Глава II. Теоретические проблемы кризисных состояний личности
Интегративный и трансцендентный подходы к личностному кризису. В течение последних восьми лет мы разрабатываем направление интенсивных интегративных психотехнологий, которое, на наш взгляд, учитывает оба эти момента. Для нас также чрезвычайно важно, что эти психотехнологии обладают потенциальной возможностью использовать холистическую методологию и целостный подход при взаимодействии с клиентом. Идея целостности, каким бы неясным ни было ее выражение в прошлом, является центральной для эволюции человечества. При внимательном рассмотрении почти любой системы внутреннего развития - религиозной, философской или этической можно выявить идею обретения целостности как несущий элемент этой системы. Во многих случаях, как, например, в христианстве, даже когда внешняя - вербализованная - часть системы является полностью дуальной, черно-белой, ее внутренняя - ритуальная - часть все равно направлена на интеграцию и индивидуального и группового сознания. В интегративных техниках холистической ориентации существует одна особенность, которой раньше никогда не было. Находясь в пространстве интегративных психотехнологий, человек имеет возможность самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право нашей жизни другому человеку: жрецу, шаману, священнику - человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества.
В современной психологической работе чрезвычайно важно, чтобы клиенты пробрели осознание ответственности за целостность своего сознания и приобретение интегративных навыков. Эти качества свидетельствуют о переходе человека в новый этап - этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих пережить кризисную ситуацию (81, с.14). Во всех религиях и у всех народов всегда были закрытые священные традиции, которые использовали технологии работы с сознанием для достижения его большей целостности. Можно назвать как пример таких традиций суфизм в исламе, дзен-буддизм в буддизме, ордена розенкрейцеров и исихазма в христианстве и так далее. Но практика этих традиций никогда не становилась доступной для всех людей. Все психотехнологии являются отражением определенного принципа движения к целостности и бесконфликтности сознания. Существует непрерывный спектр принципов движения к Реальности; одним из концов этого спектра является трансцендентный подход, другим - интегративный подход. Трансцендентный подход.
Интегративный подход, принимая тотальную реальность нашего мира как объективной, подчеркивает факт того, что мы сами выбираем включенность в нее. До тех пор, пока этот выбор реализуется нашим сознанием, интегративный подход предлагает не бороться с материальным миром (что мы всегда в той или иной степени делаем, порождая фрагментарность сознания), а принять ее полностью, тем самым достигая целостности осознания. При этом усилия человека сосредоточены на осознании конфликтов и напряжений в своем сознании и путей их интеграции. При достижении целостности внутренняя конфликтность исчезает сама собой, а человек осознает свое существование в целостности своего сознания. Интегративный подход. Мы считаем, что трансцендентные техники работы с расширенными состояниями сознания никогда не смогут стать именно массовыми технологиями по следующим причинам: Интенсивные интегративные психотехнологии позволяют человеку после краткого начального обучения работать полностью самостоятельно. На современном психологическом и психотерапевтическом рынке продается множество мифов о том, что такое исцеление, трансформация личности и как его обрести. Мифы эти обосновываются фундаментальными теориями, скажем, психоанализа, глубинной психологии, нейро-лингвистического программирования, трансактного анализа, психодрамы и т.д., и их привлекательность для потребителя подтверждается успешной продажей рекламируемых ими услуг.
Коренным среди всех трансформационных и психотерапевтических мифов, на котором построено большинство профессиональных терапевтических и психологических программ, является миф о реабилитации через катарсис, или в более узком смысле миф о том, что можно помочь человеку, занимаясь деятельностью, построенной на вторичном проигрывании травматической ситуации. Психоаналитики выискивают подавленные биографические эпизоды, но никогда не позволяют пациенту пережить действительную травму, удерживая ситуацию под вербальным наркозом, что считается критерием профессионализма. Однако и здесь и в других терапиях не происходит то, что декларируется. Мы лишь углубляем и расшатываем ту же самую колею, как в случае с больным зубом, который не болит уже просто потому, что сверлится каждый день. Катарсис, понимаемый как "очищающее переживание" травматической ситуации, не решает задачу терапии как исцеления; проблема состоит в том не попадать в нее вновь и вновь. Потому что при любой провокации могут снова возникать смешения реальности и травматической ситуации и ослепленный человек опять неосознанно очутиться в своем неизжитом кошмаре. Опыт показывает, что вторичное проигрывание травмы неэффективно. Более того, часто это не только бесполезно, но и приносит большой вред, когда клиент "застревает" в психотерапевтическом патефоне. Вместо эффективной реализации в "здесь и сейчас" человек начинает жить в той ситуации, которая уже прожита. Еще большим абсурдом кажется те варианты психотерапии, которые встраивают клиента в какие-то реинкарнационные проблемы и фиксируют его, например, на чувстве вины, которую он должен проработать в своем 995 -ом рождении, т.к. совершил преступление перед человечеством, убив святого старца в 17-ом веке в Пошехонском лесу... Самое большее, чего можно добиться в этой ситуации - заключить договор с клиентом о полезности данной процедуры и продать ему миф об исцелении и разрешении травмирующей ситуации.
