2. Экологические требования, предъявляемые к субъекту хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Требования, предъявляемые к действующим предприятиям установлены в Законе «Об охране окружающей среды»: это нормирование и лимитирование природопользования, внесение платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за загрязнение окружающей среды, экологический контроль, размещение отходов. Определение лимитов на пользование природными ресурсами, на допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и на другие виды вредного воздействия на окружающую среду, взимание платы за размещение отходов является важнейшей составной частью экономического механизма охраны окружающей среды. Как уже было рассмотрено в предыдущих лекциях, система экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов регулируется Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Порядок внесения платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за загрязнение окружающей среды регулируется Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами ( экологический налог )». Экологическим налогом согласно статье 2 данного Закона облагаются: - объемы добываемых из природной среды ресурсов; - объемы переработанных нефти и нефтепродуктов; - объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Налог за пользование природными ресурсами состоит из платежей: - за добычу природных ресурсов в пределах установленных лимитов; - за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов; - за сверхлимитную добычу природных ресурсов; - за сверхлимитные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- за переработку нефти и нефтепродуктов. Лимиты добываемых природных ресурсов в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию с уполномоченными на то государственными органами. Аналогичным образом устанавливаются и лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду. Лимиты на размещение отходов устанавливаются областными и Минским городским Советами депутатов по согласованию с органами Минприроды. Теория и практика экологического права рассматривают плату за вредные воздействия на окружающую среду как часть экономического механизма охраны окружающей среды и как вид эколого-экономической ответственности. В силу статьи 3 Закона Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами ( экологический налог )» ставки налога за пользование природными ресурсами и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по представлению органов Минприроды. Постановления Правительства по данному вопросу принимаются ежегодно. Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за пользование природными ресурсами (экологического налога) за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных (годовых) лимитов и за сбросы сточных вод и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемые без утверждения годовых лимитов, налог взимается в 15-кратном размере, а за превышение установленных годовых лимитов объемов добычи природных ресурсов и добычу природных ресурсов без утверждения годовых лимитов налог взимается в 10-кратном размере.
Ставка налога за сброс недостаточно очищенных сточных вод применяется в случаях, если установлен лимит сброса загрязняющих сточных вод (без очистки или недостаточно очищенных) и если установлено превышение уровня остаточных концентраций загрязняющих веществ. Обязанность регулярно выплачивать установленные платежи за загрязнение входит в состав экологической правоспособности субъекта хозяйствования. В соответствии с Инструкцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. (п. 21), налог за пользование природными ресурсами исчисляется и уплачивается ежемесячно исходя из фактического объема добычи природных ресурсов и выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а нефтеперерабатывающими предприятиями — от объемов переработки нефти и нефтепродуктов. Количество (объем) загрязняющих веществ, выбрасываемых (сбрасываемых) в окружающую среду, а также объемы сверхлимитной добычи природных ресурсов, сверхлимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду определяются по данным бухгалтерского учета. Порядок зачисления экологического налога в бюджет определяется ежегодно принимаемым Законом Республики Беларусь о бюджете. Экологический контроль за выполнением нормативов охраны окружающей среды является составной частью экологической правоспособности объекта. Он представляет собой комплекс работ, связанных с проверкой соблюдения природопользователем природоохранного законодательства, выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению качества окружающей среды и нормативов выбросов (сбросов). Задачей экологического контроля является проверка соответствия работы предприятия (объекта) установленным для него нормативам на предельно допустимые вредные воздействия на окружающую среду и здоровье человека, т. е. выбросов, сбросов вредных веществ, размещением отходов, лимитов изъятия природного вещества, своевременности платы за загрязнение и выемку природных ресурсов. В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» на предприятиях, организациях и других хозяйствующих субъектах в целях обеспечения мероприятий по охране окружающей среды организуется производственный экологический контроль, который осуществляется экологическими службами указанных юридических лиц. Составной частью производственного экологического контроля является система локального мониторинга, осуществляемая в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 1999 г. № 201 «О локальном мониторинге окружающей среды в Республике Беларусь».
В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об отходах», отходы — это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности и жизнедеятельности человека, но не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства вследствие физического или морального износа.
