Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и процесс выхода из кризиса: соотношение понятий интеграции и самоактуализации.




Даже самая сильная река, буйно стремящаяся в
океан, попав в спокойную долину, может
превратиться в болото.
Самое безукоризненное желание Единого может
умереть в покое и обустроенности.

Горный Алтай, "Размышления в буддийских путешествиях"

В психологической литературе понятие "самоактуализации" часто употребляется наряду с такими понятиями, как "самореализация" и "реализация своих возможностей". Близок к этим терминам и такой, как "ассертивность".

Мы в данной работе для анализа соотношения понятий интеграции и самоактуализации будем придерживаться понятия "самоактуализация" в представлениях гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз и др.) (135, 157, 177).

В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как "...стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать" (42, с. 4). Мы будем использовать термин "самоактуализация " именно в этом смысле. Кроме того, необходимо отметить, что это понятие синтетично, "...включает в себя... развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности" (42, с. 3-4). Особо пристальное внимание в нашем исследовании мы будем уделять таким параметрам самоактуализации, как ориентация во времени и личностная автономия (19, 42,135, 157, 176). Попутно отметим, что, по нашему мнению, эти показатели одновременно являются и одними из критериев психологического благополучия. В настоящее время в психологической науке просматривается тенденция к интеграции различных психологических течений. С этой точки зрения, а также учитывая методологический принцип многомерности истины, мы считаем, что каждая школа психологии и психотерапии на свой лад описывает свой предмет, поэтому любое понимание человека может претендовать на жизнь и истинность. Именно поэтому мы считаем правомерными все взгляды на самоактуализацию, в том числе и критические, допуская при этом, что у этой правомерности имеются свои пределы. И тем не менее мы в данной работе придерживаемся взгляда на самоактуализацию именно психологов гуманистического направления, что обусловлено тщательной разработкой как самого конструкта "самоактуализация", так и ее структуры именно в гуманистическом подходе.

Прежде чем приступить к рассмотрению нашего понимания смысла и целей самоактуализации, считаем необходимым сделать экскурс в различные подходы, сложившиеся в психологии.

Фрейд и ученики.
В работах специалистов-психоаналитиков термин "само-актуализация" ("самореализация") практически не используется, и тем не менее, просматривается мысль о том, что невозможность применения в жизни своих способностей может являться причиной неврозов. Так, З. Фрейдом были выделены три психические структуры личности, обозначенные им как "Оно", "Я" и "сверх-Я". Причем "Оно" представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей, "Я" определяет, какие влечения, смотря по обстоятельствам, могут найти удовлетворение в настоящий момент времени, а какие нет, "сверх-Я" представляет собой структуру, формирующуюся в процессе социализации и оценивающую поступки человека с точки зрения моральных норм (41). Между этими психическими структурами, по Фрейду, неизбежны конфликты. "Чем глубже вы проникаете в патогенез нервного заболевания, тем яснее становится... связь неврозов с другими продуктами человеческой душевной жизни....Мы... находим действительность неудов-летворительной, воображая себе исполнение наших желаний. Энергичный и пользующийся успехом человек- это тот, которому удается, благодаря работе, воплощать свои... желания в действительность. Если же это не удается... то наступает отстранение от действительности, индивидуум уходит в... фантастический мир. В случае заболевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах" (210, с.268). По мнению Э. Фромма, хотя Фрейд и переоценивал значение cексуального удовлетворения, его теория является символичной в том плане, что невозможность полного использования своих сил, полного применения своих способностей может быть причиной заболеваний и несчастий (214).

По нашему мнению, символичной в этом плане является и теория Вильгельма Райха, постулирующая о том, что подавление сексуальных побуждений вместе с сопутствующими характерологическими установками конституирует неврозы (51).

Отто Ранк, анализируя общечеловеческую культуру, пришел к выводу, что одной из психологических сил, лежащих в основе религии, искусства, истории является травма рождения (51), которая, возможно, имеет отношение к реализации человеком некоторых из своих возможностей. В частности, О.Ранк писал: "... главная цель -саморазвитие, то есть индивидуум должен развить себя в то, что он есть на самом деле"(145, с. 20).

