Тема: Звукоподражание
*ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (всем классом с учителем):
Море звуков! А.В.Дерюгина
Я проснулся утром рано
И услышал: во дворе
Звук ударов раздавался –
Мяч купили детворе (хлоп-хлоп-хлоп).
Хорошо здесь всем ребятам:
Слышен топот, крик и смех (топ-топ, хи-хи),
А упругий мяч футбольный
Скачет вбок, вперед и вверх! (скок-скок-скок)
Хоть сегодня воскресенье,
Убирать желанья нет,
Но вытряхивает коврик
Дядя Миша, наш сосед (хлоп-хлоп-хлоп).
Он с утра пропылесосил (ш-ш-ш-ш),
Скрипнул дверью – выходил (скрип),
А теперь стучит ритмично
Час. Ну, как хватает сил? (стук-стук-стук)
Вот залаяла собака (гав-гав-гав),
Тянет с силой поводок –
Впереди вдруг показался
Рыжий маленький щенок (тяв-тяв-тяв).
Выхожу я со двора,
Мне на улицу пора –
Утром разбудил звонок: (дзинь-дзинь-дзинь)
«Хлеба в дом купи, сынок!»
Я по улице иду.
Звуки улицы ловлю:
Шум моторов, шелест шин (ш-ш-ш-ш)
И сигналы всех машин (би-би-би),
Звонок нового трамвая (дзинь),
Перестук его колес (стук-стук-стук)
И сирены завывание (у-у-у-у)
Ветер издали принес.
Флаги хлопают, вздымаясь (хлоп),
Вот прошел солдатский взвод (топ-топ),
И пропикал, пропуская
Пешеходов, переход (пи-пи-пи).
Грузовик, что возит балки
Для строительства моста,
Прогудел, да так натужно (Гу-у-у),
Видно ноша не легка.
Иномарка вдруг промчалась,
Из открытого окна,
И я музыку услышал
Про шарманку, что одна (песня).
Я не смог не постоять
И глаза ввысь не поднять –
Там летает самолет,
И мотор его ревет (р-р-р-р).
Вот дошел до магазина,
Покупаю булку я.
Сдачу я всегда считаю,
Чуть монетками звеня (дзинь-нь-нь).
С удовольствием кусаю
Сладкой булочки бочок,
Крошки голубям кидаю,
Слушаю их говорок (вр-р-р, вр-р-р-р).
День хороший! Море звуков!
Возвращаюсь я домой,
«Мама, я пришел послушать –
как звучит твой голосок!» (ля-ля-ля)
Имитация звуков может быть иной, отличающейся от предложенной в тексте.
*Прослушивание отрывка музыкальной заставки к телевизионной передаче «В мире животных» (2:09). Вопрос учащимся: «С кем нам предстоит знакомство?» … - «Мы отправимся в мир животных».
* СЛУШАНИЕ и ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ (пластическая импровизация, пластические этюды):
* Китайский народный мотив «Полет бабочки» (2:44)
* К.Сен-Санс «Аквариум» (2:23)
* К.Сен-Санс «Ослы» (0:41)
* К.Сен-Санс «Петухи и куры» (0:57)
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ: полет бабочки, аквариум, ослы, петухи и куры
* Игра у доски – вызываются несколько учащихся и по очереди отыскивают нужные слоги:
« Разные звуки» Э.Нийт
Где-то собаки ворчали: Рры!
В стойле коровы мычали: Ммуу!
В комнате мухи жужжали: Жжи!
Мимо машины бежали: Тррр!
Гудели от ветра все провода: Зззи!
Капала в кухне из крана вода: Дзиннь!
Перекликались в ночи поезда: Чууу!
Листья под ветром шумели: Тссс!
Змеи в лесу шипели: Шшши!
А комары все пели: Дзззы!
Непоседа мяч и ночью
Успокоиться не хочет: Пам, пам!
Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое съели: Кха-кха!
Разработка внеклассного мероприятия.
Для 2 класса
«В стране Звукландии».