Статья 18. Общие требования при проектировании строительства, реконструкции, перепрофилирования, технического перевооружения, расширения, консервации, ликвидации хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами Проектируемый объект, эксплуатация которого связана с обращением с отходами, должен соответствовать природоохранным, санитарным, противопожарным и иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь. При проектировании зданий, строений, сооружений, населенных пунктов и иных населенных мест, а также хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, должны быть предусмотрены места (площадки) или специальные объекты для сбора и размещения отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь об отходах. Строительство, реконструкция, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение, консервация и ликвидация хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами: осуществляются в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе государственными стандартами, государственными строительными нормами, правилами и иными нормативными документами в области проектирования и строительства;
допускаются при наличии положительных заключений государственной экологической, санитарно-гигиенической и иной экспертиз проекта, если проведение таких экспертиз обязательно в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Проект на строительство, реконструкцию, перепрофилирование, техническое перевооружение, расширение, консервацию и ликвидацию хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами производства, должен содержать нормативно-техническую и технологическую документацию по вопросам образования, использования и (или) обезвреживания образующихся отходов.
Статья 19. Размещение объектов обезвреживания и (или) объектов размещения отходов Определение места размещения объекта обезвреживания и (или) объекта размещения отходов осуществляется на основе специальных геологических, гидрологических и иных исследований в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Предоставление земельного участка для размещения объекта обезвреживания и (или) объекта размещения отходов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 20. Требования при эксплуатации объектов обезвреживания и (или) объектов размещения отходов Объекты обезвреживания и объекты размещения отходов подлежат регистрации в государственном реестре объектов обезвреживания и размещения отходов. Порядок ведения государственного реестра объектов обезвреживания и размещения отходов определяется Советом Министров Республики Беларусь. Объекты обезвреживания и (или) объекты размещения отходов должны эксплуатироваться в соответствии с технологической схемой эксплуатации таких объектов, разрабатываемой в составе проектно-сметной документации на строительство и эксплуатацию этих объектов. На территории объектов обезвреживания и (или) объектов размещения отходов, а также в пределах зоны воздействия этих объектов на окружающую среду, устанавливаемой в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, собственники объектов обезвреживания и (или) объектов размещения отходов обязаны осуществлять регулярный контроль за состоянием окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При предоставлении объектов обезвреживания и (или) объектов размещения отходов во владение и (или) пользование другим лицам к ним переходят обязанности собственников этих объектов, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.
После окончания эксплуатации объекта обезвреживания и (или) объекта размещения отходов собственник объекта обезвреживания и (или) объекта размещения отходов или лицо, во владении и (или) пользовании которого находится такой объект, обязаны провести работы по восстановлению нарушенных земель и иных природных объектов, а также осуществлять контроль за состоянием и степенью воздействия этих объектов на окружающую среду в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 21. Обязанности лиц при эксплуатации хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами Лица, имеющие право собственности, владения и (или) пользования в отношении зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, обязаны: соблюдать природоохранные, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь; представлять достоверную информацию об обращении с отходами по требованию местных исполнительных и распорядительных органов, территориальных органов специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами; соблюдать требования законодательства Республики Беларусь по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с отходами; при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций немедленно информировать об этом местные исполнительные и распорядительные органы, территориальные органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; принимать меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Лица, имеющие право собственности в отношении зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, обязаны: организовать выполнение мероприятий по предупреждению вредного воздействия отходов на окружающую среду, здоровье человека и (или) имущество лиц; оборудовать места (площадки) или специальные объекты для сбора и хранения отходов на земельном участке, отведенном для строительства и обслуживания их зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов; организовать сбор, перевозку, хранение и обезвреживание отходов, обращение с которыми осуществляется на земельном участке, отведенном для строительства и обслуживания их зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов; разработать, согласовать и утвердить в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, инструкцию по обращению с отходами в случае осуществления обращения с отходами другими лицами на их земельных участках, отведенных для строительства и обслуживания их зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов, а также ознакомить этих лиц с данной инструкцией; осуществлять контроль за состоянием окружающей среды на земельном участке, отведенном для строительства и обслуживания их зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. При предоставлении зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, лицом, имеющим право собственности в отношении этих объектов, во владение и (или) пользование другим лицам к ним переходят обязанности собственников этих объектов, предусмотренные частью второй настоящей статьи. Предоставление зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, лицом, имеющим право собственности в отношении этих объектов, во владение и (или) пользование другим лицам влечет прекращение его обязанностей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь и (или) договором о предоставлении этих объектов во владение и (или) пользование другим лицам. Эксплуатация хозяйственных и других объектов, на которых образуются опасные отходы и не осуществляется их обезвреживание, запрещается.