Что касается Альфреда Адлера, то его идея о стремлении человека к превосходству, как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности, включает в себя поиски смысла жизни, побуждение улучшать себя, развивать свои способности, свою потенциальность, стремление к совершенству и законченности (51, 206). Как видно, здесь звучит мысль о том, что "жить - значит развиваться"(206, с. 9), а это уже, на наш взгляд, имеет отношение к своего рода самореализации. Цель превосходства, по мнению Адлера, может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает общественные заботы, то развитие идет в здоровом направлении. Но если цель превосходства - господство над другими, то это, по мнению Адлера, является "невротическим извращением" (206, с. 9), результатом сильного чувства неполноценности. Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе приспособления к среде. Каждый индивидуум вынужден стремиться к более совершенным отношениям с окружающими, т. к. все виды должны развиваться в направлении более эффективной адаптации. Это стремление к совершенствованию, по Адлеру, является врожденным (206). Согласно данному автору, социальность чувств является важным критерием психического здоровья: здоровый образ жизни направлен на достижение компетентности и успеха в обществе через общественно полезную деятельность(51). Таким образом, развитие своих способностей, своей потенциальности для Адлера немыслимо вне общества, а достижение социальной адаптации - основной критерий внутреннего просветления. И здесь мы согласны с мнением Ролло Мэя, считающего, что в таком понимании проблемы Адлером таится опасность простого поверхностного приспособленчества с помощью хитростей и лицемерия.

Эрих Фромм в своих работах для обозначения самоактуализации использует термин "самореализация". "Нормальный человек обладает тенденцией к развитию, росту и продуктивности... парализация этой тенденции и есть симптом психического расстройства"(214, с.168). Фромм считает, что человек имеет врожденный стимул к самореализации, который коренится в природе человека. Это касается как физических способностей, так и психических. Ничто, по мнению данного автора, не свидетельствует так ясно о непродуктивности жизни, как неврозы, являющиеся результатом конфликта между прирожденными способностями человека и силами, препятствующими их развитию. "Человек обладает способностью... двигаться, если воспре-пятствовать в реализации этой способности, то результатом будет... расстройство... или заболевание. Женщины обладают способностью рождения и воспитания детей, если эта способность не реализуется... она будет испытывать определенное расстройство, от которого может излечить... реализация ее способностей и сил в других областях жизнедеятельности... Человек наделен способностями говорить и думать. Если эти способности не будут реализованы, могут произойти серьезные нарушения. Человек обладает способностью любить, так что, если он не сможет реализовать эту свою способность... он будет очень страдать, даже несмотря на то, что попытается заглушить свое страдание рационализацией или обращением к любому... средству заглушения боли" (214, с.168-169). Причиной того, что недостаточное использование сил и способностей приводит к несчастью, Э. Фромм считает сами условия человеческого существования, т. к., по его мнению, у человека нет другого способа быть в единстве с миром при одновременном сохранении собственной личностной целостности, кроме как путем реализации своих способностей. При невозможности этого, по мнению данного автора, внутренняя гармония невозможна, человек может преуспеть в жизни только применяя свои способности, расходуя то, что имеет. Тем не менее, Фроммом особо оговаривается тот факт, что недостаток продуктивности в жизни ведет к неврозам далеко не всегда. Одной из причин данного явления можно считать его социальную обусловленность. При этом " свою ущербность индивид разделяет с другими членами данного социума, он поэтому не осознает себя ущербным... его безопасности не угрожает несчастье оказаться отличным... быть отверженным.... Эта ущербность культурно запрограммирована, она расценивается как особо ценное качество, что в общем-то предохраняет людей от неврозов... неизбежных в том обществе, где ущербность действительно приводила бы к осознанию собственной неадекватности... "(214, с.170). Как считает Фромм, такие культурные модели предохраняют большинство людей от массовых неврозов. Люди же, не вписывающиеся в эти модели, заболевают, что объясняется тем, что в этих случаях неврозы оказываются "результатом интенсивного действия либо патологических сил, либо сил здоровья, которые сопротивляются влиянию культурных стандартов даже тогда, когда в этом нет необходимости" (214, с.170). Э. Фромм не дает прямой дефиниции термину "самореализация", но тем не менее, исходя из контекста его работ, можно предположить, что здесь имеется в виду реализация тех возможностей, которые данный исследователь называет главными, т. е. осуществляющимися при наличии соответствующих условий (в отличие от второстепенных, реализующихся при наличии условий, противных потребностям существования, например - деструктивная тенденция) (214).

Анализируя взгляды Э. Фромма на данную проблему, нельзя не заметить, что самореализация, по его мнению, в определенной степени конфронтирует с требованиями общества.

