Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы теории Адлера




Адлер считал, что люди руководствуются, прежде всего, социальным интересом, т.е. своей причастностью к социуму (социальному целому), поэтому сознательные аспекты поведения гораздо в большей степени определяют поведение личности, чем бессознательные.

Главный адлерианский принцип состоит в том, что люди стремятся быть успешными, поэтому их поведение является целеустремленным и сознательным. Каждый человек в жизни стремится к жизненному росту и имеет потребность в целостности.

Адлер назвал свое учение индивидуальной психологией. Термин «индивидуальная» он рассматривал как производное от лат. «индивидуум», что в переводе означает «неделимое, неразложимое».

Адлер считает, что людям свойственно реализовывать свой интеллектуальный потенциал – это тенденция к самосовершенствованию. Наряду со стремлением к самосовершенствованию у человека есть тенденция чувствовать себя подчиненным. Если это чувство подчиненности не преодолевается, то у человека возникает комплекс неполноценности. Напротив, в случае гиперкомпенсации чувства подчиненности может развиться чувство превосходства. Это явление Адлер называет невропатической фантазией.

Адлер считает, что на людей влияют прошедшие, настоящие и даже будущие причины. Безусловно, большую значимость он придает прошлому, а именно порядку рождения детей в семье. В работах Адлера описывается 5 порядковых положений:

1. Первенцы – первые дети в семье. Они получают много внимания, у них развивается эгоцентризм, желание быть в центре внимания, стремление к достижению цели. Родители возлагают на них свои планы и требования. Дети часто достигают успеха в жизни, они склонны действовать так, как принято в обществе. При рождении второго ребенка у первенца возникает чувство потери уникальности.

2. Дети, рожденные вторыми. Им не приходится решать проблемы, связанные с распределением власти. Они более беззаботные, менее домашние. Часто представляют собой противоположность первенца.

3. Средние дети. Они находятся в середине последовательности рождения. Они часто ощущают себя ненужными, не склонны устанавливать тесные межличностные взаимоотношения, хорошо усваивают семейные тонкости.

4. Самые младшие дети. Они получают много внимания от других. Эти дети научаются быть очаровательными, но у них возникают трудности при попытке выйти из образа маленького. У них хорошие возможности подражания.

5. Единственные дети. Они никогда не теряют своей позиции, получают много внимания. Они рано созревают, добиваются высоких результатов, у них сильно развито воображение. Они могут стать избалованными, эгоистичными, недостаточно социализированными.

На развитие человека влияет семейное окружение (особенно в течение первых 5 лет). Человек к 5ти годам формирует стиль жизни через взаимодействие с другими членами семьи. При этом они ведут себя так, как будто мир представляет определенный путь, по которому они идут. На этом пути они руководствуются субъективными оценками себя и своего окружения. Эти оценки складываются под влиянием определенного стиля воспитания. Проблемой на этом пути может быть складывание определенных ошибок (установок), которые Адлер называет фантазиями. В последствие они могут повлечь болезненное и неправильное поведение. Адлер выделяет 5 видов фантазий:

Сверхгенерализация, т.е. стандартный подход ко всему.

Ложные или невозможные цели безопасности – это попытка угодить каждому.

Ошибочное восприятие жизни и предъявляемых ею требований проявляется в убеждении, что кто-то может быть непогрешимым.

Минимизация или отрицание чьих-либо достоинств, например, когда человек считает другого неспособным достичь чего-либо.

Ложные ценности, например, убеждение в том, что всегда нужно быть первым независимо от того, что нужно делать.

Адлер указывает на составляющие здорового образа жизни:

Ø Общение.

Ø Работа.

Ø Сексуальность.

Адлер подчеркивает, что работа и общение являются источниками человеческого выживания, а сексуальная роль должна быть в духе сотрудничества, а не в духе конкуренции в отношении себя и других.

Роль консультанта

Адлер был ярким представителем директивного направления в консультировании. Консультанты адлерианского направления выступают в роли учителей, диагностов и образцов поведения, но в равноправных отношениях с клиентами.

Консультанты в процессе консультирования пытаются выяснить, почему клиенты склоняются к тому или иному способу мышления и поведения. Консультанты делают выводы, опираясь на информацию о членах семьи и ранних детских воспоминаниях клиента. Затем вместе с клиентом обсуждает свои интерпретации, впечатления, мнения и направляет клиента к необходимости изменения своего поведения. Консультанты адлерианского направления активно делятся с клиентами своими догадками, предположениями, дают определенные задания, руководят их действиями.

Цель консультирования – помощь людям в формировании здорового образа жизни. Это может быть в виде развития у клиента представлений о том, что считается здоровым образом жизни, помощь клиенту в преодолении комплекса неполноценности.

Главной задачей Адлер считает формирование у клиента социального интереса, т.е. потенциала человека, который должен быть осознан и развит.

При этом консультант принимает на себя роль учителя и интерпретатора событий, но клиент в праве решать, какие интересы ему предпочесть и какое поведение выбрать.

Адлерианское консультирование состоит, как правило, из 4 этапов:

Установление и поддержание равноправных отношений консультирования. Эта стадия является критической. Существует ряд методов, который помогает ускорить процесс установления отношений. Например, метод оказания поддержки (уже в начале консультирования клиенту оказывается поддержка), активное слушание (консультант активно выслушивает клиента и реагирует)

Анализ стиля жизни клиента. Здесь исследуются семейные истории, порядок рождения, анализ ранних воспоминаний клиента (до 10 лет), анализ сновидений

Интерпретация стиля жизни клиента. Консультанты стараются помочь клиенту достичь понимания, задавая открытые вопросы и интерпретируя ответы, причем, клиента никогда не принуждают принимать точку зрения консультанта.

Переориентация и переобучение клиента, которые должны сопровождаться изменением его поведения. На этом этапе применяются терапевтические упражнения. Например, конфронтация (консультант подвергает сомнению обсуждения клиента); задавание вопросов типа «что изменится, если»; действие «как будто» (клиентам предлагается действовать так, как будто они являются теми, кем хотят быть, т.е. ролевые игры); «плевок в суп клиенту» (консультант разрушает ценность определенного типа поведения клиента); изменение условий задачи (первоначально клиент ставит перед собой краткосрочные задачи, достижимые цели, а затем переходит к долгосрочным планам, целям).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...