Статья 22. Обязанности лиц, в процессе экономической деятельности которых осуществляется обращение с отходами Лица, в процессе экономической деятельности которых осуществляется обращение с отходами, обязаны: соблюдать природоохранные, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством Республики Беларусь; принять в письменной форме решение об организации обращения с отходами и назначить лицо, осуществляющее контроль за соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об отходах; разработать, согласовать и утвердить инструкцию по обращению с отходами в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; разработать лимиты размещения отходов производства; проводить подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам обращения с отходами в процессе осуществления экономической деятельности; проводить учет отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в год инвентаризацию отходов; представлять государственную статистическую отчетность по обращению с отходами; обеспечивать хранение документов учета отходов в течение срока, установленного законодательством Республики Беларусь; осуществлять производственный (ведомственный) контроль за обращением с отходами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 23. Специальные обязанности лиц, в процессе экономической деятельности которых образуются отходы производства Лица, в процессе экономической деятельности которых образуются отходы производства, обязаны: разрабатывать и утверждать по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь нормативы образования отходов производства и соблюдать эти нормативы в процессе осуществления экономической деятельности; проводить паспортизацию образовавшихся отходов производства в случае, когда заполнение паспорта опасности отходов является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь; внедрять экологически чистые и малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений.
В целях выполнения требований настоящего Закона отходы классифицируются в зависимости от: их происхождения - на отходы производства и отходы потребления; их физического состояния - на твердые отходы и жидкие отходы; порядка обращения с ними - на коммунальные отходы и прочие отходы производства и потребления; степени их опасности - на опасные и неопасные отходы.
Статья 15. Классификация опасных отходов Опасные отходы по степени их вредного воздействия на окружающую среду, а также на здоровье человека и (или) имущество лиц, в том числе осуществляемого посредством вредного воздействия на окружающую среду, подразделяются на классы. Класс опасности опасных отходов определяется их токсичностью. Опасные отходы могут принадлежать к более высокому классу опасности, когда они обладают дополнительными опасными свойствами или особыми характеристиками.
Статья 16. Порядок определения степени опасности отходов и установления класса опасности опасных отходов Определение степени опасности отходов и установление класса опасности опасных отходов осуществляются в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и иными заинтересованными государственными органами. Определение степени опасности отходов и установление класса опасности опасных отходов осуществляются их производителями. Если производитель не определил степень опасности отходов и не установил класс опасности опасных отходов, то это обязано сделать лицо, к которому перешло право собственности на эти отходы. Определение степени опасности бесхозяйных отходов и установление класса опасности опасных бесхозяйных отходов осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами. Лицо, владеющее отходами производства, обязано размещать их согласно утвержденной им инструкции по обращению с отходами в соответствии с природоохранными, санитарными, противопожарными и иными требованиями в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Размещение отходов производства допускается на объектах размещения отходов только после получения их собственником, иным лицом, им уполномоченным, письменного разрешения на размещение отходов производства. Разрешения на размещение отходов производства выдаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с территориальными органами Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Основания, условия и порядок выдачи, приостановления и аннулирования разрешений на размещение отходов производства устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Для получения разрешения на размещение отходов производства собственник этих отходов, иное лицо, им уполномоченное, должны заключить предварительный договор на размещение отходов производства с собственником объекта размещения отходов, иным лицом, им уполномоченным. Плата за размещение отходов взимается с собственника отходов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Плата за размещение отходов производства состоит из платежей за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов производства и сверх установленных лимитов размещения отходов производства. Плата за размещение отходов производства сверх установленных лимитов размещения отходов производства взимается в пятикратном размере.
Отходы подразделяются на отходы потребления и отходы производства. Отходы потребления — это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, в том числе личного, семейного, домашнего или иного использования вещей, не связанного с осуществлением экономической деятельности. Отходами производства принято называть отходы, образующиеся в процессе производства продукции или энергии, выполнения работ или оказания услуг, предназначаемых для реализации. К отходам производства также относятся остатки, побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. Обезвреживание отходов производства, их утилизация и размещение — одна из ответственных экологических обязанностей, которые возлагаются на предприятия либо другие хозяйственные объекты, влияющие на окружающую среду. Под обезвреживанием отходов понимается обработка, захоронение, снижение опасных свойств отходов, их сжигание или иной вид уничтожения на специальных объектах и (или) в специальных установках без их использования, приводящие к уменьшению или предотвращению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье человека и имущество юридических и физических лиц. Определение места размещения объекта обезвреживания отходов осуществляется на основе специальных геологических, гидрологических и иных исследований. При этом объекты обезвреживания отходов, как и объекты их размещения, подлежат регистрации в государственном реестре объектов обезвреживания и размещения