Карен Хорни также использует термин "самореализация", понимая под этим развитие своих способностей, реализацию потенциальных возможностей, разрешение своих проблем (216). Как видно, взгляды Хорни и Фромма на суть этого понятия довольно близки. Для того, чтобы личность была свободна для развития своих потенций, ее необходимо, по мнению Хорни, освободить от внутренних подавлений. Кроме того, данный автор считает, что любому неврозу сопутствует разрыв между возможностями человека и их реализацией. Интересной представляется попытка Хорни показать цели терапевтического процесса, которыми являются: способность принимать ответственность на себя, достижение внутренней независимости, спонтанность чувств, стремление к искренности (217). Под способностью принимать ответственность на себя понимается восприятие себя активной действующей силой собственной жизни, способность принимать решения и отвечать за их последствия. Причем внутренняя независимость не является пренебрежением убеждениями других, как не является и простым принятием их мнений. Человек сам обосновывает свою личную иерархию ценностей, уважая при этом права других. Что касается спонтанности чувств, то это подразумевает способность как к выражению любви, ненависти, счастья, печали, страха и т. д., так и к сознательному контролю этих чувств. В этом контексте Хорни особо выделяет способность к любви и дружбе: "любовь, которая не является ни паразитической зависимостью, ни садистским господством, а... связью... которая не имеет... цели вне самой себя,... для людей естественно делиться своими переживаниями, понимать друг друга, находить радость и удовлетворение в совместной жизни, в выражении и открытии самих себя друг в друге" (216, с. 236). Стремление быть искренним, по Хорни, означает не притворяться, быть способным к выражению всего себя в своих чувствах, работе, убеждениях. По мнению автора, вышеуказанные критерии представляют собой элементы, на которых основывается психологическое здоровье. Представляется важным, что выделенные параметры психологического здоровья практически совпадают с составляющими самоактуализации, разработанными представителями гуманистической психологии.

Гуманистическая психология
Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную систему, присущую только человеку возможность самоактуализации, которая является частью его природы. Для гуманистической психологии характерны оптимизм, вера в безграничность возможностей, в развитие потенциала (7). Именно это направление в психологии и психотерапии выдвинуло рассмотрение проблемы самоактуализации личности на первый план. Одними из лидеров гуманистической психологии являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

По Роджерсу, основной мотив поведения человека - это стремление к актуализации, т. е. реализации своих способностей. Стремление к актуализации врожденно, в отличие от тенденции к равновесию (гомеостазису) часто связано не с уменьшением напряжения, а с его увеличением. Роджерс считает, что актуализация свойственна не только человеку, но и растениям и животным, присуща всему живому(176). Частью базисного стремления к актуализации является стремление к актуализации своего Я, т. е. самоактуализации, что означает стрем-ление индивида развиваться в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности. По мнению данного автора, в стремлении к актуализации участвует организмический процесс оценивания. Тот опыт, который усиливает Я человека, оценивается положительно, а тот, что угрожает или препятствует сохранению Я, оценивается организмом отрицательно и избегается. Роджерс указывает, что во взрослом возрасте контакт с организмическим процессом оценивания у многих людей теряется, что может вести к повышению тревожности и защитным реакциям.

Необходимо отметить, что при использовании термина "Я" Роджерсом имеется в виду его синоним "Я-концепция", в структуру которой входят Я-реальное и Я- идеальное. Под Я-реальным понимается совокупность представлений человека о себе, оно фактически формируется на основе того опыта, который переживается человеком в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Кроме того, человек склонен представлять себя и в идеальном образе - видеть себя тем, кем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (идеальное Я). К этому идеальному Я и стремится приблизиться Я-реальное (41).

По мнению Роджерса, потребность в уважении, существующая у человека, заставляет его искать положительного отношения к себе со стороны окружающих, что может быть чревато отказом от той части переживаний, что не соответствует ожиданиям окружения. В результате возникает разлад между Я-реальным и той частью психики, от которой человек отказывается, что становится источником тревоги. Если же человек чувствует, что его принимает таким, каков он есть, то он будет склонен раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Из этого следует, что личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между Я-реальным человека и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему Я-идеальному, а именно в этом, по Роджерсу, суть актуализации. Если же актуализации не происходит, то могут возникать тревога и нарушения психологической адаптации (в том числе и неврозы), которые могут быть результатом несоответствия между Я-реальным и жизненным опытом, с одной стороны, и между Я-реальным Я-идеальным, с другой (41).