Тема: В стране Звукландии
Цель: Развитие творческих способностей учащихся
Задачи:
обучающая – закрепить понятия о средствах музыкальной выразительности – ритме, динамике, мелодии;
развивающая – развить культуру слушания, через осознанное восприятие, развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей (вокальные и ритмические импровизации)
воспитывающая – воспитывать музыкальный вкус на примере классической музыки.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Технология: урок-игра
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: Доска, портрет композитора, фортепиано, магнитофон, музыкальные инструменты, иллюстрации
Организационный момент.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Звукландию, где много звуков, музыки и хорошего настроения. А отправиться туда я предлагаю на поезде. Поехали!
Ход урока.
1. Распевание: «Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят,
Тараторят, тарахтят,
Всё спешат, спешат, спешат»
(поём вместе, по группам, по рядам)
Ребята, пока мы с вами ехали, я вспомнила, что пришла сегодня в класс и нашла вот это письмо. Но прочитать его без вашей помощи не могу. Помогите!
«Я злой волшебник Грубадур.
Я думаю, ребята, что мы не испугаемся злого Грубадура и пойдём спасать королеву Музыку и её жителей. А вот и наше первое испытание. Некоторые ноты мы уже спасли. А остальные Грубадур заколдовал, они перепутали свои домики. Расставьте их по порядку.
(На фланелеграфе ноты расположены в хаотичном порядке, нужно выстроить звукоряд)
Молодцы! Ноты спасены! Но ноты, которые не сыграны или не спеты ничего не значат, это ещё не музыка. Грубадур придумал для вас ещё одно задание. Прочитайте стихи и придумайте к ним мелодии – сделайте так, чтобы они зазвучали.
Рано утром, вечерком
Поздно, на рассвете,
Мышка ехала верхом,
В расписной карете.
Дождик песенку поёт:
«Кап,кап,кап….»
Только кто её поймёт?
«Кап, кап, кап…»
Жил сверчок в лесу густом.
Он себе построил дом,
Он растил себе усы,
Мылся каплями росы.
(Вокальная импровизация)
А теперь мы спасли ещё одного жителя Звукландии – мелодию.
2. Слушание.
С музыкой этого норвежского композитора (портрет) мы встречаемся очень часто. Кто это? В музыкальном произведении Эдварда Грига волшебник Грубадур тоже спрятал одного из жителей Звукландии. Давайте послушаем произведение, вспомним название, определим характер и найдём заколдованного жителя.
(Слушание «Утро» Э. Григ)
Расскажите о настроении произведения?
Как изменяется музыка?
Молодцы! Мы спасли – динамику. Сейчас мы попробуем движениями передать характер музыки. Один из вас будет дирижёром и покажет движениями рук как меняется музыка, а остальные ребята покажут как просыпается солнце.
(Звучит «Утро» Э.Грига, дети используют свободное дирижирование, пластические этюды для создания образа)
Вот этот знак «скрипичный ключ» (как он называется?) поведёт нас дальше, в подземелье, где спрятаны сундуки. А замки откроет тот, кто прочитает вот такие знаки:
Разные длительности нот(восьмые, четвертные, половинные)
Давайте все вместе прохлопаем этот ритм, ведь мы его освободили.
(Дети прохлопывают ритм)
3. Инструментальное музицирование.
Но это ещё не всё! Коварный Грубадур заколдовал и звуки музыкальных инструментов. Узнайте их!
(Звучат спрятанные инструменты – треугольник, ложки, погремушки, коробочка. Дети отгадывают)
А вот теперь, чтобы окончательно прогнать чары злого Грубадура из подземелья, нужно на этих инструментах поиграть.
1. Дети играют предложенный ритм
2. Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот»
Представьте себе, что кто-то из вас Стрекоза, а кто-то Муравей. Между вами происходит ритмический музыкальный разговор. Стрекоза спрашивает, а муравей отвечает. Придумайте свой ритм для вопроса и ответа.
(Ритмическая импровизация)
4. Пение.
Хотела предложить вам исполнить знакомую песню, но вот беда, Грубадур и здесь постарался – спрятал из песни все слова и характер музыки. Может быть вы узнаете название песни?
(Звучит вступление к песне Л. Книппера «Почему медведь зимой спит»)
Помогите мне подобрать настроение для нескольких недостающих строчек песни.