Специалист в сфере социальной работы обязан понимать, что сущность работы с кризисными состояниями и удовлетворением потребности в трансформации лежит далеко за пределами любых представлений и уж конечно любых концептуальных построений. Источники проблем в принципе бесконечны, так как отзывается на них организм, хранящий в своей памяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, зачатия и в потенции - всю боль и бессознательность мира. Никогда заранее неясно, какая ситуация послужит триггером кризисного состояния. Единственное радикальное средство - это расширение осознавания и тренировка воли, умения фокусировать свое внимание. Все это направлено на то, чтобы не попадаться в сети прежних и будущих страхов, не выцарапывать глубже граммофонную пластинку прежних травм. Как мы указывали выше, интенсивные интегративные психотехнологии используют измененные состояния сознания в своей работе с клиентами. Дополнительным аргументом к этому является то, что внутренние переживания в измененных состояниях сознания могут создавать чувство покоя и завершенности на глубинном уровне. Работа с измененными состояниями сознания использует техники и катализаторы для мобилизации внутренней энергии исцеления, таким образом, что внутренняя мудрость индивида выбирает именно то переживание, которое является релевантным для личности в данный момент времени. Все, что могут делать интегративные психотехники - это выносить подавленный материал в сознание. Разница между большинством направлений практической психологии, а также психотерапий и работой в измененных состояниях сознания заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется специалистом по ИИПТ. Для нас важно как в научном, так и в прикладном аспектах, применение в социальной работе и практической психологии интенсивных интегративных психотехнологий. Поэтому мы хотим более подробно остановиться на содержании, структуре и стратегических моментах именно этого направления.
Понятие интеграции. Смысл интеграции заключается в том, чтобы та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. На уровне фрейдовской карты интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение). Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей её целостности. Понятие "интеграции" в интегративных психотехнологиях было введено Джимом Ленардом (основателем движения вайвейшн). Джим Ленард понимал под интеграцией присоединение части к целому, где целым является сознание, личность, а частью вытесненный комплекс. До Д. Ленарда в интенсивных психотехнологиях было популярно понятие "высвобождение", которое содержательно близко к понятию "катарсис" в психоанализе. Д.Ленард предложил целостную психотехнологию, которую обозначил как вайвейшн. Понятие интеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсонального направления (С.Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу). Под интегративными психотехнологиями ("психе" - душа, "технос" - умение, навык, мастерство, "логос" - понятие, учение) понимаются совокупность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности. Особенности интенсивных интегративных психотехнологий. Высокая адаптивность интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) обеспечивается следующими факторами: В ИИПТ существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской парадигмы науки, что отвечает принципу научности. Теории и концепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р.Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного Станислава Грофа, спектр сознания К. Уилбера, концепция целостностей психической реальности В. Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С. Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина и др.). Теоретический пласт ИИПТ обладает следующими качествами: Теоретические представления при всем многообразии подходов и направлений имею ряд общих свойств: Теория ИИПТ имеет следующие истоки: Психотехнологии мы можем рассматривать на следующих уровнях: Интенсивные интенсивные интегративные психотехнологии, как правило, используют различные уровни измененного состояния сознания и для этого имеется колоссальный инструментарий по изменению состояний сознания. Мы уверены, что в такой глобальной системе, каковой является психика человека, всегда есть огромный ресурс для самоисцеления, трансформации, роста, интеграции. Главное - позволить "заработать" внутренней мудрости ", высвободить от искажающих стекол Эго внутренний радар, безупречно находящий актуальную проблему для психики, точно находящий эффективный способ разрешения травмирующей ситуации. Интенсивные интенсивные интегративные психотехнологии выстроены на идее осознания и принятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|