Актуализация своих возможностей и способностей ведет, по Роджерсу, к развитию " полноценно функционирующего человека". "Такой человек движется к полному знанию себя и своего... опыта. Он открыт этому опыту,... может воспринимать его без защитных реакций, не боится, что осознание... чувств, ощущений и мыслей скажется на его самоуважении. Его "Я" вытекает из его... опыта, и этот опыт не искажается, чтобы соответствовать... представлению о себе.... Этот опыт... выражается... средствами коммуникации. Такой человек не лицемерит.... Оптимально актуализуясь, такой человек насыщенно живет.. это эмоциональный и в то же время рефлексивный человек.. в качестве... источника информации использует скорее свои ощущения, чувства и мысли, чем советы.: Такие люди свободны в выборе своего жизненного пути,... они свободны выбирать и ответственны за последствия выбора.... Самоактуализуясь, люди становятся более творческими. Полноценно функционирующий человек не обязательно адаптирован к своей культуре, будучи членом общества, он не конформен и не является его пленником" (176, с.13-14).

Анализируя вышесказанное, становится понятным, что К. Роджерс уже делает попытку выявить структуру самоактуализации. Кроме этого, автор выделяет условия, необходимые для этого процесса:
безусловное принятие и вера в развитие индивидуума со стороны окружения, искренность, конгруэнтность этого окружения, эмпатическое понимание.

Таким образом, анализируя взгляды К. Роджерса на проблему самоактуализации, необходимо отметить, что теория автора, с нашей точки зрения, обладает достаточной степенью стройности, тем более, что исследователь вычленил структуру самоактуализации и провел анализ условий, необходимых для ее осуществления. Кроме того, несомненной заслугой Роджерса является попытка экспериментального исследования эффективности психотерапии. "... были получены полные данные 29 клиентов..., так же как и полные данные контрольной группы... оценка данных исследования дает нам возможность прийти к следующим выводам: во время и после психотерапии в воспринимаемом "Я" клиента происходят глубокие изменения... качества его личности приближаются к характеристикам полноценно функционирующего человека. Наблюдаются изменения в направлении развития личностной интеграции.... В каждом отдельном случае было обнаружено, что произошедшие изменения более разительны, чем те, что наблюдались в контрольной группе... " (176, с. 286-287).

Теория самоактуализации А.Маслоу.
Абрахам Маслоу, несомненно, является одним из самых выдающихся психологов 20 столетия. Заслуга его заключается в том, что он стоит у истоков сразу двух психологических направлений - гуманистического и трансперсонального. Что касается трансперсональной психологии, то Маслоу первым сформулировал ясным образом ее принципы, в области же гуманистической психологии наиболее весомым вкладом можно считать его концепцию самоактуализирующейся личности (51).

Теоретическими предпосылками к учению о самоактуализации Абрахама Маслоу можно считать такие направления, как психоанализ, гештальтпсихология, социальная антропология Рута Бенедикта. Что касается психоанализа, то из него символически вытекает (это подробно рассмотрено в соответствующей главе настоящей дипломной работы) мысль о том, что неиспользование своих способностей может привести к психическим расстройствам и неудовлетворению в жизни. Касаясь гештальтпсихологии, важно отметить то, что близкий этому направлению исследователь Курт Гольдштейн уже в 1926 году использовал термин "самоактуализация", имея в виду развитие заложенных от природы способностей. Для этого развития необходим определенный уровень напряжения, и самоактуализация будет происходить в процессе преодоления этого напряжения. По Гольдштейну, если есть талант, то он должен быть реализован. Социальная же антропология, пытаясь решить проблему противостояния культуры и личности, также наложила свой отпечаток на теорию Маслоу (206).

В одной из своих работ Маслоу определяет самоактуализацию как "стремление к самоосуществлению... тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более... тем, кем он способен стать"(42, с.4). Все самоактуализирующиеся люди посвящают свою жизнь поиску "бытийных" ценностей ("Б" - ценностей), т. е. поиску предельных ценностей, которые, по Маслоу, нельзя свести к чему-то более высокому. Автор выделяет 14 таких "Б" - ценностей: истина, красота, порядочность, справедливость, совершенство, добро древних, простота, всесторонность и др. (135). Эти " бытийные ценности " выступают как метапотребности, подавление которых порождает определенный тип патологий-метапатологий. Автором утверждается, что "бытийные ценности" являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие и не подозревают об их наличии у себя.