отходов. Утилизация отходов означает их обезвреживание с одновременным извлечением полезных продуктов и использованием как вторичных материальных или энергетических ресурсов. Размещение отходов предполагает их хранение или захоронение в специально отведенных для этого местах или на объектах. Оно допускается только в санкционированных местах размещения отходов. Лицо, владеющее отходами производства, обязано размещать их согласно утвержденной им же инструкции по обращению с отходами в соответствии с природоохранными, санитарными, противопожарными и иными требованиями. Размещение отходов производства допускается на объектах размещения отходов только после получения их собственником, иным лицом, им уполномоченным, письменного разрешения на размещение отходов производства. Указанные разрешения выдаются территориальными органами Минприроды по согласованию с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы Минздрава. Размещение отходов является платным. Хранение отходов – это временное размещение отходов в специально отведенных местах в соответствии с установленными правилами и сроками до их утилизации или использования. Складирование отходов – это размещение их на поверхности земли, захоронение отходов – это размещение отходов в специальных контейнерах на определенной глубине от поверхности земли. Места складирования и захоронения отходов определяются местными советами депутатов совместно с органами по экологии, санитарно-эпидемического надзора. По степени опасности отходы подразделяются на неопасные и опасные. Опасные отходы по степени вредного воздействия на окружающую среду, здоровье человека, токсичности подразделяются на классы. Всего существует 4 класса опасности отходов. Радиоактивные, опасные и особо опасные отходы, не подлежащие утилизации (пример, изношенные шины) подлежат захоронению. Места захоронения, как правило, должны располагаться на радиационно загрязненных территориях с содержанием радионуклидов в почве выше удельной активности отходов, продуктов, материалов и других веществ, подлежащих захоронению. Прием для захоронения радиоактивных отходов из-за пределов республики запрещается, кроме случаев возвращения радиоактивных отходов, которые образовались вследствие оказанных Республике Беларусь другим государством услуг и на которые распространяется действие соглашения по возвращению таких отходов в нашу страну. Транзитные перевозки радиоактивных отходов через территорию республики осуществляются в соответствии с международными договорами. Захоронение радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, производится за счет их владельцев. Все захоронения, связанные с минимизацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, финансируются за счет средств бюджета. Контроль за соблюдением норм и технологии захоронения радиоактивных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами, осуществляется МЧС, а надзор за соблюдением норм радиационной безопасности и правил по содержанию захоронений — Минздравом и МЧС. Функционирование транспорта и средств связи является важнейшим элементом жизнедеятельности экономики. Транспортная деятельность — это совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, а также транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе или других законных основаниях. Объектами транспортной деятельности являются транспортные средства и коммуникации, территории транспортной деятельности, системы управления движением, сооружения и иное имущество, используемое для осуществления транспортной деятельности. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности» № 140-З производители транспортных работ и услуг обязаны обеспечивать требования безопасности движения, соблюдать экологические и санитарно-гигиенические нормы при осуществлении транспортной деятельности, а также обеспечивать особые условия перевозки опасных (взрыво- и огнеопасных, химических, ядовитых, радиоактивных и т. п. ) грузов. В силу статьи 15 указанного Закона субъекты транспортной деятельности обязаны получать специальное разрешение (лицензию) на ее осуществление. Производители транспортных работ и услуг обязаны использовать территории (земельные и водные участки, зоны воздушного пространства), в пределах которых осуществляется транспортная деятельность, в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления, осуществлять природоохранные и другие меры, исключающие ухудшение экологической обстановки на этих территориях. В соответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие проектирование, производство, эксплуатацию и обслуживание автомобилей, самолетов, судов и иных подвижных средств, установок и производств, обязаны разрабатывать и осуществлять меры по снижению токсичности, дымности, а также обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в выбросах (сбросах) транспортных средств, переходу на менее токсичные виды энергии и топлива, соблюдению режима эксплуатации транспортных средств и другие меры, направленные на предотвращение и уменьшение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Производство и эксплуатация транспортных средств и иных передвижных средств и установок, в выбросах (сбросах) которых содержание загрязняющих веществ и уровни физических воздействий превышают установленные нормативы, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Транспортные средства являются источниками выводимых в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ, образующихся при сжигании передвижными источниками бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газа. Они в соответствии с Законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» являются объектами налогообложения. За выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников (автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, авиасудов, сельскохозяйственной и строительной техники с двигателями внутреннего сгорания) налог начисляется исходя из фактических объемов этих выбросов, рассчитанных по количеству израсходованного топлива за передвижение только по территории Республики Беларусь при условии раздельного учета израсходованного топлива. Связь является одной из основных частей хозяйственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и предназначена для удовлетворения нужд государственных органов, юридических и физических лиц в услугах электрической и почтовой связи. Радиоэлектронные средства связи являются источниками электромагнитного излучения, поэтому они подлежат учету т регистрации. Воздействие их излучений не должно превышать допустимых уровней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|