Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса (РЭТ)




В основе РЭТ лежит АВС-теория Эллиса. АВС-теория объясняет принцип возникновения эмоций и эмоциональных нарушений у человека:

1. А – это ситуация, событие (активизирующее действие).

2. С – эмоции и эмоциональные последствия.

3. В – ключевое звено – знание человека об этих событиях (система идей).

А ® В ® С.

«Люди расстраиваются не из-за событий, а из-за тех мнений, которые они имеют по поводу этих событий» (Эпиктет – I в. н.э). «В мире нет плохого и хорошего, наше мнение делает его таким» (Шекспир).

А ® В1, В2, В3 ® С1, С2, С3.

Мысли и знания, применяемые для оценки ситуации, Эллис называет идеями и делит эти идеи на 2 группы:

  1. Рациональные идеи (адекватные и правильные) характерны для здорового человека.
  2. Иррациональные идеи (необоснованные, глупые, неадекватные) характерны для человека с эмоциональными нарушениями.

Эллис выделил иррациональные идеи:

Крайне необходимо для взрослого человека быть любимым или одобряемым каждым значимым для него человеком.

Нужно быть полностью компетентным, соответствующе, достигать успеха всегда и во всем, чтобы считать себя стоящим человеком.

Некоторые люди являются плохими, злыми или безнравственными, поэтому они должны быть наказаны или прокляты за это.

Ужасно, что все происходит не так, как хотелось бы.

Несчастья человека имеют внешние причины, следовательно, человек не имеет возможности контролировать свои расстройства и нарушения.

Если что-то представляется опасным или страшным, следует очень беспокоиться об этом и постоянно думать, что это произойдет.

Лучше всего избегать жизненных трудностей и ответственности.

Человеку необходимо нечто или некто другой, кто сильнее и больше, чем он сам, на кого он мог бы опереться и положиться в жизни.

Прошлая история человека полностью определяет его настоящее поведение, если что-то повлияло на его жизнь, то это будет влиять в течение всей жизни.

Люди должны поступать или делать что-то так, как я считаю правильным или как мне хочется.

Любая проблема обязательно имеет совершенно правильное и точное решение и ужасно, если оно не находится.

Согласно Эллису, если человек руководствуется этими идеями, это приводит к болезненному поведению, неврозам, эмоциональным нарушениям.

Эллис объединяет эти идеи словом «MUST» - долженствование. Эти долженствования распределяются на сферу «Я», «Другие» и «Мир».

Группы иррациональных идей:

Предпочтения желаемого переводится в долженствование («Я хотел бы» переводится в «Я должен»).

Восприятие определенных событий как ужасных и катастрофических («Ужасно если»).

К некоторым неприятным ситуациям невозможно приспособиться, и их невозможно преодолеть («Я не могу терпеть», «Я ненавижу», «Я не переношу»).

Самообесценивание через оценку происшедших событий («Я буду совершенно никчемным, если провалю дело»).

Еще одной заслугой Эллиса является возможность диагностики иррациональных идей – применение must-теста. Он является модификацией незаконченных предложений. Этот тест позволяет выявить сферы жизни, где у человека формируются иррациональные идеи и выявить больную сферу.

Must-темы:

Здоровье.

Самосовершенствование.

Любовь.

Общение.

Материальный комфорт.

Физический комфорт.

Этические нормы.

Автономии.

Профессия.

Досуг.

Семья.

Обработка: до 4 баллов – норма (сфера не является конфликтной), 5-6 баллов – человек наиболее требователен к себе и другим в этой сфере, 7-8 баллов и выше – конфликтная сфера, «горячая точка», есть опасность комплекса в этой сфере.

Иррациональные идеи приводят к проблемам в общении. Эллис выделил виды индивидуальных ограничений в общении. Они проявляются в метамоделях, т.е. в речевых ошибках, которые ведут к нарушению в коммуникации. Задачей психолога является выявление подобных идей и работа с ними.

Цель РЭТ – помочь человеку мыслить, чувствовать и действовать более рационально. Мыслить рационально, т.е. мыслить научно, логично, творчески, гибко. Чувствовать рационально, т.е. адекватно реагировать на ситуации. Действовать рационально, т.е. действовать, эффективно достигая своих целей.

Наименование ограничений Примеры Коррекция
Генерализация: 1. Универсальный квантификатор   2. Отсутствие референтного индекса, т.е. нет конкретного указания на лицо, место, время 3. Неконкретный глагол 4. Утраченный преформатив (нет точки отсчета)   1. «Меня все ненавидят»     2. «На работе мной помыкают»     3. «Он меня злит» 4. «Я плохая мать»   1. «Неужели все?» (искреннее удивление). «Кто конкретно вас ненавидит?» 2. «Кто вами помыкает?», «Когда вами помыкают?», «Как они это делают?»   3. «Как он это делает?» 4. «По сравнению с кем?»
Опущение: 1. Модальный оператор (присутствует глагол долженствования) 2. Сравнительные степени   3. Простое опущение существенной стороны 4. Оператор возможностей   1. «Я обязан, я должен»     2. «Для меня это труднее всего» 3. «Я боюсь выйти на улицу» 4. «Родители меня не понимают»   1. «Что вас останавливает?», «Что случиться, если вы это сделаете или не сделаете?» 2. «Труднее чего?»   3. «Кого, чего вы боитесь?»   4. «А что ты сделал, чтоб они тебя поняли?», «Что мешает им тебя понять?»
Искажения: 1. Номинализация, т.е. превращение глагола в существительное 2. Чтение мыслей     3. Пресубпозиция (одно следует за другим)   1. «У меня тревога»     2. «Мой муж меня не уважает»   3. «Мой сын такой же лентяй, как и его отец»   1. Вернуть к глаголу «Я тревожусь». «Как вы тревожитесь?» 2. «Как вы об этом узнаете?», «Он вам сам сказал об этом» 3. «Ваш муж – лентяй?»

Работа с метамоделями способствует разрушению психологической защиты, поэтому пользоваться ими нужно осторожно, особенно при семейном консультировании. Вопросы нельзя задавать язвительным тоном, чтобы его не обидеть. Нужно использовать вводные слова, например, «правильно ли я вас понял», «я хотел бы уточнить». Нельзя задавать вопрос «Почему?». Метамодели нельзя использовать с родственниками, близкими людьми и начальством!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...