История психологического консультирования
Консультирование разрабатывалось в рамках зарубежной психологии. Период (до 1900 г.) Консультирование существовало не как профессия. Оно осуществлялось в форме советов или предоставления информации. Вторая половина XIX в. – время промышленного переворота. В конце XIX в. в США была поставлена гуманистическая задача улучшения жизни тех, кто стал жертвой неблагоприятных обстоятельств промышленной революции XIX в. Многие основоположники консультирования в то время считали себя реформаторами. Их основной задачей стало обучение детей и молодежи, предоставление им знаний, позволяющих лучше ориентироваться в окружающем мире и в новых профессиях. Основной формой работы были лекции на тему морали. Специалистами, которые занимались эти видом консультирования, были школьные учителя и администраторы. Самого понятия «консультирование» не существовало до 1931 г. Период (1900-1910 гг.) В начале ХХ века практика оказания психологической помощи уже существовала, но она, в основном, базировалась на идеях психоанализа З. Фрейда. Наряду с Фрейдом в этом десятилетии работали другие лидеры развития консультирования: Дж. Дэвис, Ф. Парсонс и К. Бирс. Их деятельность стала поворотным пунктом для развития консультирования как профессии. Дж. Дэвис разработал программу персонального руководства в муниципальных школах, т.е. программу личностного развития. Он предложил раз в неделю проводить уроки персонального руководства с целью воспитания характера и профилактики возможных проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся. Ф. Парсонс был отцом психологии управления. Он организовал Бостонское бюро занятости с целью профориентации молодежи и стал основателем профессионального консультирования.
К. Бирс несколько раз сам становился пациентом психологических клиник и написал книгу, где описал условия жизни и тяготы лишения больных. Его работа оказала большое влияние на психиатрию и клиническую психологию. Бирс стал инициатором движения за психическое здоровье населения. Период (1910е гг.) На развитие консультирования в данный период повлияло 3 события: ü В 1913 г. была образована национальная ассоциация профориентации. С 1915 г. она организовала выпуск своего бюллетеня, а в дальнейшем литературы по персональному руководству. Это способствовало консолидации специалистов-консультантов в области профориентации. ü В 1917 г. в США конгрессом был принят закон Смита-Хьюза, который обеспечивал законодательную базу для поддержки профессионального образования в массовых школах. ü Во время первой мировой войны армия США финансировала разработку многочисленных психодиагностических методик по отбору состава. После войны методики стали использоваться и для гражданских целей. После войны разрабатывались методы психологической помощи ветеранам после войны. Период (1920е гг.) В Гарвардском университете были организованы образовательные курсы консультантов. В основном они сосредотачивались на профориентации. В 1929 г. В Нью-Йорке был создан первый консультационный центр по вопросам семьи и брака. Период (1930е гг.) С одной стороны, для США это были самые тяжелые годы из-за великой депрессии, с другой стороны, это были года наиболее сильного развития психологического консультирования как профессии. Главным событием десятилетия стала разработка первой теории консультирования – теории Уильямсона – трейдфакторное консультирование. Уильямсон делал акцент на педагогических, воспитательных и суггестивных способностях консультантов, т.е. главным участником процесса консультирования он считал консультанта. Консультирование имело целью помочь клиенту избавиться от непродуктивного мышления и научиться принимать эффективные решения. При этом консультант должен был адаптироваться к каждому клиенту. Поэтому консультирование Уильямсона было названо директивным. Влияние Уильямсона доминировало в консультировании в течение последующих двух десятилетий.
Консультирование вышло за пределы профориентации. В 1931 г. появляется термин «психологическое консультирование». Период (1940е гг.) В США была окончательно сформирована практика консультирования. На это повлияли 3 события: ü Появление теории К. Роджерса. Роджерс стал известен после публикации книги «Консультирование и психотерапия» в 1942 г. Эта теория бросила вызов психоанализу и директивному подходу Уильямсона. Роджерс придавал значение личности клиента и предлагал качественно иной подход к консультированию. Благодаря ему усовершенствовались методы и техника консультирования, способы отбора и подготовки консультантов. ü Во время второй мировой войны требовались психологи-консультанты для отбора и обучения в армию и промышленность. ü После войны администрация США участвовала в финансировании программ консультирования послевоенной помощи (помощь ветеранам, поиск профессии). Финансировалась поствузовская подготовка. Появляется профессия «консультирующий психолог». Период (1950е гг.) ü Создание американской ассоциации по подбору персонала и руководства. Учреждение в ней 17го отделения - консультационной психологии. ü Принятие национального закона о поддержке образования. ü Внедрение новых теорий консультирования. До 1950х гг. существовало 4 основные теории: психоанализ, директивная теория Уильямсона, бихевиористические теории и гуманистическая теория К. Роджерса. Среди консультантов начались дебаты вокруг вопроса о преимуществе одной из теорий. В 1950е гг. произошел отход от этих тем, т.к. появились прикладные бихевиористические теории и когнитивные теории. Например, трансактный анализ Берна, рационально-эмотивная терапия А. Эллиса, теория А. Бека, теория Я-концепции. Период (1960-1970е гг.)
В это время введен термин «общественное консультирование». Была образована американская ассоциация консультантов в области психического здоровья. Началось обучение студентов освоению базовых навыков консультирования, в основном преобладающими в это время были бихевиористические теории консультирования и их разновидности. Было положено начало государственному лицензированию консультантов, разработан первый этический кодекс для консультантов. Период (1980е гг.) Активное развитие консультирования как профессии. Был учрежден национальный совет по сертификации консультантов. В 1985 г. было образовано Международное научное и профессиональное общество консультантов. Данное сообщество проводило международные конференции по профессиональным стандартам консультирования. В центе внимания оказываются гуманистические теории. Период (1990е гг.) В американской ассоциации консультирования к 1999 г. функционировало 17 подразделений по разным направлениям консультирования. К 1995 г. в США работало около 67 тыс. консультантов. Главные вопросы, которые интересуют консультантов, - вопросы формирования целостной личности, факторы, вызывающие нарушения. Большая работа велась в рамках организации групповой терапии.
В настоящее время консультирование включает в себя следующие направления: 1) Психоаналитическое направление: a) Классический психоанализ; b) Адлерианское направление. 2) Бихевиоральное направление: a) Классический бихевиоризм и теория научения; b) Когнитивно-бихевиоральное направление; c) Трансактный анализ. 3) Гуманистическое направление a) Клиент-центрированная терапия К. Роджерса; b) Экзистенциальное направление; c) Гештальттерапия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|