может показать вам, что нужно усилить какой-либо момент или изменить темп обсуждения, манеру изложения или способ ведения диалога. Если вы внимательны, то участники дискуссии почувст­вуют, что их вклад в нее имеет большое значение и ценится всеми.

Говорите четко и ясно во время представления материала

Как можно четко выразить свои мысли? Вот некоторые основные правила, кото­рым вам необходимо следовать:

1) не говорите сразу о многих важных вещах: не берите на себя смелость объять необъятное. Лучше сократите количество вопросов для обсуждения, объясните их в четкой манере и опустите другие моменты,

2) не торопитесь, воспринимайте все спокойно: слушатели не могут вернуться к обсужденному вопросу, как это произошло бы, если бы они пользовались магнитофо­ном или книгой. Четко формулируйте свою мысль, делайте время от времени паузы,

3) говорите простым языком: старайтесь использовать простые и короткие предло­жения. Пользуйтесь обычным словарным запасом. Никогда не употребляйте сложные предложения или трудные в понимании слова, чтобы показать свою значимость,

4) делайте паузы, чтобы слушатели могли задать вам вопросы для обсуждения: гораздо удобнее задать вопрос сразу после услышанного или через несколько минут, чем через 45 минут. Поощряйте, когда слушатели задают вопросы, и отвечайте на них с большой заинтересованностью,

5) старайтесь использовать аудиовизуальный способ изложения материала: за­пишите на доске основные моменты, ключевые слова, цифры или названия. Если уст­ная речь сочетается со зрительным подкреплением, это помогает лучше понять матери­ал и лучше его сформулировать,

6) приводите примеры: примеры всегда помогают уяснить существо вопроса или облегчить его усвоение. Они заполняют пространство между теорией и практикой. Их полезно приводить людям, которые не привыкли к абстрактному мышлению,

7) ясная структура: разделите обсуждаемый вопрос на ясные и конкретные пунк­ты. Останавливайтесь последовательно на каждом пункте. При переходе от одного пункта к другому убедитесь, что слушатели уяснили суть вопроса. Это лучше делать, если применяется доска или проектор,


8) делайте выводы: после рассказа по конкретному пункту сделайте заключение. Введите это в систему. Повторением главных моментов достигается запоминание основ­ных мыслей. При такой манере вам самим станет ясно, какие моменты нужно усилить,

9) аудиовизуальность: следите за тем, чтобы всем было хорошо видно и слышно. Учебные классы обычно не совсем удобны для равномерного использования простран­ства, освещения и технических средств. Поэтому не спешите убирать информацию, представленную с помощью видеопроектора. К сожалению, еще есть такие руководи­тели курса, которые не уделяют должного внимания этим «очевидным истинам», а это неизбежно ведет к потере интереса у слушателей,

10) четко отвечайте на вопросы для обсуждения: если вы слишком долго отвечаете
на поставленный вопрос, то этим вы лишаете слушателей заинтересованности в ходе дискуссии. Оставьте время на другие вопросы. Одинаково серьезно относитесь к любому за­мечанию.

Видеопроекторы (кодоскопы) и прозрачные листы (пленки)

Отличным способом объяснения для группы людей является использование специальных прозрачных листов-пленок. Эти листы проецируются на экран специальными уст­ройствами - кодоскопами. Они служат для акцентирования различных пунктов материала.

Прозрачные листы должны быть подготовлены заранее. Иллюстрации на них должны быть ясными, простыми и понятными. Вам нужно также помещение, где мож­но затемнять окна, и вы должны убедиться, что проектируемое изображение будет ясно видно из любой точки лекционного помещения. Важно также помнить следующее:

♦ не перегружайте пленку материалом,

♦ выполняйте рисунки и схемы ясно и просто,

♦ размер букв и цифр должен быть не менее 4-5 мм,

♦ придерживайтесь стандартного формата.

Не начинайте с показа сразу всего текста. Покажите сначала только часть, о кото­рой вы в настоящий момент рассказываете, а остальной текст прикройте листом бума­ги. Таким образом, текст будет появляться постепенно, как если бы вы писали его на доске. Вы можете также добавлять другие прозрачные листы, таким образом, шаг за шагом выстраивая излагаемый текст или диаграмму.

Доски

При правильном использовании доска является отличным помощником в обуче­ние. При использовании доски систематизируйте все то, что вы на ней пишите. Не «пе­регружайте» доску писаниями. Пишите только ключевые слова или фразы. Размер на­писанного на доске текста должен быть достаточно большим и ясным, чтобы его могли видеть все слушатели.

Плакаты

Плакаты могут быть подготовлены заранее и использованы как альтернатива доске.

В результате всех этих подготовительных работ вы можете составить расписание проведения курса. Должны быть ясно обозначены время начала и окончания каждого раздела и необходимые перерывы. Пример такого расписания приведен в настоящем Руководстве.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ или К РОССИЙСКОМУ ЧИТАТЕЛЮ!

Уважаемый читатель! Мы рады, что Вы обратили внимание на это уникальное учебное пособие, подготовленное специалистами Швеции совместно с Международной организацией труда для оказания конкрет­ной помощи работникам в освоении ими основных, простейших и конкретных мер обеспечения своей (и това­рищей по работе) безопасности и улучшения условий труда на рабочем месте, сохранения здоровья в процессе трудовой деятельности.

Содержащийся в пособии в виде наглядных, конкретных и понятных уроков материал с успехом может быть использован для обучения по охране труда. Все разделы пособия великолепно иллюстрированы и доступны для понимания широкого круга работников.

Суть всех предлагаемых решений по охране труда вполне соответствует российским нормативно правовым актам и нормативно-технической документации. Вместе с тем, для российского читателя это пособие довольно не­обычно. Пожалуй, сегодня это одно из самых иллюстрированных, самых практичных и самых доходчивых для по­нимания пособий по охране труда на русском языке. Уникальность этого пособия вызывает и необычность воспри­ятия, связанного с непривычностью стиля, формулировок, мыслей, предлагаемых действий и иллюстраций, отра­жающих существенные различия в российском и западноевропейском характере мышления и поведения в сфере охраны труда и безопасности производства.

Учебное пособие предназначено для стимулирования внутренней осознанной мотивации работников на выполнение требований охраны труда. Оно успешно апробировано во многих странах на протяжении почти тридцати лет.

Поэтому Субрегиональное бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии любезно предоставило возможность Пермскому сотрудничающему информационному центру по охране труда сети информационных центров по охране труда МОТ (ILO-CIS Network) произвести научную и литературную редакцию текста и воспроизвести методом тиражирования это замечательное пособие для широ­кого использования при массовом обучении русскоговорящих работников требованиям охраны труда.

Викинг Хузберг, Субрегиональное бюро МОТ, Москва, Григорий Файнбург, Пермский сотрудничающий информационный центр по охране труда

сети информационных центров по охране труда МОТ

УДК 331.4: 658.382

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...