Маслоу описывает восемь путей самоактуализации (135):

1) Самоактуализация означает полное, живое, бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, максимальную ясность восприятия и концентрацию ума.
2) Самоактуализация - это непрерывный процесс, означающий многократные выборы. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к защите, либо выбор роста, и именно второе означает выбор в пользу самоактуализации.
3)Само слово "самоактуализация" подразумевает наличие "Я", которое может актуализироваться. Этот путь самоактуализации предполагает независимость в принятии решений, исходя из своей точки зрения, предоставление своему "Я" возможности для проявления.
4) Самоактуализирующийся человек немыслим без принятия ответственности за свое поведение. Взять на себя ответственность-это значит обращаться к самому себе, требуя ответа, и это несовместимо со стремлением сохранить свое лицо и с позерством.
5) Этот путь означает верить в себя и действовать согласно своим убеждениям. Это предполагает нонконформизм, быть смелым вместо того, чтобы бояться.
6)Самоактуализацией являются как конечное состояние, так и процесс актуализации возможностей. "Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий.... Самоактуализация - это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализацией может быть упражнение пальцев на клавиатуре... это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.... Человек всегда хочет быть первоклассным или настолько хорошим, насколько он может быть" (135, с. 113).
7) Высшие (пиковые) переживания - это моменты самоактуализации. "Это мгновения экстаза... условия для более вероятного появления таких переживаний создать можно... можно... наоборот, поставить себя... в условия, при которых их появление будет... маловероятным. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоими потенциальностями, это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты... являешься" (135, с. 113-114.
Одним из крупных достижений Маслоу является проведенное им исследование опыта людей, имевших спонтанные мистические (пиковые) переживания. В отличие от устоявшегося мнения психиатров о том, что любой мистический опыт относится к разряду психопатологии, Маслоу показал, что спонтанные пиковые переживания часто оказывались благотворными для людей, испытавших их. Впоследствии эти люди выказывали тенденцию к самоактуализации. Автор предположил, что такой опыт относится к категории выше нормы, а не ниже или вне ее. Далее Маслоу продолжает: "Практически каждый испытывает высшие переживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этих тонких кратковременных переживаний. Помочь людям ощутить эти... мгновения экстаза, когда они наступают, -это одна из задач консультанта" (135, с. 114).
8)Самоактуализация предполагает выявление собственных психологических защит и преодоление их. Маслоу описывает такую психологическую защиту, которая не описывалась ранее - деритуализацию. Под этим автор понимает снятие покрова святости с ценностей и добродетелей, более легкое к ним отношение. Самоактуализация означает отказ от этого механизма защиты, обучение и принятие реритуализации, означающей желание иметь возможность увидеть святое, вечное, символическое.

По мнению Абрахама Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют всего один процент населения и являются образцом психологически здоровых людей, разительно отличающихся от большинства.

Автором выделяются следующие черты, присущие этим людям:
1) Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния предрассудков и стереотипов,
2) Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие защитных форм поведения,
3) Спонтанность и естественность в поведении при соблюдении традиций, но отношение к этим традициям с должным юмором,
4) Занятость своей жизненной задачей, соотношение своей деятельности с универсальными ценностями,
5) Склонность к одиночеству, позиция отстраненности по отношению ко многим событиям,
6) Автономия и независимость от окружения, устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов,
7) Свежесть восприятия, нахождение нового в уже известном,
8) Предельные (пиковые) переживания, мистический опыт высших состояний,
9)Чувство общности с человечеством в целом,
10)Глубинные межличностные отношения с узким кругом людей, отсутствие враждебности во взаимоотношениях,
11)Демократичность, готовность учиться у других,
12)Устойчивость внутренних моральных норм, нравственность поведения,
13)"Философское" чувство юмора, отношение с юмором к жизни в целом и собственно к себе,
14)Креативность в действиях,
15)Неприемлемость безоговорочно той культуры, к которой принадлежит самоактуализирующаяся личность, идентификация в большей степени с человечеством в целом (9).

По мнению Маслоу, самоактуализация - это скорее постепенное накопление незаметных приобретений, чем один миг, это продвижение скромными шагами.