(На доске выписан текст песни с указанием характера исполнения, нужно дописать недостающие слова)
Молодцы! Мы спасли от Грубадура характер музыки! Исполняем песню выразительно.
(Исполнение Л. Книппер «Почему медведь зимой спит»)
5. Домашнее задание.
Нарисуйте рисунок к одному из куплетов песни.
6. Итог.
Ну вот и заканчивается наше путешествие по музыкальной стране Звукландии. Мы победили коварного Грубадура, освободили ноты, мелодию, ритм, динамику, характер. Но страна Звукландия огромная, и чтобы подружиться с королевой музыкой, нам ещё не раз придётся отправиться в путешествие. Ведь впереди у нас ещё столько интересного!
2 класс Тема: «Регистр – страна звуков: высоких – средних – низких». 1 урок
|
Число, класс, кто ведёт урок
| Этапы урока
| Содержание урока
| Комментарии
|
28.11.2013г.
2 «Б»
Агей Инна Игоревна
| Входят в класс
Слушание музыки
Понятие «регистр»
| Ребята входят в класс под музыку Э. Грига «Танец эльфов». Учитель рассказывает про автора музыки, про образы его музыки, про эльфов. Дети слушают музыку ещё раз и стараются обратить внимание на разнообразие звуков, регистров, как они используются в характеристике эльфов. Далее педагог беседует с ребятами: какие мелодии они услышали? (светлая, весёлая, лёгкая, таинственная, низкая); как заканчивается музыка? (эльфы разлетаются. Учитель говорит о регистрах.
Читает стихотворение Л. Кебич «Вышыня гукау». Затем ребята сами приводят примеры высоких, средних и низких звуков из повседневной жизни.
| Учащиеся активно отвечают на вопросы учителя из чего видно, что материал прошлого урока усвоен.
|
Слушание музыки
| Педагог предлагает ребятам послушать ещё одно произведение («Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кобалевского), но не называет его. Ребята должны сравнить контрастные регистры, назвать какие образы ими передаются. Дети внимательно слушают, потом отвечают на вопросы. Сколько персонажей в пьесе? Какие у них характеры? Что помогло нам ответь на эти вопросы? Учащиеся безошибочно отвечают. (разные ритмы, темпы, регистры).
Потом учащиеся делятся на две группы и стараются движениями передать характер медвежонка и зайчика. (Музыка звучит ещё раз).
| Педагог грамотно показала ребятам, как композитор с помощью музыки передаёт вопрос – ответ, разное настроение.
|
Игра на музыкальных инструментах
| Детям предлагается озвучить на музыкальных инструментах стихотворение: Динь – бом, динь – бом (высоко) - треугольник
В переулке ходит слон (ниже) - бубен
Старый, серый, сонный слон (низко) - барабан
Динь – бом, динь – бом (высоко) - треугольник
| Учащиеся познакомились с оперой Римского- Корсакова, с инструментами, предающими разные образы. Вспомнили разные жанры в музыке. Ребята довольно активно отвечали на вопросы учителя.
|
Итог урока
| Подводя итог урока, педагог спросила: «Ребята, с каким новым средством музыкальной выразительности мы с вами сегодня познакомились? дети отвечают. Затем учитель благодарит учащихся за работу на уроке и задаёт домашнее задание.
| Дети убедились в огромной роли регистров в музыке.
|
Выход из класса
| Ребята выходят из класса под музыку Э. Грига «Танец эльфов».
| Урок понравился.
|
Г
План – конспект проводимого урока
Тема: Сила звука (динамические оттенки)
Цель урока: сформировать целостное представление о динамике и её роли в создании художественного образа; актуализация представлений о «близком» и «далёком» в музыке; введение понятия динамика; знакомство с динамическими оттенками; выявление выразительных и изобразительных возможностей динамики в музыке; формирование умения наблюдать за изменением динамических оттенков и самостоятельно применять их в собственной художественной деятельности; воспитание и развитие духовной культуры и эмоциональности учащихся средствами музыки
Ход урока:
Орг. момент.
Входят в класс под фонограмму песни В. Шаинского «Чему учат в школе»
Музыкальное приветствие
Воспользуйтесь поиском по сайту: