Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие проблемы психологического консультирования




 

Список литературы

  1. Р. Кочунас. Основы психологического консультирования.
  2. С. Глэддинг. Психологическое консультирование. Изд-во Питер. 2002.
  3. К. Роджерс. Консультирование и психотерапия.
  4. К. Рудестам. Групповая психотерапия.
  5. В. Франкл. Человек в поисках смысла.
  6. Р. Мэй. Искусство психологического консультирования. М., 1998.

 

В настоящее время существует 2 термина: психотерапия и психологическоеконсультирование. Эти термины взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Консультированием и психотерапией имеет право заниматься специалист, получивший базовое (высшее) медицинское или психологическое образование и прошедший специальную поствузовскую подготовку.

Психотерапией называется сознательный и планируемый процесс влияния на нарушения поведения и болезненные состояния посредством обучения, основанного на теории нормального и патологического поведения и коммуникативной технике.

Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака и семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Психологическое консультирование является новой областью психологической практики. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, которые не имеют психических нарушений, но нуждаются в помощи.

Предметом консультирования является процесс взаимодействия психолога и клиента, в котором консультант помогает клиенту пережить сложную ситуацию. Целью консультирования является повышение продуктивности личности.

Задачи консультирования:

Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

Консультирование помогает обучаться новому поведению.

Консультирование способствует развитию личности клиента.

Акцентируется ответственность клиента за принятие решения.

Основой консультирования является взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии, основоположником которой является Карл Роджерс. Он выделил 3 основных принципа этого направления:

Каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая.

Каждая личность в состоянии быть ответственной за себя.

Каждая личность имеет право выбирать ценности и цели и принимать самостоятельные решения.

Особенности клиента:

Клиент испытывает определенное напряжение, возникающее вследствие противоречивых внутренних стремлений или в результате конфликта между ним и окружающей средой.

Клиент обладает определенной способностью справляться со своими жизненными трудностями, адекватной устойчивостью и достаточными возможностями для того, чтоб контролировать ситуацию. Обстоятельства, с которыми ему приходится сталкиваться, не настолько неблагополучны, чтобы он не смог при желании контролировать их, изменить их или изменить к ним отношения.

У клиента есть возможность выражать свои противоречивые эмоции во время бесед с консультантом вербально или какими-то иными средствами.

Клиент в достаточной степени независим эмоционально.

Клиент не страдает от чрезмерной эмоциональной неустойчивости, особенно органического происхождения.

Клиент обладает достаточным интеллектом (средним или высоким) для того, чтобы справиться со своей жизненной ситуацией.

Клиент подходит по возрастному критерию, т.е. достаточно взрослый для независимых поступков и достаточно молодой, чтобы сохранить гибкость мышления и поведения. Оптимальный является возраст от 10 до 60 лет.

Требования к консультанту:

Консультант должен обладать личностной и социальной зрелостью. Личностная зрелость означает возможность продуктивно решать свои проблемы, откровенность по отношению к себе и другим, терпимость. Консультант должен быть продуктивной личностью. Социальная зрелость означает умение общаться с людьми.

Консультант может быть приверженцем одной определенной теории, но может быть и эклектиком, т.е. использовать положения и методы из разных теорий.

Зрелый консультант должен осознавать постройку личностного консультирования: мировоззрение – теория – технологии.

Консультант открыт новому опыту.

Консультант должен знать пределы своей профессиональной компетенции.

В процессе консультирования консультант имеет право подключать свои профессиональные и личностные возможности.

Консультант должен быть старше 30 лет.

Отличия консультирования от психотерапии:

1. Консультирование как вид психологической помощи применяется только со здоровыми людьми, которые имеют какие-то проблемы, трудности в жизни или ставят перед собой цель развития личности.

2. Консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиента.

3. Консультирование предполагает относительно краткосрочную помощь (до 15 встреч).

4. Консультирование ориентируется, прежде всего, на проблемы, возникающие при взаимодействии личности со средой.

5. Консультирование ориентируется на изменение поведения и развитие личности клиента.

При этом психотерапия и консультирование используют для достижения целей следующие методы:

1) Психотерапевтические методы, направленные на понимание и осмысление симптоматики. Например, психоанализ, гештальтпсихология.

2) Методы, направленные на катарсис и новую эмоциональную переработку информации. Например, психодрама, гештальттерапия, группы встреч, различные тренинговые группы. Катарсис от греч. очищение.

3) Методы, направленные на изменение поведения, тренировочные методы. Это методы поведенческой терапии.

4) Суггестивные методы – это различные виды гипноза, аутотренинг, трансовые методики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...