Согласно Маслоу, путь к самоактуализации открывается лишь после удовлетворения таких его насущных потребностей, как физиологические, потребности в защищенности, в хорошем отношении, в уважении. Если эти потребности не удовлетворены, то самоакту-ализация невозможна (потребность в самоактуализации является вершиной "пирамиды потребностей", разработанной Маслоу, наиболее высокой в их иерархическом ряду). Большинство людей останавливается на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию.

Резюмируя исследования крупнейшего в мире теоретика гуманистического направления Абрахама Маслоу, можно отметить, что вклад в психологическую науку данного автора трудно переоценить. Это, во-первых, формулирование принципов трансперсональной психологии (и здесь важно описание пиковых переживаний как не являющихся патологическими), во-вторых, разработка теории самоактуализации, ее структуры, путей ее достижения, а в-третьих, пересмотр теории инстинктов и анализ, иерархизация человеческих потребностей, и т. д. Необходимо отметить, что сильную поддержку теории Маслоу обеспечивают наблюдения из глубинной эмпирической терапии (49).

Эверетт Шостром: актуализаторы.
Занимался исследованиями в области самоактуализации личности и такой американский психолог, как Эверетт Шостром. В своей работе "Анти-Карнеги, или человек-манипулятор " автор сосредоточивает свое внимание как на описании самоактуализирующегося человека, называя его "актуализатор", так и на его противоположности, именуемой автором как "манипулятор". Особо отмечается то, что "актуализаторов в чистом виде не бывает, но чем естественней человек, чем более искренни его чувства, тем ближе он к идеалу " (227, с.12).

Шостром описывает основные контрастные характеристики актуализаторов и манипуляторов, в частности, манипуляторам присущи такие, как: 1) ложь (т. е. фальшивость, разигрывание ролей, подбор и выражение чувств в зависимости от обстоятельств),
2) неосознанность (имеется в виду восприятие того, что хочется видеть и слышать), контроль (закрытость, стремление контролировать ситуацию, внешне сохраняя спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы), цинизм (т. е. недоверие человеческой природе вообще, деление людей на категории контролирующих и контролируемых).

Актуализаторам же, в отличие от манипуляторов, по мнению Шострома, присущи соответственно такие черты, как: 1)честность, искренность в любых своих чувствах,
2)осознанность (жизненаполненность, интерес, способность самостоятельно формировать свое мнение о жизни),
3) свобода выражения своих потенциалов, спонтанность, открытость,
4) доверие (вера в себя и других, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь).

Далее, продолжая свое сравнение, Шостром отмечает, что манипулятивное отношение к людям можно выразить как "Это-Это", а актуализационное - как "Ты-Ты", считая, что только личность, относящаяся к другому как к "Ты", а не как к "Это", способна обрести свое Я (227). Если же в других видится "Это", то есть вещь, то неизбежно собственное превращение в "Это", в вещь. "Почему... человеку... нравится быть вещью?... потому что... человек мало ценит себя. И старается прикинуться более ценным.... манипулятор надеется... что окружающим более понравится его игра, маска, нежели он сам. Чем большее значение... маске, тем больше обесценивает себя... тем более недооцененным он себя чувствует... тем глубже... чувство неудовлетворенности. А отсюда уже рукой подать до неврозов"(227, с.36). Для невротизированной (манипулятивной) личности характерно дробление себя на части - "хорошие" и "плохие", причем во взаимодействии с людьми появляется стремление скрыть "плохие" и продемонстрировать "хорошие". Действия манипулятора идут под знаком того, что его собственная недостаточность может быть преодолена путем борьбы как с "плохими" частями себя, так и с окружающими людьми. В отличие от манипулятора, актуализатор - цельная личность, его позиция - сознание самоценности. Манипулятор, по Шострому, - это многогранная личность с антагонистическими противоположностями, а актуализатор - многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями, и отсюда виднеется перспектива: переделать манипулятивные грани в актуализационные. "Когда вы начнете открывать в себе свои актуализационные потенциалы, не старайтесь достичь совершенства. Ищите радость, которая приходит в результате интеграции как сильных сторон вашей натуры, так и слабых" (227, с. 38). Продолжая далее описывать актуализатора, Шостром отмечает, что ему свойственны доверенные и открытые отношения. "Попробуйте изобразить человека графически в виде двух окружностей - одна внутри другой. Внутренняя... - это ядро... сущность. Внешняя... - это перифе-рия личности... где больше... приобретенного... скопированного. Многочисленные контакты, которые легко даются манипуляторам, достигаются благодаря соприкосновению внешних окружностей.... Они не затрагивают души" (227, с. 42). Противоположностью поверхностных контактов Шостром считает такие виды коммуникаций, когда соприкасаются "внутренние окружности" человеческих душ, их ядра. " На таком уровне можно поддерживать отношения с немногими, поскольку контактные взаимодействия требуют больших затрат... энергии.... Но без хотя бы одного-двух глубоких контактов человек не сможет состояться как личность... не сможет стать актуализатором... сильно рискует своим психическим здоровьем"(227,c.43). Человек, по мнению автора, не может иметь истинных, т. е. контактных, отношений с другими, если не умеет выражать своих основных эмоций, таких, как гнев, страх, обида, доверие, любовь. Кроме того, важно выражать истинные эмоции, а не заменять их на фальшивые, что весьма свойственно манипуляторам в отличие от актуализаторов. Следующая характерная для актуализирующейся личности черта-это реальный процесс жизни в настоящем. Это не значит, что актуализатор живет только сегодняшним днем, ему необходимо как прошлое, так и будущее, чтобы придать настоящему больше смысла. Фокус всегда находится в настоящем, а прошлое и будущее существуют в виде фона. Характерен для актуализаторов, по мнению Шострома, и такой феномен, как независимость ценностей и поведения от воздействия извне. Такие люди имеют более автономную и самоподдерживающуюся бытийную ориентацию, больше верят опоре на себя и своей самовыразительности (42, 227).

Э. Шостром в своей работе касается причин манипулятивного поведения людей, их отхода от актуализации. Обобщая мнения различных авторов по этому вопросу, исследователь описывает следующие причины: 1) Основная причина лежит в конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду (мнение Ф. Перлза). Человек не доверяет себе полностью, верит, что его спасение в других, но и другим он полностью не доверяет. Поэтому и вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы "другие" были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать. 2) Эта причина выделена Э. Фроммом, который считал, что человек подвержен иллюзии, что чем более безупречным он станет, тем более его будут любить. Манипулятор пытается заменить любовь властью над другим человеком. 3) По мнению Дж. Бюдженталя и экзистенциалистов, риск и неопределенность вокруг человека заставляют его чувствовать себя беспомощным, и это тоже одна из причин манипулирования. 4) Страх перед затруднительным положением (Берн, Хейли, Глассер). 5) Пятую причину объясняет А. Эллис, считающий, что одно из допущений человека относительно жизни - это "потребность получать одобрение от каждого встречного и поперечного" (227, с.8.

Одной из главных заслуг Шострома, на наш взгляд, явилось создание им инструмента для измерения самоактуализации - опросника личностных ориентаций (РОI). РОI измеряет самоактуализацию как многомерную величину. Тест был разработан на основе анализа работ теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. РОI регистрирует две базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации: компетентность во времени, независимость ценностей и поведения от воздействия извне, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность к своим потребностям и чувствам, спонтанность, самоуважение, самопринятие, склонность воспринимать природу человека в целом как положительную, синергичность, принятие собственной агрессии как проявление человеческой природы, способность к налаживанию глубоких эмоционально насыщенных контактов (42).

Таким образом, становится видно, что Эверетт Шостром также внес значительный вклад в область изучения личностной самоактуализации.

Самоактуализация в гештальт-терапии.
Создатель гештальт-терапии Фриц Перлз также не остался в стороне от освещаемой нами проблемы. Причем Перлз предлагает различать такие понятия, как "самоактуализация" и "актуализация образа себя". "Есть различие и несовместимость между самоактуализацией и актуализацией образа себя.... Я актуализирую не себя, но свое представление о себе. Актуализация самоопределения - грех.... Назад, к "жертве" самоактуализации и реальности самоактуализации... "(156, с. 13-14). "... В настоящее время средний человек реализуется только на 5%, в лучшем случае до 15%. Человек, которому доступны 25% от его потенциала, уже считается гением... от 85% до 95% теряется.... А причина тому очень проста: мы живем по шаблонам... по поведенческим штампам... "(157, с.9). Ф. Перлз считает, что основной конфликт человека звучит так: "Каждый индивид, каждое растение имеет от роду лишь одну цель - актуализировать себя таким как есть.... Роза не намерена самоактуализироваться в качестве кенгуру. Слон не имеет намерения са

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...